76832

Мочеточники, мочевой пузырь, их строение, топография, рентгеновское изображение, кровоснабжение, иннервация. Мочеиспускательный канал, его половые особенности

Доклад

Биология и генетика

Она в косом направлении прободает заднюю стенку мочевого пузыря на границе его дна и тела. Просвет мочеточника сужается при выходе из лоханки и внутри мочевого пузыря за счет более развитого кругового слоя мышечной оболочки формирующего сфинктеры. Максимальная ёмкость органа составляет 800-1200 мл у мужчин больше у женщин меньше; форма и размеры пузыря зависят от наполнения. Нижняя часть мочевого пузыря дно шейка фиксирована к стенкам таза связками лобковопредстательной у мужчин лобковопузырной у женщин.

Русский

2015-02-01

187.49 KB

2 чел.

 Мочевыводящие органы

Мочеточники, мочевой пузырь, их строение, топография, рентгеновское изображение, кровоснабжение, иннервация. Мочеиспускательный канал, его половые особенности.

Мочеточник – ureter — парный орган в виде узкой и длинной трубки между почечными лоханками и мочевым пузырем с длиной 30-35 см, шириной до 0,8 см. Он располагается забрюшинно в поясничной и тазовой областях.

В нем различают три части — брюшную, тазовую, внутрипузырную (внутристеночную).

Брюшная часть проходит от лоханки до дугообразной линии при входе в малый таз. Позади брюшной части лежит большая поясничная мышца. Начало правого мочеточника находится сзади нисходящего отдела дуоденум; начало левого — позади дуоденоеюнального изгиба. При входе в малый таз правый мочеточник пересекает сзади корень брыжейки, левый — брыжейку сигмовидной кишки.

Тазовая часть правого мочеточника проходит впереди правых внутренних подвздошных сосудов (артерии и вены); у левого мочеточника — впереди общих подвздошных сосудов. У женщин тазовая часть мочеточников располагается позади яичников, латерально от шейки матки и спереди от влагалища, а у мужчин — вначале кнаружи от семявыносящего протока, но на уровне семенного пузырька пересекается с семявыносящим протоком.

Внутрипузырная, интрамуральная часть, самая короткая и узкая, длиной в 1,5-2 см и шириной в 0,3-0,4 см. Она в косом направлении прободает заднюю стенку мочевого пузыря на границе его дна и тела.

Стенка мочеточника состоит:

  1.  из слизистой оболочки с продольными складками;
  2.  мышечной оболочки из продольного, кругового слоев в верхних отделах; продольного, кругового и второго продольного — в нижних;
  3.  адвентициальной оболочки.

Просвет мочеточника сужается при выходе из лоханки и внутри мочевого пузыря за счет более развитого кругового слоя мышечной оболочки, формирующего сфинктеры. Третье сужение возникает из-за некоторого перегиба мочеточника при переходе брюшной части в тазовую.

Физиологическое назначение узких мест в сочетании с расширениями и изгибами состоит в регулировании скорости движения мочи. Но в сужениях могут останавливаться почечные камни, особенно в самом узком – внутрипузырном.

Кровоснабжение мочеточника происходит ветвями почечных, яичковых, яичниковых артерий; брюшной аорты, общей и внутренней подвздошных артерий, средней прямокишечной и нижней мочепузырной.

Вены вливаются в яичковые и яичниковые, внутренние подвздошные. В стенке органа сосуды образуют множество межсистемных анастомозов.

Приносящие лимфатические сосуды впадают в поясничные и внутренние подвздошные узлы.

Симпатические нервы мочеточников происходят из почечного и подчревных сплетений, парасимпатические — для верхнего отдела из блуждающего заднего ствола, для нижнего — из тазовых внутренностных нервов. Чувствительные нервы связаны с поясничными и крестцовыми спинальными узлами.

Возрастные особенности. Мочеточник новорожденных имеет веретенообразную форму, складчатую слизистую оболочку, извилистый ход, длину в 5-7 см. В первом детстве длина удваивается, мочеточник становится прямолинейным, исчезает складчатость слизистой, утолщается мышечная оболочка.

Мочевой пузырь имеет верхушку, которая срединной пупочной связкой (внутри её заросший урахус) соединена с пупком. Верхушка переходит в тело, которое без резкой границы сливается с дном, лежащим кзади и книзу от тела. Дно имеет шейку — воронкообразное сужение, переходящее в мочеиспускательный канал.

Максимальная ёмкость органа составляет 800-1200 мл – у мужчин больше, у женщин меньше; форма и размеры пузыря зависят от наполнения. Опорожнение начинается под влиянием растяжения стенки и скорости поступления мочи из почки.

Нижняя часть мочевого пузыря (дно, шейка) фиксирована к стенкам таза связками — лобково-предстательной у мужчин, лобково-пузырной у женщин. Кроме связок имеются мышцы: лобково-пузырная и прямокишечно-пузырная (последняя только у мужчин). К фиксирующему аппарату пузыря также относятся начало уретры и концы мочеточников, мочеполовая диафрагма, а у мужчин еще и предстательная железа, семенные пузырьки и семявыносящие протоки.

Стенка мочевого пузыря состоит из слизистой, мышечной и серозной или адвентициальной оболочек.

Слизистая оболочка имеет подслизистую основу, которая отсутствует в пределах мочепузырного треугольника, лежащего на дне и образованного устьями мочеточников и мочеиспускательного канала. В результате слизистая треугольника не содержит складок, в остальных отделах они есть и расправляются при наполнении пузыря. Треугольник служит хорошим ориентиром при цистоскопии.

Мышечная оболочка обладает наружным и внутренним продольными слоями гладких мышц и средним круговым, более развитым в области дна. Он и образует внутренний сфинктер мочеиспускательного канала. Мышечную оболочку называют мышцей, опорожняющей пузырь – детрузор.

Адвентициальная и серозная оболочки присутствуют в разных частях пузыря. Серозная оболочка покрывает его сверху, сзади и по бокам, а спереди на нем лежит адвентиция.

Топография

Мочевой пузырь находится в полости малого таза позади лобкового симфиза. При наполнении верхушка его приподнимается к пупку вместе с брюшинной складкой. Передняя стенка пузыря, непокрытая брюшиной, соприкасается с передней брюшной стенкой; что используется для оперативного доступа и внебрюшинной пункции при выведении мочи.

Задняя поверхность прилежит у мужчин к прямой кишке, семенным пузырькам и ампулам семявыносящих протоков, дно — к простате. У женщин позади пузыря лежит шейка матки и влагалище, а у дна — мочеполовая диафрагма. Боковые поверхности соседствуют с мышцей поднимающей анус. Верхушка пузыря у мужчин соприкасается с петлями тонкой кишки, у женщин — с телом матки. Пустой пузырь брюшина покрывает с одной стороны (ретроперитонеально), наполненный — с трех (мезоперитонеально). У мужчин брюшина образует пузырно-прямокишечную выемку, у женщин — пузырно-маточную.

Кровоснабжение осуществляется мочепузырными артериями: верхними — из пупочных, нижними — из внутренних подвздошных. Вокруг мочевого пузыря имеется венозное сплетение, особенно хорошо выраженное в теле и дне. Мочепузырные вены вливаются во внутренние подвздошные.

Приносящие лимфатические сосуды впадают во внутренние подвздошные узлы. В оболочках органа они, как и кровеносные сосуды, образуют сплетения.

Иннервация происходит от нижней части (тазовой) симпатического подчревного сплетения, парасимпатическая — от внутренностных тазовых нервов, чувствительнаяполовым нервом крестцового сплетения и крестцово-копчиковыми спинальными узлами. В стенке пузыря хорошо развиты подслизистое и межмышечное сплетения, имеющие нервные узелки.

На контрастных рентгенограммах — тень мочеточника узкая и длинная с четкими и гладкими контурами, имеет медиальные изгибы в брюшной и тазовой части. Тень мочевого пузыря имеет форму диска с гладкими контурами, в боковой проекции — треугольную форму.

У новорожденных и грудных детей пузырь имеет веретенообразную форму из-за плохо развитого циркулярного и косого мышечных слоев. Он расположен высоко над лобковым симфизом и хорошо подвижен. Быстро нарастает его емкость: у новорожденного – 50 мл, в 3 месяца – 100 мл, в год – 200 мл, в 10–12 лет – 800 мл.

Мочеиспускательный канал — мужской имеет длину в 16-22 см, диаметр в 0,5-0,7 см; женский — длину в 2,5-3,5 см, по поперечнику — 0,8-1,2 см. В виду того, что женский канал намного короче мужского инфекция по нему быстрее проникает в мочевой пузырь. Поэтому женщины чаще болеют циститами.

Части мужского мочеиспускательного канала — это предстательная, перепончатая, губчатая.

В простатической части (З см) на гребне задней стенки находится семенной холмик с предстательной маточкой, отверстиями семяизвергательных протоков и выводных простатических протоков. Женский канал тоже имеет по задней стенке гребень слизистой оболочки. В женском канале можно выделить более длинную влагалищную часть и очень короткие перепончатую и луковичную.

В перепончатой части (1,5 см) обоих каналов находится наружный мочеиспускательный сфинктер, в шейке пузыря – внутренний. Слизистая и мужского и женского каналов содержит продольные мелкие складки, углубления между ними называются лакунами или иначе криптами. В мужском канале складок и крипт гораздо больше, что учитывается при лечении некоторых венерических болезней.

В губчатой части мужского (длина ее 15 см) находится перед наружным отверстием крупная ладьевидная ямка.

Узкие места мужского канала — внутреннее и наружное отверстия, перепончатая часть. Изгибы — это постоянный и крутой — лобковый, непостоянный — губчатый, легко исправляемый при перемещениях полового члена. В женском канале сужения располагаются только в области наружного и внутреннего отверстий, а изгиб в нем один – лобковый – и к тому же очень пологий.

Половые особенности строения состоят в следующем: мужской канал длиннее и уже, женский — короче и шире; в мужском — два крутых изгиба, в женском - один. В мужской канал открываются семяизвергательные и простатические протоки. Сам он заканчивается в препуциальном мешке, а женский — в преддверии влагалища.

 

Яичко, придаток яичка, их развитие, строение, кровоснабжение, иннервация. Внутрисекреторная часть яичка. Оболочки яичка.

32  


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

59211. Додавання (письмове) трицифрових чисел у випадку кількох доданків. Задачі, що включають суму 2-3 чисел 29 KB
  З вітром сперечатись не ставайâ А тепер лети у ліс Звідти додому спробуй доберись. І дівча спинилось серед лісу Скрізь так темно страшно Чути свист: Тут із звідкись не візьмись Перед нею змій зявивсь...
59212. Особливості тексту-опису. Робота автора у тексті-описі 72.5 KB
  Особливості текстуопису. Виявити особливості текстуопису Виявити роботу автора опису. Які види текстів ми вже уміємо писати Текстрозповідь Які ж особливості мас тексірозповідь Важливо викласти послідовність подій не розірвати ланцюжок подій...
59213. Вправи і завдання на застосування і заучування таблиці множення числа три 219 KB
  Мета: Пояснити, як скласти таблицю множення числа три. Вчити застосовувати її при розв’язанні прикладів, завдань. Розвивати математичні знання учнів. Виховувати працелюбність.
59214. Команда присвоєння. Кодоплівка. Проміжні величини 34.5 KB
  Для того щоб запамятати або змінити значення величини в алгоритмічній мові є спеціальна команда команда присвоєння яка записується в такому вигляді: зміна: = вираз або кодоплівка імя змінної: = вираз...
59215. Перевірка і редагування тестів-описів 43 KB
  Мета: Вчити перевіряти творчі роботи, редагуючи тексти і виправляти помилки. Розвивати мислення, мовлення та уміння самостійно здійснювати контроль за виконанням творчих робіт. Виховувати шанобливе ставлення до мови.
59216. Множення двоцифрового числа на одноцифрове 26 KB
  Розвивати мислення і память виховувати охайність працелюбність. Розвязуємо задачі. Розвязування прикладів коментовано множення числа на суму ІІІ. Розвязування задач.
59217. Додавання двоцифрових чисел без переходу через десяток. Приклади виду 34 + 52 68.5 KB
  Вчити застосувати здобуті знання під час обчислення виразів розвязанні різних завдань. Розвивати увагу спостережливість. 24 73 = 20 4 70 3 Як зручно обчислити суму 2 Пояснити розвязання прикладу 34 52.
59218. Текст-опис за картиною. Сценарій проведення уроку 28.5 KB
  Передати функції контролю за написанням твору групам Розвивати спостережливість, зв’язне мовлення, уміння чітко висловлювати свої думки. Виховувати шанобливе ставлення до слова і любов до природи.
59219. Текст-опис за картиною В. Д. Поленова: Ставок, що заріс 32 KB
  Мета. Вчити змальовувати пейзажі за картиною та колективно складеним планом. Розвивати мову і спостережливість, збагачувати словниковий запас, розвивати уміння висловлювати свої думки та почуття.