76810

Желудок: строение, топография. Рентгеновское изображение. Кровоснабжение, иннервация, региональные лимфатические узлы

Доклад

Биология и генетика

Анатомическое строение желудка Две стенки передняя и задняя которые переходят одна в другую образуя на краях малую и большую кривизну. Кардиальное отверстие место впадения пищевода в желудок пилорическое отверстие место перехода желудка в 12ти перстную кишку. Кардиальная часть желудка состоит из дна свода и тела и выполняет пищеприемную и перерабатывающую функции задерживая перемешивая обезвреживая и гидролизуя продукты питания. Анатомическая граница между пищеприемным кардиальным отделом и эвакуаторным пилорическим каналом...

Русский

2015-02-01

185.8 KB

3 чел.

 Желудок

Желудок:строение, топография. Рентгеновское изображение. Кровоснабжение, иннервация, региональные лимфатические узлы.

Анатомическое строение желудка

Две стенки - передняя и задняя, которые переходят одна в другую, образуя на краях малую и большую кривизну. Кардиальное отверстие — место впадения пищевода в желудок, пилорическое отверстие — место перехода желудка в 12-ти перстную кишку.

Кардиальная часть желудка состоит из дна (свода) и тела и выполняет пищеприемную и перерабатывающую функции, задерживая, перемешивая, обезвреживая и гидролизуя продукты питания. Она названа так из-за близкого соседства через диафрагму с сердцем. В ней пища задерживается на несколько часов.

Пилорическая часть включает привратниковую пещеру, пилорический канал и сам привратник, как мышечный сфинктер. Она участвует в переваривании и, главным образом, в эвакуации пищи в дуоденум. Анатомическая граница между пищеприемным (кардиальным отделом) и эвакуаторным (пилорическим) каналом проходит по угловой вырезке желудка, что находится на малой кривизне.

Размеры желудка зависят от его наполнения или опустошения, длина наполненного желудка — 24-26 см, пустого — 18-20 см; средняя вместимость – до 3 л. Форма и размеры постоянно меняются не только из-за наполнения органа и его тонуса, но и состояния и положения печени, селезенки, поперечной ободочной кишки, поджелудочной железы, диафрагмы, передней брюшной стенки.

Стенка желудка имеет слизистую, мышечную и серозную оболочки.

Слизистая покрыта однослойным цилиндрическим эпителием. Благодаря хорошо выраженной мышечной пластинке и подслизистой основе в ней образуются поперечные, продольные и косые складки. По малой кривизне присутствуют только продольные складки — «желудочная дорожка» — как кратчайший путь движения жидкости. Крупная круговая складка — пилорическая заслонка — находится в месте перехода желудка в 12-перстную кишку. В слизистой между складками различают крупные желудочные поля, а в них — маленькие желудочные ямки — устья протоков многочисленных желез (до 35 млн.). В слизистой оболочке и подслизистой основе располагаются сосудистые и нервные сплетения, лимфоидные узелки.

Мышечная оболочка включает продольный слой, в основном, по малой и большой кривизне и в привратнике; косой и циркулярный слои в остальных отделах. В желудке за счет круговых мышц образуются пилорический и кардиальный сфинктеры. Между мышечными слоями располагаются сосудистые и нервные сплетения.

Подсерозная основа и серозная оболочка вместе со связками обеспечивают интраперитонеальное (внутрибрюшинное) положение желудка. В оболочке находятся микрососудистые и микроволоконное нервное сплетения.

Связки желудка:

  1.  по малой кривизне — печеночно-желудочная и желудочно-диафрагмальная – части малого сальника;
  2.  по большой кривизне — желудочно-ободочная и желудочно-селезеночная – части большого сальника;
  3.  глубокие связки — желудочно-поджелудочные.

Топография желудка

Желудок располагается в верхнем этаже брюшной полости в преджелудочной и сальниковой сумках, проецируется 3/4 органа на левую подреберную область, 1/4 — на эпигастральную область.

Кардиальное отверстие лежит слева от тел Х-ХI грудных позвонков, пилорическое — справа от ХII грудного и I поясничного позвонков. Передняя стенка соприкасается с диафрагмой и немного с передней брюшной стенкой, а по малой кривизне – с висцеральной поверхностью левой доли печени. Задняя стенка обращена в сальниковую сумку. Большая кривизна и часть задней стенки прилежат к мезоколон и ее брыжейке, а в области дна — к селезенке. Позади тела желудка лежат забрюшинные органы: левые почка и надпочечник, поджелудочная железа.

Рентгеновское изо6ражение желудка зависит от положения тела человека, от типа телосложения, тонуса, наполнения и подвижности органа.

  1.  При брахиморфном типе желудок имеет форму конуса, рога и лежит поперечно. Пищеварительный мешок (свод и тело) плавно переходит в эвакуаторный канал (пилорические пещеру и канал с привратником).
  2.  Мезоморфный тип характеризуется крючковидной формой. Между пищеварительным мешком и эвакуаторным каналом угол открыт кверху.
  3.  Для долихоморфного типа наблюдается форма вытянутого чулка. Эвакуаторный (пилорический) отдел круто приподнят, пищеварительный (кардиальный) отдел опущен.
  4.  Форма желудка зависит от возраста и пола; так у стариков и детей он чаще имеет форму рога, у женщин — удлиненного крючка.

Слизистая оболочка желудка содержит многочисленные кардиальные, фундальные и пилорическке железы, в которых главные клетки вырабатывают пепсиногены 1-й и 2-й группы, обкладочные — ионы хлора и водорода, необходимые для образования соляной кислоты, добавочные — слизь. Таким образом, возникают основные компоненты желудочного сока, которого за сутки образуется до 2,5 л.

Кроме того, в слизистой желудка находится много эндокринных клеток, вырабатывающих гастрин, гистамин, серотонин, антианемический фактор и другие биологические активные вещества, необходимые для работы как самого желудка, так и остальных органов пищеварения и всего организма.

Кровоснабжение желудка осуществляют расположенные по малой кривизне правая и левая желудочные артерии и вены, а по большой кривизне — правая и левая желудочно-сальниковые и короткие желудочные артерии.

Вены желудка, соименные артериям, впадают в воротную вену печени. Его артерии начинаются от чревного ствола (левая желудочная), от собственной печеночной артерии (правая желудочная); от селезеночной — левая желудочно-сальниковая и короткие желудочные к дну желудка, от гастродуоденальной — правая желудочно-сальниковая артерия.

Приносящие лимфатические сосуды впадают в правые и левые желудочные, желудочно-сальниковые, пилорические узлы, лежащие по ходу вен желудка. В каждой оболочке сосуды образуют сплетения, особенно мощные в подслизистой основе и мышечной оболочке.

Иннервация – чувствительная и парасимпатическая – от грудных спинальных ганглиев и вагальных стволов блуждающего нерва, симпатическая — от чревного (солнечного) сплетения. Желудочные нервные сплетения хорошо выражены в подслизистой основе и мышечной оболочке, содержат вегетативные нервные узелки. В остальных оболочках присутствуют волоконные сплетения.

Возрастные особенности. Желудок новорожденных короткий, узкий, веретенообразной или округлой формы с малым объемом от 7-10 до 40-50 см 3 и высоким расположением. Его размеры составляют в длину 5 см, а в ширину – 3 см. Слизистая оболочка относительно толстая с высокими складками. В мышечной оболочке присутствуют все три слоя, но слабее развит продольный слой. Сфинктеры, особенно кардиальный, слабы, что способствует при перекармливании регургитации и срыгиванию. В конце грудного периода орган по размерам увеличивается в 2 раза, по объему — в 5-6 раз, форма становится похожей на взрослую. Желудочные поля и ямки оформляются к началу второго года жизни. Но у детей с искусственным вскармливанием желудок растягивается по передней стенке. К двум годам желудок увеличивает объём в среднем до 500 куб. см, к четырём годам – до 750 куб. см. К началу периода полового созревания объём органа становится в 1300-1500 куб. см.

Отделы и части желудка растут не равномерно. У грудничков к 4-6 месяцам оформляется пилорический отдел, а кардиальный складывается к 7-8 месяцам. Наиболее интенсивно части желудка растут и развиваются в течение первого года жизни. В раннем детстве (1-3 года) на формирование желудка сильно влияет прорезывание молочных зубов и переход на прикармливание. Топографическое положение органа у новорожденных высокое. Кардиальное отверстие проецируется на уровне VIII-IX, а пилорическое — XI-XII грудных позвонков. К 7-8 годам скелетотопическая проекция становится как у взрослых.

У пожилых и стариков происходит медленное опускание органа. Рельеф слизистой оболочки сглаживается. Мышечная оболочка истончается. При систематическом переедании желудок быстрее увеличивается в объеме и опускается.

Тонкая кишка: ее отделы, их топография, отношение к брюшине, строение стенки, кровоснабжение, иннервация, региональные лимфатические узлы.

10  


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

81644. Відчиняє двері казка 103 KB
  Мета: перевірити і закріпити знання учнів з вивчених тем Українські народні казки та Казки українських письменників; удосконалювати діалогічне та зв’язне мовлення; виховувати гостинність бажання допомагати один одному. Які бувають казки Казки бувають народні і літературні.
81645. Буду я природі другом 86.5 KB
  Мета: поглиблювати навички роботи над різними жанрами творів; розвивати способи і види читання; виховувати бережливе ставлення до природи. II Мовна розминка Учитель Урок з читання почнемо без зупинки з артикуляційної розминки 1. Скоромовка Читання скоромовки дощиком Жовте жито жук жував і з Женею жартував.
81646. Підсумковий урок з теми «Оповідання» 315.5 KB
  Вчити аналізувати та оцінювати поведінку та вчинки дійових осіб, робити висновки щодо прочитаного, поглибити знання дітей про загальнолюдські моральні якості. Розвивати навички читання, зв’язне мовлення, вміння висловити свою думку, цінувати думки товаришів.
81647. Бабусина пригода 73.5 KB
  Мета: Ознайомити дітей із п’єсою,як літературним жанром;вдосконалювати навички виразного читання; вчити інсценувати п’єсу засобами лялькового театру; вчити характеризувати дійових осіб. Розвивати творчі здібності учнів. Розвивати комунікативні (уміння формулювати і доводити власну думку; розвивати культуру мовлення)...
81648. Марійка Підгірянка «Співанка про місяці», «Діти й ластівка». Загадка 191.5 KB
  Мета: збагачувати та розширювати знання учнів про життєвий і творчий шлях Марійки Підгірянки; розвивати мовлення учнів; виховувати любов до природи і рідного слова. Обладнання: портрет поетеси, збірки її творів, мультимедійна дошка, ілюстра ції до творів, презентація до уроку.
81649. В. Сухомлинський «Хлопчик і Дзвіночок Конвалії» 77 KB
  Подивіться, будь ласка, мабуть немає людини, байдужої до чарівної краси цих ніжних, витончених, дуже ароматних квітів. Наче якісь зачаровані сріблясті дзвіночки, повисають вони на зелених струнких ніжках посеред зеленого листя.
81650. Осінні мотиви в поезії Ліни Костенко 52 KB
  Обладнання: таблиці Шульте картки для читання карткилисточки зі словами робочий зошит зоровий диктант Хід уроку І. Читання віршів напамять. Учитель виразно у повільному темпі читає текст а потім запитує: Чи сподобався вам вірш Який настрій у вас після його слухання Підготовка до читання тексту.
81651. В.Нестайко «Жевжик» 72.5 KB
  Всеволод Зіновійович Нестайко народився на Житомирщині. Тож все своє свідоме життя Всеволод Нестайко прожив у Києві. Нестайка була вчителькою Коли Всеволод Нестайко був маленьким хлопчиком він страшенно хотів швидше вирости і стати великим та дорослим.
81652. «Коли тобі сутужно – прийде на поміч дружба А. Костецький «Буває все...», «Краще — з друзями разом!», «Словник Славка» 58.5 KB
  Удосконалювати вміння виразно читати вірші визначати головну думку прочитаного; розвивати мовлення учнів уміння аналізувати віршовані твори виділяти головне висловлювати оцінні судження збагачувати словниковий запас; виховувати почуття товариськості.