76859

Принципы строения лимфатической системы

Доклад

Биология и генетика

Лимфатические капилляры отсутствуют в тех органах и тканях где кровеносные капилляры не имеют базальной мембраны: в головном и спинном мозге и их оболочках глазном яблоке внутреннем ухе эпителии кожи и слизистых оболочек в пульпе селезенки хрящах костном мозге и плаценте. Начиная с выносящих лимфатические сосуды располагают полулунными клапанами в виде складок эндотелия придающих сосуду снаружи четкообразный вид. Лимфатические сосуды подразделяются на висцеральные органные и париетальные поверхностные и глубокие. Внеорганные...

Русский

2015-02-01

182.88 KB

1 чел.


 Принципы строения лимфатической системы

Лимфокапилляры — сетевидная система замкнутых с одного конца эндотелиальных микротрубочек диаметром 30 – 200 мкм, пронизывающих весь орган и располагающихся в соединительной ткани. Вместе с постлимфокапиллярами составляют микроскопическое сосудистое русло лимфатической системы, именуемое преколлектором.

Отличительные черты строения:

  1.  Замкнутые концы в виде слепых многоотростчатых выступов, напоминающих по форме пальцевидные выросты и расположенных в интерстициальном прорстранстве.
  2.  Широкий просвет, в 3-4 раза превышающий диаметр кровеносных капилляров.
  3.  Внутренняя поверхность капилляра относительно гладкая, но прерывистая и в рельефе ее перемежаются щелевидные люки шириной в 25-60 нм между соседними клетками с черепицеподобным наложением эндотелиоцитов. Наружная поверхность менее гладкая, от нее веером расходятся якорные нити (стропные филаменты), которые срастаются с коллагеновыми волокнами окружающей сосуд соединительной ткани.
  4.  Стенка образована крупными эндотелиальными клетками, каждая из них по площади в 2-10 раз больше и в 2-3 раза тоньше, чем в кровеносных капиллярах; базальная мембрана отсутствует.
  5.  Эндотелиоциты стенки связаны между собой точечными десмосомами и щелевыми контактами, а с окружающей тканью стропными филаментами, что фиксирует капилляр и препятствует полному западению его просвета.
  6.  Ориентация капилляров определяется направлением пучков соединительной ткани и положением структурных элементов органа. В плоских органах и тканях лимфокапиллярная сеть одномерная и плоскостная, в объемных — многоэтажная и многомерная.
  7.  Распределение лимфатических капилляров зависит от локализации кровеносных микроскопических сосудов и ,прежде всего, посткапилляров и венул.
  8.  Интенсивность оттока лимфы соотносится с плотностью кровеносных капилляров.
  9.  Сети кровеносных и лимфатических капилляров топографически не разделимы и вместе образуют в тканях на единицу площади лимфангион.
  10.  Лимфатические капилляры отсутствуют в тех органах и тканях, где кровеносные капилляры не имеют базальной мембраны: в головном и спинном мозге и их оболочках, глазном яблоке, внутреннем ухе, эпителии кожи и слизистых оболочек, в пульпе селезенки, хрящах, костном мозге и плаценте.

Постлимфокапилляры имеют стенку, образованную двумя оболочками: внутренней - эндотелиальной и наружной - соединительно-тканной. Таким же строением стенки характеризуется и начальная часть приносящих внутриорганных лимфатических сосудов, а в более крупных из них и выносящих сосудах, лимфатических стволах и протоках появляется мышечная оболочка и сфинктеры. Выраженность ее зависит от протяженности и калибра сосуда. Начиная с выносящих лимфатические сосуды располагают полулунными клапанами в виде складок эндотелия, придающих сосуду снаружи четкообразный вид.

Лимфатические сосуды подразделяются на висцеральные (органные) и париетальные — поверхностные и глубокие. Во внутриорганных сосудах клапаны располагаются часто (через 2-3 мм), во внеорганных — реже (через 12-15 мм). Внутриорганные сосуды образуют сплетения, в которых петли отличаются размерами и формой, тесным соседством с кровеносными сосудистыми сплетениями. Внеорганные поверхностные и глубокие лимфатические сосуды имеют больший диаметр и протяженность, проходят вместе с экстраорганными кровеносными сосудами, располагаюсь ближе к венам.

Приносящие лимфатические сосуды вступают в лимфатические узлы — органы иммунной системы, в которых лимфа протекает по системе синусов и обрабатывается иммунными клетками. Каждый лимфатический узел располагает своими приносящими (2-4) и выносящими (1-2) сосудами.

От частей тела (головы, шеи, туловища, конечностей) лимфа собирается в короткие и широкие магистральные коллекторы - лимфатические стволы, которые, сливаясь, образуют самые крупные главные коллекторы: грудной и правый лимфатические протоки.

Грудной проток (ductus thoracicus) образуется на уровне XII грудного — II поясничного позвонков многовариантным слиянием:

  1.  коротких и широких поясничных и кишечных стволов;
  2.  из лимфатической цистерны;
  3.  из лимфатического сплетения выносящих лимфатических сосудов нижних конечностей, живота и его органов.

Своим ходом проток сопровождает нисходящую аорту. Он принимает в себя выносящие лимфатические сосуды и стволы от левой половины головы и шеи, левой верхней конечности, левой половины грудной клетки и от живота, таза, нижних конечностей, то есть от 3/4 тела человека.

Правый лимфатический проток (ductus Lymphaticus dexter) складывается из правых подключичного, бронхо-медиастинального и яремного стволов, собирающих лимфу от правой половины головы, шеи, правой руки, правой половины груди и её органов, то есть от 1/4 тела человека.

Оба протока: грудной и правый впадают на шее в яремный венозный угол (angulus venosus juguli) – слияние у нижней границы шеи внутренних яремных и подключичных вен с возникновением плечеголовных вен. Причем грудной проток впадает в левый угол. Протоки могут вливаться и в одну из трех вен, образующих яремный угол. В месте впадения протоки имеют мышечные сфинктеры. Стенка протоков и стволов состоит из трех оболочек: эндотелиальной с клапанами, мышечно-фиброзной и адвентициальной. Впадение протоков в венозный угол доказывает наличие прямых (непосредственных) связей между кровеносной и лимфатической системой. На уровне более мелких лимфатических сосудов такие связи в норме отсутствуют, но появляются при патологии в виде соустьев между лимфатическими капиллярами, венулами и венами.

Грудной проток. Его образование. Строение. Топография. Место впадения в венозное русло.

31  


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

56139. Церемонія нагородження номінантів шкільної премії «Сова» 170.5 KB
  Ведучий: Добрий день вельмишановні гості Ми раді щиро вітати вас на нашому святі Ведуча: Коли настає весна і на вулицях зявляються перші весняні квіти в кожному домі в селі і в місті відзначається велике свято - Міжнародний день - 8 березня.
56140. Об организации математического развития младших школьников как одного из звеньев модернизации начальной школы 288.5 KB
  Самоанализ и анализ урока математики 10. Анализ урока информатики курс А. Анализ урока с позиций развивающего обучения УМК Перспективная начальная школа Об организации математического развития младших школьников как одного из звеньев модернизации начальной школы Математика один из сложных но и один из любимых предметов учащихся начальных классов.; сосредоточить в классе разнообразные материалы для счета и манипулирования совокупности предметов которые могут демонстрировать отношения между элементами множеств...
56141. СОВРЕМЕННЫЙ УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ 310.5 KB
  Целевая установка учителя на безошибочное письмо. Реализуется последовательной работой по предупреждению возможных ошибок учащихся на всех этапах обучения: при устном анализе текста подлежащего записи в процессе письма и после написания работы.
56143. СОВРЕМЕННЫЙ УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ 128.5 KB
  Существует несколько классификаций традиционных форм урока. Опираясь на устоявшиеся классификации уроков используя привычные этапы традиционных уроков учитель при коммуникативно деятельностном подходе к обучению меняет ценностные ориентации их структурных компонентов...
56144. Соціокультурний компонент змісту навчання як засіб підвищення мотивації студентів у процесі формування професійної компетенції майбутнього вчителя іноземної мови початкових класів 68.5 KB
  Одним із основних пріоритетів у процесі навчання іноземної мови у вищому навчальному закладі має стати розвиток соціокультурної компетенції основою якої є створення мотивації та інтересу до країнознавчої тематики...
56145. Передумови та проблеми застосування новітніх інформаційних технологій при викладанні соціальних дисциплін 2.78 MB
  Нові методики їх викладання повинні враховувати сучасні вимоги до застосування інформаційних технологій. У навчальних закладах компютерні технології повинні привести до поступового формування нового покоління, покоління техноінформаційного суспільства...
56146. Виховання соціальної компетентності учнів початкової школи 133.5 KB
  Сьогодні в умовах величезних змін у соціальному та політичному житті України постала проблема радикальної перебудови у сфері виховання мета якої формувати людину забезпечувати прогрес людського суспільства.
56147. РОЛЬ ІНФОРМАЦІЙНИХ ТЕХНОЛОГІЙ НАВЧАННЯ У ФОРМУВАННІ ПРОФЕСІЙНО-ДІЛОВИХ ЯКОСТЕЙ СПЕЦІАЛІСТА 131 KB
  Курс фізики за своїм змістом політехнічний, має професійну спрямованість. Фізика слугує теоретичною базою більшості галузей техніки, вона має широке та різноманітне застосування в людській діяльності.