76880

Борозды и извилины медиальной и базальной поверхностей полушарий большого мозга

Доклад

Биология и генетика

Каждое полушарие снаружи имеет: три поверхности: верхнелатеральную выпуклую и самую большую медиальную плоскую нижнюю или базальную по общей конфигурации повторяющую рельеф черепных ям; поверхности отделяются друг от друга краями: верхним нижнелатеральным и нижнемедиальным; наиболее выступающие части полушария называются полюсами: лобным височным и затылочным; рельеф поверхности включает борозды и извилины размеры и направление которых отличаются большой индивидуальной изменчивостью; серое вещество борозд извилин составляет...

Русский

2015-02-01

183.45 KB

3 чел.


 Медиальная и базальная поверхности полушарий

Борозды и извилины медиальной и       базальной поверхностей полушарий большого мозга.

Каждое полушарие снаружи имеет:

  1.  три поверхности: верхнелатеральную - выпуклую и самую большую, медиальную - плоскую, нижнюю или базальную, по общей конфигурации повторяющую рельеф черепных ям;
  2.  поверхности отделяются друг от друга краями: верхним, нижнелатеральным и нижнемедиальным;
  3.  наиболее выступающие части полушария называются полюсами: лобным, височным и затылочным;
  4.  рельеф поверхности включает борозды и извилины, размеры и направление которых отличаются большой индивидуальной изменчивостью;
  5.  серое вещество борозд, извилин составляет кору большого мозга, в которой нервные клетки с отростками располагаются послойно: на верхнелатеральной поверхности в 6-7 слоев, на медиальной поверхности в 4-5, на нижней в 2-3 слоя.

В образовании рельефа медиальной поверхности участвуют все доли, кроме островковой дольки. Над мозолистым телом и параллельно ему проходят, занимая нижнее положение две крупных борозды:

  1.  борозда мозолистого тела, продолжающаяся на базальную поверхность в виде гиппокампальной борозды;
  2.  поясная борозда лежит выше и параллельно борозде мозолистого тела; заканчивается кзади от мозолистого валика, своим концом располагаясь под теменной бороздой и краевой бороздкой, направленной к верхнему краю полушария.

Между ними располагается крупная поясная извилина с перешейком (позади мозолистого валика), который связывает её с парагиппокампальной извилиной на базальной поверхности. Вместе они составляют сводчатую извилину, в которой сосредотачиваются корковые центры висцерального мозга или лимбической системы и обонятельного мозга, занимающие также покрышечные части лобной, височной, теменной долей, лобные и височные полюса; борозды, извилины островка; орбитальные извилины.

В лимбической системе интегрируются все соматические, вегетативные и эмоциональные реакции. В передних медио-базальных отделах лобных долей реализуется инстинктивное поведение, связанное с питанием, половой и эмоциональной сферой (неосознанный выбор поведения). В задних медио-базальных отделах височной и затылочной долей - сложное поведение, интуиция, память и др. В коре островка, височного полюса, орбитальных извилинах лобной доли протекают процессы, направленные на инстинкт самосохранения жизни индивида. В поясной и парагиппокампальной извилинах — на сохранение всего вида, обеспечение генеративной функции.

Над поясной бороздой в направлении от лобного полюса к затылочному полюсу последовательно лежат:

  1.  верхняя лобная извилина (медиальная поверхность) с двигательными центрами для гладких мышц внутренних органов, сосудов, сердечной мышцы (поля 6,8);
  2.  парацентральная долька, ограниченная верхними краями пре-, постцентральной и краевой борозд, располагающая частью общего двигательного и чувствительного анализаторов (проекция стопы, голени, колена);
  3.  предклинье, относящееся к верхней теменной дольке и кожному анализатору с центром стереогноза (узнавание предметов на ощупь);
  4.  клин в виде треугольника, ограниченного теменно-затылочной и шпорной бороздами и вершиной, направленной к затылочному полюсу.
  5.  В коре шпорной борозды находится ядро зрительного анализатора (поля 17, 18, 19). Ассоциативные волокна связывают его со средней лобной извилиной (центр сочетанного поворота глаз и головы), а также с угловой извилиной в нижней теменной дольке (письменная речь) и др. Проекционные волокна - с глазом и мышцами головы и шеи, руки.
  6.  Язычная извилина ограничена сверху шпорной бороздой, снизу - коллатеральной.

На базальной поверхности полушарий борозды, извилины ориентированы продольно. В лобной доле находятся:

  1.  короткие борозды: обонятельные, глазничные;
  2.  узкие и короткие извилины: прямые, глазничные (орбитальные).

В обонятельных бороздах лежат периферические отделы обонятельного мозга: обонятельные луковицы, тракты, треугольники, переднее продырявленное мозговое вещество — внутри с началом медиальных и латеральных обонятельных полосок.

Височная и затылочная доли на нижней поверхности имеют:

  1.  длинные, извилистые борозды: коллатеральные, носовые (кпереди от коллатеральных борозд), гиппокампальные, затылочно-височные;
  2.  крупные извилины: парагиппокампальную с крючком на конце, медиальную и латеральную затылочно-височные и малую извилину - зубчатую (лежит в глубине борозды гиппокампа).

В парагиппокампальной извилине располагается ядро обонятельного анализатора, а в крючке - вкусового.

Начальный этап развития позвоночных характеризовался тем, что обоняние и обонятельный мозг выступили в качестве организаторов важнейших безусловно-рефлекторных реакций (инстинктов): пищевых, оборонительных, половых, ориентировочных. В процессе эволюции борозды, извилины медиальной и базальной поверхностей вместе с обонятельным мозгом сформировали в себе бессознательные центры, регулирующие бодрствование, сон, память, эмоции, мотивы поведения, на что впервые обратил внимание австрийский психиатр З. Фрейд, изучая поведение детей.

Так сложилась лимбическая система, управляющая внутренней жизнью организма и включающая в себя:

  1.  обонятельные луковицы, треугольники и полоски, переднее продырявленное вещество – периферическая часть обонятельного мозга;
  2.  гиппокамп, миндалевидное ядро и другие базальные ядра, таламус и гипоталамус – подкорковые центры;
  3.  сводчатую извилину, парагиппокампальную, зубчатые, островковые, орбитальные, покрышечные, язычные и другие извилины, сосредоточенные на медиальной и базальной поверхностях полушарий – корковые центры.

Строение коры большого мозга и ассоциативная система волокон его белого вещества. Учение о динамической локализации функций в коре большого мозга в свете материалистического учения И. П. Павлова.

8  


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

85476. Здорова сім’я – здорова держава (родинне свято у 1 класі) 2.65 MB
  Мета: Вчити дітей здорового способу життя. Формувати навички доброзичливого спілкування з людьми. Виховувати потребу займатися фізкультурою і спортом заради зміцнення здоров’я. Свято проходить у спортивному залі. По обидва боки від плаката - українські народні загадки, приказки...
85477. Сценарій родинного свята «Щастя бути разом» 74.5 KB
  Прекрасно, коли в сім’ї панують мир і злагода, взаєморозуміння, повага, кохання, вірність, теплота, затишок. Через сім’ю ми – діти, виходимо в суспільство. В сім’ї нам вручають естафету досвіду поколінь, котру ми повинні нести далі, щоб передати її своїм дітям і тим самим майбутньому.
85478. Батько і мати 47.5 KB
  Є скарби, заховані в землю, є такі, що розташовані на поверхні і передаються з покоління в покоління. чаруючи людську душу. До таких скарбів належать пам’ять роду, його звичаї, традиції. Мамина пісня, батьківська хата, бабусина вишиванка, дідусева казка - все це наша родослівна пам’ять.
85479. ДОЛЯ МОЄЇ РОДИНИ В ДОЛІ УКРАЇНИ 80 KB
  Формувати уявлення про родину як частину суспільства, про роль і місце родини в житті людини, дослідити минуле своїх родин, пов’язане з історією України; виховувати шанобливе ставлення до батьків, старших і молодших членів сім’ї, розвивати навички спілкування в сім’ї, що сприяють родоводу...
85480. Творчість Г.С.Сковороди 30.5 KB
  Вчитель: Добру справу завжди починають рукостисканням яке означає взаємоповагу довіру готовність спільно плідно працювати. Вчитель: Активізуємо наші знання про діалог. Що таке діалог Що повинні памятати під час складання діалогу Вчитель: Перед вами конверти в них завдання: група отримала тему треба...
85481. Урок-путешествие по чтению «Сказки А.С.Пушкина» 47.5 KB
  А для кого они Для вас Мы знаем вы любите игры Песни загадки и пляски Но нет интересней для детворы Чем наши волшебные сказки. На какие две группы делятся все известные вам сказки Сказки бывают народные а бывают авторские Чем авторская сказка отличается от народной Авторы народных сказок...
85482. Ю.Збанацький «Гвардії Савочка» 1.7 MB
  Вчити учнів виразно читати та розуміти текст, навчати добору робочого матеріалу до роботи над текстом, розвивати читацькі інтереси учнів, навички стислого переказу, увагу, мовлення. Збагатити знання учнів про мужність народу в роки Великої Вітчизняної війни, участь у ній дітей, виховувати глибоку вдячність...
85483. Особенности развития мышления у подростков в условиях раннего выбора профильного обучения 1.48 MB
  В то же время повсеместное внедрение профильного обучения осуществляется на основе имеющихся образовательных ресурсов учебных заведений, которые далеко не всегда отвечают задачам модернизации образования – в этом случае может происходить простое натаскивание учащихся тем же педагогом за счет увеличения количества часов.
85484. Модель современного школьного издания 495 KB
  Среди наиболее часто называемых проблем современной молодёжи, решению которых также могут способствовать школьные СМИ, нередко упоминается её низкий интерес к чтению и к осмысленной работе с информацией вообще.