76883

Боковые желудочки мозга

Доклад

Биология и генетика

Стенки центральной части бокового желудочка: верхняя стенка поперечные волокна мозолистого тела; нижняя дно тело хвостатого ядра часть задней поверхности таламуса и терминальная полоска; медиальная стенка тело свода; с латеральной стороны мозолистое тело и хвостатое ядро соединяются под острым углом как бы исключающим латеральную стенку. Стенки переднего рога: медиальная прозрачная перегородка; латеральная и нижняя головка хвостатого ядра; передняя верхняя и часть нижней стенки волокна мозолистого тела. Стенки нижнего...

Русский

2015-02-01

181.62 KB

0 чел.


 Боковые желудочки мозга

Два боковых желудочка: левый (первый) и правый (второй) являются полостями полушарий, в которых циркулирует ликвор (спинномозговая жидкость). Каждый желудочек имеет:

  1.  центральную часть — для дренирования теменной доли;
  2.  передний рог — для лобной доли;
  3.  нижний рог — для височной доли;
  4.  задний рог — для затылочной доли;
  5.  сосудистую щель — между телом свода и таламусом - в нижнемедиальной стенке.

Стенки центральной части бокового желудочка:

  1.  верхняя стенка — поперечные волокна мозолистого тела;
  2.  нижняя (дно) — тело хвостатого ядра, часть задней поверхности таламуса и терминальная полоска;
  3.  медиальная стенка — тело свода;
  4.  с латеральной стороны — мозолистое тело и хвостатое ядро соединяются под острым углом, как бы исключающим латеральную стенку.

Стенки переднего рога:

  1.  медиальная — прозрачная перегородка;
  2.  латеральная и нижняя — головка хвостатого ядра;
  3.  передняя верхняя и часть нижней стенки — волокна мозолистого тела.

Стенки нижнего рога:

  1.  верхняя и латеральная стенки — белое вещество полушария, хвост каудального ядра;
  2.  нижняя стенка (дно) — коллатеральное возвышение от вдавления коллатеральной борозды;
  3.  медиальная стенка — гиппокамп, его нога и пальцы, бахромка и часть ножки свода с сосудистым сплетением.

Стенки заднего рога:

  1.  верхняя и латеральная стенки — волокна мозолистого тела;
  2.  нижняя и медиальная стенки — белое вещество затылочной доли;
  3.  на медиальной стенке два вдавления: верхнее - луковица заднего рога из волокон мозолистого тела; нижнее — волокна от шпорной борозды;
  4.  на нижней стенке имеется коллатеральный треугольник — вдавление белого вещества.

Сосудистое сплетение бокового желудочка включает сосуды мягкой мозговой оболочки, проникающие через сосудистую щель в центральной части желудочков. Оно покрыто эпителиальной пластинкой - частью внутренней выстилки желудочков – эпендимы. Сплетение присутствует только в центральной части и нижнем роге. Через межжелудочковое отверстие (передний отдел центральной части) сосудистое сплетение и ликвор проходят в третий желудочек, а по водопроводу - в четвертый. Кровеносное сплетение крепится на нижней стенке при помощи сосудистой ленты из эпителиальной пластинки; на медиальной стенке - лентой свода, в нижнем роге - за счет бахромки гиппокампа.

К путям циркуляции спинномозговой жидкости относятся субарахноидальное пространство с цистернами, желудочки головного мозга и центральный канал спинного мозга.

Паутинная оболочка - тонкая, прозрачная, соединительно-тканная пленка без кровеносных и лимфатических сосудов. Она покрывает мозг паутинной сеткой, которая располагается между твердой и мягкой оболочками. Под ней находится подпаутинное пространство, заполненное ликвором. В области выпуклой части извилин и выступающих структур мозгового ствола паутинная оболочка срастается с мягкой оболочкой, а в бороздах, углублениях, ямах образует расширения, именуемые подпаутинными цистернами.

К ним относятся:

  1.  мозжечково-мозговая цистерна - самая крупная, возникающая при переходе оболочки с мозжечка на продолговатый мозг;
  2.  цистерна латеральной ямки и борозды – в одноименной ямке и борозде;
  3.  цистерна зрительного перекреста – вокруг перекреста;
  4.  межножковая цистерна — между ножками мозга;
  5.  цистерна мозолистого тела — под мозолистым телом;
  6.  боковая мостовая или мостомозжечковая цистерна и др. более мелкие ёмкости.

Паутинные (пахионовы) грануляции - выросты оболочки, проникающие в просвет менингеальных синусов, что необходимо для обмена ликвора.

На протяжении спинного мозга паутинная оболочка формирует правую и левую зубчатую связку.

Подпаутинное пространство и мозговые желудочки, центральный спинномозговой канал, заполненные ликвором, вместе составляют ликворную систему мозга. Ликвор или спинномозговая жидкость – питательная, внутренняя среда мозга, поддерживающая солевой состав и осмотическое давление, защищающая нейроны от механических повреждений. В ликворе желудочков питательных веществ больше, и в частности углеводов, чем в ликворе подпаутинного пространства. Вместе с ликвором выводятся в венозную кровь и продукты распада.

Спинномозговая жидкость представляет собою прозрачную, бесцветную, слегка опалесцирующую жидкость с малым содержанием белка (0,02%) и небольшим количеством лимфоцитов. Общее количество ликвора составляет 120-150 мл, в желудочках оно равно 20-40 мл. Через апертуры четвертого желудочка: парные латеральные и непарную срединную, которые находятся в его боковых карманах, ликвор переходит в под паутинное пространство. Для извлечения жидкости используют поясничную пункцию и очень редко субокципитальную.

Ликвор образуется в сосудистых сплетениях желудочков. Из боковых желудочков через межжелудочковые отверстия жидкость попадает в третий желудочек, из него по водопроводу - в четвертый. Из этого желудочка ликвор уходит в подпаутинное пространство (мозжечково-мозговую цистерну) через парные латеральные и непарное срединное отверстия. Отсюда жидкость расходится по всему подпаутинному пространству и через пахионовы грануляции выводится в венозную кровь менингеальных синусов. Из IY желудочка ликвор проходит под обексом в центральный канал спинного мозга.

11  


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

29756. Алгоритм підготовки викладача до уроку теоретичного навчання 18.07 KB
  Попередня підготовка до уроку: вивчення навчальної програми;змісту самої програми усвідомлення мети і завдань навчальної дисципліни в цілому та мети і завдань які вирішує кожна тема. Послідовність безпосередньої підготовки до уроку: 1.Формулювання мети і завдань уроку.
29757. Методика вивчення навчальних досягнень учнів 17.77 KB
  Запровадження 12бальної системи оцінювання навчальних досягнень учнів потребують розробки різнорівневих завдань. Основним видом оцінювання навчальних досягнень учнів є тематичне тому що тільки у межах відповідної мети в учнів формується цілісне сприйняття об’єкта вивчення забезпечується ситність та наступність у засвоєнні знань можливість поступового їхнього опанування від нижчого до вищого рівня. Оцінюючи навчальні досягнення учнів враховують: характер відповіді учня: елементарна фрагментарна неповна повна логічна доказова...
29758. Методи створення і використання навчальних матеріалів 19.26 KB
  Засоби навчання: Технічні засоби навчання обладнання й апаратура що застосовуються в навчальному процесі з метою підвищення його ефективності. При підготовці і проведенні уроку з використанням технічних засобів навчання необхідно: детально проаналізувати зміст і мету уроку зміст і логіку навчального матеріалу; визначити обсяг та особливості знань які повинні засвоїти учні уявлення факти закони гіпотези необхідність демонстрування предмета явища або їх зображення. Якщо умовно представити коло де розташовані різні предмети в...
29759. Засоби педагогічної діяльності 18.48 KB
  Засоби навчання це різноманітні матеріали і знаряддя навчального процесу завдяки яким більш успішно і за коротший час досягаються визначені цілі навчання. До засобів навчання належать: підручники навчальні посібники дидактичні матеріали технічні засоби ТЗН обладнання станки навчальні кабінети лабораторії ЕОМ ТБ та інші засоби масової комунікації. Засобами навчання можуть також слугувати реальні об'єкти виробництво споруди. Вибір засобів навчання залежить від дидактичної концепції мети змісту методів і умов навчального...
29760. Цільова підготовка педагога до уроку 20.07 KB
  Безпосередня підготовка педагога до уроку передбачає, насамперед, створення поурочного плану-конспекту, який допомагає цілеспрямовано провести урок. Системний підхід до планування уроку вимагає дотримуватися такої послідовності дій
29761. Основные понятия химической термодинамики. Первый закон термодинамики. Закон Гесса. Теплоёмкость 26.25 KB
  Часть системы с присущей ей химическим составом и макроскопическими свойствами называется фазой. В каждый момент времени состояние системы характеризуется параметрами состояния которые разделяются на экстенсивные и интенсивные параметры. Интенсивные определяются лишь специфической природой системы: давление температура химический потенциал и т. Термодинамическими параметрами состояния называются параметры которые измеряются непосредственно и выражают интенсивные свойства системы.
29762. Второй и третий закон термодинамики. Энтропия. Термодинамический потенциал 21.3 KB
  Второй закон термодинамики Все процесс в которых один вид энергии превращается в другой строго подчиняются первому закону термодинамики. Критерий осуществимости процесса в том или ином направлении и устанавливаются вторым законом термодинамики. Математическое выражение второго закона термодинамики Следствием второго закона термодинамики является существование особой функции состояния.
29763. Химический потенциал. Химическое равновесие. Закон действующих масс. Константы равновесия 21.55 KB
  Химическое равновесие Эксперименты показывают что химические реакции одновременно протекают в двух направлениях. Таким образом химическое равновесие помимо равенства скоростей прямой и обратной реакции и постоянства концентраций при неизменных внешних условиях обладают ещё следующими свойствами: Подвижностью т. Возможностью достижения равновесия как со стороны исходных веществ так и со стороны продуктов реакции. С термодинамической точки зрения они необратимы и работа их не является максимальной однако можно мысленно представить...
29764. Фазовое равновесие в гетерогенных системах. Правило фаз Гиббса. Диаграммы состояния 32.71 KB
  Правило фаз Гиббса. Фазовое равновесие в гетерогенных системах. Правило фаз Гиббса. При рассмотрении фазовых равновесий в системах необходимо различать фазы компоненты соединения твёрдые растворы и механические смеси.