76808

Глотка, ее строение, кровоснабжение, иннервация, региональные лимфатические узлы. Лимфоидное кольцо глотки

Доклад

Биология и генетика

Лимфоидное кольцо глотки. Нижний – гортанный или гортаноглотка где в передней стенке находится отверстие входа в гортань а книзу от него выступ гортани по бокам от которого и выше лежат грушевидные карманы глотки по которым продвигается пища. Послойное строение стенки глотки изнутри кнаружи: слизистая оболочка покрытая в носоглотке мерцательным эпителием а в остальных отделах многослойным плоским содержит много слизистых желез; подслизистая основа представленная в носоглотке плотной глоточнобазилярной фасцией а в нижних...

Русский

2015-02-01

186.13 KB

4 чел.

 Глотка

Глотка, ее строение, кровоснабжение, иннервация, региональные лимфатические узлы. Лимфоидное кольцо глотки.

Глотка – фаринкс — полый, непарный орган воронкообразной формы, входит в состав пищеварительной и дыхательной систем. В глотке возникает «перекрест» дыхательных и пищеварительных путей и осуществляется сложный акт глотания, не мешающий дыханию.

Начало органа происходит от наружного основания черепа в области глоточного бугорка и базилярной части затылочной кости, от нижних поверхностей височных пирамид и медиальной пластинки крыловидных отростков клиновидной кости.

Конец находится на уровне VI-VII шейных позвонков, где глотка переходит в пищевод.

Общая длина органа у взрослых составляет 12-14 см. Глотка лежит на передней поверхности тел шейных позвонков. Позади неё находится заглоточное пространство, по бокам — сосудисто-нервный пучок из сонных артерий, блуждающих нервов и внутренних яремных вен.

В глотке различают три отдела.

  1.  Верхний — носовой или носоглотка, в которой выражен свод (верхняя стенка). В носоглотку открываются из полости носа хоаны, а из барабанных полостей — слуховые трубы, которые свои отверстия располагают на правой и левой боковых стенках. Через хоаны и слуховые трубы проходит воздух.
  2.  Средний — ротовый или ротоглотка, через зев он сообщается с полостью рта. Через зев проходит воздух и пища.

Нижний – гортанный или гортаноглотка, где в передней стенке находится отверстие входа в гортань, а книзу от него — выступ гортани, по бокам от которого и выше лежат грушевидные карманы глотки, по которым продвигается пища.

Послойное строение стенки глотки — изнутри кнаружи:

  1.  слизистая оболочка, покрытая в носоглотке мерцательным эпителием, а в остальных отделах многослойным плоским — содержит много слизистых желез;
  2.  подслизистая основа, представленная в носоглотке плотной глоточно-базилярной фасцией, а в нижних отделах глотки — рыхлой соединительной тканью;
  3.  мышечная оболочка из исчерченной мышечной ткани, состоящая из верхнего, среднего и нижнего констрикторов, образующих посредине задней поверхности органа мышечный шов;
  4.  адвентициальная оболочка из рыхлой соединительной ткани и окологлоточной фасции.

Собственные поперечно-полосатые мышцы глотки - констрикторы начинаются от клиновидной кости (медиальной пластинки крыловидного отростка и крючка), от нижней челюсти, от корня языка, от рогов подъязычной кости, от щитовидного и перстневидного хрящей и вплетаются в стенку глотки по всему периметру задней и боковых стенок. Продольные скелетные мышцы — шилоглоточная и небно-глоточная — начинаются от височной и небной костей, заканчиваются в боковых стенках глотки. Они поднимают глотку, а констрикторы, сжимая её, проталкивают пищевой комок в пищевод.

Кровоснабжение глотки осуществляется из системы наружной сонной артерии при помощи восходящей глоточной ветви и восходящей небной артерии, а также ветвями из щитовидно-шейного ствола подключичной артерии.

Глоточные вены впадают во внутреннюю яремную вену. Приносящие лимфатические сосуды вливаются в заглоточные и глубокие латеральные лимфатические узлы шеи. Сосуды в оболочках глотки образуют сплетения, которые особенно хорошо выражены в подслизистой основе и мышцах.

Иннервация глотки происходит парасимпатическими и чувствительными ветвями языкоглоточного и блуждающего нервов, гортанно-глоточными нервами из шейных симпатических узлов. Нервы в оболочках глотки образуют сплетения. Подслизистое и межмышечное сплетения содержат редкие нервные узелки. Благодаря нервам и глотательно-рвотному центру в продолговатом мозге осуществляется рефлекторный акт глотания, состоящий из ротовой, глоточной и пищеводной фазы.

В полости рта сформированный пищевой комок сокращением всех мышц языка прижимается к небу и проталкивается через зев в ротоглотку. При этом мышцы мягкого неба оттягивают язычок и небные занавески кверху, прикрывая хоаны, а сокращения небно-язычных и небно-глоточных мышц помогает продвигать комок к задней стенке глотки. Тотчас же приподнимается гортань за счет действия надподъязычных мышц, а корень языка опускает надгортанник, прикрывающий вход в гортань. Далее раскрывается пищеводно-глоточный сфинктер, и пища оказывается в пищеводе, который проталкивает ее к желудку, где открывается желудочно-пищеводный жом, пропускающий ее через кардиальное отверстие в пищеприемный, кардиальный отдел желудка.

Лимфоидное кольцо (Пирогова-Вальдейера) состоит из миндалин — периферических иммунных органов, расположенных в области перекреста дыхательных и пищеварительных путей (носо- и ротоглотки, хоан и зева, корня языка).

Язычная миндалина — совокупность скоплений узелковой и диффузной лимфоидной ткани — непарная, находится в корне языка под эпителием слизистой оболочки, закладывается на 5-м месяце развития. Максимальных размеров в 18-25 мм достигает в возрасте 14-20 лет. Кровоснабжение осуществляется ветвями язычных артерий и вен, а иннервация — блуждающим, языкоглоточным и наружным сонным нервами.

Глоточная (аденоидная) миндалина — непарная, лежит внутри слизистой оболочки свода и задней стенки глотки на уровне и выше отверстий слуховых труб. Закладывается на 4-ом месяце развития плода. После рождения, разрастаясь у детей при воспалительных болезнях, миндалина прикрывает хоаны, что нарушает носовое дыхание и развитие костей лица. Наибольшие размеры имеет в 8-20 лет, длина 13-21 мм, ширина 10-15 мм. Ее сосуды — ветви восходящей глоточной артерии и вены. Нервы — ветви языкоглоточного, промежуточного, наружного сонного.

Небные миндалины — самые крупные, парные (правая и левая), находятся на боковой стенке между небно-язычной и небно-глоточной дужками в миндаликовой ямке. Форму имеют в виде миндального ореха с медиальной и латеральной поверхностями, на которых видны складки слизистой оболочки, а между ними идущие в глубину 10-20 углублений — крипт. Эти миндалины закладываются на 9-й неделе, на 11-12-й формируется тонзиллярный синус и появляются сосуды. Первые лимфоидные узелки возникают на 17-18 неделе, наибольшие размеры миндалины приобретают в 8-30 лет по длине в 13-28 мм, ширине в 14-22 мм. После этого они уменьшаются, потому что утрачивают лимфоидную ткань на борьбу с микроорганизмами. Кровоснабжение осуществляют ветви восходящей глоточной, лицевой, нисходящей небной и язычной артерий и вен. Приносящие лимфатические сосуды впадают во внутренние яремные узлы шеи. Через тонкую стенку глотки миндалины соседствуют с шейной частью внутренней сонной артерии, что особенно учитывают при операциях. Нервы миндалин – это большой небный из крыловидно-небного узла, ветви языкоглоточного и внутреннего сонного нервов.

Трубные миндалины небольшие, парные, лежат в окружности глоточных отверстий слуховых труб и выше, примыкая к глоточной миндалине. Длина до 7,5 мм у новорожденных и детей до 4-7 лет, в последующих возрастных периодах миндалина заметно уменьшается в размерах. Кровоснабжение — ветви восходящей глоточной артерии и вены. Нервы — ветви блуждающего, языкоглоточного, промежуточного и наружного сонного.

Возрастные особенности. Глотка новорожденного короткая, широкая вверху и узкая внизу. Свод в носоглотке уплощен. Отверстия слуховых труб щелевидные, зияющие и располагаются вровень с твердым небом. Нижний край органа лежит на уровне III-IV шейных позвонков. К 10-12 годам он опускается на один позвонок. Отверстие трубы в 2-4 года смещается кверху и кзади, становится круглым в 12-14 лет. Миндалины интенсивно развиваются в первые 2 года, до 18-20 лет изменяются их размеры и топография. Гипоплазия миндалин начинается в подростковом возрасте и продолжается до конца дней жизни.

Пищевод: топография, строение, кровоснабжение, иннервация, региональные лимфатические узлы.

8  


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

73381. Олександр Олесь (Кандиба). «Микита Кожум’яка» 169.8 KB
  Навчальна: опрацювати ідейно-художній зміст твору, визначити його тему й ідею, охарактеризувати головних персонажів та сюжет. Виховна: виховувати пошану до героїв нашого народу. Розвивальна: розвивати творчу уяву, логічне мислення, культуру мовлення, виразне читання.
73382. Картини довколишнього світу, природи в поезіях Т. Шевченка — інша, художня реальність, створена уявою митця за допомогою засобів образної мови 70.07 KB
  Навчальна: ознайомити учнів із цікавими сторінками біографії автора; проаналізувати ліричні твори; визначити художні засоби та образність. Виховна: прищеплювати приязне ставлення до краси навколишнього світу. Розвивальна: розвивати творчу уяву, логічне мислення, вміння висловлювати свою думку.
73383. Павло Тичина. Цікаві відомості про автора. Його поетичні збірки та майстерне відтворення краси природи, патріотичних почуттів засобами художнього слова 244.41 KB
  Народився Павло Тичина в сім’ї сільського дяка й регента Григорія Тимофійовича Тичини. Першим навчальним закладом була бурса в Чернігові де Тичина співав у хорі Єлецького монастиря а потім у Троїцькому хорі. Тичина не став ані художником ані музикантом хоча певний час у Чернігові керував...
73384. Література рідного краю. Поезія М. Побеляна 65.3 KB
  Чарівний мрії світ — дитинство! Дитинство — пора, коли збуваються всі бажання, коли немає нічого неможливого. Пора радісного сміху, ніжної маминої колискової, перших батьківських повчань, першої прочитаної книжки. Саме змалечку в дитячій душі засівається зерно любові до книжки — на всі літа.
73385. Є. Гуцало. «Зірка», «Чарівники», «Журавлі високі пролітають...» 430.45 KB
  Лірична стихія творчості Є. Гуцала стала формою суспільної опозиції. Переживши жахи повоєнного сільського побуту, автор по-своєму почав сприймати світ людей. Але саме в ліриці він почувається найбільш невимушено, розкуто, живописуючи красу природи й людей, охоче фіксуючи улюблений ним стан осяяння...
73386. М. Рильський. Основні відомості про поета, його вміння бачити красу рідної природи і створювати красу засобами поетичної мови 197.33 KB
  Максим Тадейович Рильський народився 19 березня 1895 року. Рильський студент Київського університету медичного факультету через два роки продовжить навчання на історикофілологічному але революція громадянська війна змусить його перервати освіту і переїхати в село де він вчителюватиме...
73387. Повторення й узагальнення матеріалу, вивченого упродовж навчального року 564.86 KB
  Навчальна: систематизувати та узагальнити вивчений учнями матеріал упродовж II семестру. Виховна: прищеплювати любов до рідної літератури та її митців. Розвивальна: розвивати концентрацію уваги, творчу уяву, логічне мислення, кмітливість.
73388. Походження (етимологія) слова. Етимологічний словник української мови 95.06 KB
  Походження етимологія слова. Як це цікаво проникати в багатоколірний світ слова досліджувати розбирати і вивчати його. Старі слова набувають нового сенсу: мишка пристрій без якого не обійтися при роботі за комп’ютером кішка спеціальні крюки у верхолазів кінь і козел гімнастичні снаряди.
73389. Урок розвитку комунікативних умінь. Ділові папери. Лист рідним, друзям, адреса 55.77 KB
  Мета: навчальна: ознайомити учнів з основними правилами листування будовою листа його мовним оформленням вимогами до оформлення адреси на поштовому конверті; на основі опрацьованого теоретичного матеріалу вдосконалити творчі вміння аналізувати листи з точки зору стилістичного й мовного оформлення...