76888

Мозжечок

Доклад

Биология и генетика

Параметры мозжечка составляют: масса в 120-150 г поперечный размер 910 см длина 35 см. От большого мозга отделен поперечной щелью в которой находится отросток твердой мозговой оболочки намет палатки мозжечка закрывающий нижние затылочные ямки в задней черепной яме. Рельеф на поверхностях мозжечка возникает благодаря глубоким поперечным щелям разделяющим верхнюю заднюю и нижнюю доли. Менее глубокие поперечные щели делят доли на дольки а по поверхности долек проходят мелкие бороздки отграничивающие листки мозжечка.

Русский

2015-02-01

186.15 KB

0 чел.


 Мозжечок

Мозжечок, малый мозг, обладает правым и левым полушарием, соединенных червем. Параметры мозжечка составляют: масса в 120-150 г, поперечный размер 9-10 см, длина 3-5 см. По функции - это центральный орган равновесия и координации движений, обладающий трофической функцией. От большого мозга отделен поперечной щелью, в которой находится отросток твердой мозговой оболочки – намет палатки мозжечка, закрывающий нижние затылочные ямки в задней черепной яме. В них то и располагается мозжечок, накрытый палаткой. Серповидный отросток ее разделяет полушария. Над мозжечком нависают затылочные доли головного мозга. В мозжечке различают верхнюю и нижнюю поверхности, в последней по середине заметно углубление - долинка, занятая дорсальной частью продолговатого мозга. Поверхности на переходах образуют края: передний, задний. Наиболее выступающие части краев формируют углы: передние, латеральные, задние. Рельеф на поверхностях мозжечка возникает благодаря глубоким поперечным щелям, разделяющим верхнюю, заднюю и нижнюю доли. Менее глубокие поперечные щели делят доли на дольки, а по поверхности долек проходят мелкие бороздки, отграничивающие листки мозжечка.

Топография долек в полушариях и черве

Мозжечок

Дольки полушарий:

Дольки червя:

Верхняя доля:

1. связь язычка

1. язычок (лингула)

2. крыло центральной дольки

2. центральная долька

3. четырехугольная долька

3. горка с вершиной и скатом

Нижняя доля:

1. двубрюшная долька

1. пирамида

2. миндалина

2. язычок (увула)

3. клочок с ножкой

3. узелок

Задняя доля:

1. верхняя полулунная долька

1. листок

2. нижняя полулунная долька

2. бугор

Серое вещество мозжечка, покрывающее его листки, составляет кору, а находящееся внутри белого вещества - ядра.

Площадь коры составляет 975-1500 см2, в ней располагаются слои:

  1.  наружный слой — молекулярный с корзинчатыми и звездчатыми нейронами;
  2.  средний — ганглионарный или слой грушевидных нейронов;
  3.  внутренний слой — зернистый, состоящий из зерновидных нейронов (клетки-зерна), больших звездчатых и веретеновидных горизонтальных клеток.

Кора мозжечка содержит разные глиальные клетки: волокнистые и плазматические астроциты, глиальные макрофаги, олигодендроциты и др.

Ядра мозжечка - парные скопления серого вещества внутри его мозгового тела:

  1.  зубчатое ядро - волнообразно изогнутая серая пластинка с воротами;
  2.  пробковидное ядро - цилиндрическое по форме, лежащее медиально и параллельно зубчатому ядру;
  3.  шаровидное ядро в виде нескольких малых шариков или одного большого шара;
  4.  ядро шатра, находящееся внутри червя в крыше четвертого желудочка.

Белое вещество мозжечка образует мозговое тело, которое проникает в листки в виде тонких, белых пластинок (древо жизни). Оно же в виде трех пар ножек: верхних, средних, нижних связывает мозжечок со средним мозгом, мостом и продолговатым мозгом. Состав белого вещества - в основном, мякотные (миелиновые) волокна - отростки корковых, ядерных нейронов мозжечка, а также других отделов большого мозга. Они подразделяются на ассоциативные, комиссуральные, проекционные (восходящие и нисходящие) волокна. Последние формируют тракты мозжечкового и коркового направления, а также экстрапирамидные пути.

Среди афферентных волокон в составе оливо-мозжечкового, мосто-мозжечкового, спинно-мозжечковых и вестибуло-мозжечковых трактов находятся два вида особо устроенных: моховидные и лазящие волокна.

Структурно-волоконный состав ножек мозжечка

  1.  Нижних ножек - к продолговатому мозгу:
  2.  задний спинно-мозжечковый путь;
  3.  оливо-мозжечковый тракт;
  4.  вестибуло-мозжечковый тракт;
  5.  шатрово-вестибулярный путь.
  6.  Средних ножек - к мосту (задний мозг):
  7.  поперечные мостовые волокна: поверхностные и глубокие,
  8.  мосто-мозжечковый путь.
  9.  Верхних ножек - к среднему мозгу:
  10.  передний спинно-мозжечковый тракт,
  11.  зубчато-красноядерный путь.

Продолговатый мозг. Внешнее и внутреннее строение, топография ядер черепных нервов.

16  


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

78910. Зависимость СГН от социокультурного контекста 28 KB
  в науке преобладала классическая рациональность которая реализовывалась по схеме: Субъект познания Способы познания Объект познания. ни способы которыми он пользуется не оказывают влияния на искомый результат познания и мы получаем образ объекта в чистом виде на схеме это обозначено скобками. Второй этап характеризующийся формированием неклассической рациональности начинается тогда когда науки переходят к исследованию объектов воздействие на которые способов познания является неустранимым и сказывается на результате...
78911. Сходства и отличия наук о природе и об обществе 28.5 KB
  Проблема разграничения наук о природе и социальногуманитарных наук и определение предмета гуманитарного знания которым посвящен первый вопрос является важнейшей методологической проблемой современного наукознания. Сложность ее решения связана с тем что относительно предмета социальногуманитарных наук не существует единства мнений. Чаще всего различные исследователи пытаются выделить среди этих наук какуюто ключевую дисциплину вокруг которой можно было бы объединить все другие науки о духе.
78912. Специфика объекта СГП 21.5 KB
  Вовторых в структуру и содержание объекта социальногуманитарного познания с необходимостью входит субъект познания. Объективация предмета познания оказывается в этом случае неполной и сопряжена с большими методологическим трудностями. Втретьих исследование объекта осуществляется в социальногуманитарном знании с ценностных позиций поскольку субъект познания будучи сам частью социальной системы оказывается нагруженным идеологическими предпосылками предрассудками некритически воспринятыми установками и т.
78913. Социокультурная обусловленность дисциплинарной структуры социально-гуманитарного знания 25 KB
  Прежде всего речь идет о различении социальных наук как наук об обществе и гуманитарных наук как наук в фокусе которых находится человек индивидуальная и социальная психология этика и т. Разделение наук по предмету о чем речь уже шла выше. Разделение наук по методу: в социальных науках используется метод объяснения тогда как в гуманитарных базовой методологической процедурой выступает понимание сразу же заметим что такое разделение грешит противопоставлением понимания объяснению. Разделение наук одновременно по предмету и методу...
78914. Конвергенция естественно-научного и СГН в современой науке 24 KB
  Логику развития методологии гуманитарного познания можно представить следующим образом: сначала проблематика методологии гуманитарных наук развивалась в направлении выявления и обоснования их специфики по сравнению с науками о природе. Главной на этом этапе является проблема идентификации социальногуманитарных наук и их демаркации от наук естественных. Обоснованию специфики социальногуманитарного познания посвящены работы Дильтея Описательная психология Гадамера Истина и метод Фуко Слова и вещи Рикера Герменевтика и...
78915. Специфика научной картины мира в СГН 31.5 KB
  Специфика научной картины мира в СГН Научная картина мира исторична она опирается на достижения науки конкретной эпохи в пределах тех знаний которыми располагает человечество. Научная картина мира представляет собой синтез научных знаний соответствующих конкретноисторическому периоду развития человечества. Поэтому она более строгое понятие чем образ мира или видение мира. В научную картину мира входят знания отвечающие критериям научности.
78916. Специфика субъекта СГП 34 KB
  В сфере познания субъект определяет предмет исследования выделяя его как некий срез противостоящего ему объекта а также выстраивает концептуальную и эмпирическую модели познаваемого предмета. В современном познании субъект проектирует ряд условий познания данного предмета проходит основные этапы процесса познания опираясь на те методы которые в наибольшей степени соответствуют характеристикам и самой природе познаваемого объекта. Субъектами социального и гуманитарного познания могут быть как индивиды отдельные исследователи...
78917. Кантовские представления о диалектике теоретического и практического разума 27 KB
  Правда на сами эти предпосылки Кант не покушается: более того он увековечивает их как прирожденные свойства разума. Резкий метафизический разрыв теоретического и практического разума опытных и априорных суждений анализа и синтеза общего и единичного целого и части весь комплекс противоречий к которым неизбежно приходит метафизическое мышление Кант выставил перед философией как решающую проблему. Их можно только мыслить как условия возможности и науки и нравственности как гарантии теоретического и...
78918. Принципы логики социальных наук Поппера 47.5 KB
  Именно поразительный прогресс естественных наук о котором идет речь в моем первом тезисе постоянно напоминает нам о нашем незнании даже в области естественных наук...