76825

Трахея и бронхи

Доклад

Биология и генетика

Она начинается от гортани на уровне VI шейного позвонка заканчивается на уровне IV V грудных позвонков делением на два главных бронха. Приносящие лимфатические сосуды впадают в глубокие шейные лимфатические узлы внутренние яремные а также в трахебронхиальные пред и паратрахеальные узлы. На уровне IVV грудных позвонков трахея образует раздвоение бифуркацию и переходит в правый и левый главные бронхи или иначе обозначая в бронхи первого порядка.

Русский

2015-02-01

184.75 KB

0 чел.

 Трахея и бронхи

Трахея — нижний дыхательный орган, находится на шее и в грудной полости, располагая короткой шейной и длинной грудной частями. Она начинается от гортани на уровне VI шейного позвонка, заканчивается на уровне IV, V грудных позвонков делением на два главных бронха. Ее длина 9-11 см, поперечник — 1,5-1,8 см, а сагиттальный размер на 1-2 мм больше.

Стенка трахеи имеет:

  1.  адвентициальную оболочку из эластических волокон внутришейной фасции и клетчатки средостения;
  2.  хрящевой скелет из 16-20 гиалиновых хрящей в виде неполных колец, соединенных между собой спереди и по бокам кольцевыми связками, а сзади — мембраной, включающей, кроме соединительной ткани, круговые и продольные пучки гладких мышц;
  3.  слизистую оболочку – гладкую, плотно сращенную с хрящами и связками, покрытую многоядерным мерцательным эпителием и содержащую бокаловидные клетки, трахеальные слизистые железы, лимфоидные узелки.

К шейной части трахеи спереди прилежат щитовидная железа, охватывающая перешейком первые 2-4 кольца; поверхностная и претрахеальная фасции, грудино-подъязычная и грудино-щитовидная мышцы. Обе фасции по срединной линии срастаются, образуя апоневротическое утолщение, что используется при обнажении трахеи на операциях. Трахеотомию – рассечение трахеи у взрослых производят не уровне V-VII шейных позвонков. С боков трахеи проходят сосудисто-нервные пучки в составе общих сонных артерий, внутренних яремных вен и блуждающих нервов.

Грудная часть трахеи спереди соприкасается с дугой аорты, плечеголовным стволом, левой плечеголовной веной, началом левой общей сонной артерии, вилочковой железой. По бокам она граничит с правой и левой медиастинальной плеврой. Позади трахеи на всем протяжении располагается пищевод. Между ним и трахеей образуется борозда, в которой проходят возвратные гортанные нервы. Бифуркация трахеи располагается на уровне верхнего края V грудного позвонка.

Кровоснабжение трахеи происходит ветвями нижней щитовидной, внутренней грудной артерий и от нисходящей части грудной аорты.

Вены вливаются во внутренние яремные и плечеголовные.

Приносящие лимфатические сосуды впадают в глубокие шейные лимфатические узлы — внутренние яремные, а также в трахебронхиальные, пред -, и паратрахеальные узлы.

Трахею иннервируют возвратные гортанные нервы из блуждающих и симпатические ветви шейных и верхних грудных узлов. Чувствительная иннервация трахеи осуществляется нижними шейными и верхними грудными спинномозговыми ганглиями.

На уровне IV-V грудных позвонков трахея образует раздвоение (бифуркацию) и переходит в правый и левый главные бронхи или, иначе обозначая, в бронхи первого порядка. Изнутри трахеи в области бифуркации находится киль — важный клинико-анатомический ориентир при эндоскопии.

Главные бронхи входят в легкие, занимая в правом корне самое верхнее положение, а в левом, располагаясь под легочной артерией. Длина правого 3 см, левого 4-5 см; правый бронхо-трахеальный угол равен 150-160°, левый 130-140°; правый бронх шире левого. Правый бронх по верхней поверхности прилежит к непарной вене и трахеобронхиальным лимфоузлам, по задней — к правому блуждающему нерву, перикарду; по нижней — к бифуркационным лимфоузлам. Левый бронх соседствует сверху с дугой аорты, сзади — с нисходящей аортой и пищеводом, левым блуждающим нервом; спереди — с левой бронхиальной артерией, снизу — с бифуркационными лимфоузлами.

По строению оба главных бронха похожи на трахею, т.е. они состоят из хрящевых полуколец, которые сзади соединяет мышечно-эластическая мембрана. Между собой бронхиальные хрящи соединены кольцевидными связками. В месте разветвления главных бронхов на внутренней поверхности присутствуют такие же гребешки, что и в трахее, но меньшего размера. При бронхоскопии они служат хорошо заметным ориентиром.

Правый главный бронх состоит из верхнедолевого, среднедолевого и нижнедолевого бронхов, которые называют бронхами второго порядка. Верхнедолевой бронх распадается на верхушечный, задний, передний сегментарные бронхи, которые получили название бронхов третьего порядка. Среднедолевой бронх делится на следующие сегментарные: медиальный и латеральный – тоже бронхи третьего порядка. Нижнедолевой бронх имеет сегментарными: один верхушечный и четыре базальных бронха: передний, задний, медиальный, латеральный – все они считаются бронхами третьего порядка.

Главный левый бронх распадается: на верхний и нижний долевые бронхи второго порядка. Верхнедолевой левый бронх имеет сегментарными: верхушечно-задний, передний, верхний и нижний язычковые – бронхи третьего порядка. Левый нижний долевой бронх делится на сегментарные: верхушечный, медиальный и три базальных (передний, латеральный и задний) – также бронхи третьего порядка. В местах деления долевых бронхов на внутренней поверхности хорошо заметны гребешки – карины.

Каждый сегментарный бронх делится еще на 9-10 субсегментарных ответвлений, или, иначе говоря, на 9-10 последовательных порядков. Долевые и сегментарные бронхи по строению отличаются от главных тем, что они состоят из полных хрящевых колец, соединенных между собой связками.

В результате ветвления сегментарных бронхов возникает дольковый бронх с диаметром в 1 мм. Он содержит в стенках прерывистые хрящевые кольца и входит в легочную дольку, разветвляясь в ней на 18-20 концевых бронхиол. Они переходят в дыхательные бронхиолы, которые в свою очередь образуют альвеолярные ходы с альвеолярными мешочками на концах. Бронхиолы в своей стенке вместо хряща содержат гладкие мышечные волокна, а альвеолярные ходы — эластические волокна. Из-за такого строения бронхиолы называют функциональными кранами легких, регулирующими поступление воздуха в альвеолы.

Бронхи кровоснабжаются бронхиальными артериями от нисходящей аорты, которые при подходе к бронхам делятся на передние и задние ветви. Вокруг сегментарных бронхов и их ответвлений возникают сосудистые сплетения, продолжающиеся на дольковый бронх и бронхиолы. Бронхиальные артерии в легком имеют анастомозы с легочными артериями.

Вены бронхов впадают в полунепарную и непарную вены.

Приносящие лимфатические сосуды вливаются в бронхолегочные и трахеобронхиальные лимфатические узлы. В оболочках бронхов образуются сосудистые микросплетения: кровеносные и лимфатические. В слизистой оболочке бронхов всех порядков находится много лимфоидных узелков, составляющих иммунный аппарат бронхиального дерева.

Бронхи иннервируются блуждающими нервами и ветвями верхних грудных симпатических узлов. В оболочках бронхов возникают нервные сплетения, содержащие нервные клетки. Чувствительная иннервация бронхов и трахеи осуществляется из грудных спинномозговых узлов.

Органы дыхания выполняют многие функции:

  1.  внешнее дыхание — дыхательный цикл (вдох и выдох);
  2.   газообмен в легких через легочную мембрану, состоящую из стенки альвеол и стенки микрососудов;
  3.  увлажнение, очищение, обеззараживание и терморегуляция вдыхаемого воздуха;
  4.  обоняние и голосо- и речеобразование;
  5.  депонирование крови в легких и поддержание системы ее свертываемости, благодаря выработке тромбопластина и гепарина, других факторов;
  6.  синтез некоторых гормонов;
  7.  участие в водно-солевом обмене и температурном режиме.

Возрастные особенности. Новорожденные и груднички обладают короткой, узкой и воронкообразной трахеей с относительно широкой задней мембраной и более высокой скелетотопией. Она интенсивно растет в грудном и пубертатном возрастных периодах, удваивая длину к 10-12 годам, утраивая ее к 20-25 годам. Углы расхождения главных бронхов новорожденных небольшие: правого – 26, левого – 49о. Главные и долевые бронхи интенсивно растут в грудном возрасте, увеличиваясь по размерам в 1,5-2 раза.

Легкие: развитие, топография. Сегментарное строение легких. Рентгеновское изображение.

25  


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

59816. Великі українці – гуманісти 120.5 KB
  Григорій Сковорода народився в с. Чорнухи на Полтавщині в козацькій родині. Грунтовну та всебічну освіту здобув у Києво-Могилянській академії. У 1769 році Григорій Сковорода остаточно залишив офіційну педагогічну діяльність і став мандрівним філософом.
59817. Без верби та калини немає України 474.5 KB
  На дошці приколені малюнки фотографії та статті про вербу і калину. Дівчина: Ми розповімо вам про калину яку найбільше шанували на Україні. Дівчина: А я розповім сумну історію про калину що часто порівнюється з коханням.
59819. ВЕСЕЛИЙ ВЕРНІСАЖ 224 KB
  Ви готові зустріти їх Тоді оплески бо я запрошую учасників Веселого вернісажу€ на сцену Команда ЕМЕМДЕМС вона представляє 8А клас. Поки виходить команда на сцену звучить Весела пісня€. Команда ВЕСЕЛІ ТА ДОТЕПНІ€. Поки виходить команда на сцену звучить Весела пісня.
59820. Казковий вернісаж 66 KB
  Мета: - підвищувати мотивацію учнів молодшої та середньої школи до вивчення іноземної мови; - розвивати навички діалогічного та монологічного мовлення серед учнів середньої школи; - сприяти розвитку міжкультурної компетенції;...
59822. Альтернативний токарний верстат з механічним приводом 1.18 MB
  Серед архівних документів що якось інформують нас про створення токарного верстата є такі з яких видно що майстри древнього Єгипту ще 1500 років до нашої ери застосували цей спосіб для різання й обточування циліндричних форм різної конфігурації.
59823. Прийшли щедрувати до вашої хат 55 KB
  Зайнялася ясна зірка ясна зірка зпід вечірка. Добрий вечір господарю у вашій оселі Прийміть наші побажання на свята веселі. Щоби в свят вечір скрізь лунали колядки давні голосні І в щедрий вечір засівали зерном світлиці нам усім.
59824. Зветься веселково – Україною наша рідна батьківська земля 50 KB
  Учениця: Дорогі гості щиро вітаємо вас у нашій світлиці. Учениця: Батьки вчили дітей цінувати кожну крихту хліба і завжди пам’ятати що хліб це життя. Учениця: У нашому музеї зібрані предмети народного побуту що були незамінні в господарстві.