76759

Клиновидная кость

Доклад

Биология и генетика

Клиновидная кость воздухоносная состоит из тела малых и больших крыльев и крыловидных отростков. На верхней поверхности тела находится турецкое седло а в нем: гипофизарная ямка для гипофиза центральной нейроэндокринной железы; бугорок седла кпереди от ямки; спинка седла с задними наклоненными отростками кзади от ямки; сонные борозды: правая и левая с клиновидными язычками лежат по боковым поверхностям седла предназначены для внутренней сонной артерии и внутреннего сонного симпатического нерва венозного пещеристого синуса. На...

Русский

2015-02-01

180.73 KB

0 чел.


 Клиновидная кость

В развитии кости имеют значение:

  1.  эндохондральное окостенение из 5 пар первичных ядер, закладывающихся на 9 неделе плодного периода в теле и крыльях;
  2.  эндодесмальное окостенение крыловидных отростков и оконечностей больших крыльев, начинающееся на 8 неделе;
  3.  срастание тела, малых и больших крыльев, крыловидных отростков происходит в возрасте 3-8 лет.

Клиновидная пазуха появляется на 3 году жизни, формирование ее заканчивается в 30-40 лет.

В процессе развития на начальном этапе в теле кости формируется глоточно-черепной канал, через который из первичной полости рта проходит передний зачаток гипофиза. После перемещения зачатка канал зарастает, при нарушениях развития возникает черепно-мозговая грыжа.

Клиновидная кость – воздухоносная состоит из тела, малых и больших крыльев и крыловидных отростков.

Тело – внутри содержит воздухоносный синус и имеет шесть поверхностей:

  1.  верхняя (мозговая);
  2.  нижняя — с отверстиями клиновидной пазухи для сообщения с полостью носа;
  3.  передняя, примыкает к решетчатой кости и образует клиновидно-решетчатый синхондроз;
  4.  задняя соединяется с базилярной частью затылочной кости, участвуя в образовании ската и клиновидно-затылочного синхондроза;
  5.  латеральные: правая и левая переходят в крылья.

На верхней поверхности тела находится турецкое седло, а в нем:

  1.  гипофизарная ямка — для гипофиза — центральной нейроэндокринной железы;
  2.  бугорок седла — кпереди от ямки;
  3.  спинка седла с задними наклоненными отростками — кзади от ямки;
  4.  сонные борозды: правая и левая с клиновидными язычками, лежат по боковым поверхностям седла, предназначены для внутренней сонной артерии и внутреннего сонного симпатического нерва, венозного пещеристого синуса.

На передней поверхности тела:

  1.  клиновидный гребень, переходящий книзу в киль.

На нижней поверхности тела:

  1.  клиновидный киль (клюв);
  2.  по бокам от клюва и гребня — клиновидные раковины, ограничивающие клиновидные отверстия, ведущие в синус.

Боковые (латеральные) поверхности продолжаются в малые и большие крылья.

Малые крылья: правое и левое – лежат кпереди и по бокам от тела. Они имеют:

  1.  передний край, соединяющийся с лобной костью плоским швом;
  2.  задний край – свободный, обращенный в среднюю черепную яму вместе с медиально расположенными передними наклоненными отростками;
  3.  зрительный канал под наклоненными отростками — для зрительного нерва (II пара) и центральной артерии и вены сетчатки глаза;
  4.  борозду перекреста зрительных нервов, соединяющую внутренние отверстия зрительных каналов.

Большие крылья: правое и левое.

  1.  У основания крыла ближе к турецкому седлу последовательно спереди назад лежат три отверстия: круглое — для второй ветви тройничного нерва (Y пара), овальное — для третьей ветви тройничного нерва, остистое — для средней менингеальной артерии.
  2.  Клиновидная ость находится позади и ниже отверстия для менингеальной артерии.
  3.  Поверхности крыльев: мозговая — с мозговыми выступами, пальцевыми вдавлениями, артериальными бороздками, глазничная — для боковой стенки глазницы, верхнечелюстная — обращена в крыловидно-небную ямку, имеет круглое отверстие, височная — разделена подвисочным гребнем на две части – височную и подвисочную.

Между малыми и большими крыльями находится верхняя глазничная щель, через которую проходят: глазодвигательный (III пара), блоковый (IY пара), отводящий (YI пара) черепные нервы и первая ветвь (глазной, глазничный нерв) из тройничного нерва (Y пара), а также глазничная артерия и вена.

Крыловидные отростки правый и левый отходят от нижней поверхности тела и содержат:

  1.  медиальную и латеральную пластинки, сращенные впереди, где проходит крылонебная борозда;
  2.  между пластинками сзади и книзу — крыловидная ямка, переходящая книзу в крыловидную вырезку;
  3.  медиальная пластинка длиннее и заканчивается крючком;
  4.  в основании крыловидных отростков проходит одноименный канал для сосудов и нервов.


Крылонебная ямка, ее стенки, отверстия и их назначение.

11  


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

2693. Психолого-педагогічна характеристика 10-А класу 46 KB
  Школа має всі необхідні умови для проходження педагогічної практики. Існують добре обладнані кабінети географії та біології, бібліотека укомплектована підручниками і додатковою літературою. Є комп’ютерний клас з демонстраційною дошкою що дає мо...
2694. Виховний iдеал національної системи виховання 101 KB
  Поняття національне виховання. Його сутність та особливості. Національне виховання як невід'ємний чинник цілісного формування особистості. Основні напрямки розвитку національного виховання. Збереження традицій національного виховання у сучасному світі.
2695. Through Centuries with Love/ Через віки з любов’ю 603 KB
  Тема заходу: Through Centuries with Love Через віки з любов’ю Мета заходу: Методична: вдосконалити методику проведення позааудиторного заходу  з використанням індивідуальних і групових форм роботи з метою удо...
2696. Рыцарский турнир 45 KB
  Внеклассное мероприятие Рыцарский турнир Добрый день, дорогие друзья! Мы собрались сегодня с вами на праздник, который назвали Рыцарский турнир. А вы знаете, кто такие рыцари? В средние века рыцарями называли отважных, смелых воинов, котор...
2697. Человеческие чувства. О любви немало слов уж сказано 71 KB
  формирование и развитие у учащихся осознания существующих незыблемых общечеловеческих ценностей, идентичности восприятия их разными народами, необходимости бережного отношения не только к человеческим чувствам, но и к тому хрупкому миру, в котором им...
2698. 8 марта. Воспитательное мероприятие 48 KB
  Цели мероприятия: Образовательная - расширение и углубление знаний и умений учащихся. Развивающая - развивать чувство уважения друг к другу. Воспитательная - формирование у учащихся морально-нравственных качеств. Оборудование: бумага, фломастеры, цв...
2699. Золотой век российской науки и другие воспитательные мероприятия по физике 434 KB
  Устный журнал, посвященный истокам русской науки. Журнал включает в себя 3 блока: информационный, дискуссионный, игровой. Ведущими информационного блока выступают дети, исполняющие роли журналистов. Дискуссионный блок проводит классный руковод...
2700. Путешествие по англоязычным странам 4.56 MB
  Путешествие по англоязычным странам Цели:  обучающая: развивать познавательный интерес учащихся, развитие и поддержание интереса к странам изучаемых языков, воспитательная: воспитание толерантности и уважения к другой культуре, чуткости и...
2701. Актуальные вопросы ВИЧ-инфекции 109.38 KB
  Актуальные вопросы ВИЧ-инфекции Цель: Сформировать убеждение в необходимости избегать форм поведения, связанных с неоправданным риском для здоровья и жизни. Оборудование: Карты с изображением компании подростков (одна на парту). Текст История...