76806

Большие слюнные железы

Доклад

Биология и генетика

Обе железы входят в группу больших слюнных желез располагающихся в нижней стенке полости рта. Кроме них в полости рта находятся и малые слюнные железы: губные щечные язычные небные тоже вырабатывающие смешанный секрет но в небольшом количестве. Все слюнные железы обладают и малой эндокринной функцией выделяя калликреин инсулин факторы роста нервов и эпителия и др.

Русский

2015-02-01

183.29 KB

0 чел.

 Большие слюнные железы

Подъязычная, поднижнечелюстная слюнные железы. Положение, строение, выводные протоки, кровоснабжение, иннервация.

Обе железы входят в группу больших слюнных желез, располагающихся в нижней стенке полости рта. По общему строению они являются типичными представителями альвеолярно-трубчатых желез, в которых, кроме тела, выделяют отростки разных направлений.Железы возникают у эмбриона на 6-й, 7-й неделе из энтодермы в виде гребневидных утолщений первичного эпителия первичной полости рта — стомодеума. По составу своего серозно-слизистого секрета относятся к смешанным железам. За сутки они способны выделить от 300 до 1300 мл слюны, которая смачивает и формирует пищевой комок, начинает в нем гидролиз при помощи амилазы и менее активных протеиназ, липаз, фосфатаз. Кроме них, в полости рта находятся и малые слюнные железы: губные, щечные, язычные, небные, тоже вырабатывающие смешанный секрет, но в небольшом количестве. Все слюнные железы обладают и малой эндокринной функцией, выделяя калликреин, инсулин, факторы роста нервов и эпителия и др.

Большие слюнные железы у новорожденных развиты слабо, малые лучше. Особенно интенсивно большие железы растут в первые 2 года, потом медленнее и в основном в длину. Протоки сильно ветвятся. Слюноотделение в железах новорожденных слабое, оно усиливается после 3-4 месяца грудного периода, так как начинается интенсивный рост и развитие желез.

Поднижнечелюстная слюнная железа

Железа овальной формы располагается на дне полости рта в его клетчаточном пространстве, частично занимая одноименную ямку нижней челюсти. Она примыкает спереди и сзади к двубрюшной мышце, а изнутри к язычно-подъязычной и челюстно-подъязычной мышцам. Со стороны шеи проецируется на поднижнечелюстной треугольник и прикрыта кожей с поверхностной фасцией и платизмой, поэтому хорошо прощупывается. Снаружи покрыта капсулой, перегородки которой делят железу на 10-12 долек. Внутри долек находятся альвеолы, из которых вставочными и исчерченными отделами начинаются внутридольковые проточки. Внутридольковые протоки сливаются в междольковые, а они впадают в главный выводной проток.

Он выходит из хорошо выраженного переднего отростка железы, ложится над челюстно-подъязычной мышцей, затем идет вдоль внутренней поверхности подъязычной железы и открывается на подъязычном сосочке (карункуле) вместе с ее протоком.

Кровоснабжение железа получает из лицевой, подбородочной, язычной артерий – все они являются ветвями лицевой артерии из наружной сонной. Вены впадают в лицевую и язычную, а потом и во внутреннюю яремную вену.

Приносящие лимфатические сосуды вливаются в поднижнечелюстные узлы. Кровеносные лицевые сосуды и поднижнечелюстные лимфатические узлы примыкают к латеральной поверхности железы.

Иннервация осуществляется за счет язычного нерва и парасимпатических ветвей из поднижнечелюстного узла при помощи промежуточного нерва, а также за счет верхнего шейного симпатического узла при помощи наружного сонного нерва.

Подъязычная слюнная железа

Железа имеет форму овала и залегает на дне полости рта в области подъязычных складок слизистой оболочки, располагаясь на челюстно-подъязычной мышце. Хорошо заметна при поднятой кверху верхушке языка, так как образует два (правый и левый) подъязычных валика или складки, расположенные по бокам от уздечки языка. По передней и латеральной стороне прилежит к нижней челюсти в подъязычной ямке, по медиальной соседствует с мышцами: подбородочно-подъязычной, подъязычно-язычной и подбородочно-язычной. Тонкая фасциальная капсула перегородками делит железу на 7-10 долек. Дольки внутри устроены одинаково с поднижнечелюстной железой.

Выводной проток начинается вблизи от внутренней поверхности железы, проходит вдоль подъязычного сосочка, в котором открывается вместе с протоком поднижнечелюстной железы. Отдельные дольки могут открываться короткими дополнительными протоками.

Артерии и вены железы возникают из язычной и подбородочной.

Приносящие лимфатические сосуды входят в поднижнечелюстные и подбородочные узлы.

Иннервация осуществляется язычным нервом, ветвями из поднижнечелюстного и подъязычного вегетативных узлов головы при помощи парасимпатического промежуточного нерва, из верхнего шейного симпатического узла за счет наружного сонного нерва.

По современным представлениям большие слюнные железы являются и органами внутренней секреции, так как в них вырабатывается в небольших количествах калликреин, инсулин, паротин, различные факторы роста нервов, эпителия и др. Они необходимы как для регуляции работы самих желез, так и для гуморального управления всем организмом. Кроме того, все слюнные железы обладают небольшой функцией по выделению во внешнюю среду вредных для организма веществ, например, креатина и железо- и йодсодержащих химических соединений, мочевой кислоты.

Околоушная слюнная железа: положение, строение, выводной проток. Кровоснабжение и иннервация.

6  


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

10831. Наука в Україні 49.5 KB
  Урок 15 Підтема: Наука в Україні. Мета: Повторити у вправах граматичний матеріал Числівник. Проконтролювати розуміння та обговорити текст домашнього читання. Практикувати учнів у читанні тексту за темою. Обладнання: підручник текст Science in Ukraine HO1. ХІД УРОКУ 1....
10832. Плани одинадцятикласника на майбутнє 47 KB
  УРОК 16 Підтема: Плани одинадцятикласника на майбутнє. Мета: Обговорити можливість майбутнього працевлаштування випускників. Провести підготовку до тематичної атестації. Обладнання: підручник/тексти профорієнтаційного характеру HO Job advertisements ХІД УРОКУ П...
10833. Винаходи та винахідники. Наука і культура 93.5 KB
  УРОК 19 Тема: Наука і культура Підтема: Винаходи та винахідники Мета: Ввести та активізувати лексику теми в мовних вправах та граматичних структурах пасивного стану. Практикувати учнів в аудіюванні та читанні текстів за темою. Обладнання: таблиця видочасових форм
10834. Винаходи та винахідники 55.5 KB
  Урок 20 Тема: Наука і культура Підтема: Винаходи та винахідники. Мета: Узагальнити у вправах вживання дієслова to be у різних функціях. Розвивати мовну інтуїцію пізнавальні інтереси учнів уміння логічно мислити. Обладнання: підручник True or False HO1. ХІД УРОКУ I.П
10835. Найважливіші винаходи людства. Телеграф 42 KB
  Урок 21 Тема: Наука і культура Підтема: Найважливіші винаходи людства. Телеграф. Мета: Проконтролювати знання учнями лексики теми. Практикувати учнів у читанні аудіюванні розвивати аудитивну память увагу. Обладнання: підручник текст для аудіюв
10836. РІДНА МОВА ПЛАНИ-КОНСПЕКТИ УРОКІВ 8 клас 1.17 MB
  О.П. ГЛАЗОВА РІДНА МОВА ПЛАНИ-КОНСПЕКТИ УРОКІВ 8 клас Перший семестр 2003 Передмова Посібник уміщує детальні поурочні плани для навчання української мови восьмикласників. Планування здійснене у ві...
10837. Найважливіші винаходи людства. Телефон 47 KB
  Урок 22 Тема: Наука і культура Підтема: Найважливіші винаходи людства. Телефон. Мета: Практикувати учнів у читанні науковопопулярного тексту пошуковому читанні. Систематизувати граматичний матеріал щодо способів вираження майбутнього часу в англійській мові. Об
10838. Винаходи та винахідники. Перевірити рівень мовленнєвої компетенції за темою 74.5 KB
  Тема: Наука і культура Підтема: Винаходи та винахідники. Мета: Перевірити рівень мовленнєвої компетенції за темою. Провести тематичну атестацію. Обладнання: тест НО1. ХІД УРОКУ І. ПІДГОТОВКА ДО СПРИЙНЯТТЯ ІНШОМОВНОГО МОВЛЕННЯ Aim Повідомлення теми та мети уро...
10839. Мистецтво. Життя суспільства 52.5 KB
  УРОК 24 Тема: Життя суспільства Підтема: Мистецтво. Мета: Розвивати вміння вживати лексику теми в усних висловлюваннях. Проконтролювати розуміння та обговорити текст домашнього читання. Практикувати учнів у вживанні розділових питань у порівнянні з іншими питаннями...