76779

Общая анатомия мышц

Доклад

Биология и генетика

Скелетные мышцы связаны с костями и действуют вместе с ними и суставами в единой биомеханической системе рычагов обеспечивая статику и динамику тела. Гладкие мышцы располагаются в коже сосудах стенках полых внутренних органов выделительных протоках желез. Сила мышцы на 1 см 2 ее поперечного сечения называется абсолютной и составляет от 50 до 100 Н что зависит от длины мышечных волокон и площади поперечного сечения.

Русский

2015-02-01

183.23 KB

4 чел.


 Общая анатомия мышц

В теле и внутренних органах человека находятся скелетные мышцы из исчерченной мышечной ткани, гладкие – из неисчерченной мышечной ткани, сердечная – из мышечной ткани особенного строения и функции.

Скелетные мышцы связаны с костями и действуют вместе с ними и суставами в единой биомеханической системе рычагов, обеспечивая статику и динамику тела. Часть из них входит во внутренние органы: глаз, ухо, полость рта, глотку, пищевод, гортань, задний проход, влагалище, мочеиспускательный канал, обеспечивая движение, формируя стенку и сфинктеры органов.

Общая масса скелетной мускулатуры составляет у новорожденных – 20-22 %, взрослых – 40 %, стариков – 25-30 % от массы всего тел.

Гладкие мышцы располагаются в коже, сосудах, стенках полых внутренних органов, выделительных протоках желез. Сердечная мышца состоит из проводящих и сократительных мышечных клеток – кардиомиоцитов.

Мускул (мышца) – орган, построенный из мышечных волокон (клеток), каждое из них обладает соединительно-тканной оболочкой – эндомизием. В пучки мышечные волокна объединяет другая фиброзная оболочка – перимизий, а весь мускул заключается в общую фиброзную оболочку, образованную фасцией – эпимизий. Между пучками проходят сосуды и нервы, снабжающие мышечные волокна.

На макроуровне скелетная мышца имеет:

  1.  брюшко (вентер) – мясистая часть органа, занимающая его средину;
  2.  сухожилие (тендо), относящееся к дистальному концу, оно может быть в виде апоневроза, сухожильных перемычек, длинных пучков продольных фиброзных волокон;
  3.  головку, составляющую проксимальную часть;
  4.  сухожилие и головка крепятся на противоположных концах костей.

Сила мышцы на 1 см 2 ее поперечного сечения называется абсолютной и составляет от 50 до 100 Н, что зависит от длины мышечных волокон и площади поперечного сечения. Начало мышцы на кости находится ближе к срединной оси тела – это фиксированная точка (пунктум фиксум), конец мышцы лежит на кости дистальнее и, являясь местом прикрепления, называется подвижной точкой (пунктум мобиле). При сокращении мышцы точки сближаются, а при изменении положения тела могут меняться местами.

Мышцы развиваются из мезодермы. На туловище они возникают из первичной сегментированной мезодермы – сомитов: 3-5 затылочных, 8 шейных, 12 грудных, 5 поясничных, 5 крестцовых, 4-5 копчиковых.

Каждый сомит подразделяется на склеротом, дерматом и миотом – из него и развиваются мышцы туловища.

Сомиты появляются рано, когда длина зародыша составляет 10-15 мм.

Из дорсальных частей миотомов возникают глубокие, собственные (аутохтонные) мышцы спины, из вентральных – глубокие мышцы груди и живота. Они закладываются, развиваются и остаются в пределах туловища – поэтому называются аутохтонными (местными, туземными). Очень рано миотомы связываются с нервной системой и каждому мышечному сегменту соответствует нервный сегмент. Каждый нерв следует за развивающейся мышцей, врастает в нее и, пока она не дифференцировалась, подчиняет своему влиянию.

В процессе развития часть скелетных мышц перемещается с туловища и шеи на конечности – трункофугальные мышцы: трапециевидная, грудино-ключично-сосцевидная, ромбовидные, поднимающая лопатку и др.

Часть мышц, наоборот, направляется с конечностей на туловище – трункопетальные мышцы: широчайшая мышца спины, большая и малая грудные, большая поясничная.

Мышцы головы мимические и жевательные, над- и подъязычные мышцы шеи развиваются из несегментированной вентральной мезодермы, входящей в состав висцеральных (жаберных) дуг. Они называются висцеральными и, например, жевательные мышцы развиваются на основе первой висцеральной дуги, а мимические – второй. Однако мышцы глазного яблока и языка развиваются из затылочных миотомов сегментированной мезодермы. Глубокие передние и задние мышцы шеи также возникают из затылочных шейных миотомов, а поверхностная и средняя группа мышц в передней области шеи развиваются на основе несегментированной мезодермы висцеральных дуг.

Классификация мышц

А. Везалий – анатом эпохи Возрождения — обозначал мышцы цифрами, но сейчас они классифицируются по другим принципам:

  1.  мышцы, форма которых соответствует определенной геометрической фигуре, например, ромбовидные большая и малая, трапециевидная, квадратная, круговая, прямая, тонкая;
  2.  мышцы, имеющие несколько головок или брюшек: двух-, трех-, четырехглавые мышцы конечностей; двубрюшная на шее;
  3.  мышцы, в названиях которых отражено направление волокон: поперечная, продольная, косая;
  4.  мышцы, в названиях которых отражена функция: разгибатель, сгибатель, приводящая, отводящая, поднимающая, опускающая, сжимающая и т. д.;
  5.  мышцы, имеющие брюшко в виде веретена – многочисленная группа на конечностях;
  6.  мышцы, большие по площади и длине: широкие и широчайшие, большие и малые, длинные и короткие;
  7.  мышцы, располагающие поверхностно или глубоко: наружные, внутренние, поверхностные, глубокие;
  8.  одно- и многоперистые мышцы – в зависимости от того, по одну сторону от сухожилия или на две и более сторон ложатся мышечные пучки, например, многоперистая дельтовидная мышца.

По функции различают:

  1.  мышцы-антагонисты, как то: сгибатели и разгибатели, приводящие и отводящие, супинаторы и пронаторы – такие мышцы действуют в противоположных направлениях;
  2.  мышцы-синергисты – действуют по одному направлению, усиливая друг друга; при ряде движений в качестве синергистов выступают и мышцы-антагонисты, например, при выполнении круговых движений;
  3.  главные и вспомогательные мышцы.

Анатомический поперечник характеризует величину мышцы: длину, ширину, толщину. Под ним понимается площадь поперечного сечения всей мышцы, проходящая в наиболее широкой части брюшка перпендикулярно к длинной оси.

Физиологический поперечник характеризует силу мышцы, поэтому под ним понимают суммарную площадь поперечного сечения всех мышечных волокон.

Скелетные мышцы выполняют преодолевающую, уступающую работу, что обеспечивает мышечную динамику тела, удерживающую – миостатическую работу.

Все виды физической работы выполняются мышцами при помощи рычагов (костей) первого и второго рода, в которых имеются точки опоры, приложения и сопротивления силы.

В двуплечем рычаге первого рода точка опоры лежит между точкой приложения силы мышечного сокращения и точкой сопротивления (масса органа, сила тяжести) – это рычаг равновесия в атлантозатылочном и атлантоосевых суставах.

Биомеханический рычаг второго рода: одно- и двуплечий зависит от расположения точек приложения силы и точки силы тяжести. Если они лежат по одну сторону от точки опоры, то возникает одноплечий рычаг силы, например, в голеностопном и подтаранном суставах при ходьбе и беге.

В двуплечем рычаге скорости плечо приложения мышечной силы короче плеча сопротивления, например, в суставах плечевого пояса при метании диска, копья.

31  


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

32400. Основные принципы и этапы психологического консультирования 14.54 KB
  Для ее реализации необходимо наличие клиента. Присутствие в жизни клиента психологического дискомфорта определяемого им или его ближайшим окружением как проблемы. Желание клиента решить данную проблему. При оказании помощи делается акцент на имеющиеся у клиента ресурсы.
32401. Выделение психологии в самостоятельную науку и ее развитие в конце 19- начало 20 века. Кризис в психологии. Проблема методов в психологии 14.91 KB
  Психология как самостоятельная наука выделилась в середине 19 века, ее предметом стали считать сознание, основной задачей – подвергнуть анализу содержания сознания, исследовать различные состояния сознания и его свойства. Психологи считали, что процессы сознания непосредственно открываются только человеку, которому принадлежат и закрыты для внешнего наблюдения
32402. Сущность и специфика педагогического общения. Стиль общения педагога его влияние на характер педагогического общения 15.23 KB
  Стиль общения педагога его влияние на характер педагогического общения. Функции общения: Социальнопсихологическое обеспечение воспитательного процесса. Задачи общения: Взаимопонимание умение смотреть на себя глазами партнера по общению.
32403. Социальные установки, стереотипы ценности личности. Связь социальных установок с традициями, групповыми нормами и культурой 16.8 KB
  Связь социальных установок с традициями групповыми нормами и культурой. Компоненты установок: Когнитивные знание об объекте; Аффективные чувства которые он вызывает; Поведенческие действия которые он порождает. Но западные исследователи последнего времени показывают что не все эти три компонента обязательно имеют место при наличии установок поэтому отходят от этой точки зрения к более ранней в соответствии с которой установка имеет только один параметр – оценочный. Функции установок: Приспособительная – направляет субъект к...
32404. Понятие о способностях. Задатки и способности. Способности и деятельность. Развитие особенностей. Одаренность 17.87 KB
  Задатки являются предпосылками развития способностей но не определяют их поэтому могут развиваться в различных направлениях превращаясь в различные способности. Классификация способностей: 1. Признаки способностей Продуктивная деятельность Скорость научения Индивидуальный характер выполнения Раннее проявление высоких результатов Помехоустойчивость склонность к деятельности. Формирование и развитие способностей происходит в процессе определенным образом организованной деятельности и общения.
32405. Межличностные отношения, типы межличностных отношений. Феномен межличностных отношений в группе 16.42 KB
  Феномен межличностных отношений в группе. Компоненты отношений: Когнитивный осознание или Аффективный эмоциональная чувствительность удовлетворение собой партнером Поведенческий партнер нравится поведением доброжелательностью. Построение отношений: По вертикали руководитель и подчиненный По горизонтали занимают одинаковый статус Виды отношений: Официальные и не официальные личные Отношения руководства и подчиненных Деловые работа и личные не зависимо от работы Рациональные в основе оценки других людей и эмоциональные...
32406. Развитие познавательных процессов ребенка в период школьного обучения 16.72 KB
  Осуществляясь в различных видах деятельности ПП в ней же и формируются. Развитие навыков познавательной деятельности – организованная деятельность по формированию у ребенка представлений связанных с предметами его ближайшего окружения организуется процесс познания основанный на аналитике синтетической деятельности – рассматривание обследование описание различных объектов окружающего мира. Мыслительные процессы первично совершаются как подчиненные компоненты какойлибо деятельности затем выделяются в качестве особой относительно...
32407. Общение как коммуникативная деятельность. Основные виды и уровни общения. Средства и функции 23.62 KB
  Основные виды и уровни общения. В процессе общения субъективный мир одного человека раскрывается для другого. Стороны общения: Коммуникативная – обмен информацией между людьми. Виды общения: Императивное – авторитарная директивная форма взаимодействия с целью достижения контроля над его поведением установками и мыслями принуждения его к определенным действиям или мышлению.
32408. Воображение 16.88 KB
  Чувственный материал который хранился в памяти и использовался в процессе воображения называется представлением воображения. Представление воображения – это созданные на основе прошлого опыта образы несуществующих или никогда полностью не воспринимающихся ранее предметов и явлений. Связь воображения с другими психическими процессами Воображение тесно связано с памятью. Виды воображения 1.