76878

Серое и белое вещество головного мозга

Доклад

Биология и генетика

Базальные ядра хвостатое чечевицеобразное миндалевидное по происхождению и развитию подразделяются: на новые ядра неостриатум в составе хвостатого ядра и скорлупы чечевицеобразного; на старые ядра палеостриатум в составе бледных шаров: медиального и латерального; на древние архистриатум миндалевидное ядро и гиппокамп. Базальные ядра относят к подкорковым структурам. Среди базальных ядер выделяют стриапаллидарную систему включающую головку хвостатого ядра скорлупу и бледные шары. Хвостатое ядро nucleus cudtus имеет:...

Русский

2015-02-01

182.07 KB

1 чел.


 Серое и белое вещество головного мозга

Полушария представляют самую крупную и наиболее развитую у человека часть большого мозга, которая накрывает мозговой ствол. Они составляют плащ — филогенетически более новое образование — неоэнцефалон. В них сосредоточены важнейшие функции по управлению, координации, корреляции жизнедеятельностью организма и взаимоотношениями его со средой обитания. Полушария имеют верхнелатеральную, медиальную, нижнюю поверхности, на которых находятся извилины и борозды.

Крупные борозды латеральная, центральная, теменно-затылочная делят полушария на доли лобную, теменную, затылочную, височную, островок. Борозды, извилины на всех поверхностях покрыты серым веществом, состоящим из тел нейронов и безмиелиновых отростков, которые образуют кору с характерным послойным расположением клеток (цитоархитектоника).

Внутри полушария представлены белым веществом, образованным миелиновыми отростками нервных клеток (миелоархитектоника). Ближе к основанию полушарий (нижней поверхности) внутри белого вещества располагаются крупные скопления серого в виде базальных ядер, между которыми и таламусом сосредотачиваются проекционные пучки миелиновых волокон внутренней капсулы (восходящие и нисходящие тракты проводящих путей).

Миелоархитектоника характеризуется наличием трех типов волокон:

ассоциативные распределяются в пределах одного полушария и делятся на короткие, дугообразные, интракортикальные, соединяющие соседние извилины и длинные экстракортикальные в виде продольных пучков, соединяющих между собой доли;

комиссуральные (спаечные) волокна, проходя через спайки и мозолистое тело, соединяют правое и левое полушария пучками в виде больших (лобных) и малых (затылочных) щипцов;

проекционные волокна соединяют между собой внутренние органы, мышцы, кости, суставы и кожу с отделами большого мозга и делятся на восходящие, чувствительные (экстро-, проприо-, интероцептивные) и нисходящие, двигательные (пирамидные — сознательные и экстрапирамидные — бессознательные).

Базальные ядра — хвостатое, чечевицеобразное, миндалевидное по происхождению и развитию подразделяются:

  1.  на новые ядра (неостриатум) — в составе хвостатого ядра и скорлупы чечевицеобразного;
  2.  на старые ядра (палеостриатум) — в составе бледных шаров: медиального и латерального;
  3.  на древние (архистриатум) — миндалевидное ядро и гиппокамп.

Все нейроны базальных ядер секретируют биогенные амины: серотонин, норадреналин, дофамин (бледные шары). Длинные отростки таких нейронов составляются в пучки серотонин-, адрен-, дофаминэргические.

Базальные ядра относят к подкорковым структурам. Они входят в функциональные различные объединения: лимбическую систему, висцеральный мозг, эндокринный мозг и участвуют в автоматической регуляции процессов жизнеобеспечения. Среди базальных ядер выделяют стриапаллидарную систему, включающую головку хвостатого ядра, скорлупу и бледные шары. Её рассматривают как главную составляющую часть экстрапирамидных проекционных путей, осуществляющих автоматическую регуляцию телесной мускулатуры (тонус, непроизвольные движения).

Скопления серого вещества внутри белого из-за расположения в основании полушарий получили названия базальных ядер или узлов в ниже следующем составе.

Полосатое (стриарное) тело состоит из хвостатого и чечевицеобразного ядер с центрами терморегуляции, слюно- и слезоотделения, мышечного тонуса, углеводного обмена и др. Поражение стриарных ядер вызывает синдром Паркинсона.

Ограда – узкая и извилистая полоска серого вещества лежит под корой островка.

Миндалевидное тело находится в белом веществе височного полюса.

Хвостатое ядро, nucleus caudatus имеет:

  1.  головку, которая лежит в основании лобной доли и образует латеральную стенку бокового желудочка;
  2.  тело, расположенное в области дна центральной части бокового желудочка и отделенное от таламуса терминальной полоской;
  3.  хвост, который образует верхнюю стенку нижнего рога бокового желудочка;
  4.  головка ядра отделена от таламуса коленом внутренней капсулы, а передняя ножка капсулы отграничивает головку от чечевицеобразного ядра.

Чечевицеобразное ядро, nucleus lentiformis образовано двумя вертикально расположенными прослойками серого вещества и делится на три части:

скорлупу, putamen, имеющую более темную окраску и расположенную латерально;

  1.  медиальный бледный (паллидарный) шар – globus pallidus medialis;
  2.  латеральный бледный (паллидарный) шар - globus pallidus lateralis;
  3.  поражение паллидарных ядер приводит к нарушению пластического мышечного тонуса в синдроме Паркинсона.

Чечевицеобразное ядро отделяется от таламуса задней ножкой внутренней капсулы. Передняя часть ядра соединяется с головкой хвостатого ядра в области переднего продырявленного вещества.

Ограда, claustrum, – тонкая, вертикально расположенная, извилистая пластинка серого вещества, лежащая сбоку от скорлупы чечевицеобразного ядра и отделенная от нее наружной капсулой в виде полоски белого вещества. От коры островка ограду отделяет самая наружная капсула тоже в виде узкой прослойки белого вещества.

Миндалевидное тело (комплекс), corpus amygdaloideum располагается внутри белого вещества височной доли на 1,5-2 см кзади и медиально от височного полюса.

Внутренняя капсула, capsula interna, — толстая, углообразной формы пластина белого вещества, нервные волокна которой составляют проекционные пути: восходящие и нисходящие тракты.

Капсула ограничена:

  1.  латерально — чечевицеобразным ядром;
  2.  медиально и спереди — головкой хвостатого ядра;
  3.  сзади и снизу — зрительным бугром (таламусом).

Состав проводящих путей внутренней капсулы (спереди назад):

  1.  В передней ножке, crus anterius находятся передняя таламическая лучистость (лобно-таламический путь) — двигательный, сознательный; лобно-мостовой тракт — двигательный, сознательный.
  2.  В колене капсулы, genu, располагается кортико-нуклеарный тракт — пирамидный, двигательный, сознательный.
  3.  В задней ножке, crus posterius залегают:
  4.  передний и латеральный кортикоспинальные, пирамидные тракты;
  5.  таламо-теменные волокна (спиноталамический тракт) — восходящий тракт болевой, температурной и осязательной чувствительности;
  6.  кортикоталамические волокна - нисходящий, сознательный, двигательный тракт;
  7.  теменно-затылочно-мостовой пучок — нисходящий, сознательный, двигательный путь;
  8.  слуховая лучистость – восходящий чувствительный путь;
  9.  зрительная лучистость — восходящий, чувствительный тракт.

Борозды, извилины верхнелатеральной поверхности полушарий большого мозга.

6  


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

53139. Гідросфера. Узагальнення (урок – гра у 6 класі) 89.5 KB
  Якщо тему добре знаєш То мене ти відгадаєш Запитання: Про що йде мова У яких станах може перебувати вода на Землі Твердому рідкому газоподібному. Запитання: Яке явище описано у вірші Що є основною причиною утворення кругообігу води в природі Енергія Сонця. Запитання: Про які кольорові моря йде мова Жовте Чорне Червоне Біле . Запитання: Яка основна причина океанічних течій ...
53140. Гигиена питания 98.5 KB
  Действующие лица: комиссар полиции мистер Бортоломью инспектор полиции мистер Дрейк миссис Синтия Бабингтон. Мери пожалуйста пригласите ко мне инспектора Дрейка. Входит инспектор Дрейк. Доброе утро инспектор.
53141. Правила виконання ранкової гімнастики. Частини обличчя 106.5 KB
  Мета уроку: Практична: Ознайомити учнів із значенням та правилами виконання ранкової гігієнічної гімнастики; Закріплення рухових дій засобами естафет, рухливих ігор; Вивчення та відпрацювання вживання лексики по темі в усному мовленні; Формування навичок монологічного мовлення, сприйняття на слух іншомовних слів, опису людини за малюнком;
53142. Гімнастика до занять у початкових класах 56.5 KB
  Гімнастика до занять вирішує головним чином виховні та оздоровчі завдання. Щодня виконувані фізичні вправи надають сприятливий вплив на організм сприяють формуванню правильної постави виховують звичку до регулярних занять фізичними вправами. Колективне виконання вправ під час гімнастики до занять дисциплінує організовує і згуртовує учнів.
53143. Вплив розвитку дрібної моторики на формування мовлення дітей дошкільного віку 39.21 KB
  В роботі з дітьми а особливо з тими що вже мають порушення мовлення велику увагу необхідно приділяти розвитку функції дрібних мязів рук. Рухи рук тісно повязані з мовленням вони є одним з факторів його формування. Звязок рухів руки з мовленням був відмічений ще в 1928 році. Пізніше на основі спеціально проведених дослідів було висунуто думку про те що рухи пальців рук стимулюють розвиток центральної нервової системи і прискорюють розвиток мовлення дитини.
53144. Сценарий внеклассного мероприятия «Путешествие на планету «Гимназия» 50 KB
  Ученик: Мы на планете нашей Всех соберём друзей. Ученик: Педагоги в ней прекрасны Каждый чем то да хорош. Для нас потом в науку Откроются пути Прославим мы гимназию И он и я и ты Ученик: Гимназии нашей Пусть парус плывёт Ведь алым зовётся по праву. Может бать откроешь что то Неизвестное пока Но добьёшься ты чего то Это уж наверняка Многопрофильность даёт нам Сразу право выбирать Может даже президентом Гимназисты смогут стать Ученик: Нам в гимназии славно живется Многопрофильной стала она.
53145. Сценарій проведення виховного заходу з учнями 5 класу “Посвята в гімназисти” 41 KB
  Місце проведення: актова зала гімназії Обладнання: державні символи атрибути навчального закладу емблема 5Б класу мультимедійний проектор музичний центр.1: У гімназії Словянській Всі ми діти всі єдині Вчителі як ті батьки Нас навчають залюбки.1: Сьогодні у 5Б Словянської гімназії свято. А чи знаєте ви що гімназії завжди були в історії культури України символом освіченості чистоти та гідності.
53146. Интегрированный урок по русскому языку, природоведению, внеклассному чтению в 4 классе на тему: «Главного глазами не увидишь….» 59 KB
  Цель: Расширить представление учащихся о частях речи, о роли прилагательных в поэтической речи, совершенствование навыков быстрого выразительного чтения. Развитие воображения, наблюдательности, памяти, образного мышления, речи, умения слушать учителя, самостоятельно работать в группах, точно высказывать свою мысль, делать анализ прочитанного. Воспитывать чувство дружбы, отзывчивости.