76763

Наружное основание черепа

Доклад

Биология и генетика

Наружная граница между сводом и основанием проходит по носолобному шву надглазничным краям скуловым отросткам лобной кости подвисочному гребню клиновидной по основанию скуловых отростков височных костей над наружным слуховым отверстием по верхнему краю через основание сосцевидных отростков; заканчивается по верхней выйной линии и наружному затылочному выступу. В своде по наружной поверхности выделяют передний отдел лоб лобная область с рельефом: чешуя лобной кости на ней лобные бугры правый и левый; надбровные дуги у границы с...

Русский

2015-02-01

183.43 KB

0 чел.


 Наружное основание черепа

В мозговом черепе различают по вертикальной норме:

  1.  свод или крышу — куполообразную верхнюю часть, образованную чешуей лобной, височных, затылочной костей, большими крыльями клиновидной и теменными костями; при долихокрании форма свода – эллипсоидная, при мезокрании – овоидная, при брахикрании – сфероидная;
  2.  по базилярной норме — наружное и внутреннее основание, образованное орбитальными частями лобной кости, решетчатой костью, верхними челюстями и небными костями, клиновидной, пирамидами височных костей, базилярной и латеральными частями, чешуей затылочной кости.

Наружная граница между сводом и основанием проходит по носолобному шву, надглазничным краям, скуловым отросткам лобной кости, подвисочному гребню клиновидной, по основанию скуловых отростков височных костей, над наружным слуховым отверстием (по верхнему краю), через основание сосцевидных отростков; заканчивается по верхней выйной линии и наружному затылочному выступу.

В своде по наружной поверхности выделяют передний отдел (лоб — лобная область) с рельефом:

  1.  чешуя лобной кости — на ней лобные бугры, правый и левый;
  2.  надбровные дуги у границы с лицевым черепом и между ними глабелла (надпереносье);
  3.  скуловые отростки и височные линии: верхние и нижние;
  4.  венечный зубчатый шов и редко встречающийся метопический шов.

В верхнем отделе свода (темя — теменная область) рельеф создают:

  1.  теменные бугры, сагиттальный зубчатый шов;
  2.  верхняя и нижняя височные линии — при дугообразном и параллельном расположении.

Боковой отдел свода (висок — височная область) имеет:

  1.  большие крылья клиновидной кости и чешую височной кости, — чешуйчатый шов и височный край теменных костей;
  2.  височную яму, заполненную височной мышцей и клетчаткой, подвисочный гребень, скуловую дугу;
  3.  сосцевидный угол теменной кости и основание сосцевидного отростка.

Задний отдел свода (затылок — затылочная область) содержит:

  1.  задние края теменных костей;
  2.  чешую затылочной кости и ламбдовидный зубчатый шов;
  3.  наружный затылочный выступ и верхнюю выйную линию.

Внутренняя поверхность свода (мозговая) имеет:

  1.  швы: сагиттальный, венечный, ламбдовидный, чешуйчатый с возрастом все менее и менее заметные;
  2.  пальцевидные вдавления и мозговые возвышения — отпечатки мозговых извилин и борозд между ними;
  3.  артериальные бороздки и венозную борозду верхнего сагиттального синуса, ямочки грануляций;
  4.  верхние затылочные ямки для затылочных долей мозга.

Наружное основание черепа

В наружном основании различают три отдела: передний, средний и задний, рельеф которых складывается костями лицевого и мозгового черепа.

Передний отдел или основание лицевого черепа.

  1.  По середине находится костное небо из небных отростков верхних челюстей и горизонтальных пластинок небных костей, по краю ограниченное альвеолярными отростками. Костное небо разделяет полости носа и рта и сзади к нему прикрепляются мышцы мягкого неба. По альвеолярным отросткам располагается десна.
  2.  Между небными отростками верхних челюстей и горизонтальными пластинками небных костей находятся небный срединный и поперечный плоские швы.
  3.  Спереди в костном небе лежит резцовое отверстие, переходящее в резцовый канал для носонебных сосудов и нерва. На поверхности находятся поперечные небные борозды и между ними небные валики, которые небе с возрастом сглаживаются.
  4.  Сзади лежат большие небные отверстия, переходящие в такие же каналы — для одноименных сосудов и нервов.
  5.  Пирамидальный отросток небной кости содержит отверстия малых небных канальцев для одноименных сосудов и нервов.

Боковые отделы основания лицевого черепа (правый и левый) состоят из крылонебной ямки, нижней глазничной щели и подвисочного гребня, подвисочной ямки.

В среднем отделе (от заднего края костного неба и крыловидных отростков до переднего края большого затылочного отверстия, шиловидных отростков и наружных слуховых отверстий височных костей) находятся:

  1.  задние края носовой перегородки, сошника и носового гребня с задней остью, клиновидным отростком небной кости для отграничения хоан;
  2.  крыловидные отростки клиновидной кости с медиальной и латеральной пластинками, крыловидной ямкой между ними, крыловидной вырезкой и крыловидным крючком для прикрепления крыловидных жевательных мышц и глотки;
  3.  хоаны — для передачи воздуха в носоглотку;
  4.  тело клиновидной кости — наружное сонное и рваное отверстия – для внутренней сонной артерии и нерва, большие крылья с отверстиями: овальное — для второй ветви Y пары, остистое – для средней менингеальной артерии;
  5.  крыловидный канал в основании крыловидных отростков – для соименных вегетативных нервов и сосудов;
  6.  ость клиновидной кости — прикрепление связки височно-нижнечелюстного сустава;
  7.  в боковых отделах – подвисочная ямка и нижнечелюстная ямка височной кости, ретромандибулярная яма,
  8.  на височной кости — нижнечелюстная ямка, основание скулового отростка — суставной бугорок для височно-нижнечелюстного сустава, клиновидно-каменистая и каменисто-барабанная щели;
  9.  у верхушки височной пирамиды — мышечно-трубный канал для слуховой трубы и мышцы барабанной перепонки;
  10.  базилярная часть затылочной кости — глоточный бугорок — начало глотки.

В заднем отделе (от переднего края большого отверстия до наружного затылочного выступа и верхней выйной линии) находятся:

  1.  нижняя поверхность пирамиды; барабанная часть височной кости – нижний край наружного слухового отверстия;
  2.  шиловидный, сосцевидный отростки височной кости;
  3.  яремная ямка, яремная вырезка, яремное отверстие – для внутренней яремной вены и IX, X, XI пары черепных нервов;
  4.  шилососцевидное отверстие — выход канала лицевого нерва – УII пары;
  5.  затылочные мыщелки, мыщелковые ямки позади них, каналы подъязычных нервов в основании затылочных мыщелков;
  6.  затылочное большое отверстие для спинного мозга и позвоночных сосудов;
  7.  каменисто-затылочная щель, заполненная хрящом — синхондроз;
  8.  наружные затылочный гребень и выступ, нижняя выйная линия для прикрепления связок и мышц.

Височная ямка располагается в переднебоковой части свода, ограниченной сверху нижней височной линией, снизу – подвисочным гребнем клиновидной кости. С латеральной стороны височная ямка имеет скуловую дугу, а спереди – височную поверхность скуловой кости. Она заполнена височной мышцей и клетчаткой межапоневротического, подапоневротического и глубокого височного пространства. Над мышцей располагаются поверхностные височные сосуды. Книзу, т.е. у латерального края наружного основания черепа, она переходит в подвисочную яму. Границей между ними служит подвисочный гребень клиновидной кости.

Подвисочная ямка имеет:

  1.  верхнюю границу по подвисочному гребню;
  2.  нижнюю – по основанию и латеральной пластинке крыловидного отростка;
  3.  переднюю границу – по глазничному краю клиновидной кости;
  4.  заднюю – по краю основания скулового отростка височной кости.

Cбоку ямка ограничена внутренней поверхностью ветви нижней челюсти.

В подвисочной яме находится клетчатка височно-крыловидного, межкрыловидного и крыловидно-челюстного пространства, рядом проходят крыловидные мышцы и верхнечелюстная артерия, лежит часть крыловидного венозного сплетения и зачелюстная вена. Через крыловидно-верхнечелюстную щель яма сообщается с крылонебной ямкой.


Анатомическая и биомеханическая классификация соединений костей, их функциональные особенности. Непрерывные соединения костей.

15  


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

54109. День матері, Година спілкування 34 KB
  З часом воно поширилось і в інші країни світу. В Україні це свято відзначають вже 83 роки. Особливо готуються до цього свята діти. Вони дарують матусям власноруч виготовленні сувеніри та багато теплих, ласкавих та ніжних слів. Дякують за тепло, турботу та безмежну любов своїх матусь).
54111. Матусю моя дорогенька, це свято даруєм тобі 55.5 KB
  Вчитель: 8 березня – свято наших мам, бабусь, сестричок. Разом із приходом весни завітало до нас це перше весняне свято. Його ми присвячуємо найдорожчим, найріднішим людям.
54112. Свято Матері 63.5 KB
  Її любов до дитини безмежна й щира. Матусю мила найрідніша в світі Ти наше сонце щире і ясне Ти дбаєш щоб завжди ми були ситі Твоя любов дитину не мине. Найбільше щастя мати для дитини Її любов і ласка щирий сміх.
54113. Вплив автотранспорту та сільгосптехніки на довкілля 260 KB
  Розвивати соціальні компетентно-комунікативні навички, приймати участь в дискусіях, співробітництві в групах, розвивати спостережливість, творчі, акторські здібності, розширювати кругозір студентів, викликати бажання до пошуку відповідей на запитання в книжках науково-пізнавального характеру, художній і народознавчій літературі, виховувати бережливе ставлення до природи.
54114. Мандрівка в місто культури 71.5 KB
  Раптом вибігає Поміха- Неуміха. Вона одягнена в чорне плаття, волосся розтріпане, на грудях плями, на обличчі - бруд. Вихоплює конверт, швидко продивляється лист і зловтішно викрикує:
54115. Зниклі цивілізації 52 KB
  Сьогодні ми зібралися у цій затишній кімнаті, щоб поговорити про відоме і невідоме, про знане і незнане, про фантастику і реальність. Свідомість людини швидко звикає до чогось нового, раніше незвіданого. Тунель під Ла-Маншем, пілотовані космічні польоти, всесвітня комп’ютерна мережа – усе це частина нашого сьогодення, реальності, яка ще років сто тому здалася б найсміливішою фантазією. Одначе для тих, хто народився після втілення в життя технічної новинки, воно вже не є чудом.
54116. ТЕМАТИЧНА МАНДРІВКА «МИ-УКРАЇНЦІ» 242.5 KB
  Мета: поглиблювати уявлення учнів про свою Батьківщину; розширювати поняття «громадянин», розвивати прагнення бути свідомим громадянином України, її патріотом; розвивати мовлення, уміння спостерігати; сприяти вихованню патріотичних почуттів.
54117. Мандрівка «містом числових нерівностей» 174 KB
  Ми з вами вивчаємо числові нерівності. На наступний урок 1-ша у 9-му класі тематична контрольна робота. Тому сьогодні ваше завдання систематизувати, узагальнити та поглибити ваші знання по темі, застосовувати вивчене до розв’язування вправ, підготуватись до написання контрольної роботи.