76805

Язык - многофункциональный мышечный орган

Доклад

Биология и генетика

Язык как орган подразделяется на кончик верхушку тело корень; верхнюю спинку и нижнюю поверхности которые смыкаются благодаря краям языка. Верхняя поверхность языка спинка покрыта слизистой оболочкой и продольной срединной бороздой делится на правую и левую половины. Посредине у вершины этой борозды находится слепое отверстие остаток щитоязычного протока который формируется при закладке и развитии щитовидной железы глотки и языка. Мышцы языка развиваются из мезодермы висцеральных дуг и затылочных миотомов.

Русский

2015-02-01

182.07 KB

1 чел.

 Язык

Язык — многофункциональный мышечный орган покрытый слизистой оболочкой и обеспечивающий полностью или частично речь, вкус, сосание, жевание, слюноотделение, глотание, пищеварение, форсированное дыхание. Язык, как орган, подразделяется на кончик (верхушку), тело, корень; верхнюю (спинку) и нижнюю поверхности, которые смыкаются благодаря краям языка.

Верхняя поверхность языка (спинка) покрыта слизистой оболочкой и продольной срединной бороздой делится на правую и левую половины. Кроме того, спинка имеет переднюю (горизонтальную или предбороздовую) часть и заднюю (вертикальную или послебороздовую) части, разделенные угловой пограничной бороздой. Посредине у вершины этой борозды находится слепое отверстие — остаток щитоязычного протока, который формируется при закладке и развитии щитовидной железы, глотки и языка. Если проток не зарастает полностью в эмбриональном периоде, то после рождения из него возникают срединные кисты и свищи шеи.

Язык происходит из нескольких зачатков.

  1.  Из стомодеальной эктодермы первой висцеральной дуги формируются передние две трети слизистой оболочки, благодаря появлению и разрастанию латеральных язычных бугорков в начале 2-го месяца.
  2.  Из энтодермы срединного бугорка и скобы, лежащих между концами 1-й, 2-й и 3-й висцеральных дуг, возникает задняя треть слизистой оболочки.
  3.  Ориентиром между вышеназванными зачатками является слепое отверстие, как след выпячивания дна глотки, из которого возникает щитовидная железа. Не зарастание щитоязычного протока приводит к образованию срединных кист шеи.
  4.  Мышцы языка развиваются из мезодермы висцеральных дуг и затылочных миотомов.
  5.  Вкусовые почки (хеморецепторы) появляются в желобоватых, листовидных и грибовидных сосочках на 7-й неделе в результате взаимодействия волокон VII и IX, Х пары черепных нервов и покровного эпителия. Есть данные о способности плода ощущать вкус, что используется им для контроля окружающей амниотической жидкости.
  6.  Пороки развития языка: расщепление и добавочный язык. Не своевременное зарастание щитоязычного протока сопровождается развитием срединных кист шеи.

Слизистая оболочка языка снаружи покрыта многослойным плоским эпителием, а изнутри она срастается с апоневрозом мышц языка. Подслизистая основа отсутствует, поэтому слизистая не образует складок, но на верхней её поверхности различают:

  1.  срединную борозду: от кончика языка до слепого отверстия;
  2.  пограничную угловую борозду с вершиной у слепого отверстия и концами у правого и левого края языка, проходит в косо-поперечном направлении;
  3.  язычно-надгортанные складки: срединную и две боковые, между ними лежат язычно-надгортанные ямки (валекулы) — слюнные резервуары и места, где могут застревать инородные тела;
  4.  небно-язычные складки (дужки) с одноименными мышцами внутри.
  5.  сосочки (выросты слизистой), лежащие по спинке и краям языка; они подразделяются на нитевидные, конусовидные, грибовидные, желобовидные и листовидные.

По всей спинке лежат самые многочисленные нитевидные и конические сосочки, они воспринимают боль, температуру, осязание, удерживают слюну и пищу. В них разветвляется язычный нерв из нижнечелюстной ветви тройничного.

Вкусовые луковицы (почки) — органы вкуса — находятся в грибовидных, желобоватых и листовидных сосочках. Первые разбросаны по спинке, вторые расположены вблизи от корня, третьи – по краю языка. В грибовидных ощущается сладкое, соленое, в листовидных – кислое, в них заканчиваются на передних 2/3 спинки барабанная струна из лицевого нерва, а в задней 1/3 - веточки языкоглоточного нерва. В желобоватых сосочках и слизистой валекул воспринимается горькое через ветви языкоглоточного и блуждающего нервов.

На нижней поверхности по срединной линии находится уздечка языка с бахромчатыми складками, особенно выраженными у детей. Её длина влияет на произношение слов, дикцию. Через слизистую нижней поверхности просвечивают язычные артерии и вены. Книзу и сбоку от уздечки лежат подъязычные слюнные железы в виде продольных валиков или складок на дне ротовой полости. Выводные протоки подъязычных и поднижнечелюстных желез открываются в подъязычных сосочках, расположенных по бокам от уздечки.

Мышцы языка по расположению делятся на интраорганные и экстраорганные.

Интраорганные: верхняя и нижняя продольные, поперечная, вертикальная мышцы имеют апоневроз, который переходит посредине языка в продольную фиброзную перегородку. Она на спинке совпадает с продольной бороздой, а снизу — со швом челюстно-подъязычной мышцы.

Экстраорганные мышцы: подбородочно-язычная, подъязычно-язычная, небно- и шилоязычные начинаются от костей черепа и заканчиваются в языке.

Все мышцы иннервируются подъязычным нервом.

Под слизистой оболочкой языка между мышечными пучками лежат малые серозные, слизистые и слюнные железы и миндалина.

Передняя язычная слюнная железа находится под нижней продольной мышцей у верхушки языка. Выводные протоки (7-10) открываются на нижней поверхности языка.

Задние язычные железы залегают в корне языка, их много, выводные протоки открываются в бороздках желобоватых сосочков.

Язык кровоснабжается язычными артериями и венами. Артерия, начинается от наружной сонной, а вена впадает во внутреннюю яремную вену.

Внутриязычное сосудистое русло состоит из артериол, прекапилляров, капилляров, посткапилляров, венул, которые образуют мощные сосудистые сплетения.

Приносящие лимфатические сосуды от тела и корня языка направляются к поднижнечелюстным и латеральным глубоким шейным узлам, от верхушки и прилежащей к ней части тела — в поднижнечелюстные узлы.

5  


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

68040. Колективізм – як риса особистості 86 KB
  Створення учнівського самоврядування в гуртожитку не є засобом звільнення вихователів від педагогічних обов’язків і завантаження ними учнів. Завдання органів учнівського самоврядування в гуртожитку Працюючи з молоддю в гуртожитку ВПУ25 не один рік дійшла висновку...
68041. СЛЕДСТВИЕ ВЕДУТ КОЛОБКИ 65.5 KB
  На сцене появляются дети. Выходят на сцену дети. Колобки директору: Ой подождите Еще отличники опоздали Первоклассники дети: Мы не отличники. Дети: Думать писать и читать Научил нас любимый учитель Учил нас буквы складывать считать Цветы растить и бабочек ловить.
68042. Музыкально-библиотечный урок «Следствие ведут колобки!» 5.74 MB
  Извините вы кто У нас идет урок Знаю Но следы ведут именно в этот кабинет Следствие не может быть остановлено Я должен срочно найти этого человека Я располагаю сведениями что он близко знаком вот с ним Слайд 1 Чебурашка А еще с ними: Слайд 2 3 Герои из мультфильма Каникулы в Простоквашино...
68043. Ранок «Новорічний Колобок» 77.5 KB
  З Новим роком добрі люди! Щастя, сили вам, добра! Хай у Вас все добре буде! Свято починать пора! З Новим роком вас вітаю Зичу свят веселих вам. Щастя, радості бажаю Дітям, гостям і батькам.
68044. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СКАЗКА «КОЛОБОК» 52 KB
  Вступительное слово Сегодня 3-Б класс приглашает вас на сказку. А о чем она подумайте сами. Не зря говорится: «Сказка ложь да в ней намек, добрым молодцам урок. Занавес раздвигается. Декорации – избушка с окошком. Из трубы дым идет. Вдали лес. Звучит музыка «В гостях у сказки».
68045. Монотипія «Світ комах» 184.5 KB
  Актуалізація опорних знань Діти сьогодні ми з вами здійснимо подорож до дивовижного світу найменших створінь природи світу комах. Яких комах ви знаєте Чим комахи відрізняються від інших істот Чим вони корисні та чим вони шкідливі Як слід ставитись до комах.
68046. Конфликт, конфликтные ситуации, компромисс 50 KB
  Цель: Изучить основные понятия: конфликт конфликтные ситуации компромисс; Ознакомить учащихся и родителей с разными стилями реагирования в конфликтных ситуациях; Учить применять навыки конструктивного решения конфликтов; Развивать в учениках способность к формированию собственных способов...
68048. Регіональний конкурс «Найкращий відгук на сучасну дитячу прозу» 36.5 KB
  Матеріал до підготовки: мікрофон музика книжкові виставки: Книги які знають усе Сучасна дитяча проза формуляри читачів 4 та 5 класів. Щоб дізнаємося які книги подобаються нашим конкурсантам ми заглянемо у їхні формуляри. Запитання для читачів: Яка книга залишила у твоїй пам’яті...