76758

Височная кость

Доклад

Биология и генетика

У верхушки пирамиды внутреннее отверстие сонного канала. На передней поверхности пирамиды находятся: каменисточешуйчатая щель хрящевая ростковая зона и отверстие мышечнотрубного канала; дугообразное возвышение от полукружных костных каналов лабиринта; крыша барабанной полости от среднего уха; тройничное вдавление на вершине пирамиды для одноименного нервного узла; расщелины и борозды большого и малого каменистого нервов. На задней поверхности пирамиды располагаются: внутреннее слуховое отверстие и внутренний слуховой проход для YII...

Русский

2015-02-01

184.9 KB

0 чел.


 Височная кость

В развитии кости отмечаются разные виды оссификации:

  1.  эндесмальное окостенение чешуи и барабанной части из двух первичных ядер, появляющихся на 9-й и 10-11-й неделях плодного периода;
  2.  энхондральное окостенение каменистой части и хрящевой слуховой капсулы, начинающееся на 5-6 месяце плодного периода;
  3.  энхондральное окостенение шиловидного отростка из двух ядер — первичного в конце плодного периода и вторичного в конце 2-го года жизни;
  4.  срастание трех основных частей кости (чешуйчатой, каменистой и барабанной) начинается в периоде новорожденности, грудном и раннем детском возрасте, заканчивается в пубертатном периоде (13 лет), кода наступает окончательное окостенение;
  5.  образование барабанной полости и костного лабиринта определяется развитием органа слуха и равновесия, первым закладывается лабиринт на 3 неделе, потом улитка и слуховые косточки;
  6.  ячейки сосцевидного отростка появляются на 6-8 месяце плодного периода, окончательно формируются к 23-25 годам.

Височная кость — парная, воздухоносная, внутри содержит барабанную полость, ячейки и пещеру; слуховые косточки, лабиринт – органы слуха и равновесия.

Пирамида (каменистая часть) состоит из основания, тела и верхушки. У верхушки пирамиды — внутреннее отверстие сонного канала. У основания ее — мощный сосцевидный отросток.

Поверхности пирамиды: передняя, задняя, нижняя. Между ними края — верхний, передний, задний.

Во внутреннем основании черепа продольные оси пирамид (от верхушек до середины оснований) образуют угол в 77-130 о градусов. Его колебания зависят от формы черепа: при брахикрании — 105-139, мезокрании — 93-104, долихокрании – 83-92 о.

На передней поверхности пирамиды находятся:

  1.  каменисто-чешуйчатая щель (хрящевая ростковая зона) и отверстие мышечно-трубного канала;
  2.  дугообразное возвышение от полукружных костных каналов лабиринта;
  3.  крыша барабанной полости от среднего уха;
  4.  тройничное вдавление на вершине пирамиды для одноименного нервного узла;
  5.  расщелины и борозды большого и малого каменистого нервов.

На задней поверхности пирамиды располагаются:

  1.  внутреннее слуховое отверстие и внутренний слуховой проход для YII и YIII пары черепных нервов;
  2.  поддуговая ямка для прикрепления твердой мозговой оболочки;
  3.  наружное отверстие водопровода преддверия для циркуляции ликвора.

По нижней поверхности пирамиды находятся:

  1.  яремная ямка с бороздой и отверстием сосцевидного канальца для верхней луковицы внутренней яремной вены и ушной ветви Х пары;
  2.  яремная вырезка для ограничения одноименного отверстия черепа и проходящих в нем внутренней яремной вены и нервов IХ, Х, ХI пар;
  3.  сонный канал с наружным отверстием для ввода внутренней сонной артерии и внутреннего симпатического нерва;
  4.  сонно-барабанные канальцы для одноименных сосудов и нервов, находящиеся в стенке сонного канала;
  5.  каменистая ямочка с отверстием барабанного канальца для барабанной ветви IХ пары;
  6.  шиловидный отросток для прикрепления мышц языка, глотки и подъязычной кости;
  7.  шилососцевидное отверстие для выхода лицевого нерва (YII пара);
  8.  сосцевидный отросток с ячейками и пещерой внутри и глубокой вырезкой снаружи, отверстием для эмиссарной вены, на внутренней (мозговой) поверхности отростка находится борозда сигмовидного синуса;
  9.  теменная вырезка для прикрепления мышц;
  10.  борозда затылочной артерии.

Передний край пирамиды:

  1.  отверстие мышечно-трубного канала, состоящего из двух полукружных каналов для слуховой трубы и для мышцы напрягающей барабанную перепонку.

Верхний край пирамиды:

  1.  борозда верхнего каменистого синуса.

Задний край:

  1.  борозда нижнего каменистого синуса;
  2.  наружное отверстие канальца улитки для циркуляции перилимфы.

Барабанная часть:

  1.  наружное слуховое отверстие и наружный слуховой проход – части наружного уха;
  2.  барабанно-сосцевидная, барабанно-чешуйчатая, и каменисто-чешуйчатая щели – хрящевые ростковые зоны;
  3.  каменисто-барабанная щель пропускает барабанную струну – ветвь лицевого нерва;
  4.  влагалище шиловидного отростка.

Внутри каменистой и барабанной частей располагаются воздухоносные структуры:

  1.  барабанная полость с шестью стенками: покрышечной — верхняя стенка, яремной — нижняя стенка, лабиринтной — медиальная стенка, сосцевидной – задняя стенка, сонной — передняя стенка, перепончатой (барабанная перепонка) – латеральная стенка;
  2.  ячейки и пещера сосцевидного отростка, сообщающиеся с барабанной полостью благодаря входу в пещеру в задней стенке.

В барабанной полости находятся слуховые косточки – молоточек, наковальня, стремя.

На медиальной (лабиринтной) стенке барабанной полости находятся:

  1.  мыс (промонториум) и возвышение (проминенция) стенки лицевого канала;
  2.  овальное окно преддверия (выше мыса), закрытое основанием стремени;
  3.  круглое окно улитки (ниже и позади мыса) закрытое вторичной барабанной перепонкой.

На задней (сосцевидной) стенке имеется:

  1.  пирамидальное возвышение для прикрепления стремянной мышцы;
  2.  отверстие входа в пещеру сосцевидного отростка, с которой сообщаются его ячейки.

Слуховые косточки располагаются внутри барабанной полости:

  1.  молоточек имеет головку, рукоятку с латеральным и передним отростками;
  2.  наковальня включает тело, короткую ножку, длинную ножку с чечевицеобразным отростком;
  3.  стремя состоит из головки, передней и задней ножки, соединенных основанием.

Между собой слуховые косточки образуют два сустава наковально-молоточковый и наковально-стременной.

В толще пирамиды височной кости располагается: костный лабиринт, в нем различают преддверие, улитку — вместилище для органа слуха и костные полукружные каналы: передний (сагиттальное и верхнее положение), задний (фронтальное положение), латеральный (горизонтальное положение), в каналах и преддверии находится орган равновесия.

Чешуйчатая часть

По наружной поверхности участвует в образовании височной ямы.

  1.  В рельефе поверхности выделяются:
  2.  борозда средней височной артерии;
  3.  скуловой отросток, участвующий в образовании скуловой дуги черепа;
  4.  нижнечелюстная ямка и ее суставной бугорок.

По внутренней (мозговой) поверхности:

  1.  пальцевые вдавления;
  2.  артериальные борозды.

Каналы височной кости

Сонный канал: короткий и кривой, имеет наружное отверстие на нижней поверхности пирамиды и внутреннее отверстие, открывающееся в полость черепа (среднюю черепная яму), пропускает внутреннюю сонную артерию с ее каменистым изгибом и внутренний сонный симпатический нерв.

Мышечно-трубный канал:

  1.  имеет общую стенку с сонным каналом;
  2.  состоит из двух полукружных каналов: верхнего для мышцы напрягающей барабанную перепонку и нижнего для слуховой трубы.

Оба полукружных канала открываются в барабанную полость, а слуховая труба противоположным концом еще и в носоглотку.

Лицевой канал имеет входное отверстие на дне внутреннего слухового прохода, выход из канала – шилососцевидное отверстие. В канале находится сложный, петлеобразный ход, а внутри каменистой части и ближе к основанию пирамиды образуется изгиб в виде коленца.

Канал содержит лицевой нерв с узелком коленца, внутри пирамиды он имеет отверстия для выхода ветвей нерва в барабанную полость.

Каналец барабанной струны:

  1.  отходит от лицевого канала и открывается в барабанную полость;
  2.  в канальце проходит ветвь лицевого нерва – барабанная струна, которая покидает череп через каменисто-барабанную щель.

Барабанный каналец:

  1.  нижнее отверстие лежит в каменистой ямочке;
  2.  канал проходит через барабанную полость и перегородку мышечно-трубного канала;
  3.  верхнее отверстие открывается в расщелину малого каменистого нерва на передней поверхности пирамиды;
  4.  в канальце проходит в барабанную полость барабанный нерв – ветвь языкоглоточного нерва (IX пары), а выходит малый каменистый нерв.

Сонно-барабанные канальцы (два):

  1.  начало в стенке сонного канала возле наружного сонного отверстия;
  2.  конец в барабанной полости;
  3.  содержимое — сонно-барабанные симпатические нервы и сосуды.

Сосцевидный каналец:

  1.  начало в яремной ямке, по своему ходу перекрещивает лицевой канал, открывается в барабанно-сосцевидную щель;
  2.  содержимое — ушная ветвь блуждающего нерва (Х пары).


Клиновидная кость, ее части, отверстия и их назначение.

10  


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

55317. Перші князі Київської держави 27 KB
  Назвіть імена київських князів про яких ви вивчали у молодших класах Учні згадують імена перших київських князів учитель записує їх на дошці в порядку їх правління. Перші князі були вільні духом благородні мужні кращі люди часів Київської Русі.
55318. ПІРАМІДОЛОГІЯ 4.75 MB
  Поспілкувавшись з учнями що вони знають про піраміди чи вивчали в школі на уроках історії щось цікаве хто знає про існування сучасних пірамід де вони зустрічаються нам в оточуючому нас світі легко і ненавязливо викладач підводить учнів до плану дій і розподіл ролей.
55319. ПРОФОРИЕНТАЦИЯ В РАБОТЕ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ 72.5 KB
  Цель моей работы: помочь учащимся ориентироваться в огромном мире профессий; оказывать консультационную помощь в выборе любимого дела; показать неразрывную связь между желаемой профессией и необходимым образованием...
55320. Дружба – найбільший скарб 225 KB
  Напишіть на ньому побажання та добрі слова своїм друзям. Тема: Якщо ви ввічливі Мета: навчити дітей ввічливо спілкуватися з ровесниками та дорослими; розширити і закріпити вміння вживати слова ввічливості; домагатися доброзичливої атмосфери в класі; виховувати в учнів ввічливість чемність доброзичливість; формувати манери культурної поведінки поглибити знання учнів про етикет і його важливість у житті людини. Але чи то уклін чи слова вітання чи лагідна усмішка спільним в них є те що привітання означає: Ти мені приємна...
55321. Олімпійський вогник 47 KB
  Мета проекту Ознайомити учнів із історією виникнення Олімпійського руху. Послідовність виконання проекту Етапи Завдання Діяльність учнів Діяльність педагога...
55322. Різдвяні зустрічі 62 KB
  Стало білим все село двічі Біла стежка біла річка Біла хата і смерічка двічі Біла хата білі коні Тільки носики червоні Діти зупиняються стають дугою.
55323. Подорож картою України 74.5 KB
  Додатково вони будуть розробляти буклети з фотографіями, малюнками, творчими роботами, нададуть матеріали для друкування в шкільну газету «Очима учня». В результаті проекту учні дадуть відповіді на питання, висунуті та удосконалені впродовж розробки теми проекту.
55324. На Україну линуть журавлі 55 KB
  Формувати уявлення про специфіку літератури української діаспори потребу до самостійного читання художньої літератури. Виховувати любов до української літератури.
55325. Здорові зуби 73.5 KB
  Основні цілі: сформувати поняття «здоровя», розкрити його психологічний фізіологічний та соціальний стан, ознайомити учнів з факторами, що визначають здоровя людини.