76823

Гортань (ларингс)

Доклад

Биология и генетика

Скелет гортани образуют хрящи и их соединения между собой. Связки и суставы гортани Орган связывает с подъязычной костью щитовидноподъязычная мембрана состоящая из непарной срединной связки и парных боковых правой и левой. В желудочковой части гортани находятся преддверные и голосовые связки. Эластический конус это фиброзноэластическая мембрана гортани расположенная непосредственно под слизистой оболочкой в нижней части органа т.

Русский

2015-02-01

183.27 KB

0 чел.

 Гортань

Гортань (ларингс) располагается на уровне от IV до VI-VII шейных позвонков, занимая срединное положение в передней области шеи. Вверху при помощи щитоподъязычной мембраны она соединяется с подъязычной костью, внизу переходит в трахею с помощью перстнетрахеальной связки. Спереди и с боков к ней прилегают поверхностная и претрахеальная фасции, подподъязычные мышцы и щитовидная железа, каротидный сосудисто-нервный пучок. В нижнюю часть глотки гортань открывается входом, прикрытым надгортанником. Над- и подподъязычные мышцы легко перемещают орган, что учитывается при манипуляциях на нем.

Скелет гортани образуют хрящи и их соединения между собой. Хрящи подразделяются на крупные – непарные и мелкие – парные (правые и левые).

  1.  Щитовидный хрящ обладает правой и левой пластинами, которые соединяются у мужчин под углом 90°, а у женщин — 120°. Спереди он имеет верхнюю и нижнюю щитовидные вырезки, сзади верхние (большие) и нижние (малые) рога. По наружной поверхности обеих пластин располагаются косые линии для прикрепления мышц. С подъязычной костью он связан щитоподъязычной мембраной. С перстневидным хрящом образует при помощи нижних рогов правый и левый комбинированные суставы.
  2.  Перстневидный хрящ состоит спереди из дуги и сзади из квадратной пластинки. Со щитовидным хрящом он связан парными комбинированными суставами и перстнещитовидной связкой. С трахеей хрящ соединяется перстнетрахеальной связкой кольцевидной формы.
  3.  Надгортанник узким концом (стебельком) соединен с внутренней поверхностью щитовидного хряща при помощи щитовидно-надгортанной связки. На задней поверхности стебелька имеется бугорок, к которому и крепится связка. Кроме того, он имеет подъязычно-надгортанную связку. С языком соединяется передней поверхностью при помощи срединной и боковых складок слизистой оболочки, между которыми находятся ямки - валекулы. Свободная широкая часть хряща прикрывает вход в гортань.
  4.  Остальные хрящи парные – правые и левые, но имеют малые размеры. Самые крупные из них — черпаловидные приобрели форму трехгранной пирамиды с основанием, голосовым и мышечным отростками на нем. Хрящ заканчивается верхушкой. Отростки служат для прикрепления мышц, обеспечивающих голосообразование и дыхание. На основаниях черпаловидных хрящей находятся суставные поверхности, которые образуют перстнечерпаловидные комбинированные суставы.
  5.  Рожковые хрящи лежат над верхушками черпаловидных хрящей в толще черпало-надгортанных складок, образуя рожковидные бугорки слизистой оболочки.
  6.  Клиновидные хрящи тоже находятся внутри черпало-надгортанных складок, но выше рожковидных хрящей и образуют клиновидные бугорки слизистой на складке. Щитовидный, перстневидный, черпаловидные хрящи являются гиалиновыми, а надгортанник, рожковидные и клиновидные хрящи – эластические.

Связки и суставы гортани

Орган связывает с подъязычной костью щитовидно-подъязычная мембрана, состоящая из непарной срединной связки и парных боковых – правой и левой. Между дугой перстневидного хряща и нижним краем щитовидного натянута перстнещитовидная связка, а между трахеей и перстневидным хрящом – перстнетрахеальная. Надгортанник имеет щитонадгортанную и подъязычно-надгортанные связки. В желудочковой части гортани находятся преддверные и голосовые связки.

Двумя парными (правыми и левыми) комбинированными суставами обладает гортань: перстнещитовидными и перстнечерпаловидными.

Эластический конус — это фиброзно-эластическая мембрана гортани, расположенная непосредственно под слизистой оболочкой в нижней части органа, т.е. ниже голосовых складок. Волокна эластического конуса образуют перстнещитовидную и голосовую связки. В верхней части органа под слизистой оболочкой лежит четырехугольная мембрана.

Рельеф внутренней поверхности полости гортани определяется строением ее трех частей.

  1.  Верхний отдел — преддверие от входа в гортань до преддверных складок слизистой оболочки. Передняя стенка его образована надгортанником (высота — 4 см), задняя — черпаловидными хрящами (высота — 1-1,5 см).
  2.  Средний отдел – межжелудочковый, самый узкий. Слизистая образует в нем на правой и левой стороне по две складки: верхнюю — преддверную, нижнюю – голосовую, а между ними — щелевидное углубление — желудочек. Между правой и левой голосовыми складками располагается голосовая щель с длиной у мужчин 2-2,4 см, у женщин — 1,6-1,9 см и шириной до 0,5 см при ровном, спокойном дыхании, до 1,5 см — при разговоре. Передний отдел голосовой щели называется межперепончатым (2/3 общей длины), задний — межхрящевым (1/4 общей длины). Преддверные и особенно голосовые складки слизистой очень чувствительная рефлексогенная зона, что и составляет анатомическую основу ларингоспазма.
  3.  Нижний отдел гортани — подголосовая полость с постепенным расширением переходит в просвет трахеи.

Слизистая оболочка гортани несет мерцательный эпителий и много слизистых желез, но по голосовым складкам слизистая покрыта многослойным плоским эпителием, не содержит желез и плотно срастается со связками. Слизистая на уровне преддверия и желудочков насыщена лимфоидными узелками, которые замыкаются в кольцо. В слизистой подголосовой части находится много диффузной лимфоидной ткани. Узелки и диффузная ткань составляют иммунный аппарат гортани.

Возрастные особенности. Гортань новорожденного и грудничка – короткая, широкая, воронкообразная и располагается выше на 1-2 шейных позвонка. Продольная ось отклонена кзади, вход в орган широкий, преддверие короткое, надгортанник приподнят над корнем языка, — это все учитывается при ларингоскопии и интубации. У гортани — два интенсивных периода роста: в первом детстве и при половом созревании. Окончательно орган формируется у мужчин к 25 годам, у женщин — к 22-23 годам. Половые особенности гортани связаны со строением хрящей, голосовых связок и мышц.

Рыхлость слизистой оболочки гортани и близость расположения сосудов определяют у детей развитие ложного крупа — отека слизистой оболочки.

Мышцы гортани, их классификация, функции. Иннервация, кровоснабжение гортани.

23  


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

13098. Дружба и отношения между мальчиками и девочками. Классный час 32.5 KB
  Классный час на тему Дружба и отношения между мальчиками и девочками Цель: создавать условия для эмоционального роста детей; углубить представления о гендерном равенстве. Задачи: раскрыть значение понятий мужское дело и женское дело; развивать кул
13099. Классный час на тему «Приключение по стране рассказов Н.Н. Носова» 37.79 KB
  Классный час на тему Приключение по стране рассказов Н.Н. Носова. Тема: Приключение по стране рассказов Н.Н. Носова. Цель занятия: в игровой форме провести ознакомление и повторение произведений Н.Н. Носова. Участники: класс Продолжительность: 45 минут ...
13100. Классный час на тему «Что значит быть настоящим другом?» 51.5 KB
  Классный час на тему Что значит быть настоящим другом. 4й класс Цель: помочь детям разобраться в том каким должен быть настоящий друг. Задачи: определить важные для дружбы нравственные качества и содействовать их формированию; провести самооценку учащимися
13101. Сабақтың тақырыбы: БАЛА АБАЙ. 80.5 KB
  7 Ана тілі 2сынып Сабақтың тақырыбы: БАЛА АБАЙ. Сабақтың мақсаты: 1. Оқушыларды қазақтың классик ақыны Абай Құнанбаевтың өмірімен толығырақ таныстыру. 2. Мәтіндегі негізгі идеяны ұғындыру. 3. Әр түрлі ой дамыту стратегиялары арқылы өздік жұмыс і
13102. Сабақтың тақырыбы: ҚАНАҒАТ ҚАРЫН ТОЙҒЫЗАР (ел аузынан) 76.5 KB
  8 Ана тілі 3сынып Сабақтың тақырыбы: қанағат қарын тойғызар ел аузынан. Сабақтың мақсаты: 1. Тақырыптың идеясын ашу қанағатшыл шыдамды болуға үйрету. 2. Өтілген сабақ пен жаңа сабақты байланыстыру арқылы шығармашылық ойлау қабілетін дамыту...
13103. Сабақтың тақырыбы: ЕР ТАРҒЫН 47.5 KB
  4 Ана тілі 4сынып Сабақтың тақырыбы: ЕР ТАРҒЫН Сабақтың мақсаты: Батырлар жыры туралы оқушыларға жанжақты түсінік беру. Елін қорғау Отанын халқын сүю батырлар жырының басты қасиеттері екендігін оқушыларға ұғындыру. Ер Тарғынның ...
13104. Сыныптарға арналған «Соңғы қоңырау» салтанатты жиынының сценарийі 59.5 KB
  11 сыныптарға арналған Соңғы қоңырау салтанатты жиынының сценарийі. 2008 жыл. Фанфары Жүргізушілер шығады: Медетов М.О. және Құдайбергенова Шұғыла. Мият: Армысыздар ұстаздар оқушылар Қош бол алтын ұя мектебім атты салатанатты жиынға жиналған қауым.
13105. 1917-1941 ж.ж.кеңес мектебі мен педагогикасы 83.5 KB
  1917-1941 ж.ж.кеңес мектебі мен педагогикасы. Мектептің революциялық қайта құрылуы және алғашқы қадамдары. Халық ағарту ісінің барлық жүйесін қайта құру революцияның алғашқы күндерінен басталады. 1917 жылы 9 қарашадағы декрет бойынша Ағарту ісінің мемлекеттік комисс...
13106. 1941-1970 жж. кеңес мектебі мен педагогикасы 99.5 KB
  1941-1970 жж. кеңес мектебі мен педагогикасы. Ұлы Отан соғысы жылдарындағы мектеп және педагогика. Кеңес халқының фашистік Германияға қарсы соғысы көптеген материалдық күшті керек етті. Еңбекке жарайтын миллиондаған адамдарды бейбіт еңбектен бөлді. Соғыстың ауыр зар...