7690

Акселерация и ретардация

Доклад

Педагогика и дидактика

Акселерация и ретардация. Акселерация (от лат. acceleration - ускорение) - это ускоренное физическое и отчасти психическое развитие в детском и подростковом возрасте...

Русский

2013-01-27

35 KB

161 чел.

Акселерация и ретардация.

Акселерация (от  лат. acceleration – ускорение) – это  ускоренное  физическое  и  отчасти  психическое  развитие  в  детском  и  подростковом  возрасте.

         В  начале  20 века  во  многих  странах  было  обнаружено, что  вес  и  рост  у  подростков  стал  выше, чем  в  соответствующем  возрасте  у  их  и родителей, а  половое  созревание  стало наступать  раньше. В  настоящее  время  ускорение  развития  охватило  повсеместно  страны  Европы, Америки, Азии  и  Африки. Это  дает  основание  говорить  об  акселерации  как  о  вековой  тенденции, характеризующей  развитие  современного  человека.

         Средний  рост  взрослого  человека  за  каждое  десятилетие  увеличивается  примерно  на  1см, а  вес  - на  1,5-2,5кг. Статистика  показывает, что  за  последние  40 лет  у  подростков  по  сравнению  с  их  сверстниками  70-х гг. рост  увеличился  на  15см, а  вес  на 12-15кг.

Главные признаки акселерации:

  1.  Длина тела и вес ребенка при рождении больше, чем в предыдущие годы. Сейчас вес новорожденных на 100-300гр. больше, а длина тела на 1,2 -2,5 см больше, чем 100 лет назад. В основе этого явления лежит более интенсивное внутриутробное развитие: усиленная витаминизация беременных женщин и детей.
  2.  Ускорение развития грудных детей. Удваивание веса тела у грудных детей по сравнению с весом новорожденных происходит сейчас к 4 мес., а не к 6месяцам как было в начале 20 века. Если «перекрест» величин окружности груди и головы в начале 20 века регистрировался к 10-12 мес., то в настоящее время окружность груди становится равной окружности головы в возрасте

2-3 месяцев. У современных детей раньше прорезываются зубы. К 1 году у современных детей длина тела на 5-6 см, а вес на 2-2,5кг выше, чем они были в начале века.

  1.  Акселерация развития заметна также у детей ясельного и дошкольного возраста. Развитие современных 7-летних детей соответствует 8,5-9 годам у детей конца 19 века.

В среднем у детей дошкольного возраста длина тела за 100 лет увеличилась на 10-12 см. Раньше прорезываются и постоянные зубы.

  1.  Ускорение роста у детей школьного возраста, особенно в период полового созревания, у современных девочек 10-12 лет, а у мальчиков 12-14 лет.

В больших городах половое созревание подростков наступает раньше, чем в сельской местности. Темпы акселерации сельских детей также ниже, чем в городах.

  1.  Более ранее завершение роста: в связи с более ранним половым созреванием окончательное окостенение скелета и прекращение роста в длину завершается сейчас у девушек к 16-17 годам, а у юношей к 18-19 годам.
  2.  У женщин менопауза отодвинулась к 48-50 году жизни (в начале 20 века менопауза наступала в 43-45 лет). Следовательно, удлинился детородный период, что также можно отнести к проявлениям акселерации.

 

Основные  причины  появления  акселерации:

1.  Усиленная  витаминизация  детей  и  беременных  женщин.

2.  Питание (добавки, красители, ароматизаторы  и т.д.).

3.  Влияние  СМИ.

4.  Радиоактивные  загрязнения, поначалу  ведущие  к  ускорению  роста, а  со  временем – к  ослаблению  генофонда.

5.  Уменьшение  кислорода  в  атмосфере, вызывающее  усиленный  рост  грудной  клетки, а  за ней  и  всего  организма.

6.  Возросшее  число  гетеролокальных  браков (браков  людей, проживавших  на  далеко  расположенных  друг  от  друга  территориях).

Все  эти  факторы  действуют  в  комплексе.

Параллельно  с  акселерацией  отмечается  другое  явление – ретардация.

         Ретардация – отставание  детей  в  физическом  и  духовном  развитии, что  обуславливается  нарушением  генетического  механизма  наследственности, негативным  влиянием  на  процесс  развития  канцерогенных  веществ, неблагоприятной  экологической  среды.

 Медики сейчас  констатируют, что наряду с акселерацией  сегодня начинает преобладать ретардация — задержка развития: до 40% шестилеток функционально не готовы к школе. Наблюдается отставание и в созревании иммунной системы - их иммунитет отстраивается гораздо медленнее.

Основные  причины  появления  ретардации:

  1.  Питание (добавки, красители, ароматизаторы  и т.д.).
  2.  Неблагоприятная экология, радиация, солнечная инсоляция.  
  3.  Возросшее  число  гетеролокальных  браков (браков  людей, проживавших  на  далеко  расположенных  друг  от  друга  территориях).


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

57702. Подорож до Країни чудес 4.92 MB
  Children, today we are going to travel to the Wonderland with a little girl Alice. I will tell you a story about her adventures and we’ll help her to come back home. You have Story books in front of you. There are some exercises in them for our lesson.
57703. Усиление Московского государства в XVв. Иван ІІІ 2.09 MB
  ЦЕЛЬ: рассмотреть процесс усиления Московского царства, основные направления политики Ивана ІІІ, которые привели к укреплению власти Московского государства и объединению под его властью остальных земель Северо-восточной Руси...
57704. Китай. Економіко – географічна характеристика 70 KB
  Мета уроку: формувати в учнів систему знань про особливості населення, економічної політики, галузей міжнародної спеціалізації Китаю; Розвивати та вдосконалювати навички учнів оцінювати географічне положення і природно–ресурсний потенціал країни;
57705. Складання тексту-міркування 91 KB
  Мета: удосконалювати навички та вміння правильно будувати текст-міркування; вчити розкривати абстрактно загальні поняття; розвивати звязне мовлення увагу память мислення уміння логічно й послідовно викладати думки на папері...
57706. Від минулого до сьогодення. Історія створення книги 180 KB
  Мета: ознайомити п’ятикласників з історією виникнення книги та розвитком книгодрукування в Україні; популяризувати книгу носія інформації; виховувати повагу до історії народу його внеску в розвиток української культури.
57707. Книга: подорож у часі 122 KB
  Мета: дидактична: ознайомити учнів з історією створення книги з найдавніших часів; розвивальна: показати учням значення книги в розвитку світового суспільства; розвивати інтелектуальну активність учнів; розвивати культуру мислення уяву...
57708. Культура Галицько – Волинської держави 77.5 KB
  Мета: Ознайомити учнів з досягненнями культури Галицько – Волинської держави; визначити її особливості; з ясувати які держави мали вплив на розвиток Галицько – Волинської держави; працювати над вмінням виділяти головне працювати в групі...
57709. Клас Комахи. Особливості будови та процесів життєдіяльності 157.5 KB
  Розширити та поглибити знання учнів про членистоногих познайомити з різноманітністю комах особливостями їх зовнішньої та внутрішньої будови пристосуванням їх до умов навколишнього середовища.
57710. Урок-турнір з інформатики «Комп’ютерні відмінники» 2.89 MB
  Мета уроку: Перевірити спільний рівень ерудиції; знання учнів з вивчених розділів та тем навчальної програми; вміння та навички учнів отриманих на уроках інформатики...