76808

Глотка, ее строение, кровоснабжение, иннервация, региональные лимфатические узлы. Лимфоидное кольцо глотки

Доклад

Биология и генетика

Лимфоидное кольцо глотки. Нижний – гортанный или гортаноглотка где в передней стенке находится отверстие входа в гортань а книзу от него выступ гортани по бокам от которого и выше лежат грушевидные карманы глотки по которым продвигается пища. Послойное строение стенки глотки изнутри кнаружи: слизистая оболочка покрытая в носоглотке мерцательным эпителием а в остальных отделах многослойным плоским содержит много слизистых желез; подслизистая основа представленная в носоглотке плотной глоточнобазилярной фасцией а в нижних...

Русский

2015-02-01

186.13 KB

4 чел.

 Глотка

Глотка, ее строение, кровоснабжение, иннервация, региональные лимфатические узлы. Лимфоидное кольцо глотки.

Глотка – фаринкс — полый, непарный орган воронкообразной формы, входит в состав пищеварительной и дыхательной систем. В глотке возникает «перекрест» дыхательных и пищеварительных путей и осуществляется сложный акт глотания, не мешающий дыханию.

Начало органа происходит от наружного основания черепа в области глоточного бугорка и базилярной части затылочной кости, от нижних поверхностей височных пирамид и медиальной пластинки крыловидных отростков клиновидной кости.

Конец находится на уровне VI-VII шейных позвонков, где глотка переходит в пищевод.

Общая длина органа у взрослых составляет 12-14 см. Глотка лежит на передней поверхности тел шейных позвонков. Позади неё находится заглоточное пространство, по бокам — сосудисто-нервный пучок из сонных артерий, блуждающих нервов и внутренних яремных вен.

В глотке различают три отдела.

  1.  Верхний — носовой или носоглотка, в которой выражен свод (верхняя стенка). В носоглотку открываются из полости носа хоаны, а из барабанных полостей — слуховые трубы, которые свои отверстия располагают на правой и левой боковых стенках. Через хоаны и слуховые трубы проходит воздух.
  2.  Средний — ротовый или ротоглотка, через зев он сообщается с полостью рта. Через зев проходит воздух и пища.

Нижний – гортанный или гортаноглотка, где в передней стенке находится отверстие входа в гортань, а книзу от него — выступ гортани, по бокам от которого и выше лежат грушевидные карманы глотки, по которым продвигается пища.

Послойное строение стенки глотки — изнутри кнаружи:

  1.  слизистая оболочка, покрытая в носоглотке мерцательным эпителием, а в остальных отделах многослойным плоским — содержит много слизистых желез;
  2.  подслизистая основа, представленная в носоглотке плотной глоточно-базилярной фасцией, а в нижних отделах глотки — рыхлой соединительной тканью;
  3.  мышечная оболочка из исчерченной мышечной ткани, состоящая из верхнего, среднего и нижнего констрикторов, образующих посредине задней поверхности органа мышечный шов;
  4.  адвентициальная оболочка из рыхлой соединительной ткани и окологлоточной фасции.

Собственные поперечно-полосатые мышцы глотки - констрикторы начинаются от клиновидной кости (медиальной пластинки крыловидного отростка и крючка), от нижней челюсти, от корня языка, от рогов подъязычной кости, от щитовидного и перстневидного хрящей и вплетаются в стенку глотки по всему периметру задней и боковых стенок. Продольные скелетные мышцы — шилоглоточная и небно-глоточная — начинаются от височной и небной костей, заканчиваются в боковых стенках глотки. Они поднимают глотку, а констрикторы, сжимая её, проталкивают пищевой комок в пищевод.

Кровоснабжение глотки осуществляется из системы наружной сонной артерии при помощи восходящей глоточной ветви и восходящей небной артерии, а также ветвями из щитовидно-шейного ствола подключичной артерии.

Глоточные вены впадают во внутреннюю яремную вену. Приносящие лимфатические сосуды вливаются в заглоточные и глубокие латеральные лимфатические узлы шеи. Сосуды в оболочках глотки образуют сплетения, которые особенно хорошо выражены в подслизистой основе и мышцах.

Иннервация глотки происходит парасимпатическими и чувствительными ветвями языкоглоточного и блуждающего нервов, гортанно-глоточными нервами из шейных симпатических узлов. Нервы в оболочках глотки образуют сплетения. Подслизистое и межмышечное сплетения содержат редкие нервные узелки. Благодаря нервам и глотательно-рвотному центру в продолговатом мозге осуществляется рефлекторный акт глотания, состоящий из ротовой, глоточной и пищеводной фазы.

В полости рта сформированный пищевой комок сокращением всех мышц языка прижимается к небу и проталкивается через зев в ротоглотку. При этом мышцы мягкого неба оттягивают язычок и небные занавески кверху, прикрывая хоаны, а сокращения небно-язычных и небно-глоточных мышц помогает продвигать комок к задней стенке глотки. Тотчас же приподнимается гортань за счет действия надподъязычных мышц, а корень языка опускает надгортанник, прикрывающий вход в гортань. Далее раскрывается пищеводно-глоточный сфинктер, и пища оказывается в пищеводе, который проталкивает ее к желудку, где открывается желудочно-пищеводный жом, пропускающий ее через кардиальное отверстие в пищеприемный, кардиальный отдел желудка.

Лимфоидное кольцо (Пирогова-Вальдейера) состоит из миндалин — периферических иммунных органов, расположенных в области перекреста дыхательных и пищеварительных путей (носо- и ротоглотки, хоан и зева, корня языка).

Язычная миндалина — совокупность скоплений узелковой и диффузной лимфоидной ткани — непарная, находится в корне языка под эпителием слизистой оболочки, закладывается на 5-м месяце развития. Максимальных размеров в 18-25 мм достигает в возрасте 14-20 лет. Кровоснабжение осуществляется ветвями язычных артерий и вен, а иннервация — блуждающим, языкоглоточным и наружным сонным нервами.

Глоточная (аденоидная) миндалина — непарная, лежит внутри слизистой оболочки свода и задней стенки глотки на уровне и выше отверстий слуховых труб. Закладывается на 4-ом месяце развития плода. После рождения, разрастаясь у детей при воспалительных болезнях, миндалина прикрывает хоаны, что нарушает носовое дыхание и развитие костей лица. Наибольшие размеры имеет в 8-20 лет, длина 13-21 мм, ширина 10-15 мм. Ее сосуды — ветви восходящей глоточной артерии и вены. Нервы — ветви языкоглоточного, промежуточного, наружного сонного.

Небные миндалины — самые крупные, парные (правая и левая), находятся на боковой стенке между небно-язычной и небно-глоточной дужками в миндаликовой ямке. Форму имеют в виде миндального ореха с медиальной и латеральной поверхностями, на которых видны складки слизистой оболочки, а между ними идущие в глубину 10-20 углублений — крипт. Эти миндалины закладываются на 9-й неделе, на 11-12-й формируется тонзиллярный синус и появляются сосуды. Первые лимфоидные узелки возникают на 17-18 неделе, наибольшие размеры миндалины приобретают в 8-30 лет по длине в 13-28 мм, ширине в 14-22 мм. После этого они уменьшаются, потому что утрачивают лимфоидную ткань на борьбу с микроорганизмами. Кровоснабжение осуществляют ветви восходящей глоточной, лицевой, нисходящей небной и язычной артерий и вен. Приносящие лимфатические сосуды впадают во внутренние яремные узлы шеи. Через тонкую стенку глотки миндалины соседствуют с шейной частью внутренней сонной артерии, что особенно учитывают при операциях. Нервы миндалин – это большой небный из крыловидно-небного узла, ветви языкоглоточного и внутреннего сонного нервов.

Трубные миндалины небольшие, парные, лежат в окружности глоточных отверстий слуховых труб и выше, примыкая к глоточной миндалине. Длина до 7,5 мм у новорожденных и детей до 4-7 лет, в последующих возрастных периодах миндалина заметно уменьшается в размерах. Кровоснабжение — ветви восходящей глоточной артерии и вены. Нервы — ветви блуждающего, языкоглоточного, промежуточного и наружного сонного.

Возрастные особенности. Глотка новорожденного короткая, широкая вверху и узкая внизу. Свод в носоглотке уплощен. Отверстия слуховых труб щелевидные, зияющие и располагаются вровень с твердым небом. Нижний край органа лежит на уровне III-IV шейных позвонков. К 10-12 годам он опускается на один позвонок. Отверстие трубы в 2-4 года смещается кверху и кзади, становится круглым в 12-14 лет. Миндалины интенсивно развиваются в первые 2 года, до 18-20 лет изменяются их размеры и топография. Гипоплазия миндалин начинается в подростковом возрасте и продолжается до конца дней жизни.

Пищевод: топография, строение, кровоснабжение, иннервация, региональные лимфатические узлы.

8  


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

14293. Музична культура 217 KB
  Тема 12 Музична культура. 10 клас. 2930 Національна хорова і музичнопісенна культура представлена професійними колективами Думка1930 Трембіта 1951 український народний хор під керівництвом Г. Верьовки. 1989 – початок конкурсу хорів ім.. М. Леонтовича. 1923-1928 – респуб
14294. Морально-дидактическое понимание музыки в Средневековье 52 KB
  Моральнодидактическое понимание музыки в Средневековье Период Средневековья в Западной Европе начинается с распада Римской империи. Он охватывает период 515 века. В это время пишется множество философских и музыкальных трактатов посвященных проблемам музыкальноэ
14295. МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ЭПОХУ ВОЗРОЖДЕНИЯ 49.5 KB
  МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ЭПОХУ ВОЗРОЖДЕНИЯ Эпоха Возрождения Ренессанса – фр. отразила социальные изменения при переходе от феодального к буржуазному обществу. Эпоха эта не имеет точных исторических границ но ее характерные черты проявились уже в 14 в. в Италии и Фр...
14296. МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ В 17-18 ВЕКАХ 51.5 KB
  МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ В 1718 ВЕКАХ Период 1718 вв. в истории европейской цивилизации во многих областях становится рубежным и определяющим. Интенсивно развивается наука: великие открытия совершают Г.Галилей И.Ньютон Р.Декарт Ф.Бэкон Б.Спиноза Как н...
14297. Музыкальная драматургия в увертюре «Эгмонт», фрагменте сонаты № 14, Л.В. Бетховена 85.5 KB
  Урок музыки в 7 классе тема урока: Тема урока: Музыкальная драматургия в увертюре Эгмонт фрагменте сонаты № 14 Л.В. Бетховена. Цель урока: формирование понятия музыкальная драматургия через исполнение ...
14298. Русские народные музыкальные инструменты 35.5 KB
  Русские народные музыкальные инструменты Цель: Познакомит с русскими народными инструментами Задачи: учить определять и различать русские народные инструменты; развивать тембровый и ритмический слух учащихся; воспитывать интерес и любовь к русскому фоль...
14299. Владимир Яковлевич Шаинский 48 KB
  Владимир Яковлевич Шаинский Владимир Яковлевич Шаинский российский и советский композитор. Народный артист РСФСР 1986 год. Лауреат Государственной премии СССР 1981 год. Известен как автор нескольких десятков песен для детей в том числе музыки для мультфильмов...
14300. Влияние музыки на организм человека 147.45 KB
  Курсовая работа по общей психологии на тему: Влияние музыки на организм человека Введение Данная курсовая работа является попыткой раскрыть и объяснить особенности реакции человеческого организма на определённые звуковые раздражители а точнее – от прослу...
14301. Внеклассное музыкальное занятие по теме: Детская полька 1.01 MB
  Внеклассное музыкальное занятие по теме: Детская полька Возраст детей: 57 лет Время проведения: 20 минут Цель занятия: Найчить дтей танцевать Детскую польку Задачи занятия: 1 Образовательная: Расширить представление и получить знания о Чешских танца