76872

Периферические иммунные органы

Доклад

Биология и генетика

В белой пульпе вокруг ветвей и веточек селезеночной артерии располагаются лимфоидные узелки сформированные в периартериальные лимфоидные влагалища вокруг пульпарных ветвей эллипсоидные диски с осевым смещением вокруг центральных веточек и гильзы вокруг кисточковых артериол. В петлях сети находятся лимфоидные узелки и диффузная лимфоидная ткань. Корковое вещество лежит под капсулой и содержит лимфоидные узелки в 051 мм диаметром часть из них имеет центры размножения.

Русский

2015-02-01

184.32 KB

0 чел.


 Периферические иммунные органы

В состав периферических органов входят селезенка, лимфатические узлы, миндалины, одиночные и групповые (бляшки) лимфоидные узелки. Общая масса их в зрелом организме составляет 1,5-2 кг. Все они образуются и состоят из лимфоидной ткани: узелковой и диффузной. Многие располагаются на путях возможного внедрения генетически чужеродных образований, то есть в пограничных с внешней средой органах и тканях – глотке, коже и слизистых оболочках других внутренних органов.

Селезенка (lien, splen) — один из периферических органов, расположенный глубоко в брюшной полости — в преджелудочной сумке верхнего этажа; покрыта брюшиной со всех сторон (интраперитонеальное положение). Выпуклой поверхностью обращена латерально и вверх — к диафрагме, висцеральной поверхностью — к желудку, почке, ободочной кишке. Орган проецируется в левом подреберье на уровне IX-ХI ребер.

Селезенка обладает фиброзной оболочкой, от которой в глубину органа отходят пенегородки - трабекулы. Внутри селезенка содержит белую и красную пульпу, разделенную трабекулярными перегородками. В красной пульпе в петлях ее ретикулярной сети находятся красные и белые клетки, тромбоциты крови. В белой пульпе вокруг ветвей и веточек селезеночной артерии располагаются лимфоидные узелки, сформированные в периартериальные лимфоидные влагалища (вокруг пульпарных ветвей), эллипсоидные диски (с осевым смещением вокруг центральных веточек) и гильзы ( вокруг кисточковых артериол).

Лимфатические узлы – nodi lymphatici многочисленные периферические иммунные органы, располагаются группами в 1-2, 10-12 и более узлов (до 400) рядом с крупными кровеносными сосудами, но непосредственно связаны с приносящими и выносящим лимфатическими сосудами. Узлы подразделяются на шее и конечностях на поверхностные и глубокие, между собой разделенные фасцией. В туловище выделяют пристеночные (париетальные) и висцеральные (органные) узлы. Последние лежат в воротах органов и между органами (региональные лимфоузлы).

Каждый лимфатический узел имеет капсулу с отходящими во внутрь перегородками - трабекулами, между которыми натянута трехмерная ретикулярная сеть. В петлях сети находятся лимфоидные узелки и диффузная лимфоидная ткань. Она и составляет паренхиму узла, в которой различают корковое и мозговое вещество с Т- и В- зависимыми зонами. Корковое вещество лежит под капсулой и содержит лимфоидные узелки в 0,5-1 мм диаметром, часть из них имеет центры размножения. Между узелками и вокруг них присутствует диффузная лимфоидная ткань. На границе с мозговым веществом лежит паракортикальная тимусзависимая зона. Мозговое вещество находится под корковым и представлено мякотными тяжами диффузной лимфоидной ткани с В – зависимой зоной. Обе зоны способны производить и восстанавливать укузанные лимфоциты. Вся паренхима узла пронизана широкими и короткими лимфатическими синусами – подкапсульным (краевым), корковым, мозговым, воротным. В синусах протекает лимфа, фильтруясь через мелкопетлистую ретикулярную сеть.

Миндалины лимфоидного глоточного кольца состоят из ретикулярной стромы, узелковой и диффузной лимфоидной ткани, заключенных в фиброзную капсулу. Самые крупные небные миндалины – tonsillae palatinae находятся между небно-язычными и небно-глоточными дужками. Они парные — правая и левая, обладают медиальной и латеральной поверхностями, покрытыми складками и углублениями (криптами). Наибольших размеров в 13-28 мм по длине и 14-22 мм по ширине достигают в 8-30 лет.

Трубные миндалины (правая и левая) – tonsillae tubariae лежат в боковой стенке глотки вокруг отверстий слуховых труб, соседствуя с глоточной миндалиной. Максимальные размеры имеют в возрасте до 4-7 лет: длину до 7,5 мм, ширину до 4 мм. Внутри содержат мало лимфоидных узелков, больше диффузной лимфоидной и ретикулярной ткани. С возрастом заметно уменьшаются в размерах, теряя диффузную ткань.

Глоточная непарная миндалина –tonsilla pharyndealis (adenoidea) располагается в области свода и задней стенки глотки, примыкая к трубным миндалинам. Наибольшие размеры по длине в 13-21 мм, а по ширине в 10-15 мм имеет в возрасте 8-20 лет. При воспалениях, особенно у детей, увеличивается в размерах (аденоиды), прикрывает хоаны, что нарушает носовое дыхание и развитие костей лица. В связи с названием болезни глоточную миндалину нередко обозначают аденоидной.

Крупная, непарная язычная миндалина – tonsilla lingualis занимает корень языка, располагаясь под эпителием слизистой оболочки. Внутри она располагает лимфоидными узелками с центрами размножения, которых много у детей и подростков и мало у взрослых. Миндалина также имеет диффузную лимфоидную и ретикулярную ткань. Максимальные размеры в 18-25 мм имеет в возрасте 14-20 лет.

Одиночные лимфоидные узелки (самая многочисленная группа) – noduli lymphatici solitariti находятся в толще слизистых оболочек и подслизистой основы полых органов пищеварения, дыхания и мочеполовых.

В подвздошной, слепой кишке, червеобразном отростке узелки группируются в лимфоидные бляшки – noduli lymphatici aggregati (пейеровы бляшки) длиной от 0,5 до 15 см, шириной в 0,2-1,5 см. В небольшом аппендиксе слепой кишки детей и подростков 600-800 лимфоидных узелков располагаются друг над другом, плотно занимая все пространство слизистой оболочки и подслизистой основы. За это его часто называют миндалиной брюшной полости. В подвздошной кишке подростков насчитывается от 30 до 80 крупных лимфоидных бляшек, приподнимающих слизистую оболочку. Плотность одиночных узелков тоже велика, так в 1 кв. см слизистой оболочки находится в дуоденум 9 узелков, в илеум – 18, цекум – 22, в ободочной кишке 35, в прямой кишке – 21. Сразу же определяется закономерность нарастания в направлении от начала тонкой кишки к концу толстой.

В гортани узелки на уровне преддверия и желудочков формируют кольцо, которое тоже нередко называют гортанной миндалиной в виду присутствия лимфоидных узелков. Особенно много их находится в черпало-надгортанных и преддверных складках, в слизистой надгортанника. В слизистой оболочке подголосовой части гортани располагается много диффузной лимфоидной ткани.

В онтогенезе периферических органов прослеживается несколько этапов.

Первый — предузелковая стадия — когда лимфоидная ткань представлена только диффузной формой.

Второй — узелковая стадия — когда клеточные элементы образуют одиночные узелки диаметром в 0,5-1 мм и бляшки с поперечником в 3-7 мм.

Третий — зрелый период — когда в лимфоидных узелках и бляшках появляются центры размножения (герминативные), обладающие светлой окраской. Узелки без центров размножения выглядят темными.

Максимальных размеров и высокой функциональной активности периферические иммунные органы достигают в 10-30 лет. После начинается инволюция, связанная с потерями лимфоидной ткани и особенно узелковой, медленным и постепенным замещением ее соединительной тканью, что приводит к уменьшению массы и размеров органов, снижению функциональной способности, но оставшаяся лимфоидная ткань продолжает работать до конца жизни человека.

При старении конкретные периферические органы перестраиваются по разному. Количество лимфатических узлов в группах уменьшается. Мелкие узлы полностью замещаются соединительной тканью. Средних размеров узлы срастаются между собой, образуя крупные пакеты. Среди лимфоидных узелков постепенно исчезают крупные и возникает преобладание средних и малых. В селезенке к 50 годам остается не более 6,5 % белой пульпы, зато относительное количество красной пульпы (82-85 %) с возрастом практически не меняется. Миндалины уже к 40-45 годам теряют значительное количество лимфоидной ткани.

Селезенка: развитие, топография, строение, кровоснабжение, иннервация.

44  


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

9164. Внимание. Свойства и виды внимания 21.63 KB
  Внимание Содержание Понятие Виды внимания (непроизвольное, произвольное, послепроизвольное) Свойства внимания (объем, распределение, устойчивость, переключение, сосредоточенность) Требование: выделять индивидуальные особенности вни...
9165. Воображение и творчество 45 KB
  Воображение и творчество Воображение Воображение и творчество знать: понятие о воображении виды воображения (активное, пассивное, преднамеренное, непреднамеренное, воссоздающее, творческое) способы создания образов воображения (агглютинация, акцен...
9166. Индивидуально-психологические свойства личности 1015.83 KB
  Индивидуально-психологические свойства личности Темперамент. Темперамент как динамическая характеристика психики Поведение человека зависит не только от его направленности и характера, но и от темперамента, то есть такого психологического свойства л...
9167. Мастерство педагогического общения 59.99 KB
  Мастерство педагогического общения Профессионально-педагогическое общение есть система (приемы и навыки) органичного социально-психологического взаимодействия педагога и воспитываемых, содержанием которого является обмен информацией...
9168. Методы организации учебной деятельности 117.05 KB
  Методы организации учебной деятельности Под методами осуществления целостного педагогического процесса следует понимать способы профессионального взаимодействия педагога и учащихся с целью решения образовательно-воспитательных задач. В.А. Онищук за...
9169. Методы, приемы и средства педагогического воздействия на личность 22.21 KB
  Методы, приемы и средства педагогического воздействия на личность знать: основные методы, приемы и средства педагогического воздействия на личность, условия их применения. уметь: классифицировать методы воспитания. Методы воспитания Методы восп...
9170. Методы, приемы, средства управления образовательными системами 156.5 KB
  Методы, приемы, средства управления образовательными системами Научное управление системой образования Методы, приемы, средства управления образовательными системами знать: методы, приемы и средства управления образовательными системами уметь...
9171. Мышление и интеллект Определение мышления 22.33 KB
  Мышление и интеллект Определение мышления. Мышление - это социально обусловленный, неразрывно связанный с речью познавательный психический процесс, характеризующийся обобщенным и опосредствованным отражением связей и отношений между...
9172. Основные категории педагогики 26.34 KB
  Основные категории педагогики. Любое теоретическое построение требует четкого разграничения между обыденными представлениями и научными знаниями. В обыденной речи воплощается повседневная практика воспитания и обучения. Научные понятия передают педа...