76888

Мозжечок

Доклад

Биология и генетика

Параметры мозжечка составляют: масса в 120-150 г поперечный размер 910 см длина 35 см. От большого мозга отделен поперечной щелью в которой находится отросток твердой мозговой оболочки намет палатки мозжечка закрывающий нижние затылочные ямки в задней черепной яме. Рельеф на поверхностях мозжечка возникает благодаря глубоким поперечным щелям разделяющим верхнюю заднюю и нижнюю доли. Менее глубокие поперечные щели делят доли на дольки а по поверхности долек проходят мелкие бороздки отграничивающие листки мозжечка.

Русский

2015-02-01

186.15 KB

0 чел.


 Мозжечок

Мозжечок, малый мозг, обладает правым и левым полушарием, соединенных червем. Параметры мозжечка составляют: масса в 120-150 г, поперечный размер 9-10 см, длина 3-5 см. По функции - это центральный орган равновесия и координации движений, обладающий трофической функцией. От большого мозга отделен поперечной щелью, в которой находится отросток твердой мозговой оболочки – намет палатки мозжечка, закрывающий нижние затылочные ямки в задней черепной яме. В них то и располагается мозжечок, накрытый палаткой. Серповидный отросток ее разделяет полушария. Над мозжечком нависают затылочные доли головного мозга. В мозжечке различают верхнюю и нижнюю поверхности, в последней по середине заметно углубление - долинка, занятая дорсальной частью продолговатого мозга. Поверхности на переходах образуют края: передний, задний. Наиболее выступающие части краев формируют углы: передние, латеральные, задние. Рельеф на поверхностях мозжечка возникает благодаря глубоким поперечным щелям, разделяющим верхнюю, заднюю и нижнюю доли. Менее глубокие поперечные щели делят доли на дольки, а по поверхности долек проходят мелкие бороздки, отграничивающие листки мозжечка.

Топография долек в полушариях и черве

Мозжечок

Дольки полушарий:

Дольки червя:

Верхняя доля:

1. связь язычка

1. язычок (лингула)

2. крыло центральной дольки

2. центральная долька

3. четырехугольная долька

3. горка с вершиной и скатом

Нижняя доля:

1. двубрюшная долька

1. пирамида

2. миндалина

2. язычок (увула)

3. клочок с ножкой

3. узелок

Задняя доля:

1. верхняя полулунная долька

1. листок

2. нижняя полулунная долька

2. бугор

Серое вещество мозжечка, покрывающее его листки, составляет кору, а находящееся внутри белого вещества - ядра.

Площадь коры составляет 975-1500 см2, в ней располагаются слои:

  1.  наружный слой — молекулярный с корзинчатыми и звездчатыми нейронами;
  2.  средний — ганглионарный или слой грушевидных нейронов;
  3.  внутренний слой — зернистый, состоящий из зерновидных нейронов (клетки-зерна), больших звездчатых и веретеновидных горизонтальных клеток.

Кора мозжечка содержит разные глиальные клетки: волокнистые и плазматические астроциты, глиальные макрофаги, олигодендроциты и др.

Ядра мозжечка - парные скопления серого вещества внутри его мозгового тела:

  1.  зубчатое ядро - волнообразно изогнутая серая пластинка с воротами;
  2.  пробковидное ядро - цилиндрическое по форме, лежащее медиально и параллельно зубчатому ядру;
  3.  шаровидное ядро в виде нескольких малых шариков или одного большого шара;
  4.  ядро шатра, находящееся внутри червя в крыше четвертого желудочка.

Белое вещество мозжечка образует мозговое тело, которое проникает в листки в виде тонких, белых пластинок (древо жизни). Оно же в виде трех пар ножек: верхних, средних, нижних связывает мозжечок со средним мозгом, мостом и продолговатым мозгом. Состав белого вещества - в основном, мякотные (миелиновые) волокна - отростки корковых, ядерных нейронов мозжечка, а также других отделов большого мозга. Они подразделяются на ассоциативные, комиссуральные, проекционные (восходящие и нисходящие) волокна. Последние формируют тракты мозжечкового и коркового направления, а также экстрапирамидные пути.

Среди афферентных волокон в составе оливо-мозжечкового, мосто-мозжечкового, спинно-мозжечковых и вестибуло-мозжечковых трактов находятся два вида особо устроенных: моховидные и лазящие волокна.

Структурно-волоконный состав ножек мозжечка

  1.  Нижних ножек - к продолговатому мозгу:
  2.  задний спинно-мозжечковый путь;
  3.  оливо-мозжечковый тракт;
  4.  вестибуло-мозжечковый тракт;
  5.  шатрово-вестибулярный путь.
  6.  Средних ножек - к мосту (задний мозг):
  7.  поперечные мостовые волокна: поверхностные и глубокие,
  8.  мосто-мозжечковый путь.
  9.  Верхних ножек - к среднему мозгу:
  10.  передний спинно-мозжечковый тракт,
  11.  зубчато-красноядерный путь.

Продолговатый мозг. Внешнее и внутреннее строение, топография ядер черепных нервов.

16  


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

32379. Основные принципы, задачи и направления работы психологической службы в образовании 13.98 KB
  Цель психологической службы в образовании максимальное содействие психическому и личностному развитию всех участников образовательного процесса. Задачи психологической службы в образовании: Выявление причин различного рода трудностей в учебновоспитательной работе с учащимися различного возраста психоаналитический подход Преодоление в рамках профессионализма отклонений в интеллектуальном и личностном развитии школьников коррекционный подход Преодоление и помощь в решении конфликтных ситуаций и сложных вопросов. Структура психологической...
32380. Понятие выбора профессии. Ошибки и трудности выбора профессии. Классификация профессий 17.89 KB
  Понятие выбора профессии. Ошибки и трудности выбора профессии. Выбор профессии проф. Самоопределение которое подразумевает самостоятельный выбор профессии на основе: Объективных и достаточно полных знаний о себе своих интересах склонностях особенностях мышления памяти внимания нервной системы.
32381. Учет индивидуальных особенностей при обучении. Специфика обучения одаренных детей. Психологические причины неуспеваемости 14.22 KB
  Специфика обучения одаренных детей. Для поиска успешных форм и методов обучения необходимо учитывать индивидуальные особенности: нервной системы физиологические уровень и темп психического и физического развития. Программы обучения: Образовательные ускоренное обучение обогащенное обучением углубленное и расширенное изучение отдельных тем Образовательноразвивающие развитие продуктивного мышления и личности ребенка Эльконин Давыдов Развивающие мышление личность развитие высших мыслительных процессов творческого критического...
32382. Общие представления о памяти 14.29 KB
  Никакое психическое или внешнее действие или процесс невозможны без участия процессов памяти. Виды памяти: По характеру психической активности: Двигательная запоминание сохранение и воспроизведение различных движений и их систем служит основой для навыков ходьбы письма спортивных навыков. Образная память на представления Словестнологическая память на мысли специфически человеческий вид памяти в отличие от других ей принадлежит ведущая роль в усвоении знаний.
32383. Психология как наука 14.95 KB
  Все так называемые движения души: эмоции чувства мышление мотивы и другие процессы возможно зафиксировать лишь через их внешние проявления. Индивидуальные психологические явления Индивидуальные психические процессы: познавательные процессы ощущения восприятие внимание память воображение мышление; эмоциональные процессы чувственный тон эмоции аффекты чувства настроение эмоциональный стресс; волевые процессы воля принятие решений преодоление трудностей борьба мотивов управление своим поведением.
32384. Ощущения 13.15 KB
  Каждое из этих свойств отражается разными органами чувств по сути это разные виды ощущений Психический образ каждого из этих свойств первоначально возникает в разных отделах мозга. Свойства ощущений: Качество это качественная характеристика ощущений позволяющая отличать одни ощущения от других и осознавать их своеобразие в пределах одного вида. Качество ощущений очень тесно связано с их модальностью. Интенсивность это количественная характеристика ощущений зависящая от силы действующего раздражителя и от функционального состояния...
32385. Развитие психики в филогенезе. Основные этапы развития поведения и психики животных 13.93 KB
  Основные этапы развития поведения и психики животных. Развитие психики в филогенезе качественное изменения психики происходящее в рамках эволюционного развития живых существ обусловлены осложнением их взаимодействия с окружающей средой. Происхождение психики: Раздражимость избирательная реакция на воздействие внешней среды.
32386. Восприятие 14.1 KB
  Различие процессов восприятия и ощущения заканчиваются в том что ощущение это отражение отдельных свойств предметов и явлений а восприятие целостное отражение предметов в единстве и во взаимосвязи их свойств. Свойства восприятия Предметность это способность отражать предметы и явления реального мира в соответствии с их функциональным значением. Она тесно связана с целостностью восприятия. В результате их взаимодействия и достраивания посредством памяти и мышления приобретает структурную целостность это не сумма ощущений это...
32387. Естественн-научные основы психологии. Физиологические механизмы психики 14.55 KB
  Физиологические механизмы психики. Изучая отдельные факты психической жизни человека выявляется закономерности их развития раскрываются механизмы лежащие в основе. 4 этап психологии наука изучает факты закономерности механизмы психики. Физиологические механизмы психики.