76809

Пищевод и его строение

Доклад

Биология и генетика

Все три части пищевода плавно повторяют фронтальные изгибы позвоночника вдоль которого проходит орган. Однако пищевод имеет небольшие отклонения и в сагиттальной плоскости. Шейная часть пищевода лежит на уровне тел VI шейного – II грудного позвонков имеет длину в 58 см немного отклоняется от срединной линии влево.

Русский

2015-02-01

182.54 KB

0 чел.

 Пищевод

Начало — от глотки на уровне VI-VII шейных позвонков — проецируется на лопаточно-трахеальный треугольник шеи ниже и сзади от перстневидного хряща гортани.

Конец — переход в желудок — на уровне Х-ХI грудных позвонков от срединной линии с левой стороны.

Длина у взрослых: 25-30 см, у новорожденных: 10-12 см.

Деление на части: шейная, грудная (самая длинная), брюшная. Все три части пищевода плавно повторяют фронтальные изгибы позвоночника, вдоль которого проходит орган. Однако, пищевод имеет небольшие отклонения и в сагиттальной плоскости.

Шейная часть пищевода лежит на уровне тел VI шейного – II грудного позвонков, имеет длину в 5-8 см, немного отклоняется от срединной линии влево. Впереди её находится трахея, позади — ретровисцеральное пространство шеи и груди. По бокам в пищеводно-трахеальных бороздах проходят возвратные гортанные нервы (крупные ветви блуждающих нервов). Вверху прилежат задние поверхности нижних долей щитовидной железы. Внизу слева и сзади близко проходит грудной лимфатический проток.

Грудная часть (15-18 см) располагается до уровня IV позвонка в верхнем средостении позади трахеи и дуги аорты, ниже — в заднем средостении, перекрещиваясь с нисходящей аортой. На уровне V позвонка спереди к пищеводу близко прилежит левый бронх. В нижней трети пищевод окружен нервным сплетением блуждающих нервов и располагается слева и впереди от аорты. Вверху пищевод граничит с левой медиастинальной плеврой, внизу — с правой. Пищевод проходит через поясничную часть диафрагмы вместе с вагальными стволами блуждающих нервов. Грудная часть прилежит к позвоночнику, повторяя его кифотический изгиб.

Брюшная часть (1-3 см) спереди и справа прикасается к задней поверхности левой доли печени, а слева — к селезенке; покрыта брюшиной.

Сужения пищевода

  1.  глоточно-пищеводное — уровень VI-VII шейных позвонков, обусловлено мышечным жомом и хорошо выражено у новорожденных;
  2.  грудное — уровень IV-V позвонков возникает от перекреста с левым бронхом;
  3.  диафрагмальное — в пищеводной щели поясничной части диафрагмы возникает от её ножек; оно переходит на уровне XI грудного позвонка в пищеводно-желудочное сужение, которое формируется одноименным сфинктером.

Строение стенки

  1.  Слизистая оболочка покрыта многослойным плоским эпителием и обладает хорошо выраженной мышечной пластинкой, железами, лимфоидной диффузной тканью; образует продольные складки.
  2.  Подслизистая основа развита хорошо и содержит сосудистое и нервное сплетения, редкие лимфоидные узелки.
  3.  Мышечная оболочка состоит из наружного продольного и внутреннего циркулярного слоев. В верхних отделах они из исчерченных волокон, в средних и нижних — из гладких. Циркулярный слой образует два сфинктера: глоточно-пищеводный и пищеводно-желудочный (кардиальный). В оболочке находятся сосудистое и нервное сплетения.
  4.  Адвентициальная оболочка присутствует в шейной и грудной частях, серозная – только в брюшной.

Кровоснабжение пищевода в шейной части осуществляется нижними щитовидными артериями и венами, в грудной — пищеводными ветвями аорты и ветвями парной и полунепарной вен, в брюшной — левой желудочной артерией и веной.

Приносящие лимфатические сосуды впадают в глубокие латеральные шейные узлы и задние средостенные, левые желудочные узлы и грудной лимфатический проток. Сосуды образуют в оболочках органа сплетения, особенно хорошо выраженные в подслизистой основе и мышцах.

Иннервация пищевода происходит за счет шейных и грудных спинальных ганглиев, парасимпатических блуждающих нервов, симпатических ветвей грудных узлов и аортального сплетения. В оболочках органа образуются нервные сплетения с присутствием вегетативных нервных клеток.

В топографии пищевода важное значение имеют сагиттальные и фронтальные изгибы, возникающие на всем его протяжении. На шее пищевод расположен по средней линии впереди тел позвонков и повторяет их изгиб (шейный лордоз). При вступлении в грудную полость он отклоняется влево до уровня II грудного позвонка, затем возвращается к средней линии, а от V до VIII грудных позвонков перемещается вправо. Ниже VIII позвонка уходит влево и назад и в таком положении прободает диафрагму. Сагиттальные изгибы обусловлены бифуркацией трахеи и левым бронхом (IV грудной позвонок), перекрестом с нисходящей аортой на уровне IX грудного позвонка. Фронтальные изгибы повторяют шейный лордоз и грудной кифоз позвоночника.

Возрастные особенности. Пищевод новорожденных короткий со слабо выраженными сужениями, начало и конец располагаются на один, полтора позвонка выше. Длина органа – 10-12 см, поперечник – 4-6 мм. В слизистой слабо развиты железы, мышечная оболочка тонкая. Расстояние от медиальных резцов до входа в желудок у новорожденных составляет 16,3 см, в два года – 22,5-24 см, в пять лет – 26-28 см, в двенадцать лет – 28-34,2 см. Просвет пищевода грудного ребенка составляет 0,85-1,2 см, после 6 лет – 1,3-1,8 см.

Слизистая оболочка у новорожденных и грудничков содержит мало желез, складчатость отсутствует. Продольные складки появляются в 2-3 года. Мышечная оболочка развита слабо, наиболее интенсивно она развивается с 3 до 12 лет.

В 10-12 лет удваивается длина органа, скелетотопия становится как у взрослых. С возрастом пищевод несколько опускается.

9  


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

82057. Тато, мама і я – дружна сім’я 59.5 KB
  Будем разом відзначати і родину шанувати. Не забути рідну мову батька щирий заповіт мами ніжну колискову що нас вивела у світ. Пісня колискова для мами Колискові вечорами нам співали наші мами а тепер пора і нам заспівать про наших мам. Радість маєш чи тривогу серце мами разом з нами.
82058. Сім’я буде щасливою коли… 155.5 KB
  На світ білому єдине, Як і Дніпрова течія, Домашнє вогнище родинне, Оселя наша і сім’я. В щасливі і в сумні години, Куди б нам не стелився шлях, Не згасне вогнище родинне В людських запалених серцях. (Д. Білоус) Тематичні питання: Які люди, що допомагають іншим, найважливіші? Чи важливо знати історію свого роду?
82060. Вертайтеся додому, журавлі! 79.5 KB
  Краю мій, мій рідний краю! Який ти безмежний, мальовничий, багатий на звичаї та обряди і водночас скільки випало на твою долю випробувань і страждань. Скільки людей змушені були покинути тебе у пошуках кращої долі. Одними із перших стали мешканці Небилова, які у далекому 1891 полинули як ті журавлі за океанські води.
82061. Вплив антропогенних факторів на репродуктивну функцію людини 173.5 KB
  Цілі: Узагальнити знання учнів про індивідуальний розвиток організму його залежність від умов зовнішнього середовища; виховувати почуття відповідальності за власне здоров’я та здоров’я майбутніх дітей; формувати навички здорового способу життя; сприяти екологічному вихованню учнів...
82062. Я єсть народ… Двомовна музично-поетична композиція, присвячена 65 річниці визволення України від німецько-фашистських загарбників 75.5 KB
  Славним ветеранам Великой Отечественной, выстоявшим, победившим, подаривши миру жизнь и счастье, посвящается. Досі ще не визнаним ветеранам Великої Вітчизняної, бійцям Української повстанської армії, що боролись за щастя рідної землі...
82064. За мир у всьому світі – це значить за життя! (до 66 річниці з Дня Перемоги) 34.5 KB
  Мета заходу: Оглянути героїчні, бойові сторінки історії життя нашого народу в боротьбі за свободу і незалежність. Акцентувати увагу учнів на розкриття великого подвигу народу у Великій Вітчизняній війні, бо без пам’яті про тих, хто приніс нам довгоочікувану Перемогу, відстоявши мир на землі, не може бути щасливого майбутнього.
82065. Людина для професії чи професія для людини? 118 KB
  Привернути увагу підлітків до питання вибору професії та її значення, звернути увагу на фактори, що обумовлюють вибір людиною тієї або іншої спеціальності, поговорити про помилки, які допускаються при обранні професії, наголосити на важливості прийняття правильного вибору фаху для подальшого щасливого життя.