76873

Селезенка (lien, splen) и ее строение

Доклад

Биология и генетика

Селезенка lien splen располагается глубоко в преджелудочной сумке верхнего этажа брюшной полости проецируется в левой подреберной области на уровне IXXI ребер. Селезенка лиен сплен имеет: массу в 20 40 лет у мужчин 192 г у женщин 153 г; длину в 1014 см ширину в 610 см толщину в 34 см; цвет темнокрасный; поверхности: диафрагмальную выпуклую; висцеральную плоскую или слегка вогнутую с лежащим посредине углублением воротами; края: верхний передний острый нижний задний тупой; концы: задний закругленный ...

Русский

2015-02-01

182.4 KB

0 чел.


 Селезенка 

На 5-6-й неделях в толще дорсальной брыжейки появляется скопление клеток мезенхимы, из которого развивается селезенка. Очень скоро формируются внутри закладки щелевидные пространства (будущие сосуды), а вокруг них начинается дифференцировка лимфоидной, ретикулярной и миелоидной тканей. Со 2-го по 4-й месяцы возникают синусные капилляры с очагами гемопоэза, а на 4-5 месяце — скопления лимфоцитов, которые превращаются постепенно в лимфоидные узелки и периартериальные влагалища. К концу плодного периода в селезенке прекращается гемопоэз, но лимфоидные образования достигают совершенства и лимфопоэз увеличивается. До 16-17 лет происходит нарастание массы органа, белой и красной пульпы в нем. После 20 лет начинается снижение массы белой пульпы, в то время как относительное количество красной пульпы с возрастом почти не изменяется.

Селезенка (lien, splen) располагается глубоко в преджелудочной сумке верхнего этажа брюшной полости, проецируется в левой подреберной области на уровне IX-XI ребер. Орган покрыт брюшиной со всех сторон, выпуклой поверхностью обращен к диафрагме, плоской (висцеральной) — к желудку, левой почке и надпочечнику, левому ободочному изгибу толстой кишки, хвосту поджелудочной железы.

Селезенка (лиен, сплен) имеет:

массу в 20- 40 лет у мужчин — 192 г, у женщин — 153 г; длину — в 10-14 см, ширину в 6-10 см, толщину — в 3-4 см; цвет — темнокрасный;

поверхности: диафрагмальную (выпуклую); висцеральную (плоскую или слегка вогнутую) с лежащим посредине углублением — воротами;

края: верхний (передний) — острый, нижний (задний) – тупой;

концы: задний (закругленный) — обращен кверху и назад, нижний (острый) — обращен кпереди.

Орган имеет интраперитонеальное покрытие, фиброзную оболочку, с которой брюшина плотно срастается.

Внутри селезенка располагает:

трабекулами (trabeculae lienis) фиброзной оболочки, между которыми находится пульпа;

красной пульпой (pulpa rubra), которая лежит между венозными синусами и состоит из ретикулярной сети, заполненной клетками крови;

белой пульпой (pulpa alba) из лимфоидных узелков и периартериальных влагалищ; масса белой пульпы — 18-21% от общей массы органа.

Селезеночная артерия делится на:

воротные ветви (2-3.), сегментарные (4-5), трабекулярные;

пульпарные артерии с диаметром в 0,2 мм с лимфоидными влагалищами (vadinae periarteriales lymphaticae) по периметру каждой артерии;

центральные артерии, эксцентрично проходящие через лимфоидные узелки – noduli lymphaticae lienalis;

кисточковые артериолы с диаметром до 50 мкм, окруженные лимфоидными гильзами и переходящие в артериальные капилляры;

артериальные капилляры, вливающиеся в селезеночные синусы, лакуны красной пульпы

Начало венозного русла селезенки складывается из специфических синусных капилляров органа:

синусы (синусные капилляры, лакуны) содержащие внутри себя ретикулиновую сеточку и расположенные в красной пульпе. переходят в венулы.

начало селезеночной вены формируется из венозных синусов пульпарными и трабекулярными ветвями.

в трабекулярных венах отсутствуют мышечные волокна, и наружной стенкой они прирастают к трабекулам, что облегчает отток крови, а при ранениях дает сильное кровотечение.

благодаря слиянию трабекулярных вен возникают сегментарные, которые отличаются вариантным многообразием топографии.

сегментарные вены впадают в селезеночную, а она вливается в воротную вену.

По связям венозных микроскопических сосудов (синусов, синусных капилляров, лакун) высказывается три мнения. По теории замкнутого кровообращения селезеночные капилляры непосредственно переходят в синусы. По теории открытого кровообращения в селезенке кровь из капилляров вначале попадает в пульпарные лакуны. Из них она просачивается в венулы через своеобразный сетевидный фильтр, который находится в стенке пульпарных лакун. Третья точка зрения объединяет первые две.

В воротах селезенки находится нервное сплетение, образованное ветвями заднего вагального ствола и чревного симпатического сплетения, веточками от нижних грудных и верхних поясничных спинномозговых узлов. В ворота и во внутрь органа нервы проникают по ходу ветвей селезеночных сосудов, образуя на них вегетативные интраорганные сплетения.

Нервная система и ее значение в организме. Классификация нервной системы и взаимосвязь отделов.

1  


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

80077. Складання розповіді з елементами опису калини 62 KB
  Вчити дітей складати і записувати розповідь з елементами опису за планом. Розвивати усне та писемне мовлення; уміння описувати рослину, зокрема, калину, використовуючи прикметники, порівняння, слова, вжиті в переносному значенні; пізнавальну діяльність, творчі здібності.
80078. Раз добром налите серце – вік не прохолоне А. Дімаров «Для чого людині серце» 60.5 KB
  Мета: удосконалювати навички правильного свідомого виразного читання читання за особами; учити самостійно визначати головну думку твору; формувати вміння прогнозувати розвиток подій у казці аналізувати порівнювати доводити свою думку; розвивати творчу уяву усне звязне мовлення...
80079. Вічне і живе Шевченкове слово 48.5 KB
  Збагатити знання учнів про життя і творчість Тараса Григоровича Шевченка. Шевченка ілюстрації малюнки запис пісень на вірші Шевченка виставка творів поета для дітей Кобзар карта України. рушник з портретом Шевченка Хід уроку Організація класу до уроку Емоційне налаштування на урок...
80080. Квітами барвистими луг цвіте 61 KB
  Мета: Вдосконалювати вміння правильно, виразно читати, за допомогою інтерактивних методів навчання; Формувати елементарні аналітико-синтетичні вміння у роботі над текстом; Розвивати усне мовлення першокласників; Виховувати дбайливе ставлення до рослин, бажання доглядати й оберігати їх.
80081. Множення чисел, що закінчуються нулями. Водойми України (Математика Я і Україна. Природознавство) 57 KB
  Мета уроку. Показати можливі форми запису при множенні чисел, які закінчуються нулями. Удосконалювати обчислювальні навички. Розвивати логічне мислення. Сформувати уявлення про водойми, дати поняття про джерело, річку, озеро, болото, море; навчити дітей їх розрізняти.
80082. Сложение и вычитание вида 430+50, 200+640, 20+640, 760-400, 760-40 57.5 KB
  Цели. Формировать умения применять общие правила сложения и вычитания круглых трёхзначных чисел; развивать умения решать составные задачи, развивать логическое мышление. внимательность, память, вычислительные и графические навыки, расширять кругозор о животных, о гороскопе; прививать интерес...
80083. Урок позакласного читання в 4 класі за історичною повістю Марка Вовчка «Кармелюк» 42.5 KB
  Мета уроку: прищеплювати любов до читання, цікавість до історичного минулого України; виховувати почуття національної гідності, повагу до історичного минулого України; вдосконалювати навички правильного, свідомого, виразного читання і самостійного читання мовчки; розвивати мислення...
80084. Ой зима, зима, зима… Веселіш пори нема! 52.5 KB
  Вчити дітей гармонійному заповненню площини паперу елементами зображення; поглибити знання про особливості будови тіла людини та її пропорції. Розвивати уяву дітей; удосконалювати техніку роботи фарбами. Виховувати любов і повагу до традицій рідного краю.