76806

Большие слюнные железы

Доклад

Биология и генетика

Обе железы входят в группу больших слюнных желез располагающихся в нижней стенке полости рта. Кроме них в полости рта находятся и малые слюнные железы: губные щечные язычные небные тоже вырабатывающие смешанный секрет но в небольшом количестве. Все слюнные железы обладают и малой эндокринной функцией выделяя калликреин инсулин факторы роста нервов и эпителия и др.

Русский

2015-02-01

183.29 KB

0 чел.

 Большие слюнные железы

Подъязычная, поднижнечелюстная слюнные железы. Положение, строение, выводные протоки, кровоснабжение, иннервация.

Обе железы входят в группу больших слюнных желез, располагающихся в нижней стенке полости рта. По общему строению они являются типичными представителями альвеолярно-трубчатых желез, в которых, кроме тела, выделяют отростки разных направлений.Железы возникают у эмбриона на 6-й, 7-й неделе из энтодермы в виде гребневидных утолщений первичного эпителия первичной полости рта — стомодеума. По составу своего серозно-слизистого секрета относятся к смешанным железам. За сутки они способны выделить от 300 до 1300 мл слюны, которая смачивает и формирует пищевой комок, начинает в нем гидролиз при помощи амилазы и менее активных протеиназ, липаз, фосфатаз. Кроме них, в полости рта находятся и малые слюнные железы: губные, щечные, язычные, небные, тоже вырабатывающие смешанный секрет, но в небольшом количестве. Все слюнные железы обладают и малой эндокринной функцией, выделяя калликреин, инсулин, факторы роста нервов и эпителия и др.

Большие слюнные железы у новорожденных развиты слабо, малые лучше. Особенно интенсивно большие железы растут в первые 2 года, потом медленнее и в основном в длину. Протоки сильно ветвятся. Слюноотделение в железах новорожденных слабое, оно усиливается после 3-4 месяца грудного периода, так как начинается интенсивный рост и развитие желез.

Поднижнечелюстная слюнная железа

Железа овальной формы располагается на дне полости рта в его клетчаточном пространстве, частично занимая одноименную ямку нижней челюсти. Она примыкает спереди и сзади к двубрюшной мышце, а изнутри к язычно-подъязычной и челюстно-подъязычной мышцам. Со стороны шеи проецируется на поднижнечелюстной треугольник и прикрыта кожей с поверхностной фасцией и платизмой, поэтому хорошо прощупывается. Снаружи покрыта капсулой, перегородки которой делят железу на 10-12 долек. Внутри долек находятся альвеолы, из которых вставочными и исчерченными отделами начинаются внутридольковые проточки. Внутридольковые протоки сливаются в междольковые, а они впадают в главный выводной проток.

Он выходит из хорошо выраженного переднего отростка железы, ложится над челюстно-подъязычной мышцей, затем идет вдоль внутренней поверхности подъязычной железы и открывается на подъязычном сосочке (карункуле) вместе с ее протоком.

Кровоснабжение железа получает из лицевой, подбородочной, язычной артерий – все они являются ветвями лицевой артерии из наружной сонной. Вены впадают в лицевую и язычную, а потом и во внутреннюю яремную вену.

Приносящие лимфатические сосуды вливаются в поднижнечелюстные узлы. Кровеносные лицевые сосуды и поднижнечелюстные лимфатические узлы примыкают к латеральной поверхности железы.

Иннервация осуществляется за счет язычного нерва и парасимпатических ветвей из поднижнечелюстного узла при помощи промежуточного нерва, а также за счет верхнего шейного симпатического узла при помощи наружного сонного нерва.

Подъязычная слюнная железа

Железа имеет форму овала и залегает на дне полости рта в области подъязычных складок слизистой оболочки, располагаясь на челюстно-подъязычной мышце. Хорошо заметна при поднятой кверху верхушке языка, так как образует два (правый и левый) подъязычных валика или складки, расположенные по бокам от уздечки языка. По передней и латеральной стороне прилежит к нижней челюсти в подъязычной ямке, по медиальной соседствует с мышцами: подбородочно-подъязычной, подъязычно-язычной и подбородочно-язычной. Тонкая фасциальная капсула перегородками делит железу на 7-10 долек. Дольки внутри устроены одинаково с поднижнечелюстной железой.

Выводной проток начинается вблизи от внутренней поверхности железы, проходит вдоль подъязычного сосочка, в котором открывается вместе с протоком поднижнечелюстной железы. Отдельные дольки могут открываться короткими дополнительными протоками.

Артерии и вены железы возникают из язычной и подбородочной.

Приносящие лимфатические сосуды входят в поднижнечелюстные и подбородочные узлы.

Иннервация осуществляется язычным нервом, ветвями из поднижнечелюстного и подъязычного вегетативных узлов головы при помощи парасимпатического промежуточного нерва, из верхнего шейного симпатического узла за счет наружного сонного нерва.

По современным представлениям большие слюнные железы являются и органами внутренней секреции, так как в них вырабатывается в небольших количествах калликреин, инсулин, паротин, различные факторы роста нервов, эпителия и др. Они необходимы как для регуляции работы самих желез, так и для гуморального управления всем организмом. Кроме того, все слюнные железы обладают небольшой функцией по выделению во внешнюю среду вредных для организма веществ, например, креатина и железо- и йодсодержащих химических соединений, мочевой кислоты.

Околоушная слюнная железа: положение, строение, выводной проток. Кровоснабжение и иннервация.

6  


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

52727. Досвід роботи з упровадження інтерактивних і мультимедійних технологій на уроках української літератури як засобу формування компетентної особистості 76 KB
  Моя система роботи будується на сучасних педагогічних технологіях головна мета яких зробити процес навчання творчим особистісно зорієнтованим. Під час етапу цілеутворення та планування роботи учні спільно працюють на уроці з учителем. Продумуючи кожен свій крок надаю перевагу таким формам роботи котрі сприяли б виробленню в учнів психологічних установок на самовдосконалення націлювали б їх на високі моральні цінностівідповідальне ставлення до життя.
52728. Реалізація соціальної, мотиваційної, функціональної компетенцій на уроках української мови та літератури 60 KB
  Насамперед учні мають засвоїти поняття мови і мовлення; стилі мовлення; монологічне і діалогічне мовлення;текст його ознаки; тему та основну думку тексту; типи мовлення. Хто є адресантом а хто адресатом мовлення У чому полягає діяльність адресанта і діяльність адресата Які умови потрібні щоб відбулося спілкування Від чого залежить успішність спілкування 2. Чи добре ви засвоїли зміст слів мова і мовлення Поширте поданий текст вибравши зі слів у дужках ті які підходять за змістом і поставивши їх у потрібному відмінку. Діти засвоюють...
52729. Формування життєвих компетентностей через проектну діяльність 346.5 KB
  Світові тенденції розвитку середньої загальної освіти характеризуються переходом від традиційної репродуктивної моделі школи до розвиваючої конструктивної моделі, орієнтованої на результат. Обновилася функція школи: не тільки навчання і виховання, але і соціалізація школяра, формування життєвої компетентності, розвиток соціально - значимих якостей особистості.
52733. Створення виховної системи навчального закладу 784.5 KB
  Коменський На першому етапі створення та впровадження виховної системи була проведена робота щодо вивчення стану виховної роботи у школі зроблено аналіз досягнень та недоліків творчою групою опрацьовано літературу з питань педагогіки та психології виховного процесу на педрадах та засіданнях методобєднань класних керівників обґрунтовано актуальність та необхідність системного підходу до питань виховання та навчання учнів. Досить неординарним є контингент учнів нашої школи додаток 2: майже 50 учнів належать до соціально незахищених...
52734. Робота з обдарованими дітьми в умовах сільської малокомплектної школи 171.5 KB
  Науково обґрунтований підхід до процесу побудови педагогічної технології виховання інтересу в учнів до занять фізичною культурою та спортом дає змогу вчителям фізичної культури тренерам класним керівникам шкільним психологам батькам всебічно зрозуміти суть і причини явищ і процесів у розвитку масового охоплення школярів оздоровчою і фізкультурноспортивною діяльністю через самостійні заняття відвідування спортивних секцій груп ЗФП участі в спортивних змаганнях. У період навчання у школі в учнів розкриваються творчі здібності та...
52735. ІНТЕГРОВАНІ ЗАНЯТТЯ У КОНТЕКСТІ ПРОЕКТНОЇ ТЕХНОЛОГІЇ 1.22 MB
  Існують три рівні інтеграції змісту навчального матеріалу: Отже одним із шляхів підвищення якості освіти є впровадження у практику викладання бінарних та інтегрованих занять особливо з дисципліни Іноземна мова за професійним спрямування які є складовою нормативної частини типових навчальних планів підготовки молодших спеціалістів у вищих навчальних закладах І ІІ рівнів акредитації усіх спеціальностей і можлива інтеграція англійської мови із дисциплінами професійноорієнтованого спрямування. Але такий шлях використання міждисциплінарних...