76906

Черепные нервы. I, II пары черепных нервов. Проводящий путь зрительного анализатора

Доклад

Биология и генетика

Они составляют проводниковую часть обонятельного и зрительного анализаторов. Оба имеют общее происхождение, т.к. развиваются как производные переднего мозгового пузыря, его нижней стенки. Оба несут восходящие (чувствительные) нервные волокна, соединяющие рецепторные поля анализаторов с подкорковыми центрами обоняния и зрения и, таким образом, входят в сенсорную систему.

Русский

2015-02-01

181.6 KB

0 чел.


 Черепные нервы 

I, II пары черепных нервов. Проводящий путь зрительного анализатора.

Обонятельные и зрительные нервы обладают некоторыми общими чертами в происхождении и строении.

  1.  Они составляют проводниковую часть обонятельного и зрительного анализаторов.
  2.  Оба имеют общее происхождение, т.к. развиваются как производные переднего мозгового пузыря, его нижней стенки.
  3.  Оба несут восходящие (чувствительные) нервные волокна, соединяющие рецепторные поля анализаторов с подкорковыми центрами обоняния и зрения и, таким образом, входят в сенсорную систему.

I пара - обонятельные нервы связывают обонятельное поле (рецептор анализатора) с периферическим отделом обонятельного мозга.

Рецепторное поле находится в обонятельной области полости носа (слизистая оболочка верхней носовой раковины и верхней части перегородки носа). Оно состоит из обонятельных нейросенсорных, поддерживающих, базальных клеток и обонятельных желез. На коротких отростках нейрообонятельных клеток находятся утолщения (обонятельные булавы), из которых вырастают короткие обонятельные реснички с микротрубочками внутри. Они омываются обонятельной жидкостью.

Длинные центральные отростки обонятельных нейросенсорных клеток формируют 15-20 обонятельных нервов, которые проходят через отверстия продырявленной пластинки решетчатой кости в переднюю черепную яму и вступают в обонятельную луковицу (нижняя поверхность лобной доли, начало обонятельной борозды).

Обонятельная луковица содержит митральные клетки, которые своими длинными отростками формируют обонятельный тракт и треугольник, погружающийся в переднее продырявленное мозговое вещество. Все это вместе взятое составляет периферический отдел обонятельного мозга. В центральный отдел этого мозга: гиппокамп, парагиппокампальную борозду с крючком приходят из периферического отдела обонятельные полоски — латеральная, промежуточная, медиальная и диагональная.

Восприятие камфарного, мускусного, мятного, цветочного и эфирного запахов обеспечивается стереохимическим эффектом, возникающим в обонятельных микротрубочках нейросенсорных клеток – обонятельных рецепторах. Молекулы гнилостного и едкого запаха действуют по мере нарастания концентрации.

На основе обонятельного мозга и его анализатора у человека сложилась лимбическая система, обеспечивающая эмоционально-мотивационное поведение, память, интуицию, адаптационно-приспособительные реакции на подкорковом и корковом, бессознательном и сознательном уровнях.

II пара - зрительные нервы - часть зрительного проводящего пути, соединяющие зрительный рецептор с подкорковыми центрами зрения.

Многослойное рецепторное поле находится в сетчатой оболочке глаза и состоит из палочко- и колбочковидных световоспринимающих клеток, биполярных и ганглиозных нейронов, других нервных и глиальных клеток.

Длинные центральные отростки ганглиозных нейроцитов формируют зрительный нерв, имеющий внутриглазную, глазничную, канальцевую, внутричерепную части. В глазнице нерв окружен влагалищной оболочкой, прирастающей к склере. Она имеет наружный и внутренний листки, соответствующие твердой и паутинной оболочкам мозга. Между листками циркулирует спинномозговая жидкость, выполняя для нерва роль второй питательной среды.

Зрительные нервы из глазниц выходят через зрительные каналы в подпаутинное пространство средней черепной ямы, где образуют перекрест, расположенный в перекрестной борозде турецкого седла. Внутричерепную часть нерва и перекрест покрывает ёще и мягкая мозговая оболочка.

Перекрест возникает за счет того, что медиальные волокна каждого нерва переходят на противоположную сторону, а латеральные идут по своей стороне.

Зрительные тракты выходят из перекреста и направляются, огибая ножки мозга, к подкорковым центрам зрения - в латеральное коленчатое тело метаталамуса и верхние холмики крыши среднего мозга. Перед вступлением в них каждый тракт разделяется на медиальный и латеральные корешки.

Зрительный проводящий путь проходит через заднюю ножку внутренней капсулы, на выходе из нее образуя зрительную лучистость.

Корковый конец зрительного анализатора находится:

  1.  в затылочной доле (шпорная борозда - 17, 18, 19 поля - общего зрительного восприятия, ориентировки в незнакомом месте, зрительной памяти);
  2.  в задних отделах средней лобной извилины - центр сочетанного поворота глаз и головы,;
  3.  в угловой извилине верхней теменной дольки - поле 39 письменной речи.

10  


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

67081. Зима щедра святами. Інтегрований урок з курсу «Я і України» та позакласного читання 98 KB
  Сьогодні ми з вами більш детальніше зупинимося на дні Святого Миколая, Новому році та Різдві Христовому. У кожного з вас є картка із зображенням або ялинкових прикрас, або зірочок, або чобітків. Я пропоную вам пересісти за той стіл, де назва свята пов'язана, на вашу думку, із зображенням на картці.
67082. Я і Україна та математика. У царстві тварин 150.5 KB
  Продовжити знайомство учнів з різноманітним світом тварин; формувати поняття комахи птахи звірі навчати їх розпізнавати за істотними зовнішніми ознаками;продовжити формувати навички та вміння розпізнавати серед чотирикутників прямокутники розв'язування складених задач на знаходження невідомого доданку; знаходити значення буквених виразів...
67084. Різноманітність тваринного світу. Інтегрований урок (природознавство, математика, трудове навчання) 174.5 KB
  Учити розрізняти групи тварин: хребетні безхребетні; формувати вміння визначити істотні ознаки тварин. Закріплювати знання нумерації багатоцифрових чисел: читати записувати представляти число у вигляді суми розрядних доданків; удосконалювати обчислювальні навички вміння розвязувати задачі та знаходження площі і периметру...
67085. Інтегрований урок мови й мовлення. «Мелодія осіннього саду» 45 KB
  Мета: закріплювати знання учнів з теми Речення та члени речення; розширювати узагальнювати знання учнів з теми Осінь; розвивати вміння добирати виразні мовні засоби для передання того що вразило уяву усно вміння висловлювати свої почуття збагачувати словниковий запас...
67086. Курс «Я і Україна. Природознавство». Південний берег Криму. Математика. Додавання та віднімання багатоцифрових чисел 70.5 KB
  Мета: курс « Я і Україна. Природознавство »: ознайомити дітей із розташуванням, кліматом, рослинним і тваринним світом Південного берегу Криму, представити Крим як всеукраїнську здравницю; розвивати усне мовлення, увагу, уяву; виховувати дбайливе ставлення до багатства природи України; математика: повторити прийоми додавання та віднімання багатоцифрових чисел...
67087. Счастливый случай интеллектуальная игра 55.5 KB
  За одну минуту каждая команда должна дать наибольшее количество ответов. команда у капусты лист у мандарина долька у чеснока зубок морской разбойник пират 1 4 часа 15 минут дерево у Лукоморья дуб зубной врач стоматолог рыбная похлебка уха сказочная обувь кота сапоги усатая рыба сом край воды...
67089. Інтелектуальна гра «Найрозумніший» для учнів 10 – 11 класів 77.5 KB
  Протягом останніх 100 років у результаті техногенної діяльності людини вміст вуглекислого газу в атмосфері невпинно зменшується. Яка хімічно активна речовина виділяється в результаті розпаду NО2 під дією олефінів з неповністю згорілого автомобільного палива. Якої шкоди завдає легеням курців дьоготь що міститься у тютюновому димі...