76827

Корни легких

Доклад

Биология и генетика

Корень легкого состоит из главного бронха легочной артерии верхней и нижней легочных вен; лимфатических сосудов и узлов нервов переднего и заднего легочного сплетения. Корень располагается в воротах легкого. Они представляют собой овальное углубление на медиальной поверхности легкого которое делит ее на позвоночную и медиастинальную части. В топографии составляющих корня легкого имеется существенное различие.

Русский

2015-02-01

180.58 KB

1 чел.

 Корни легких

Анатомия. Корень легкого состоит из главного бронха, легочной артерии, верхней и нижней легочных вен; лимфатических сосудов и узлов, нервов переднего и заднего легочного сплетения. Корень располагается в воротах легкого. Они представляют собой овальное углубление на медиальной поверхности легкого, которое делит ее на позвоночную и медиастинальную части. Верхний край ворот проецируется спереди на второе ребро или второе межреберье, сзади — на пятый грудной позвонок. Высота ворот: 4-9 см.

В топографии составляющих корня легкого имеется существенное различие.

В правом легком верхнее положение занимает главный бронх, под ним лежит легочная артерия, ниже её верхняя и нижняя легочные вены. Лимфатические сосуды и узлы располагаются между и вокруг вен и бронха, нервное сплетение — на бронхе, артерии и вене.

В левом легком верхнее положение имеет легочная артерия, под ней лежит главный бронх, ниже — верхняя и нижняя легочные вены. Лимфатические сосуды и узлы, нервы располагаются также как и в правом легком. Для запоминания синтопии корня легкого применяют мнемоническую фразу: справа – браво, слева – алфавит (А, Б, ВВ), не забывая при этом направление – сверху вниз.

В воротах легких главные бронхи и легочные артерии делятся на долевые. В правом легком — верхний долевой бронх лежит над верхней долевой артерией, а средний и нижний — ниже одноименных долевых артерий. В левом легком верхний долевой бронх лежит ниже долевой артерии или на ее уровне. Долевые бронхи (три в правом, два в левом легком) делятся в каждом органе на десять сегментарных бронхов. В верхней доле правого легкого находится три сегментарных бронха, в средней — два, в нижней — пять. В верхней и нижней долях левого легкого по пять сегментарных бронхов.

Сегментарные бронхи образуют каждый по 9-10 субсегментарных ветвей, переходящих в дольковые бронхи, еще сохраняющие в стенках прерывистое кольцо гиалинового хряща. Дольковые бронхи распадаются на концевые и дыхательные бронхиолы, содержащие вместо хрящей гладкие мышечные волокна. На концевых бронхиолах заканчивается бронхиальное дерево.

Дыхательные бронхиолы, альвеолярные ходы и мешочки образуют легочной ацинус, окруженный микрососудами: артериолами, прекапиллярами, капиллярами, посткапиллярами, венулами. Упругие свойства бронхиол, альвеолярного дерева и альвеол обеспечиваются наличием эластических и гладкомышечных волокон; присутствием на внутренней поверхности альвеол сурфактантной пленки (лецитин, сфингомиелин), которая образуется альвеоцитами 2-го типа.

Легкие кровоснабжаются бронхиальными артериями от нисходящей грудной аорты. Часть крови они получают и из легочных артерий, ветви которых многократно анастомозируют с бронхиальными артериями. Бронхиальные вены частично впадают в легочные, частично в непарную и полунепарные вены. Легочные артерии ветвятся так же, как бронхи. Легочные вены не подчиняются такому принципу ветвления, так как на каждую артерию приходится уже в воротах органа по две вены. Внутри легкого на каждую артериальную ветвь может приходиться и больше двух вен. Аэрогематический барьер, представленный легочной мембраной в 0,5 мкм толщиной включает стенку альвеолы с альвеоцитами 1-го типа и макрофагами; стенку кровеносного капилляра из эндотелиоцитов без базальной мембраны.

Легочные артерии, вены и образуемые ими ветви, распадающиеся на микрососуды составляют малый круг кровообращения, благодаря которому происходит газообмен в крови. Легочные артерии несут из правого желудочка венозную кровь, легочные вены в левое предсердие приносят обогащенную кислородом кровь. В этом состоит парадокс легочного кровообращения – по артериям течет венозная кровь, а по венам – артериальная.

Приносящие лимфатические сосуды впадают в бронхолегочные узлы, лежащие в корне легкого и в трахеобронхиальные узлы, расположенные в области бифуркации трахеи.

Иннервация легких осуществляется ветвями грудных спинальных узлов, диафрагмальными, блуждающими нервами, грудными узлами симпатического ствола. Нервы в области корня легкого образуют переднее и заднее легочное сплетения, ветви которых по бронхам и сосудам проникают внутрь органа. В стенках крупных бронхов и сосудов возникают в каждой оболочке сплетения нервных волокон, в бронхах — с преимуществом парасимпатических, в сосудах — симпатических волокон.

Плевра: ее отделы, границы, полость плевры. Синусы плевры.

27  


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

60744. Тихий океан – найбільший океан Землі 438.5 KB
  Мета уроку: вивчити історію дослідження Тихого океану удосконалювати навики роботи учнів з географічною картою формувати вміння описувати географічне положення океану та будову його дна...
60746. Роль права в жизни человека, общества, государства 81.5 KB
  Для развития творческого мышления учащихся, познавательного интереса к предмету, воспитания правовой культуры разработан урок усвоения нового материала с элементами практической работы...
60747. Строение и работа сердца 97 KB
  Раскрыть связь строения сердца с его функцией. Дать понятие о сердечном цикле причине неутомляемости сердца. Рассмотреть причину автоматизма сердца.
60748. Сравнение, сложение и вычитание дробей с разными знаменателями 962 KB
  Цель урока: Сформулировать правила сравнения сложения и вычитания обыкновенных дробей с разными знаменателями повторить и обобщить знания об обыкновенных дробях; Развивать умение применять знания теории на практике развивать навыки самоконтроля и взаимоконтроля...
60749. Растровое кодирование графической информации 419.5 KB
  Цель: ввести понятие растровой графики и рассмотреть кодирование растровых изображений Задачи: образовательная: 1. Этап урока Время Деятельность практиканта Деятельность учащихся Примечание...
60750. Поняття комп’ютерної публікації. 3асоби створення публікацій. Види публікацій та їх шаблони. Структура публікації 3.6 MB
  Мета: навчальна: Сформувати поняття комп’ютерної публікації розглянути види публікацій та засоби їх створення. Отже тема нашого уроку Поняття комп’ютерної публікації.
60751. 200 років з дня народження Тараса Григоровича Шевченка 968 KB
  Мета: Активізувати та збагачувати знання дітей про життя та творчість Тараса Шевченка; викликати інтерес до поезії; спонукати учнів до вияву власних творчих здібностей та їх розвитку; розвивати виразне читання та зв€язне мовлення школярів виховувати любов і повагу до спадщини...