76883

Боковые желудочки мозга

Доклад

Биология и генетика

Стенки центральной части бокового желудочка: верхняя стенка поперечные волокна мозолистого тела; нижняя дно тело хвостатого ядра часть задней поверхности таламуса и терминальная полоска; медиальная стенка тело свода; с латеральной стороны мозолистое тело и хвостатое ядро соединяются под острым углом как бы исключающим латеральную стенку. Стенки переднего рога: медиальная прозрачная перегородка; латеральная и нижняя головка хвостатого ядра; передняя верхняя и часть нижней стенки волокна мозолистого тела. Стенки нижнего...

Русский

2015-02-01

181.62 KB

0 чел.


 Боковые желудочки мозга

Два боковых желудочка: левый (первый) и правый (второй) являются полостями полушарий, в которых циркулирует ликвор (спинномозговая жидкость). Каждый желудочек имеет:

  1.  центральную часть — для дренирования теменной доли;
  2.  передний рог — для лобной доли;
  3.  нижний рог — для височной доли;
  4.  задний рог — для затылочной доли;
  5.  сосудистую щель — между телом свода и таламусом - в нижнемедиальной стенке.

Стенки центральной части бокового желудочка:

  1.  верхняя стенка — поперечные волокна мозолистого тела;
  2.  нижняя (дно) — тело хвостатого ядра, часть задней поверхности таламуса и терминальная полоска;
  3.  медиальная стенка — тело свода;
  4.  с латеральной стороны — мозолистое тело и хвостатое ядро соединяются под острым углом, как бы исключающим латеральную стенку.

Стенки переднего рога:

  1.  медиальная — прозрачная перегородка;
  2.  латеральная и нижняя — головка хвостатого ядра;
  3.  передняя верхняя и часть нижней стенки — волокна мозолистого тела.

Стенки нижнего рога:

  1.  верхняя и латеральная стенки — белое вещество полушария, хвост каудального ядра;
  2.  нижняя стенка (дно) — коллатеральное возвышение от вдавления коллатеральной борозды;
  3.  медиальная стенка — гиппокамп, его нога и пальцы, бахромка и часть ножки свода с сосудистым сплетением.

Стенки заднего рога:

  1.  верхняя и латеральная стенки — волокна мозолистого тела;
  2.  нижняя и медиальная стенки — белое вещество затылочной доли;
  3.  на медиальной стенке два вдавления: верхнее - луковица заднего рога из волокон мозолистого тела; нижнее — волокна от шпорной борозды;
  4.  на нижней стенке имеется коллатеральный треугольник — вдавление белого вещества.

Сосудистое сплетение бокового желудочка включает сосуды мягкой мозговой оболочки, проникающие через сосудистую щель в центральной части желудочков. Оно покрыто эпителиальной пластинкой - частью внутренней выстилки желудочков – эпендимы. Сплетение присутствует только в центральной части и нижнем роге. Через межжелудочковое отверстие (передний отдел центральной части) сосудистое сплетение и ликвор проходят в третий желудочек, а по водопроводу - в четвертый. Кровеносное сплетение крепится на нижней стенке при помощи сосудистой ленты из эпителиальной пластинки; на медиальной стенке - лентой свода, в нижнем роге - за счет бахромки гиппокампа.

К путям циркуляции спинномозговой жидкости относятся субарахноидальное пространство с цистернами, желудочки головного мозга и центральный канал спинного мозга.

Паутинная оболочка - тонкая, прозрачная, соединительно-тканная пленка без кровеносных и лимфатических сосудов. Она покрывает мозг паутинной сеткой, которая располагается между твердой и мягкой оболочками. Под ней находится подпаутинное пространство, заполненное ликвором. В области выпуклой части извилин и выступающих структур мозгового ствола паутинная оболочка срастается с мягкой оболочкой, а в бороздах, углублениях, ямах образует расширения, именуемые подпаутинными цистернами.

К ним относятся:

  1.  мозжечково-мозговая цистерна - самая крупная, возникающая при переходе оболочки с мозжечка на продолговатый мозг;
  2.  цистерна латеральной ямки и борозды – в одноименной ямке и борозде;
  3.  цистерна зрительного перекреста – вокруг перекреста;
  4.  межножковая цистерна — между ножками мозга;
  5.  цистерна мозолистого тела — под мозолистым телом;
  6.  боковая мостовая или мостомозжечковая цистерна и др. более мелкие ёмкости.

Паутинные (пахионовы) грануляции - выросты оболочки, проникающие в просвет менингеальных синусов, что необходимо для обмена ликвора.

На протяжении спинного мозга паутинная оболочка формирует правую и левую зубчатую связку.

Подпаутинное пространство и мозговые желудочки, центральный спинномозговой канал, заполненные ликвором, вместе составляют ликворную систему мозга. Ликвор или спинномозговая жидкость – питательная, внутренняя среда мозга, поддерживающая солевой состав и осмотическое давление, защищающая нейроны от механических повреждений. В ликворе желудочков питательных веществ больше, и в частности углеводов, чем в ликворе подпаутинного пространства. Вместе с ликвором выводятся в венозную кровь и продукты распада.

Спинномозговая жидкость представляет собою прозрачную, бесцветную, слегка опалесцирующую жидкость с малым содержанием белка (0,02%) и небольшим количеством лимфоцитов. Общее количество ликвора составляет 120-150 мл, в желудочках оно равно 20-40 мл. Через апертуры четвертого желудочка: парные латеральные и непарную срединную, которые находятся в его боковых карманах, ликвор переходит в под паутинное пространство. Для извлечения жидкости используют поясничную пункцию и очень редко субокципитальную.

Ликвор образуется в сосудистых сплетениях желудочков. Из боковых желудочков через межжелудочковые отверстия жидкость попадает в третий желудочек, из него по водопроводу - в четвертый. Из этого желудочка ликвор уходит в подпаутинное пространство (мозжечково-мозговую цистерну) через парные латеральные и непарное срединное отверстия. Отсюда жидкость расходится по всему подпаутинному пространству и через пахионовы грануляции выводится в венозную кровь менингеальных синусов. Из IY желудочка ликвор проходит под обексом в центральный канал спинного мозга.

11  


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

60612. Методичні рекомендації щодо ефективності проблемного навчання 29 KB
  Ушинського що привчати учнів виконувати розумову працю необхідно поступово починаючи з молодших класів; будувати навчальний процес так щоб вивчення нового матеріалу спиралося на знання попереднього...
60618. Приклади формулювання мети уроку 36 KB
  Приклади формулювання мети уроку: Дидактичної навчальної: Засвоєння наукових технічних виробничих понять законів теорій фактів зв’язків; Формування умінь застосовувати одержані знання для розвитку навчальних навчальновиробничих задач; Формування наукових і політичних умінь та навиків; Формування спеціальних умінь і навиків; Формування системи знань умінь і навиків на основі між предметних зв’язків; Закріплення і вдосконалення знань умінь і навиків Формування умінь та навиків самоконтролю;...