76805

Язык - многофункциональный мышечный орган

Доклад

Биология и генетика

Язык как орган подразделяется на кончик верхушку тело корень; верхнюю спинку и нижнюю поверхности которые смыкаются благодаря краям языка. Верхняя поверхность языка спинка покрыта слизистой оболочкой и продольной срединной бороздой делится на правую и левую половины. Посредине у вершины этой борозды находится слепое отверстие остаток щитоязычного протока который формируется при закладке и развитии щитовидной железы глотки и языка. Мышцы языка развиваются из мезодермы висцеральных дуг и затылочных миотомов.

Русский

2015-02-01

182.07 KB

1 чел.

 Язык

Язык — многофункциональный мышечный орган покрытый слизистой оболочкой и обеспечивающий полностью или частично речь, вкус, сосание, жевание, слюноотделение, глотание, пищеварение, форсированное дыхание. Язык, как орган, подразделяется на кончик (верхушку), тело, корень; верхнюю (спинку) и нижнюю поверхности, которые смыкаются благодаря краям языка.

Верхняя поверхность языка (спинка) покрыта слизистой оболочкой и продольной срединной бороздой делится на правую и левую половины. Кроме того, спинка имеет переднюю (горизонтальную или предбороздовую) часть и заднюю (вертикальную или послебороздовую) части, разделенные угловой пограничной бороздой. Посредине у вершины этой борозды находится слепое отверстие — остаток щитоязычного протока, который формируется при закладке и развитии щитовидной железы, глотки и языка. Если проток не зарастает полностью в эмбриональном периоде, то после рождения из него возникают срединные кисты и свищи шеи.

Язык происходит из нескольких зачатков.

  1.  Из стомодеальной эктодермы первой висцеральной дуги формируются передние две трети слизистой оболочки, благодаря появлению и разрастанию латеральных язычных бугорков в начале 2-го месяца.
  2.  Из энтодермы срединного бугорка и скобы, лежащих между концами 1-й, 2-й и 3-й висцеральных дуг, возникает задняя треть слизистой оболочки.
  3.  Ориентиром между вышеназванными зачатками является слепое отверстие, как след выпячивания дна глотки, из которого возникает щитовидная железа. Не зарастание щитоязычного протока приводит к образованию срединных кист шеи.
  4.  Мышцы языка развиваются из мезодермы висцеральных дуг и затылочных миотомов.
  5.  Вкусовые почки (хеморецепторы) появляются в желобоватых, листовидных и грибовидных сосочках на 7-й неделе в результате взаимодействия волокон VII и IX, Х пары черепных нервов и покровного эпителия. Есть данные о способности плода ощущать вкус, что используется им для контроля окружающей амниотической жидкости.
  6.  Пороки развития языка: расщепление и добавочный язык. Не своевременное зарастание щитоязычного протока сопровождается развитием срединных кист шеи.

Слизистая оболочка языка снаружи покрыта многослойным плоским эпителием, а изнутри она срастается с апоневрозом мышц языка. Подслизистая основа отсутствует, поэтому слизистая не образует складок, но на верхней её поверхности различают:

  1.  срединную борозду: от кончика языка до слепого отверстия;
  2.  пограничную угловую борозду с вершиной у слепого отверстия и концами у правого и левого края языка, проходит в косо-поперечном направлении;
  3.  язычно-надгортанные складки: срединную и две боковые, между ними лежат язычно-надгортанные ямки (валекулы) — слюнные резервуары и места, где могут застревать инородные тела;
  4.  небно-язычные складки (дужки) с одноименными мышцами внутри.
  5.  сосочки (выросты слизистой), лежащие по спинке и краям языка; они подразделяются на нитевидные, конусовидные, грибовидные, желобовидные и листовидные.

По всей спинке лежат самые многочисленные нитевидные и конические сосочки, они воспринимают боль, температуру, осязание, удерживают слюну и пищу. В них разветвляется язычный нерв из нижнечелюстной ветви тройничного.

Вкусовые луковицы (почки) — органы вкуса — находятся в грибовидных, желобоватых и листовидных сосочках. Первые разбросаны по спинке, вторые расположены вблизи от корня, третьи – по краю языка. В грибовидных ощущается сладкое, соленое, в листовидных – кислое, в них заканчиваются на передних 2/3 спинки барабанная струна из лицевого нерва, а в задней 1/3 - веточки языкоглоточного нерва. В желобоватых сосочках и слизистой валекул воспринимается горькое через ветви языкоглоточного и блуждающего нервов.

На нижней поверхности по срединной линии находится уздечка языка с бахромчатыми складками, особенно выраженными у детей. Её длина влияет на произношение слов, дикцию. Через слизистую нижней поверхности просвечивают язычные артерии и вены. Книзу и сбоку от уздечки лежат подъязычные слюнные железы в виде продольных валиков или складок на дне ротовой полости. Выводные протоки подъязычных и поднижнечелюстных желез открываются в подъязычных сосочках, расположенных по бокам от уздечки.

Мышцы языка по расположению делятся на интраорганные и экстраорганные.

Интраорганные: верхняя и нижняя продольные, поперечная, вертикальная мышцы имеют апоневроз, который переходит посредине языка в продольную фиброзную перегородку. Она на спинке совпадает с продольной бороздой, а снизу — со швом челюстно-подъязычной мышцы.

Экстраорганные мышцы: подбородочно-язычная, подъязычно-язычная, небно- и шилоязычные начинаются от костей черепа и заканчиваются в языке.

Все мышцы иннервируются подъязычным нервом.

Под слизистой оболочкой языка между мышечными пучками лежат малые серозные, слизистые и слюнные железы и миндалина.

Передняя язычная слюнная железа находится под нижней продольной мышцей у верхушки языка. Выводные протоки (7-10) открываются на нижней поверхности языка.

Задние язычные железы залегают в корне языка, их много, выводные протоки открываются в бороздках желобоватых сосочков.

Язык кровоснабжается язычными артериями и венами. Артерия, начинается от наружной сонной, а вена впадает во внутреннюю яремную вену.

Внутриязычное сосудистое русло состоит из артериол, прекапилляров, капилляров, посткапилляров, венул, которые образуют мощные сосудистые сплетения.

Приносящие лимфатические сосуды от тела и корня языка направляются к поднижнечелюстным и латеральным глубоким шейным узлам, от верхушки и прилежащей к ней части тела — в поднижнечелюстные узлы.

5  


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

57971. Протилежні числа 48 KB
  Мета: сформувати уявлення про зміст поняття протилежні числа; навчити знаходити й записувати число протилежне до даного розвязувати рівняння що передбачають застосування поняття числа протилежного до даного.
57972. Розв’язування вправ і задач з теми «Стандартний запис числа» 57.5 KB
  Підсумок Як тобі сьогоднішній урок Якою літерою позначається сила тяжіння Як піднести степінь до степеня Одиниці вимірювання сили тяжіння Одиниці вимірювання маси Як помножити степінь на степінь Як поділити степінь на степінь Скільки тобі років Скільки в метрі сантиметрів...
57973. Узагальнення та систематизація вивченого матеріалу розділу «Чотирикутники» 62.5 KB
  Мета: Повторити, систематизувати та узагальнити знання щодо змісту: означення, ознак та властивостей трапеції; теореми Фалеса; означення та властивостей кутів у колі; означення вписаних та описаних чотирикутників, їх властивостей та ознак.
57974. Культура Древнего Египта. Письменность и образование. Литература 624.5 KB
  А что из истории Древнего Египта мы еще не рассмотрели Прогнозируемый ответ: культура и искусство Комментарии учителя: Вспомним понятие культуры изучаемое в теме Первобытное общество Прогнозируемый ответ: Культура совокупность материальных и духовных ценностей созданных человеком.
57975. Da - Sätze 776.5 KB
  Mein Freund spielt Fußball nicht mit, denn er hat viel zu tun. Karin wollte mit uns ins Kino nicht gehen, denn sie war schlechter Laune (настрій). Ich kann nicht alles verstehen, denn ich kann Deutsch nicht gut.
57976. DECORATIONS (ПРИКРАСИ) 2.51 MB
  Hello, Vicky. Nice to see you. How’re you today? I want to tell you some compliments. This sweater suits you perfectly. Vicky: I’m glad you like it. Thank you for the compliments. Teacher: Using the cheat sheet on the blackboard play the same little greeting dialogue with your classmates.
57977. Дизайн-фотостудия: «Лови момент». Урок информатики 194.5 KB
  Тип урока: урок систематизации и совершенствования знаний умений и навыков. Вид урока: практическая работа. Оборудование: компьютерный класс Программное обеспечение: Windows XP dobe Photoshop PowerPoint2003 Методическое обеспечение урока...
57978. Природний добір як головний рушійний, творчий чинник еволюції. Форми природного добору 66.5 KB
  Мета: Сформувати поняття про природний добір як головний рушійний творчий чинник еволюції про форми природного добору. Епіграф Природний добір щодня і щогодини розслідує у всьому світі найдрібніші зміни відкидаючи погані зберігаючи і складаючи добрі працюючи нечутно...
57979. Действия с десятичными дробями (сравнение, округление, сложение и вычитание) 45.5 KB
  Сегодня предстоит выполнить на уроке важную, нужную и интересную работу. Чтобы достичь успеха, надо всем работать дружно, с большим желанием, используя знания предыдущих уроков.