76891

Четвертый желудочек головного мозга, его стенки, пути оттока спинномозговой жидкости

Доклад

Биология и генетика

В его строении различают следующие структуры: Нижняя стенка дно ромбовидная ямка образованная дорсальными поверхностями моста и продолговатого мозга и ограниченная по бокам ножками мозжечка: сверху и спереди верхними с боков средними снизу и сзади нижними. Сверху и спереди через верхний угол ромбовидной ямки в IV желудочек впадает водопровод мозга. Четвёртый желудочек через нижний угол ромбовидной ямки прикрытый задвижкой открывается в центральный канал спинного мозга.

Русский

2015-02-01

182.17 KB

6 чел.


 IV желудочек головного мозга

Четвертый желудочек головного мозга, его стенки, пути оттока спинномозговой жидкости.

Четвертый желудочек имеет форму палатки. В его строении различают следующие структуры:

  1.  Нижняя стенка – дно - ромбовидная ямка, образованная дорсальными поверхностями моста и продолговатого мозга и ограниченная по бокам ножками мозжечка: сверху и спереди - верхними, с боков - средними, снизу и сзади – нижними.
  2.  Дно разделено мозговыми полосками на верхнюю и нижнюю части - краниальную и каудальную ямки. Обе ямки имеют сложный рельеф, состоящий из срединной и пограничных бороздок, медиального возвышения и лицевого холмика между бороздками. По периферии ямки находятся голубоватое пятно, вестибулярное поле, треугольники X, XII пары.
  3.  Латеральные карманы - в боковых углах дна.
  4.  Верхняя или передняя и нижняя или задняя стенки желудочка образуют двускатную крышу в виде шатра, нависающую над ромбовидной ямкой.
  5.  Крыша составлена верхним мозговым парусом, верхними ножками мозжечка (передняя, верхняя стенка), а также нижним мозговым парусом, ножкой клочка и эпителиальной пластинкой с сосудистой основой (задняя, нижняя стенка).
  6.  Сосудистое сплетение, находящееся внутри желудочка.
  7.  Непарная срединная апертура - в задней или нижней стенке и парные латеральные апертуры: правая и левая - в области латеральных карманов.
  8.  Все апертуры служат для связи с мозжечково-мозговой цистерной подпаутинного пространства.
  9.  Сверху и спереди через верхний угол ромбовидной ямки в IV желудочек впадает водопровод мозга.
  10.  Четвёртый желудочек через нижний угол ромбовидной ямки, прикрытый задвижкой, открывается в центральный канал спинного мозга.

На ромбовидную ямку проецируются ядра черепных нервов с V по XII пару включительно по следующим правилам.

  1.  На ромбическую поверхность ямки в направлении спереди назад проецируются все ядра черепных нервов с V по XII пару включительно.
  2.  В краниальной части ямки располагаются проекции ядер V-VIII пар в каудальной части ямки – IX-XII пар.
  3.  Чувствительные ядра занимают латеральную позицию и располагаются вдоль мозжечковых ножек, ограничивающих ямку по краям.
  4.  Двигательные ядра находятся в медиальной позиции и проецируются на медиальное возвышение и лицевой холмик.
  5.  Парасимпатические ядра лежат в ретикулярной формации и вместе с ней образуют жизненно важные центры по автоматическому управлению дыханием, кровообращением, глотанием.

Спинномозговая жидкость (ликвор) образуется клетками сосудистых сплетений желудочков. Из боковых желудочков правого и левого она через межжелудочковые отверстия поступает в третий желудочек, который водопроводом связан с четвертым. Из него ликвор проходит в центральный канал спинного мозга.

Через срединную апертуру и две латеральных апертуры IV желудочек сообщается с подпаутинным пространством головного мозга. В нём находится большая часть ликвора (80-100 мл), а в желудочках - меньшая (40-50 мл). Из подпаутинного пространства отработанный ликвор через паутинные (пахионовы) грануляции выделяется в кровь синусов твердой мозговой оболочки.

Ликвор является второй питательной средой мозга, первая - кровь. Кроме того, он регулирует осмотическое давление и является для мозга защитной гидравлической подушкой.

Проводящие пути экстероцептивных видов чувствительности (болевой, температурной, осязания и давления).

19  


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

56207. Шкільна газета як виховний орган шкільного самоврядування 29.5 KB
  Якщо розглядати школу як мікродержаву, то цілком природно, що в ній існують свої засоби масової інформації. І шкільна газета є одним із засобів, яка інформує, стимулює, змушує думати, міркувати, організовує і ін...
56208. Властивості степеня з цілим від’ємним показником 140.5 KB
  Мета: ознайомити учнів з властивостями степеня з цілим показником; формувати вміння використовувати властивості степеня з цілим показником до перетворення виразів; розвивати вміння аналізувати...
56209. Степінь з натуральним показником 37.5 KB
  Мета: систематизувати знання властивостей степеня з натуральним показником формувати вміння виконувати дії з одночленами навички усних розрахунків; розвивати память виховувати почуття поваги до предмета.
56210. Взаємне розташування прямих у просторі. Взаємне розташування прямої та площини. Перпендикуляр до площини 251.5 KB
  Взаємне розташування прямої та площини. Перпендикуляр до площини. Матеріальними моделями частини площини є наприклад поверхня столу поверхня віконного скла мармурова плита тощо.4 Позначають площини малими грецькими буквами наприклад площини α β γ.
56211. Стереотипи та їх роль у житті людини і суспільства. Толерантність. Ксенофобія. Расизм. Ґендерні стереотипи 79 KB
  Мета: розвивати готовність і потребу учнів до самопізнання і самореалізації своєї особистості; визначити сутність понять стереотипи толерантність; формувати вміння застосовувати знання з різних навчальних курсів...
56212. Sterne des Sports 72.5 KB
  Guten Tag, liebe Kinder, es freut mich sehr, euch zu sehen. Wie geht es euch? Was gibt es Neues und Interessantes? (Die Schüler beantworten die Fragen des Lehrers) L: Heute setzen wir unsere Arbeit am Thema „Sport“ fort. Wir werden heute über die bekannten Sportler sprechen, Texte lesen und hören.
56213. Стежкою орфографічних вправ до країни знань 90.5 KB
  Найбільш поширені помилки серед учнів на правопис ненаголошених голосних в корені слова. Привчаю школярів користуватися алгоритмом правила перевірки ненаголошених голосних в корені слова: Вимов слово...
56214. Применение дидактических стихотворений на уроках в начальной школе 1.41 MB
  Имя прилагательное Часть речи примечательная Имя прилагательное. Имя числительное Имя числительное точная часть речи Сумею сосчитать для вас все что есть на свете.
56215. Шляхи стимулювання навчальної діяльності учнів спеціальної школи на самопідготовці 49.5 KB
  Педагогічне стимулювання це створення умов у яких діти працюють з найбільшою ефективністю та найменшою напругою це своєчасна оцінка діяльності учня. Розумово відсталі діти часто не вникають у зміст задачі погано утримують в памяті дані задачі не планують розвязку...