76761

Полость носа

Доклад

Биология и генетика

Полость носа обладает верхней нижней и парными боковыми стенками. Верхняя стенка состоит из: носовой части лобной кости продырявленной пластинки решетчатой кости и тела клиновидной которые составляют верхнезаднюю часть стенки; парных носовых костей: право и левой образующих передневерхнюю часть стенки. Нижняя стенка включает: небные отростки верхних челюстей и горизонтальные пластинки небных костей – костное небо; носовой гребень который проходит по середине стенки в продольном направлении. Латеральные стенки правая и левая...

Русский

2015-02-01

181.99 KB

0 чел.


 Полость носа

В лицевом черепе полость носа располагается в середине и имеет:

костную перегородку – (из перпендикулярной пластинки решетчатой кости и сошника), которая делит полость носа на правую и левую половину;

вход, обозначенный как грушевидная апертура, ограниченный сверху краями носовых костей, сбоку носовыми вырезками верхних челюстей, снизу – передней носовой остью верхних челюстей;

выход – хоаны, — ограниченные сбоку медиальными пластинками крыловидных отростков, изнутри – сошником, сверху – телом клиновидной кости, снизу – горизонтальными пластинками небных костей с задней носовой остью.

Полость носа обладает верхней, нижней и парными боковыми стенками.

Верхняя стенка состоит из:

  1.  носовой части лобной кости, продырявленной пластинки решетчатой кости и тела клиновидной, которые составляют верхне-заднюю часть стенки;
  2.  парных носовых костей: право и левой, образующих передне-верхнюю часть стенки.

Нижняя стенка включает:

  1.  небные отростки верхних челюстей и горизонтальные пластинки небных костей – костное небо;
  2.  носовой гребень, который проходит по середине стенки в продольном направлении.

Латеральные стенки (правая и левая) состоят из:

  1.  носовых поверхностей тела и лобных отростков верхних челюстей, слезных костей, решетчатого лабиринта, перпендикулярных пластинок небных костей, медиальных пластинок крыловидных отростков;
  2.  изнутри на боковых стенках находятся верхние, средние и нижние носовые раковины, а под ними верхние, средние и нижние носовые проходы.

Придаточные пазухи носа и их связи:

  1.  верхнечелюстные пазухи правая и левая через полулунные расщелины открываются в средний носовой проход;
  2.  лобная пазуха – непарная, через решетчатую воронку сообщается с средним носовым проходом;
  3.  решетчатая пазуха – непарная, ее передние и средние ячейки через свои отверстия впадают в средний носовой проход;
  4.  клиновидная пазуха – непарная, через клиновидно-решетчатое углубление (мешок) соединяется с верхним носовым проходом;
  5.  решетчатая пазуха (задние ячейки) через отверстия ячеек соединяется с верхним носовым проходом.

Верхнечелюстная пазуха расположена внутри тела верхней челюсти, сообщается с полостью носа через полулунную расщелину, благодаря чему вдыхаемый воздух в пазухе увлажняется, очищается, обогревается, как впрочем и во всех остальных придаточных полостях.

Верхняя стенка отделяет пазуху от глазницы и состоит:

  1.  из компактной кости в 0,7-1,2 мм толщиной, имеющей утолщение в подглазничном крае;
  2.  через верхнюю стенку проходят подглазничные борозда и канал, которые истончают стенку, вплоть до её отсутствия, внутри ее от подглазничного канала и борозды начинаются верхние альвеолярные канальцы (2-3) для одноименных сосудов и нервов, снабжающих альвеолы и зубы.

Медиальная стенка граничит с полостью носа и состоит из:

  1.  компактной кости, более тонкой по нижнему и заднему краю (1,7-2,2 мм) и толстой впереди (3 мм), где располагается клыковая альвеола;
  2.  в стенке находится серповидная верхнечелюстная расщелина, соединяющая пазуху со средним носовым проходом.

Переднелатеральная стенка располагается в области клыковой ямы и состоит:

  1.  из компактной кости — тонкой в центре (0,2 мм) и толстой по периферии (4,8-6,4 мм), где у лобного, скулового и альвеолярного отростков кость состоит не только из наружной и внутренней компактных пластинок, но и расположенной между ними губчатой костной ткани, что вместе образует контрфорсы – уплотнители кости, возникшие от действия жевательных мышц (лобно-носовой и скуло-альвеолярный);
  2.  внутри стенки проходят передние и средние альвеолярные канальцы, содержащие одноименные сосуды и нервы.

Заднелатеральная стенка находится в области бугра верхней челюсти и состоит:

  1.  из одной компактной пластинки в 0,8-1,3 мм в области бугра, а вблизи альвеолярного и скулового отростков она имеет две компактные пластинки, а между ними губчатое вещество, что придает ей значительную толщину в 3,8-4,7 мм (контрфорс – крыловидно-небный);
  2.  внутри стенки проходят задние альвеолярные канальцы для одноименных сосудов и нервов, они утончают стенку вплоть до её отсутствия.

Нижняя стенка считается местом соединения латеральных и медиальной стенок в виде желоба и состоит:

  1.  из компактной пластинки 0,3–0,5 мм толщины;
  2.  нижняя стенка рассматривается, как дно верхнечелюстной пазухи, которое может быть низким (глубоким), высоким (поверхностным), ровным или неровным из-за выпячиваний альвеол резцов, клыка и премоляров.

Через нижнюю стенку к пазухе могут прилежать корни верхних пре – и моляров, отделяясь от нее компактной пластинкой в 2-3 мм толщиной, а при наличии в пазухе небных и альвеолярных бухт проникать в нее.

Индивидуальная изменчивость в строении верхнечелюстной пазухи проявляется:

  1.  при сильной пневматизации челюсти большим объемом пазухи и тонкими стенками;
  2.  при слабой пневматизации малым объемом и толстыми стенками;
  3.  при узкой и высокой челюсти, небольшой пазухе корни пре – и моляров отделены толстой нижней стенкой;
  4.  при широкой и низкой челюсти и большой пазухе — нижняя стенка истончается, а при наличии глубоких альвеолярных и небных бухт корни 2-го и 3-го моляров лежат внутри пазухи.

Придаточные полости носа принимают при вдохе атмосферный воздух, согревая, очищая его от пыли, микробов, увлажняя, и только после прохождения через полость носа и ее придаточные синусы он поступает в нижние дыхательные пути и легкие. Кроме того, параназальные синусы играют роль резонаторов при речеобразовании. Они также, благодаря коробчатому строению и рациональному расположению, облегчают конструкцию черепа и помогают ему в биомеханической устойчивости, как при естественных, так и при экстремальных нагрузках.

Для придаточных пазух характерно позднее и длительное формирование в онтогенезе.

Только верхнечелюстная пазуха появляется в плодном периоде (5-й месяц), все остальные после рождения: ячейки решетчатого синуса в грудном возрасте (9-12 месяцев) и, в первые два года раннего детства, клиновидная пазуха – на 3-м году жизни, лобная пазуха — на 12-14 месяце. Окончательное формирование пазух происходит в пубертатном и юношеском периодах, а некоторых и позднее, например, клиновидная складывается к 25-30 годам.

Варианты и аномалии

  1.  редкое отсутствие, например, лобной пазухи;
  2.  вариации размеров, объема, количества перегородок внутри пазух, толщины стенок, бухтообразных выпячиваний;
  3.  вариации впадения в носовые проходы;
  4.  расположение внутри пазух других органов, например, коренных зубов в верхнечелюстной пазухе.

Внутренняя поверхность основания черепа. Отверстия, их назначения.

13  


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

7767. Гражданское образование школьников 92 KB
  Гражданское образование школьников. Сущность гражданского образования и модели его реализации в учебно-воспитательном процессе школы. Гражданин - это одна из основных социальных ролей человека, которая охватывает широкую сферу социальных отно...
7768. Профессиональная педагогическая деятельность: сущность, структура, особенности 90.5 KB
  Профессиональная педагогическая деятельность: сущность, структура, особенности. Требования к личности учителя и структуре педагогической деятельности В условиях реформирования высшей и средней школы, при которых вариативность и дифференциаци...
7769. Педагогика. Краткий терминологический словарь 52 KB
  Краткий терминологический словарь Активные методы обучения - это методы обучения, основанные на самостоятельной творческой деятельности учащихся по разрешению задач и ситуаций. Активные методы обучения повышают степень мотивации и эм...
7770. Свойства твёрдых тел, жидкостей и газов 87 KB
  Тема: Свойства твёрдых тел, жидкостей и газов. Цель: Закрепить знания о состояниях тел. Задачи: Рассмотреть свойства твёрдых тел, жидкостей и газов. Сформировать представления о деформации, упругости, пластичности. Ход урока. Орган...
7771. Аналіз статті. Дубовик С.Г. Мовний етикет у професійній культурі педагога 36 KB
  Аналіз статті. Дубовик С.Г. Мовний етикет у професійній культурі педагога Перебудова вищої школи передбачає виведення вищої освіти на світовий рівень, а тому розглядає багато проблем, серед яких важливе місце належить проблемі формування висококвалі...
7772. Аналіз статті: Трохимець О.І. Розвиток вищої освіти України в умовах глобалізації 16.58 KB
  Аналіз статті: Трохимець О.І.Розвиток вищої освіти України в умовах глобалізації Сучасний етап розвитку світової і вітчизняної економіки передбачає створення суспільства, що базується на знаннях, де соціальне й економічне благополуччя країни в...
7773. Загальні основи педагогіки вищої школи. організація педагогічного процесу та зміст освіти у вищій школі 533 KB
  Загальні основи педагогіки вищої школи. організація педагогічного процесу та зміст освіти у вищій школі Тема 1. Загальні основи педагогіки вищої школи. система вищої освіти в Україні і закордонні План вивчення теми: Предмет...
7774. Воспитание в Древнем мире. Спарта и Афины 30 KB
  Воспитание в Древнем мире. Спарта и Афины. Обучение и воспитание в Афинах. Утвердить законом тот факт, что ребенка обязаны обучать родители, в Афинах не догадались. Собственного говоря - этого и не требовалось. Общественное мнение, неписанные законы...
7775. Воспитание в Киевской Руси 31 KB
  Воспитание в Киевской Руси Хотелось бы пока остановиться на двух великих произведениях Древней Руси: летопись Повесть временных лет и Поучение Владимира Мономаха. Повесть временных лет определяет место славян и, в частности, русского народа, среди н...