76871

Центральные органы иммунной системы

Доклад

Биология и генетика

Общая масса костного мозга medull ossium составляет 253 кг 4547 от массы тела около половины приходится на красный мозг medull ossium rubr столько же на желтый medull ossium flv. В красном костном мозге благодаря многократному делению более 100 раз росту и усложнению структуры стволовые клетки превращаются в эритроциты лейкоциты лимфо и моноциты тромбоциты. Влимфоциты образующиеся в красном мозге участвуют в реакциях гуморального иммунитета вырабатывая антитела.

Русский

2015-02-01

184.18 KB

1 чел.


 Центральные органы иммунной системы

Все иммунное органы состоят из лимфоидной ткани: узелковой и диффузной, а костный мозг имеет еще миелоидную (кроветворную) ткань. Общая масса костного мозга (medulla ossium) составляет 2,5-3 кг (4,5-4,7% от массы тела), около половины приходится на красный мозг (medulla ossium rubra), столько же на желтый – medulla ossium flava. В красном костном мозге, благодаря многократному делению – более 100 раз, росту и усложнению структуры, стволовые клетки превращаются в эритроциты, лейкоциты, лимфо- и моноциты, тромбоциты. В-лимфоциты, образующиеся в красном мозге, участвуют в реакциях гуморального иммунитета, вырабатывая антитела. В вилочковой железе стволовые клетки проходят антигеннезависимую дифференцировку, то есть растут и усложняются не под влиянием чужеродных антигенов, а под влиянием генетической программы, что и обеспечивает становление врожденного иммунитета. Они превращаются в Т-зависимые лимфоциты, обеспечивающие реакции клеточного иммунитета.

Формирование костного мозга начинается с 8-й недели эмбрионального развития появлением из мезенхимы первичных островков лимфоидной, миелоидной и ретикулярной ткани в ключице, на 3-м месяце — в плоских и смешанных костях, на 4-м — в длинных трубчатых костях. До 11-й недели в костном мозге преобладают остеобласты, формирующие микросреду для основных иммунных и кроветворных тканей. С 12-й недели появляются сосуды, в том число синусоидные (синусные) капилляры; вокруг сосудов развивается ретикулярная ткань и появляются первые очаги гемопоэза, начинающие кроветворение.

До этого оно происходило в желточном мешке (1-4 месяцы — мезобластический этап), потом — в печени и селезенке (4-8 месяцы — гепатолиенальный этап), а с 4-го месяца нарастает, совершенствуется и остается до конца дней человека медуллярное (костномозговое) кроветворение. К рождению красный мозг занимает губчатую костную ткань и все костно-мозговые полости, но уже в перинатальном периоде в нем появляются очаги желтого мозга (жировые клетки), которые к 20-25 годам полностью занимают все костно-мозговые каналы в трубчатых костях.

Вилочковая железа - thymus закладывается на 4-5-ой неделе в эпителии глоточного отдела первичной кишки на уровне IV-V висцеральных карманов в виде парных тяжей, которые быстро обособляются, растут и дифференцируются. На 7-й неделе в эпителиальной строме железы появляется лимфоидная ткань и первые лимфоциты. С 8 по 11 неделю формируются дольки с врастающими в них сосудами. На 11-12-й неделе в железе различается корковое и мозговое вещество с эпителиальными тельцами, начинается антигеннезависимая дифференцировка лимфоцитов. К рождению железа полностью сформирована, её масса — 0,3 % от массы тела, такое же процентное соотношение характерно и для возраста в 10-15 лет.

С возрастом красный мозг и вилочковая железа уменьшают постепенно и медленно свою массу, лимфоидная и кроветворная ткань замещается соединительной и жировой. Однако, до последних дней жизни человека в иммунных и кроветворных тканях сохраняется необходимое для иммуногенеза и гемопоэза количество лимфоидной и миелоидной ткани.

Строение и топография красного костного мозга

Соединительно-тканный остов (строма) образована ретикулярной тканью, пронизанной микроскопическими сосудами среди которых много синусных капилляров.

В строме находятся островки:

гемопоэтических клеток от стволовых, полустволовых до полусозревших и зрелых форм; рядом располагаются макрофаги;

островки иммунных и гранулоцитопоэтических клеток, которые не связаны с макрофагами;

мегакариобласты и мегакариоциты, прилежащие к синусоидным капиллярам.

В нормальном, здоровом организме через стенку синусоидных капилляров (50-200 мкм диаметром) в просвет сосудов попадают только активные зрелые формы клеток, появление в крови не зрелых клеток – болезнь.

Красный костный мозг располагается в эпифизах длинных трубчатых костей, внутри тел плоских и смешанных костей. В медицинской практике его чаще всего извлекают пункцией грудины или крыла подвздошной кости.

При значительной кровопотере желтый мозг способен медленно и постепенно превращаться в красный.

Красный мозг кровоснабжается и иннервируется от ближайших костям сосудов и нервов.

Строение и топография вилочковой железы

Две ассиметричные доли — правая и левая, сросшиеся капсулой посредине; верхние концы долей — узкие, нижние – широкие.

Масса железы в 10-15 лет — 37,5 г; длина- 7,5-16 см.

Фиброзные перегородки капсулы делят железу на дольки, паренхима которых состоит из коркового и мозгового вещества.

Строма тимуса образована ретикулярной тканью и эпителио-ретикулоцитами в виде сети, в петлях которой находятся тимоциты.

Мозговое вещество имеет эпителиальные тельца тимуса.

Железа располагается в верхнем средостении, занимая верхнее межплевральное поле. Верхние концы долей прилежат к трахее, нижние — к перикарду и началу аорты и легочного ствола. По бокам железа покрыта медиастинальной плеврой.

Вилочковая железа кровоснабжается ветвями внутренней грудной артерии и плечеголовного ствола, веточками из грудной нисходящей аорты. Вены впадают в плечеголовные и внутренние грудные вены; лимфатические сосуды — в передние средостенные и трахеобронхиальные узлы. Иннервацию осуществляют блуждающие нервы, шейные и грудные симпатические узлы, диафрагмальные нервы.

Периферические органы иммунной системы, их топография, общие черты строения в онтогенезе.

43  


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

46107. Обучение и воспитание детей с общим недоразвитие речи 32.5 KB
  Обучение и воспитание детей с общим недоразвитие речи. Предусматривает: развитие понимания речи; развитие самостоятельной речи на основе подражательной деятельности; формирование двусоставного простого предложения на основе усвоения элементарных словообразований. Логопедические занятия с безречевыми детьми проводятся небольшими подгруппами в форме игровых ситуаций что помогает постепенно формировать мотивационную основу речи. Задачи: вызвать подражательную речевую деятельность детей в форме любых звуковых проявлений; расширение объема...
46108. Предупреждение речевых нарушений. Формы и методы профилактического воздействия в системе общегосударственных мероприятий 25 KB
  Одним из важных направлений развития логопедической помощи населению является предупреждение речевых нарушений и последствий речевой патологии. Своевременное генетическое консультирование будущих родителей с целью предупреждения развития тех или иных отклонений в нервопсихическом и в частности речевом развитии ребенка. Для своевременного развития речи мать и другие лица окружающие ребенка должны постоянно общаться с ним стремясь вызвать ответную реакцию. Стимуляция формирования речевой функции имеет большое значение для развития...
46109. Анализ условий нормального речевого развития ребенка. Этапы нормального речевого онтогенеза 17.5 KB
  Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослого и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики от нормального окружения и от воспитания и обучения которое начинается с первых дней его жизни. Этапы становления речи детей Леонтьев. В это же время путем подражания ребенок постепенно перенимает элементы звучащей речи.Преддошкольный от 1года до 3 лет Характеристика: этап становления активной речи.
46110. Теоретические основы логопсихологии. Психологическая характеристика детей с нарушениями речи 20.5 KB
  Психологическая характеристика детей с нарушениями речи. Объект психика лиц с патологией речи. Психологическая характеристика детей с нарушениями речи. Ранний возраст 13 года Этот возраст является сензитивным чувствительным периодом становления речи.
46111. Характеристика педагогических систем воспитания детей с речевыми нарушениями. Проблемы интеграции детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями 23.5 KB
  Характеристика педагогических систем воспитания детей с речевыми нарушениями. Проблемы интеграции детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями.подготовка к обучению грамоте и овладение элементами грамоты Системы логопедического и педагогического обследования детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями В целом проводится комплексное психологопедагогическое обследование психолог педагоги логопед Цель: выявить отклонения направить ребенка в соответствующее образовательное учреждение Задачи обследования: 1....
46112. Семейное воспитание детей с нарушениями речи: содержание, формы, и стили семейного воспитания 14 KB
  Семейное воспитание детей с нарушениями речи: содержание формы и стили семейного воспитания. Семья основная на браке или кровном родстве малая группа члены которой связаны общностью быта взаимной моральной ответственностью в ней вырабатываются совокупность нормы и образцов регламентирущих взаимодействий между супругами детьми детей между собой. детоцентрическая все интересы подчинены ребенку детей формируется высокая самооценка 3.сексуальноэротическая Специфические функции семей имеющих детей с нарушениями в развитии 1.
46113. Принципы, задачи, содержание логоритмического воспитания детей с речевой патологией 26 KB
  Принципы задачи содержание логоритмического воспитания детей с речевой патологией. Принципы ЛР. Общедидактические принципы 1. принцип наглядности Обуславливает широкое взаимодействие показателей всех внешних и внутренних анализаторов.
46114. Коррекционно-образовательное значение литературы в обучении школьников с ТНР 18.5 KB
  Развитие речи в школе Vвида специальный вид деятельности учителя и учащихся направленных на овладение речью. Vв используется 3 основных подхода к литературному развитию учащихся школы общего назначения: психолингвистический лингводидактический методика преподавания литературы МПЛ 1 психолингвистический подход Достижение наибольшей эффективности работы по развитию речи на уровне литературы способствует применение психолингвистического подхода Психолингвистический термин Речевая деятельность система речевых действий...
46115. Предмет и задачи начального обучения математике детей с речевыми нарушениями 12.5 KB
  Предмет и задачи начального обучения математике детей с речевыми нарушениями. МПМ методика преподавания математике наука предметом которой является обучение математике на всех уровнях обучения начиная с дошкольного учреждения и заканчивая высшей школой. объект содержание методы средства Обучение математике решает развивающие образовательные воспитательные задачи: 1 образовательные : Ученики должны получить знания умения: представления о натуральном числе и числе 0.