76837

Матка и ее строение

Доклад

Биология и генетика

При нарушениях процесса срастания зачатков формируются аномалии и пороки развития выражающиеся в образовании седловидной двурогой матки; удвоения шейки матки и влагалища. У новорожденной матки самой длинной 35 см является шейка. К 10 годам общая длина матки равняется 5 см шейка и тело по длине одинаковы. Треугольной формы полость матки переходит в шеечный канал с внутренним и наружным отверстиями в нем.

Русский

2015-02-01

182.07 KB

1 чел.

 Матка

При развитии внутренних женских половых органов яичник на 7-й неделе под влиянием женских половых гормонов начинает из индиферрентной гонады, заложенной в половой складке мезонефроса, превращаться в дифференцированную железу, сохраняя на поверхности зачаточный эпителий. Из канальцев мезонефроса и его протока развиваются рудиментарные придатки яичника.

Матка образуется из парамезонефральных протоков правого и левого, которые срастаются по средине дистальными отделами, формируя не только матку, но и большую часть влагалища. При нарушениях процесса срастания зачатков формируются аномалии и пороки развития, выражающиеся в образовании седловидной, двурогой матки; удвоения шейки матки и влагалища. Маточные трубы соответствуют правому и левому протоку в их проксимальной части. В плодном периоде матка с влагалищем и яичниками опускается в тазовую область, при этом трубы из вертикального положения переходят в горизонтальное.

Возрастные особенности. У новорожденной матки самой длинной (3,5 см) является шейка. К 10 годам общая длина матки равняется 5 см, шейка и тело по длине одинаковы. В периоде полового созревания размеры органа увеличиваются мало, но массы прибывает больше. В юношеском возрасте матка достигает взрослых размеров и массы. После 55-60 лет матка медленно уменьшается.

В матке (метра, утерус, гистер) различают следующие части дно, тело, перешеек, шейку:

дно с выпуклой поверхностью, расположенное над маточными трубами;

тело конусовидной формы несколько сплющенное спереди назад, обладает передней и задней поверхностями, правым и левым краями («ребрами»)

перешеек — суженный по сравнению с телом сильнее;

шейка округлая — с надвлагалищной и влагалищной частями, шеечным каналом внутри.

Треугольной формы полость матки переходит в шеечный канал с внутренним и наружным отверстиями в нем. Наружное (влагалищное) отверстие шеечного канала ограничено передней и задней губами шейки.

Матка имеет поверхности: переднюю (мочепузырную) и заднюю (прямокишечную), переходящие в края (ребра): правый и левый. При переходе тела в дно находятся у краёв маточные трубы.

Масса матки не рожавшей женщины — 40-50 г, рожавшей — 80-90 г; объем полости — 4-6 см, длина — 7-8 см, ширина — 4 см, толщина — 2-3 см. Влагалищное отверстие матки у не рожавших имеет круглую форму, у рожавших – щелевидную.

Стенка матки состоит из серозной оболочки с подсерозной основой — периметрия; мышечной с внутренним продольным, средним круговым и наружным продольным слоями — миометрия, слизистой до 3 мм толщиной — эндометрия. Слизистая только в шеечном канале образует продольную складку с пальмовидными ответвлениями. В остальных отделах она гладкая, содержит простые трубчатые железы и покрыта однослойным призматическим эпителием. Клетчатка окружающая матку называется параметрием.

Матка в полости таза занимает срединное положение между мочевым пузырем и прямой кишкой, но обладая хорошей подвижностью и в зависимости от наполнения соседних органов и собственного увеличения, может принимать различные положения. Среди них наиболее распространены:

наклон кпереди: антеверзио, сочетающийся с образованием угла между телом и шейкой открытого тоже кпереди — антефлексио;

наклон в сторону: латеропозиция правая или левая;

редкие наклоны кзади: ретроверзио и ретрофлексио;

возможны и другие сочетания, как: антеверзио и ретрофлексио, ретроверзио и антефлексио.

Брюшина покрывает матку практически интраперитонеально, исключая влагалищную часть. При переходе на соседние органы брюшина образует пузырно-маточное и прямокишечно-маточное углубления, ограниченные с боков прямокишечно-маточными складками, в основании которых лежат одноименные мышцы.

Связки матки

  1.  Широкие - правая и левая, состоят из двух листков брюшины, которые по верхнему краю содержат маточные трубы и рудиментарные придатки. В широкой связке различают часть прилежащую к маточной трубе (мезосалпингс — брыжейка трубы). Участок широких связок, примыкающий к яичнику, называют мезовариум — брыжейкой яичника; участок связки, соприкасающийся с краями матки — мезометриум (брыжейка матки).
  2.  Круглые связки проходят в толще широких и в паховом канале, заканчиваются в больших половых губах.
  3.  Кардинальные связки лежат в основании широких и соединяются с мочеполовой диафрагмой.
  4.  Клетчатка вокруг шейки матки и её краев (параметрий) тоже удерживает орган.

Маточные артерии начинаются от внутренних подвздошных и проходят в широкой связке вдоль маточных краев, направляя в орган передние и задние ветви. В каждой оболочке они образуют мощные разветвления в виде артериальных сплетений.

Венозное сплетение матки — правое и левое отправляет кровь по маточным венам в яичниковые, внутренние подвздошные вены и геморроидальное венозное сплетение прямой кишки.

Приносящие лимфатические сосуды от дна матки впадают в поясничные узлы, от тела и шейки — во внутренние подвздошные, крестцовые и паховые узлы.

Иннервация матки осуществляется от тазового симпатического сплетения и внутренностных тазовых парасимпатических нервов, полового нерва с образованием в органе маточно-влагалищного сплетения с небольшим содержанием нервных узелков. В теле матки данное сплетение содержит исключительно симпатические волокна, а в шейкеи симпатические, и парасимпатические. При родах сокращение миометрия обеспечивают симпатические волокна, а парасимпатические волокна расслабляют его.

Матка и яичник изменяют свою структуру при половом (менструальном) цикле постепенно в течение 24-28 дней. Эти изменения укладываются в три последовательные фазы: 1. отторжения (десквамации) слизистой матки, 2. ее пролиферации и 3. секреции. Начало менструации связано с не оплодотворением старой и предстоящим выходом новой яйцеклетки, гибелью желтого тела, что сопровождается отторжением поверхностного слоя слизистой матки и кровотечением 3-5 дней. После чего начинается восстановление слизистой (пролиферация) и активный рост, созревание нового вторичного фолликула до 11-14 дня. Перед выходом из фолликула и яичника новой яйцеклетки (15-17 день) слизистая матки утолщается, готовясь к внедрению ее, если произойдет оплодотворение. В яичнике после выхода яйцеклетки образуется на месте вскрывшегося фолликула новое желтое тело, которое при наступлении беременности разрастается и функционирует вплоть до родов.

При беременности матка постепенно увеличивается в размерах и массе. На восьмом месяце продольный размер составляет 20 см, толщина стенки – 3 см, нарастает число мышечных клеток. В матке усиливается кровоснабжение и обменные процессы. В стенке ее появляется новый орган — плацента. После родов размеры, масса и форма органа довольно быстро возвращаются к исходным, но всегда несколько превышают размеры и массу не рожавшей матки.

38  


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

54703. Основы генетики, урок 71.5 KB
  Урок: освоение нового материала. Вильгельм Швебель немецкий ученый и публицист Слайд 2 Ход урока: Организационный момент Актуализация знаний. Слайд 3 Генетика рассматривает носители наследственности хромосомы и гены. Учащиеся записывают в тетради Слайд 4 Наследственностью обладают все живые организмы.
54705. Сценарій Останнього уроку 123 KB
  Шановні гості Ми сьогодні зібралися в цій залі щоб вирядити на широку дорогу дорослого життя наших випускників.її життя починається світанком душі дитинством. Це справді найкраща пора життя людини і проходить вона у школі. Дороги дороги Тернисті і рівні Із пристані школа ведуть у життя.
54706. Открываем новые земли 60 KB
  Цель игры: сплочение коллектива развитие эмпатии и сопереживания между детьми и учителями; приобретение опыта совместного прохождения препятствий и принятия групповых решений формирование доверительного отношения между участниками игрового процесса.
54707. Математический КВН «Остров сокровищ» 33.5 KB
  Математический КВН Остров сокровищ Конкурс Приветствие команд Команда Пираты Наш девиз: Возьмём соперников на абордаж Весь остров знаний будет наш Команда капитана Флинта Наш девиз: Мы всех пиратов обойдём И клад мы первыми найдём Мы фору соперникам быстро дадим И в КВНе непременно победим Команда Джека Воробья Наш девиз: Наш Джек всегда непобедим К победе быстро мы летим. Бойко Остров сокровищ Пират: О Есть у математики священный клад Рассказывал товарищам пират. Несметные богатства в нём заключены Мы непременно взять...
54708. Освітній округ – крок у майбутнє. Інноваційний проект 296 KB
  Провести маркетингове дослідження з метою вияву кількісноякісного складу потреб в освітніх послугах та систематизувати результати у вигляді Програми Маркетингова діяльність школи у наданні якісно нових освітніх послуг через роботу освітнього округу. Створити модель Профільна та допрофільна освіта округу № 7 м. Скласти план менеджменту діяльності освітнього округу на стратегічному та оперативному тактичному рівнях.
54709. Формування інноваційної освітньої культури 41 KB
  Отже актуальним є визначення та подолання суперечності між оновленням парадигми сучасної освіти переходом на новий тип гуманістичноінноваційної освіти який передбачає інноваційну діяльність всіх учасників навчальновиховного процесу і неготовністю значної частини вчителів до відповідних змін. Важливо визначити роль інноваційної діяльності в системі науковометодичної роботи вчителя і висвітлити процес формування інноваційної освітньої культури педагога на різних етапах навчальновиховного процесу. Інноваційна діяльність в системі...
54710. ДОПРОФІЛЬНА ОСВІТА В ОСНОВНІЙ ШКОЛІ – ЗАПОРУКА УСПІШНОСТІ ДІТЕЙ СТАРШОЇ ШКОЛИ 125 KB
  Допрофільна та профільна освіта учнів загальноосвітньої школи представляє собою органічну частину системи виховання молоді її підготовки до самостійного трудового життя. Професійна орієнтація є науково практичною системою підготовки учнів до вільного та свідомого вибору професії. Професійна інформація необхідна для учнів та передбачає засвоєння учнями конкретною сукупністю знань про соціальноекономічні та психофізичні умови правильного вибору професії. Допрофільне навчання засіб диференціації та індивідуалізації навчання коли за...
54711. Урок-круглий стіл «Освіта в Україні, Великобританії і США» 56 KB
  Schooling in Ukrine P1. s rule schooling in Ukrine begings t the ge of 6. The Ukrinin school system is orgnised into four levels: primry secondry higher nd postsecondry eduction Generl secondry eduction is compulsory. Primry nd secondry school hs three stges: primry bsic nd senior.