76889

Продолговатый мозг

Доклад

Биология и генетика

Внутреннее строение мозга на фронтальном разрезе: ядра нижние оливные: правое и левое в оливах; ретикулярная формация лежит над оливами; сердечный и дыхательный центры функциональные объединения на основе ядер ретикулярной формации и блуждающего нерва; ядра IX X XI и XII пары черепных нервов: двигательное двойное ядро IX X черепных пар заднее ядро X пары парасимпатическое двигательные ядра XI и XII черепных пар; глотательнорвотный центр на основе функционального объединения ретикулярной формации и ядер IX X XII пары;...

Русский

2015-02-01

180.62 KB

1 чел.


 Продолговатый мозг

Мозг располагается на скате задней черепной ямы и через большое затылочное отверстие переходит в спинной мозг.

Внешнее строение продолговатого мозга

  1.  Длина - 25 мм; форма - усеченный конус, широкая часть которого называется луковицей (бульбус церебри). Она примыкает к мосту. В клинике от этого названия известен бульбарный синдром – тяжелые расстройства в работе дыхательного и сердечного центров продолговатого мозга.
  2.  Мозг имеет вентральную поверхность с передней срединной щелью и двумя передними латеральными бороздами, которые разделяют между собой пирамиды и оливы.
  3.  На его дорсальной поверхности в нижней части располагается срединная борозда, а параллельно ей лежат парные задние латеральные бороздки. Все три борозды разделяют дорсальную поверхность между тонким и клиновидным пучками, которые заканчиваются тонким и клиновидным бугорками.
  4.  Верхняя часть дорсальной поверхности образована ромбовидной ямкой - ее нижним, каудальным отделом и прикрыта мозжечком с нижним мозговым парусом.
  5.  Задвижка (обекс) нависает над входом в центральный канал спинного мозга в нижнем углу ромбовидной ямки.
  6.  Из передней боковой борозды выходят корешки XII пары, а из задней боковой борозды - корешки IX, X, XI пар.

Внутреннее строение мозга на фронтальном разрезе:

  1.  ядра - нижние оливные: правое и левое - в оливах;
  2.  ретикулярная формация лежит над оливами;
  3.  сердечный и дыхательный центры - функциональные объединения на основе ядер ретикулярной формации и блуждающего нерва;
  4.  ядра IX, X, XI и XII пары черепных нервов:
  5.  двигательное двойное ядро IX, X черепных пар,
  6.  заднее ядро X пары - парасимпатическое,
  7.  двигательные ядра XI и XII черепных пар;
  8.  глотательно-рвотный центр на основе функционального объединения ретикулярной формации и ядер IX, X, XII пары;
  9.  клиновидное и тонкое ядра (чувствительные проприоцептивные) в одноименных бугорках.

Волокна продолговатого мозга

  1.  Межоливный слой из внутренних дугообразных волокон - начало медиальной петли и ее перекреста.
  2.  Задний продольный пучок (от двигательных ядер глазных нервов к передним спинальным ядрам) лежит над перекрестом медиальных петель.
  3.  Восходящие волокна спино-таламических путей переднего и бокового (спинальная петля) и восходящие волокна тройничной петли.
  4.  Восходящие волокна спинно-мозжечковых путей: переднего и заднего.
  5.  Нисходящие волокна пирамидного пути - в вентральной части - из парных кортико-нуклеарных, передних и боковых кортико-спинальных трактов.
  6.  Пирамидный перекрест волокон - анатомическая граница между продолговатым и спинным мозгом, - образован волокнами латерального кортико-спинального пути.

По дорсальной поверхности продолговатый мозг располагает нижней (каудальной) частью ромбовидной ямки, которая от верхней отделена поперечными мозговыми полосками, а по бокам ограничена нижними мозжечковыми ножками. В рельефе нижней ямки различают заднюю срединную борозду, парные пограничные бороздки, медиальное возвышение, треугольники блуждающего и подъязычного нервов.

Топография ядер IX, X, XI, XII пары

  1.  Языкоглоточный нерв (IX пара) имеет двойное ядро (двигательное, общее с X парой). Оно занимает медиальную позицию в ретикулярной формации. Чувствительное ядро этого нерва — ядро одиночного пути, общее для VII, IX, X пары занимает латеральную позицию. Вегетативное ядро - нижнее слюноотделительное (парасимпатическое) - лежит в ретикулярной формации между двойным и нижним оливным ядрами.
  2.  Блуждающий нерв (X пара) имеет двойное – двигательное ядро и чувствительное — ядро одиночного пути. Его вегетативное ядро — заднее (парасимпатическое) залегает в треугольнике X пары.
  3.  Добавочный нерв (XI пара) — двигательное ядро лежит ниже и латеральнее двойного ядра и продолжается в передние рога первых шейных сегментов спинного мозга.
  4.  Подъязычный нерв (XII пара) — одно двигательное ядро находится в треугольнике XII пары, второе – в передних рогах верхних шейных сегментов

17  


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

56202. Використання інформаційно-комунікаційних технологій на уроках літератури 52 KB
  Використання їх у навчально виховному процесі є інструментом підвищення мотивації навчання та розвитку мислення учнів що дозволяє зі значно меншими навантаженнями і в короткий термін отримати більш високий рівень засвоєння інформаціі.
56203. Шлях до майстерності 43 KB
  Для підвищення ефективності роботи ШМВ при плануванні враховуються вимоги які впливають на підвищення професійної компетентності молодого спеціаліста: практична спрямованість; конкретність; систематичність та системність...
56204. Впроваджуємо ідеї в життя: прислухаємося, досліджуємо, реалізуємо 504.5 KB
  Жива природа несе багато цінної для життя інформації. Зрозумівши ці істини на рівні підсвідомості дитина таким чином опирається на тисячолітню мудрість предків а володіючи нею буде завжди отримувати позитив від життя.
56205. Проблемы защиты прав правообладателя по договору коммерческой концессии 101.43 KB
  Объектом данного исследования являются общественные отношения, которые возникают между участниками предпринимательской деятельности, осуществляемой с применением франчайзинга.
56206. Інтерактивні методи як інноваційна діяльність сучасного вчителя 58 KB
  І моя задача і задача моєї школи створити комфортні умови навчання при яких учень відчуває свою успішність свою інтелектуальну досконалість що робить продуктивним сам освітній процес. Перш ніж перейти до ґрунтовного розгляду інтерактивних навчальних технологій...
56207. Шкільна газета як виховний орган шкільного самоврядування 29.5 KB
  Якщо розглядати школу як мікродержаву, то цілком природно, що в ній існують свої засоби масової інформації. І шкільна газета є одним із засобів, яка інформує, стимулює, змушує думати, міркувати, організовує і ін...
56208. Властивості степеня з цілим від’ємним показником 140.5 KB
  Мета: ознайомити учнів з властивостями степеня з цілим показником; формувати вміння використовувати властивості степеня з цілим показником до перетворення виразів; розвивати вміння аналізувати...
56209. Степінь з натуральним показником 37.5 KB
  Мета: систематизувати знання властивостей степеня з натуральним показником формувати вміння виконувати дії з одночленами навички усних розрахунків; розвивати память виховувати почуття поваги до предмета.
56210. Взаємне розташування прямих у просторі. Взаємне розташування прямої та площини. Перпендикуляр до площини 251.5 KB
  Взаємне розташування прямої та площини. Перпендикуляр до площини. Матеріальними моделями частини площини є наприклад поверхня столу поверхня віконного скла мармурова плита тощо.4 Позначають площини малими грецькими буквами наприклад площини α β γ.