76879

Верхнелатеральная поверхность полушарий

Доклад

Биология и генетика

В функциональном отношении борозды и извилины с сосредоточенными в них полями и нейронами составляют ядра чувствительных или двигательных анализаторов. Они начинаются на лобном полюсе располагаются параллельно друг другу и заканчиваются у предцентральной извилины. Между ними находятся хорошо выраженные извилины: Верхняя лобная извилина часть которой лежит и на медиальной поверхности полушария. В середине нижней лобной извилины поле 45 располагается ядро анализатора пения при поражении которого возникают вокальная амузия и аграмматизм...

Русский

2015-02-01

184.05 KB

0 чел.


 Верхнелатеральная поверхность полушарий

В каждом полушарии находится три поверхности – верхнелатеральная, медиальная, нижняя или базальная, анатомический рельеф которых представлен бороздами и извилинами. Верхнелатеральная поверхность, выпуклая по форме и самая протяженная, содержит новую кору, имеющую 6-7-слойное расположение нейронов. Среди них особо выделяются большие пирамидные клетки, образующие отдельный слой. В связи с особенностями строения коры на всех поверхностях в ней различают цитоархитектонические (52) и миелоархитектонические (150) поля, которые обозначаются арабскими цифрами, реже буквами латинского алфавита. В функциональном отношении борозды и извилины с сосредоточенными в них полями и нейронами составляют ядра чувствительных или двигательных анализаторов.

Крупные борозды верхнелатеральной поверхности латеральная и центральная отграничивают лобную, височную, теменную доли и островок. Затылочную долю от теменной доли отделяет продолжение на верхнелатеральную поверхность с медиальной теменно-затылочной борозды.

По верхнелатеральной поверхности лобной доли проходят верхняя и нижняя лобные борозды. Они начинаются на лобном полюсе, располагаются параллельно друг другу и заканчиваются у предцентральной извилины.

Между ними находятся хорошо выраженные извилины:

  1.  Верхняя лобная извилина, часть которой лежит и на медиальной поверхности полушария. В поле 8 она располагает двигательными центрами для гладких мышц, потовых и слизистых желез; в поле 6 - центром для сердечной мышцы.
  2.  Средняя лобная извилина, в задних отделах которой в премоторной зоне (поле 8) находится ядро анализатора сочетанного поворота глаз и головы, ядро письменной речи - в поле 40 (написание букв, знаков). Длинными ассоциативными волокнами они связаны с ядром зрительного анализатора (шпорная борозда затылочной доли - поле 17), а проекционными волокнами - с мышцами глаза, головы, шеи, руки.
  3.  Нижняя лобная извилина, в задних отделах которой локализуется в поле 44 ядро речедвигательного анализатора (центр Брока). При поражении его возникает двигательная афазия — потеря способности произносить слова и предложения. Короткими ассоциативными волокнами центр Брока связан с общим двигательным центром в предцентральной извилине (в зоне проекции губ, щек, языка, гортани); а нисходящие проекционные волокна связывают его с речевыми органами.
  4.  В середине нижней лобной извилины (поле 45) располагается ядро анализатора пения, при поражении которого возникают вокальная амузия и аграмматизм (бессмысленный набор слов).

Центральная и прецентральная борозды имеют направление сверху вниз, параллельны друг другу и лежат в середине поверхности, а между ними располагается прецентральная извилина, примыкающая к задним отделам лобных извилин. Вместе с парацентральной долькой на медиальной поверхности она образует моторную зону, в которой располагается ядро общего двигательного анализатора или двигательного гомункулуса (поля 4 и 6). Пирамидные нейроны (клетки Беца) пятого слоя коры этого анализатора представляют начало главного пирамидного тракта (кортико-нуклеарный, кортикоспинальные передний и латеральный пути). Благодаря им через черепные и спинномозговые нервы осуществляется сознательная работа скелетной мускулатуры (локомоторная и опорно-статическая функции). Особенности расположения двигательного анализатора в извилине такие же, что и у чувствительного (см. ниже). Одностороннее поражение двигательного гомункулуса приводит к параличу противоположной стороны тела из-за присутствия в пирамидном пути перекрещивающихся волокон, что является одним из анатомических факторов альтернирующего синдрома.

Между центральной бороздой и проекцией теменно-затылочной борозды располагается теменная доля, ограниченная снизу узким концом латеральной борозды. Параллельно центральной борозде в теменной доле проходит постцентральная борозда, отделяя постцентральную извилину. В коре этой извилины (поля 1, 2, 3) залегает ядро анализатора болевой, температурной, осязательной и проприоцептивной чувствительности, связанное короткими ассоциативными волокнами с верхней теменной долькой (поле 5, 7), а перекрещивающимися восходящими волокнами с кожей, суставами, мышцами, костями.

Особенности расположения рецепторных полей общего чувствительного анализатора или чувствительного гомункулуса :

  1.  Неравномерность, диспропорция в представительстве частей тела, особенно много места занимает голова и ее органы, кисть и большой палец, что отражает важность новых трудовых функций головы и руки.
  2.  Проекция ног, таза, туловища осуществляется в верхних отделах извилины, руки - в средних, головы - в нижних. Представительство происходит в перевернутом виде.
  3.  Перекрестное представительство сагиттальных половин тела - правой в левой извилине, левой - в правой.

Связи между чувствительным и двигательным гомункулусами одного полушария осуществляют ассоциативные (вставочные, кондукторные) нейроны с короткими ассоциативными отростками. Связи между гомункулусами двух полушарий происходят за счет комиссуральных волокон, проходящих через мозолистое тело, свод и спайки.

По направлению спереди назад в теменной доле проходит внутритеменная борозда, разделяющая верхнюю и нижнюю теменные дольки. Верхняя долька по функции (кожная чувствительность) относится к сенсорной зоне, т.к. является частью общего чувствительного анализатора. В верхней дольке находится ядро стереогноза (узнавание предметов на ощупь).

В нижней теменной дольке располагаются две крупные извилины.

  1.  Надкраевая извилина, окружающая конец латеральной борозды. В глубоких слоях коры извилины (поле 40) локализуется ядро анализатора сложных, целенаправленных и комбинированных движений (центр праксии), которое у правшей лежит в левой извилине, а у левшей - в правой. Поражение поля 40 приводит к апраксии – выпадению точных движений. За счет ассоциативных волокон ядро связано с предцентральной извилиной, за счет нисходящих проекционных – с мозжечком и рабочими органами.
  2.  Угловая извилина лежит у конца верхней височной борозды и располагает ядром анализатора письменной речи (поле 39). При поражении его возникает алексия - утрата способности воспринимать письменный текст. Ассоциативные волокна связывают ядро со шпорной бороздой затылочной доли, проекционные - с мышцами глаза, головы и шеи.

Глубокой латеральной бороздой височная доля отделяется от лобной и теменной долей. Кзади она без определенных границ переходит в затылочную долю. Спереди назад с началом от височного полюса проходят в доле верхняя и нижняя височные борозды, между которыми лежат верхняя, средняя, нижняя извилины. Часть нижней извилины переходит на базальную поверхность полушария.

На верхней височной извилине, обращенной поверхностью в латеральную щель и борозду, находятся короткие, поперечные борозды и извилины Гешля. В коре этих извилин (поля 41, 42, 52) находится ядро слухового анализатора. Проекционные восходящие волокна в ядро одного полушария приходят как от правого, так и от левого спирального органа во внутреннем ухе. Поэтому полная корковая глухота возникает только при двустороннем поражении. Височные извилины: средняя и нижняя осуществляют моторную регуляцию органов и сосудов грудной и брюшной полостей.

Борозды, извилины верхнелатеральной поверхности затылочной доли очень вариабельны, но лучше выражена поперечная затылочная борозда - продолжение внутритеменной борозды.

В глубине латеральной ямы и щели лежит островок, закрытый оперкулярными (покрышечными) частями лобной, теменной и височных долей - все относится к лимбической системе (инстинкты, эмоции, интуиция, память и др.). Глубокая круговая борозда отделяет островок от других частей мозга. На задней и верхне-передней поверхностях его хорошо заметны длинные и короткие извилины вместе с центральной бороздой, на передне-нижней - утолщение в виде порога. В коре островка воспринимается чувствительная информация от органов дыхания.

7  


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

62815. Технологія створення банку ідей і пропозицій 20.14 KB
  Мета: засвоєння знань про сутність творчості зміст та технологію створення банку ідей; формування вмінь створювати банк ідей передбачуваних об’єктів проектування. Повідомлення теми мети завдань уроку Учитель записує на дошці тему уроку...
62816. Що можна робити з інформацією. Робота з графічним редактором Paint 56.44 KB
  Мета уроку: закріпити поняття інформація, з’ясувати, якою буває інформація; ознайомити учнів з тим, як людина сприймає інформацію; навчити використовувати палітру кольорів, панель інструментів програми Раіnt, встановлювати основний колір та колір фону,
62817. Багатогранний образ жінки-матері в Шевченкових поемах “Катерина”, “Наймичка”, “Марія” 27.26 KB
  Розвивальна: розвивати аналітико-синтетичне мислення і мовленнєву культуру учнів; виховна: виховувати шанобливе ставлення до жінки, матері; почуття доброти, милосердя, совісті. Обладнання: портрет Т. Шевченка, репродукції картин Касіяна до творів...
62818. Проза 1960-1990рр. XX ст. Історична романістика (Ю. Мушкетик, П. Загребельний, В. Шевчук). «Химерна проза» ( В. Шевчук). Еміграційна література (В. Барка, «Жовтий князь») 25.95 KB
  Це були роки великих збурень і духовних пошуків спричинених лібералізацією що вилилось у нестримне оновлення мистецтва авангардизм у літературі живописі скульптМолоде покоління письменників почало орієнтуватися не на сучасних їм класиків соціалістичного реалізму...
62819. Множення двоцифрового числа на одноцифрове. Задача на суму двох добутків 16.93 KB
  Чи можемо ми дізнатися скільки тканини було у двох сувоях разом Якою дією Чи зможемо дізнатися скільки всього було тканини в майстерні Як про це дізнатися Скільки метрів тканини витрачали на одну занавіску...
62820. Урок РЗМ. Про себе та про інших 21.81 KB
  Мета: ознайомити учнів з поняттям «біографія», «автобіографія»; вчити заповнювати анкету даних про себе, складати автобіографію; розвивати логічне мислення, увагу, спостережливість, діловий стиль...
62821. Уживання слів в переносному значенні. Синоніми. Антоніми. Омоніми 32 KB
  Розширити уявлення про синоніми антоніми й омоніми. удосконалити вміння відрізняти омоніми від багатозначних слів правильно вживати їх у мовленні; навчити добирати синонімиантоніми омоніми до слів лексичної системи української мови...
62822. Музика про зиму 118.15 KB
  Спочатку давайте з вами музично привітаємося. Актуалізація опорних знань учнів 1 Розспівування Сіли рівненько давайте всі разом чітко проговоримо слова поспівки Диби диби артикуляційна робота.