76762

Внутреннее основание черепа

Доклад

Биология и генетика

Внутренняя граница между сводом и основанием выделяется не во всех учебниках: слепое отверстие лобной кости и основание ее глазничных отростков; соединение малых и больших крыльев клиновидной кости латеральная оконечность верхней глазничной щели стык теменноклиновидного и лобнотеменного швов; основание пирамиды височной кости и сосцевиднотеменной шов; борозда поперечного синуса крестообразное возвышение и внутренний выступ затылочной кости. Передняя черепная яма образована: по бокам глазничными частями лобной кости; в центре ...

Русский

2015-02-01

184.16 KB

3 чел.


 Внутреннее основание черепа

Наружная граница между сводом и основанием черепа проходит через:

  1.  носолобный шов и точку назион;
  2.  надглазничные края лобной кости и её скуловые отростки, клиновидно-скуловой шов;
  3.  подвисочный гребень клиновидной кости, скуловой отросток височной кости и наружное слуховое отверстие;
  4.  основание сосцевидного отростка;
  5.  верхнюю выйную линию и наружный затылочный выступ.

Внутренняя граница между сводом и основанием выделяется не во всех учебниках:

  1.  слепое отверстие лобной кости и основание ее глазничных отростков;
  2.  соединение малых и больших крыльев клиновидной кости (латеральная оконечность верхней глазничной щели), стык теменно-клиновидного и лобно-теменного швов;
  3.  основание пирамиды височной кости и сосцевидно-теменной шов;
  4.  борозда поперечного синуса, крестообразное возвышение и внутренний выступ затылочной кости.

Во внутреннем основании выделяется три черепных ямы, расположенных уступами.

Передняя черепная яма образована:

  1.  по бокам — глазничными частями лобной кости;
  2.  в центре — продырявленной пластинкой решетчатой кости;
  3.  сзади — малыми крыльями клиновидной кости.

Задняя граница передней черепной ямы:

  1.  задний край малых крыльев, бугорок седла клиновидной кости.

Анатомические структуры передней ямы:

  1.  мозговые возвышения, пальцевые вдавления, — следы извилин и борозд лобной доли;
  2.  решетчатые отверстия для обонятельных нервов (I пара);
  3.  петуший гребень и слепое отверстие для прикрепления твердой мозговой оболочки.

Средняя черепная яма образована телом и большими крыльями клиновидной кости, передней поверхностью пирамиды и частью чешуи височной кости. В яме выделяют центральную часть с турецким седлом и две латеральных ямки: правую и левую.

В центральной части на теле клиновидной кости находится турецкое седло и ряд других образований:

  1.  впереди турецкого седла — предперекрестная борозда и передний бугорок – для перекреста зрительных нервов и передней части пещеристого венозного синуса;
  2.  отверстия зрительных каналов для II пары черепных нервов и центральных артерии и вены;
  3.  гипофизарная ямка и позади ее спинка турецкого седла – для гипофиза и задней части пещеристого синуса;
  4.  на боках седла — сонные борозды правая и левая — для внутренней сонной артерии и боковых частей пещеристого синуса (артерия проходит внутри синуса).

В двух латеральных ямках на больших крыльях и пирамиде располагаются:

  1.  мозговые возвышения и пальцевые вдавления височной доли мозга;
  2.  между большими и малыми крыльями — верхняя глазничная щель – для III, IY, YI пары и первой (глазной) ветви Y пары черепных нервов, глазничных артерии и вены;
  3.  круглое отверстие – верхнечелюстная ветвь Y пары;
  4.  овальное отверстие — нижнечелюстная ветвь Y пары и мелкопетлистое венозное сплетение;
  5.  остистое отверстие — средняя менингеальная артерия;
  6.  расщелины и борозды для большого и малого каменистых нервов (ветви YII и IX пары), тройничное вдавление для узла Y пары на передней поверхности у вершины пирамиды височной кости, крыша барабанной полости и дугообразное возвышение.

Задняя черепная яма

Передняя граница проходит по верхним краям пирамид височной кости и спинке клиновидной. Задняя граница – по внутреннему затылочному выступу и борозде поперечного синуса. Рельеф ямки складывается за счет внутренней поверхности затылочной кости, задних поверхностей височных пирамид, внутренней поверхности сосцевидных отростков, тела клиновидной кости и сосцевидных углов затылочной кости.

Анатомические структуры:

  1.  скат — образуется за счет клиновидно-затылочного синхондроза при соединении базилярной части затылочной кости и спинки турецкого седла клиновидной кости, служит ложем для продолговатого мозга и моста (задний мозг);
  2.  большое затылочное отверстие, через которое продолговатый мозг переходит в спинной в сопровождении парных позвоночных сосудов;
  3.  внутренний затылочный гребень разделяет правую и левую нижние затылочные ямки – для полушарий мозжечка;
  4.  крестообразное возвышение с внутренним затылочным выступом — для прикрепления твердой мозговой оболочки со слиянием синусов (синусный сток);

  1.  одноименные борозды — для парных (правого и левого) поперечных и сигмовидных синусов;
  2.  внутреннее слуховое отверстие и проход для YII, YIII пары черепных нервов, борозда нижнего каменистого синуса, наружная апертура водопровода преддверия и поддуговая ямка;
  3.  яремное отверстие (правое и левое) — для IX, X, XI пары и внутренней яремной вены.

Костные утолщения черепа, противостоящие нагрузке и перераспределяющие ее, называются контрфорсами. Биомеханические свойства их обусловлены наличием компактных пластинок: наружной и внутренней, между которыми находится губчатое вещество. В устойчивости контрфорсов определяющее значение имеет плавная криволинейность компактных пластинок и толщина губчатого вещества. Ориентация костных балок строго соответствует силовым линиям нагрузки.

В лицевом черепе выделяют (на верхней челюсти):

  1.  лобно-носовой контрфорс, который опирается на альвеолярные возвышения в области клыка, продолжается по компактной пластинке лобного отростка к носовой части лобной кости, где укрепляется поперечно направленными костными валиками надбровных дуг;
  2.  альвеолярно-скуловой контрфорс – от альвеолярного возвышения в области 1-2 моляров по скулоальвеолярному гребню к скуловой кости, от неё на скуловой отросток лобной кости и нижнеглазничный край верхней челюсти;
  3.  крыловидно-небный контрфорс — от альвеолярного возвышения 2-3 моляра, через бугор верхней челюсти к крыловидному отростку клиновидной кости и перпендикулярной пластинке небной кости;
  4.  небный контрфорс с поперечным направлением костных балок и силовых траекторий возникает за счет небных отростков верхней челюсти и горизонтальных пластинок небной кости.

На нижней челюсти имеются:

  1.  альвеолярный контрфорс – от базилярной дуги на основании челюсти кверху к ее альвеолярной части;
  2.  восходящий — вдоль базилярной дуги и отростков ветвей.

В мозговом черепе различают контрфорсы свода и основания:

  1.  продольный сагиттальный контрфорс опирается на носовую часть лобной кости, проходит посредине между лобными буграми и далее по сагиттальному шву, заканчиваясь в области затылочных выступов;
  2.  лобно-теменной контрфорс начинается у основания скулового отростка лобной кости, проходит через лобный бугор, височную линию к теменному бугру и заканчивается у сосцевидного отростка височной кости;
  3.  переднебоковой контрфорс основания формируется за счет малых крыльев и подвисочного гребня больших крыльев клиновидной кости;
  4.  заднебоковой контрфорс основания черепа создается корнем скулового отростка и основанием пирамиды и сосцевидным отростком височной кости.
  5.  затылочный контрфорс основания формируется затылочными гребнями, мыщелками, скатом, и валиками вокруг большого отверстия затылочной кости.

Между контрфорсами располагаются более тонкие участки костей черепа, которые нередко называют «слабыми местами», так как через них проходят линии переломов. Сочетание утолщенных и тонких участков в костном рельефе черепа вместе с его общей округлой формой, медленно и постепенно окостеневающими швами и синхондрозами, позволяет ему выдержать значительные механические нагрузки.

Поэтому в черепе человека выделяют анатомические устройства, выполняющие функцию биомеханических приспособлений, противостоящих воздействию механической энергии (Ю. Ф. Черников). Они включают не только перечисленные выше контрфорсы, но и:

  1.  рациональную общую форму: круглый (брахикранный) череп равномерно распределяет нагрузку, овальный (долихокранный) больше концентрирует ее в основании;
  2.  чередующееся на протяжении всего черепа отношение толщины костей к радиусу кривизны, а именно, чем плавней образующий внешний и внутренний контур черепа и толще кости, тем прочнее вся конструкция, и наоборот, что более характерно для основания;
  3.  своеобразную форму воздухоносных полостей, играющих роль легких, высокопрочных коробчатых структур на границе свода и основания мозгового и лицевого черепа;
  4.  системное расположение отверстий в основании продольно-параллельными, ступенчатыми рядами и присутствие вокруг отверстий утолщений кости различного сечения, что обуславливает взаимодействие упругих полей сжатия в области основания и повышает его биомеханическую устойчивость;
  5.  наличие опорных и соединительных узлов и тонких арок между ними, имеющих треугольное и ромбовидное сечение с ориентированными нагрузкой костными балками;
  6.  устройство швов и синхондрозов из соединительной и хрящевой тканей, обеспечивающей амортизационные свойства непрерывных соединений, которые в течении жизни подвергаются постепенному и медленному окостенению, что обуславливает строго определенную последовательность включения их в нагрузку и рациональное перераспределение ее при деформациях черепа;
  7.  общее напряженное состояние черепа: присутствие в костях растягивающих напряжений по наружной пластинке и сжимающих – по внутренней, топография которых зависит от формы костей и в целом черепа, пола и возраста человека;
  8.  перераспределение силовых напряжений и деформаций в зависимости от формы, структуры костей и всего черепа, а также направления, силы и скорости действующей нагрузки.

Наружная поверхность основания черепа; отверстия и их назначение. Височная и подвисочная ямки. Их топография.

14  


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

7786. Ушинский о педагогической науке и искусстве воспитания 28 KB
  К. Д. Ушинский о педагогической науке и искусстве воспитания. Ушинский указывал, что теория педагогики должна быть основана на использовании законов анатомии, физиологии, психологии философии, истории и других наук. Она должна открывать законы...
7787. Антон Семенович Макаренко 32 KB
  Макаренко Антон Семенович Макаренко родился в г. Белополье, бывш. Харьковской губернии, в семье мастера малярного цеха железнодорожных мастерских. Макаренко подверг острой критике буржуазную и мелкобуржуазную педагогику. Он писал, ч...
7788. Педагогически взгляды представителей демократического движения в России в сер 19 века 43.5 KB
  Педагогически взгляды представителей демократического движения в России в сер 19 века Герцен. Педагогические взгляды Герцена определились философскими (атеизм и материализм), этическими (гуманизм) и политическими (революционный демократизм) убеждени...
7789. Педагогическая деятельность и взгляды Толстого Л.Н. 32 KB
  Педагогическая деятельность и взгляды Толстого Л.Н. Горячий протестант и страстный обличитель, как назвал его В.И. Ленин, подверг разрушительной критике постановку воспитания и образования в России и в Западной Европе, современные ему школы, утверж...
7790. Педагогическая система Ушинского 28 KB
  Педагогическая система Ушинского В основе педагогической системы Ушинского лежит идея народности. Под народностью Ушинский понимал своеобразие каждого народа, обусловленное его историческим развитием, географическими, природными условиями. В статье ...
7791. Педагогические Взгляды французских материалистов XVIII века 33 KB
  Педагогические Взгляды французских материалистов XVIII века Педагогические идеи Клода Адриана Гельвеция Гельвеций прославился как автор книги Об уме, которая вышла в 1758 г. и вызвала яростные нападки со стороны всех сил реакции, правя...
7792. Педагогическая технология Руссо 31.5 KB
  Педагогическая технология Руссо Основу педагогических взглядов Руссо составляет теория естественного воспитания, которая тесно связана с его социальными взглядами, с его учением о естественном праве Руссо утверждал, что человек родится совершенным, ...
7793. Педагогическая деятельность и теория Яна Амоса Коменского 36 KB
  Педагогическая деятельность и теория Яна Амоса Коменского О роли воспитания, его целях и задачах Взгляды Коменского на ребенка, его развитие и воспитание коренным образом отличались от средневековых представлений. Вслед за гуманистами эпохи Возрожде...
7794. Педагогическая мысль и школа в период Французской буржуазной революции XVIII века 43 KB
  Педагогическая мысль и школа в период Французской буржуазной революции XVIII века В 70-х годах XVIII века во Франции создалась революционная ситуация. В недрах феодального общества выросли и созрели формы нового, капиталистического уклада. О...