76784

Диафрагма. Послойное строение диафрагмы

Доклад

Биология и генетика

Послойное строение диафрагмы сверху вниз: диафрагмальная плевра: правая и левая между ними по средине – диафрагмальный листок перикарда; подплевральная клетчатка и верхняя диафрагмальная фасция часть внутригрудной фасции; мышца диафрагмы и ее сухожильное растяжение; нижняя диафрагмальная фасция – часть внутрибрюшной фасции; подбрюшинная клетчатка и диафрагмальная брюшина. Все три части в середине диафрагмы сходятся образуя фиброзное растяжение – сухожильный центр который со стороны грудной полости имеет в середине перикардиальное...

Русский

2015-02-01

181.04 KB

1 чел.


 Диафрагма

Грудобрюшная преграда разделяет две полости тела: грудную и брюшную,  представляя собою мышечно-сухожильную пластинку, покрытую фасциями и серозными оболочками: плеврой, перикардом, брюшиной. Она служит опорой для легких, сердца, печени, аорты, нижней полой вены, симпатического ствола и его нервов. Своими сокращениями участвует в дыхании, крово- и лимфообращении.

Послойное строение диафрагмы сверху вниз:

  1.  диафрагмальная плевра: правая и левая, между ними по средине – диафрагмальный листок перикарда;
  2.  подплевральная клетчатка и верхняя диафрагмальная фасция (часть внутригрудной фасции);
  3.  мышца диафрагмы и ее сухожильное растяжение;
  4.  нижняя диафрагмальная фасция – часть внутрибрюшной фасции;
  5.  подбрюшинная клетчатка и диафрагмальная брюшина.

В диафрагме различают три части по началу мышцы от костей:

  1.  грудинную – узкую, отходящую от задней поверхности мечевидного отростка и прилежащей к нему части тела грудины;
  2.  реберную – широкую, плоскую, с началом в виде уступов от 6-7 нижних ребер, между уступами прикрепляются пучки поперечной мышцы живота;
  3.  поясничную – в виде правой и левой ножек, начинающихся от тел поясничных позвонков и дугообразных связок: медиальной и латеральной;
  4.  в каждой ножке различают медиальный, промежуточный и латеральный пучки, между которыми находятся отверстия и щели для прохождения органов, сосудов, нервов.

Все три части в середине диафрагмы сходятся, образуя фиброзное растяжение – сухожильный центр, который со стороны грудной полости имеет в середине перикардиальное поле с правосторонним положением отверстия для нижней полой вены и правого диафрагмального нерва.

Между тремя частями в местах прикрепления диафрагмы к костям находятся промежутки, в которых мышечные пучки отсутствуют, но они заполнены фасциями и клетчаткой – это грудино-реберные и пояснично-реберные треугольники, считающиеся слабыми местами, так как через них, особенно задние, могут выходить диафрагмальные грыжи. Передние грудино-реберные промежутки используют для пункции полости перикарда.

Отверстия и щели поясничной части (правой и левой ножек) диафрагмы.

  1.  Аортальное и пищеводное находятся между медиальными пучками ножек, которые восьмиобразно перекрещиваются и образуют у тел позвонков щель для аорты и грудного лимфатического протока, ограниченную срединной дугообразной связкой. Кпереди от аортальноой щели лежит отверстие для пищевода и вагальных стволов блуждающих нервов. Через обе щели могут проходить диафрагмальные грыжи.
  2.  Щель для большого внутренностного нерва и непарной вены в правой ножке и щель для полунепарной вены и большого внутренностного нерва в левой ножке находятся между медиальным и промежуточным пучками.
  3.  Щель для симпатического ствола справа и слева располагается между промежуточным и латеральным пучком ножек.

Диафрагма работает как главная дыхательная мышца: при сокращении ее купол уплощается, три ее части удаляются от грудных стенок, что увеличивает объем грудной полости и уменьшает объем брюшной – это обеспечивает вдох и помогает току крови в полых венах и их притоках, движению лимфы в грудном протоке.

Кровоснабжение диафрагмы осуществляют артерии: верхние и нижние диафрагмальные, задние нижние межреберные и подреберные из нисходящей аорты, – ветви внутренней грудной артерии: мышечно-диафрагмальные и перикардо-диафрагмальные. Они образуют много межсистемных анастомозов.

Иннервируется – диафрагмальными нервами шейного сплетения и нижними межреберными нервами.

Мышцы шеи, их функции, кровоснабжение, иннервация. Топография мышц и фасций шеи. Топография мышц и фасций, клетчатки передней области шеи.

36  


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

85533. Рассказ В.А.Сухомлинского «Две матери». Урок внеклассного чтения 5.07 MB
  Развивать представление, воображение. Способствовать формированию собственной позиции ребенка. Воспитывать доброжелательность, чуткость, отзывчивость, стремление своими мыслями и словами выражать чувства любви и уважения к матери, критическое отношение к своим собственным поступкам.
85534. Дружба, товарищество, взаимовыручка. Пословицы по теме урока. Чтение рассказа Петра Федотовича Бондарчука «Горькая малина» 117 KB
  Задачи урока. Познакомить учащихся с творчеством П.Ф.Бондарчука и его рассказом «Горькая малина». Вырабатывать навыки выразительного и осознанного чтения, учить анализировать прочитанный текст, читать в лицах, составлять вопросы к прочитанному, обогащать словарный запас учащихся.
85535. Українське читання. Казка за початком 104.5 KB
  Вчити дітей складати казки закріплювати знання про особливості казки; розвивати зв’язне мовлення творчі здібності учнів уяву логічне мислення вміння точно яскраво повно висловити думку формувати позитивне ставлення до казки виховувати дбайливе ставлення до природи.
85536. Мандрівка містами України 150 KB
  Особливості проведення уроку: урок розроблений з використанням інтерактивних технологій, мультимедійної презентації, фотосюжетів. Обладнання: карта України, мультимедійний проектор, відеозаписи, мікрофон, ілюстрації, іграшковий літак, корабель, потяг, різнокольорові клубочки ниток, етимологічний словник.
85537. Життя тварин моря. Б.Коробейников “Дельфіни” 166 KB
  Мета. Ознайомити учнів з текстом. Поширити знання дітей про тварин моря – дільфінів. Продовжити роботу над формуванням навичок виразного читання, розвивати критичне мислення, збагачувати активний словниковий запас. Вчити працювати в групі.
85538. Закувала та сива зозуля (козацька пісня) 92.5 KB
  Як розумієте вираз сива давнина У які ігри любив гратися в дитинстві письменник Які співав пісні дід письменника Що вони викликали Прочитайте згадки автора про козацькі пісні. Козачі пісні думи. а Читання пісні вчителем. Проблемне питання: Про що мріяли невільники козаки б Словникова робота...
85539. Від усмішки йде до всіх тепло. В.О.Сухомлинський «Усмішка» 66 KB
  Актуалізувати і розширити знання дітей про життя і творчість видатного українського педагога і письменника; розвивати уміння аналізувати і структурувати текст (знаходити описи, міркування, зачин, основну частину, кінцівку).
85540. Підсумок за темою: «З любов’ю до рідної землі» 37 KB
  Мета: викликати інтерес до читання творів, удосконалювати навички свідомого читання, розуміння прочитаного, оволодівати лексикою і фразеологією української мови; розвивати спостережливість; вчити логічно мислити, аналізувати...