76885

Промежуточный мозг – отделы, внутреннее строение, третий желудочек

Доклад

Биология и генетика

Границы промежуточного мозга проходят: по основанию головного мозга то есть по вентральной поверхности: спереди по зрительному перекресту сзади по краю заднего продырявленного мозгового вещества и ножек мозга; по дорзальной поверхности обращенной к своду черепа по поперечной борозде между верхними холмиками и таламусом и по эпиталамической спайке; латерально по терминальной пластинке что соответствует разграничительной линии между таламусом и внутренней капсулой. Анатомические отделы промежуточного мозга: таламическая область ...

Русский

2015-02-01

187.06 KB

1 чел.


 Промежуточный мозг

Промежуточный мозг – отделы, внутреннее строение, третий желудочек.

Границы промежуточного мозга проходят:

  1.  по основанию головного мозга, то есть по вентральной поверхности: спереди по зрительному перекресту, сзади - по краю заднего продырявленного мозгового вещества и ножек мозга;
  2.  по дорзальной поверхности, обращенной к своду черепа - по поперечной борозде между верхними холмиками и таламусом и по эпиталамической спайке;
  3.  латерально - по терминальной пластинке, что соответствует разграничительной линии между таламусом и внутренней капсулой.

Анатомические отделы промежуточного мозга:

  1.  таламическая область – зрительный мозг - задний или дорсальный отдел промежуточного мозга;
  2.  гипоталамус - передний или вентральный отдел;
  3.  третий желудочек – ликворная полость.

Анатомическая основа таламической области включает яйцевидный зрительный бугор правый и левый, медиальные и латеральные коленчатые тела правые и левые и непарный эпифиз. В области выделяют задний таламус ( метаталамус) и эпиталамус.

1. Таламус – овоидной формы зрительный бугор представлен передним бугорком, сзади – подушкой (валообразным утолщением). Он располагает верхней поверхностью с белой и тонкой мозговой полоской по нижнему краю, медиальной поверхностью с межталамическим сращением; латеральной поверхностью, направленной к внутренней капсуле, книзу и кзади. Верхняя поверхность от хвостатого ядра отделяется пограничной бороздкой, медиально от которой находится таламическая лента для прикрепления сосудистого сплетения. Медиальная поверхность обращена в просвет 3-го желудочка и является боковой стенкой его. Верхняя поверхность образует дно центральной части боковых желудочков. Мозговая полоска таламуса разделяет верхнюю и медиальную поверхности. Под зрительным бугром (между ним и гипоталамусом) находится субталамическая область, которая отделяется гипоталамической бороздой, заметной со стороны III желудочка.

2. Метаталамус или заталамическая область, которая образована коленчатыми телами, примыкающими к подушке зрительного бугра сзади и снизу в виде продолговатых валиков. Медиальные коленчатые тела соединяются нижними ручками с нижними холмиками среднего мозга, латеральные – верхними ручками с верхними холмиками. Медиальное тело содержит подкорковое ядро слуха, на клетках которого заканчиваются волокна латеральной (слуховой) петли. Латеральное тело содержит подкорковое ядро зрения, на клетках которого заканчиваются волокна латерального корешка зрительного тракта.

3. Эпиталамус или надталамическая область состоит из эпифиза и его поводков (правого и левого), прирастающих треугольными расширениями (треугольники поводков) к мозговым полоскам таламуса. Перед вступлением поводков в эпифиз между ними образуется спайка. Под шишковидным телом находится эпиталамическая или задняя спайка с поперечным направлением волокон. Шишковидное углубление (слепой карман) находится под эпиталамической спайкой и является частью полости третьего желудочка.

Внутри таламуса находятся отдельные скопления серого вещества, состоящего из нервных клеток, собранных в ядра (более 40). Условно они объединяются в 4 основные группы - переднюю, вентролатеральную, медиальную и заднюю. В центре зрительного бугра располагаются нейроны ретикулярной формации. Тела ядерных нейронов таламуса принимают все чувствительные (восходящие) нервные волокна от вторых нейронов спинного и продолговатого, заднего и среднего мозга. В них переключаются импульсы кожной, мышечно-суставной, вибрационной, вестибулярной, слуховой и зрительной чувствительности, а также вкусовой и обонятельной. В передней группе ядер воспринимаются обоняние и вкус, в задней – зрение и слух. В медиальной и вентролатеральной группе локализуются экстероцептивная чувствительность (боль, температура, осязание), проприоцептивная чувствительность (равновесие, вибрация, сила тяжести), интероцептивная чувствительность органов и сосудов. Кроме того, в бугре находятся крупные ядра ретикулярной формации и экстрапирамидной системы, к которым относятся ядра субталамической области: черное вещество; красное ядро и субталамическое (Люисово) тело.

Короткие отростки ядерных нейронов направляются в базальные ядра конечного мозга, а длинные в его чувствительные корковые центры. Отростки ядерных нейронов составляют:

  1.  длинные таламокортикальные пучки к чувствительным бороздам, извилинам полушарий (постцентральной, верхней теменной дольке, островку и др.) – многочисленные пучки волокон проходят через внутреннюю капсулу и образуют таламическую лучистость;
  2.  таламостриатные короткие волокна направляются к хвостатому и чечевицеобразному ядрам.

Поэтому таламус рассматривают как общий чувствительный подкорковый и экстрапирамидный центр.

Гипоталамус и его анатомические структуры:

  1.  зрительный перекрест в борозде турецкого седла и на основании мозга в начале мозгового ствола;
  2.  зрительные тракты, огибающие правую и левую ножки мозга, и в конце разделяющиеся на латеральный корешок - к латеральному коленчатому телу и медиальный корешок – к медиальному коленчатому телу;
  3.  серый бугор и выходящая из него воронка (стебелек гипофиза), расположенные позади зрительного перекреста;
  4.  гипофиз с передней долей (аденогипофизом) и задней долей (нейрогипофизом), находящимися в гипофизарной ямке турецкого седла и отделенными от серого бугра диафрагмой из твердой мозговой оболочки, через которую проходит к нему воронка;
  5.  парные (правое и левое) сосцевидные тела, лежащие кзади от серого бугра.

Гипоталамические ядра располагаются тремя крупными группами:

  1.  Передние ядра – супраоптическое и парные паравентрикулярные ядра обладают нейросекрецией. Отростки секреторных нейронов образуют гипоталамо-гипофизарный пучок, следующий к задней доле гипофиза, где пучок замыкается на стенках портальных сосудов. По волоконным осевым цилиндрам пучка гормоны из цитоплазмы нейросекретоных клеток продвигаются в нейрогипофиз.
  2.  Промежуточные ядра - дугообразное, вентро- и дорсомедиальные гипоталамические, дорсальное гипоталамическое, ядро воронки, серо-бугорное ядро свои гормоны отправляют по портальным сосудам в переднюю долю гипофиза.
  3.  Задние ядра - медиальное и латеральное сосцевидные, заднее гипоталамическое ядро направляют гормоны тоже по сосудам в промежуточную и бугорную части аденогипофиза.

Нервные клетки в ядрах, их отростки, обеспечивающие нервные и гуморальные связи, объединяются в гипоталамо-гипофи-зарную систему.

В ядрах гипоталамуса образуются релизинг гормоны: статины и либерины, избирательно действующие на гипофиз и регулирующие его работу. Доставка релизинг гормонов в гипофиз осуществляется двумя путями: сосудистым - в аденогипофиз и аксонным - в нейрогипофиз.

  1.  Сосудистый путь представлен портальной системой с её первичной и вторичной капиллярными сетями. Во вторичной сети находятся синусоидные капилляры (синусы) до 20 мкм в диаметре. Первичная сеть образуется верхней гипофизарной артерией, которая в гипоталамусе распадается на микрососуды – артериолы, прекапилляры, капилляры, посткапилляры и венулы, переходящие по воронке в портальные венулы гипофиза. Они создают вторичную сеть, состоящую из портальных венул, синусных капилляров и гипофизарных венул и вен.
  2.  Аксонный путь состоит из гипоталамо-гипофизарного пучка волокон (аксоны нейронов супраоптического и паравентрикулярных ядер).

Гипофиз является центральной эндокринной железой и расположен в гипофизарной ямке турецкого седла клиновидной кости, что находится в центре средней черепной ямы. Он состоит из передней доли (аденогипофиза) с дистальной, промежуточной и бугорной частью и из задней доли (нейрогипофиза). В передней доле вырабатываются тропные гормоны: соматотропный, адренокортикотропный, тиреотропный, фолликулостимулирующий, лютеинизирующий, лактотропный, меланоцитостимулирующий и другие. Они воздействуют не только на органы-мишени – периферические и смешанные железы внутренней секреции, но и на весь организм, осуществляя гуморальное управление. Задняя доля выделяет окситоцин и вазопрессин (антидиуретический гормон), воздействующие на гладкие мышцы и сосуды почек.

Третий желудочек - его полость имеет вид узкой щели, расположенной в сагиттальной плоскости между правым и левым таламусом:

  1.  передняя стенка - терминальная пластинка, столбы свода, передняя спайка и межжелудочковые отверстия;
  2.  задняя стенка из эпиталамической спайки с отверстием водопровода;
  3.  верхняя стенка (крыша) - сосудистая основа мягкой оболочки мозга вместе с ее верхним и нижним листками;
  4.  нижняя (дно) - задняя поверхность гипоталамуса;
  5.  латеральные стенки - медиальные поверхности правого и левого зрительного бугра;
  6.  углубления (карманы): в нижней стенке - зрительное и углубление воронки; в задней стенке - надшишковидное.

В передней стенке между столбом свода и прилегающей частью таламуса находятся правое и левое межжелудочковое отверстия для сообщения с боковыми желудочками. Ликвор из третьего желудочка переливается не только в боковые желудочки, но и через водопровод в четвертый желудочек.

Сосудистое сплетение желудочка возникает за счет выростов верхней стенки, состоящей из сосудистой основы и кровеносных сосудов. Оба выросты (воронки) в желудочке покрыты эпителиальной пластинкой. Сплетение через межжелудочковые отверстия передней стенки переходит в сплетения боковых желудочков. Между листками сосудистой основы располагаются внутренние мозговые вены, впадающие в большую вену мозга.

Средний мозг, его части, их внутреннее строение. Топография проводящих путей в среднем мозге.

13  


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

29731. Основні системи професійного навчання 18.4 KB
  Типи уроків теоретичного навчання: комбіновані змішані уроки; перевірка виконання учнями домашнього завдання практичного характеру; перевірка оцінка і корекція раніше засвоєних знань навичок і вмінь; відтворення і корекція опорних знань учнів; повідомлення теми мети і завдань уроку та формування мотивації учіння; сприймання й усвідомлення учнями нового матеріалу; осмислення узагальнення і систематизація нових знань; підсумки уроку і повідомлення домашнього завдання. уроки засвоєння нових знань; Мета: оволодіння учнями новими...
29732. Нестандартні уроки, класифікація методики проведення 18.78 KB
  Найпоширеніші серед них урокипресконференції урокиаукціони уроки ділові ігри урокизанурення урокизмагання уроки типу КВК урокиконсультації комп'ютерні уроки урокиконсиліуми урокитвори урокивинаходи урокизаліки театралізовані уроки уроки взаємного навчання учнів уроки творчості урокисумніви урокиконкурси урокифантазії урокиконцерти урокиекскурсії інтегральні уроки тощо. Нестандартні уроки спрямовані на активізацію навчальнопізнавальної діяльності учнів бо вони глибоко зачіпають емоційномотиваційну сферу...
29733. Поняття поурочно-тематичного планування 21.48 KB
  Плани в процесі проектування використовуються дуже широко: навчальний план план навчальновиховної роботи профтехучилища план уроку та ін Кожен з цих планів має своє призначення і свою структуру. План уроку це визначення завдань уроку і перелік основних дій педагога і учнів з освоєння змісту навчального матеріалу. Якщо поурочнотематичний план є проектом педагогічного процесу то план уроку його конструктом. Структура контрольнооблікового уроку Залік це форма перевірки досягнень учнів з вивченої теми чи розділу курсу навчального...
29734. Інструкційно-технологічна карта як дидактичний засіб навчання 85.5 KB
  Інструкційнотехнологічні карти виготовляють за формою: Вимоги до сучасного уроку теоретичного навчання. Загальні вимоги до уроку такі: проведення уроку на основі сучасних наукових досягнень передового педагогічного досвіду закономірностей навчального процесу; проведення уроку на основі методик гуманних дидактичних концепцій; особистісна спрямованість тобто забезпечення учням умов для самореалізації та ефективної навчальнопізнавальної діяльності з урахуванням їхніх інтересів потреб нахилів здібностей та життєвих настанов; оптимальне...
29735. Форми та методи навчання 19.54 KB
  Методом навчання називають спосіб упорядкованої взаємозвязаної діяльності викладача направленої на рішення завдань виховання і розвитку учнів в процесі навчання. Методи навчання є одним з найважливіших компонентів навчального процесу. Без відповідних методів діяльності неможливо реалізувати мету і завдання навчання досягнути засвоєння учнями певного змісту навчального матеріалу.
29736. Систематичність та послідовність навчання в закладах ПТНЗ 16.41 KB
  Основною умовою реалізації вимог цього принципу є здійснення міжпредметних зв'язків тобто зв'язування між собою знань з різних навчальних дисциплін з різних тем однієї дисципліни. Види та методи контролю знань на уроці Перевірка знань умінь та навичок невідємна частина навчального процесу який проектує і здійснює інженерпедагог. Самоконтроль який реалізує на практиці принципи активності й свідомості міцності знань навичок і вмінь студентів.
29737. Методика професійного навчання як галузь педагогіки 19.24 KB
  Об'єктом дослідження методики професійного навчання є освітній процес у професійному навчальному закладі предметом закономірності освітньої діяльності педагога з управління процесом оволодіння знаннями вміннями і навичками навчаються в тійчи іншій галузі професійної діяльності. Завдання методики професійного навчання полягають у тому щоб на основі: вивчення явищ навчання даної навчальної дисципліни розкривати між ними закономірності і зв'язку; пізнаних закономірностей встановлювати нормативні вимоги до навчальної діяльності...
29738. Методика використання наочності на виробничому навчання 18.31 KB
  У сучасній дидактиці поняття наочності охоплює різні види сприймання (зоровий, слуховий, дотиковий). Жодне наочне приладдя не має абсолютних переваг перед іншими. У профтехучилищах застосовуються різні види демонстрацій, які можна поділити на три основні групи