76906

Черепные нервы. I, II пары черепных нервов. Проводящий путь зрительного анализатора

Доклад

Биология и генетика

Они составляют проводниковую часть обонятельного и зрительного анализаторов. Оба имеют общее происхождение, т.к. развиваются как производные переднего мозгового пузыря, его нижней стенки. Оба несут восходящие (чувствительные) нервные волокна, соединяющие рецепторные поля анализаторов с подкорковыми центрами обоняния и зрения и, таким образом, входят в сенсорную систему.

Русский

2015-02-01

181.6 KB

0 чел.


 Черепные нервы 

I, II пары черепных нервов. Проводящий путь зрительного анализатора.

Обонятельные и зрительные нервы обладают некоторыми общими чертами в происхождении и строении.

  1.  Они составляют проводниковую часть обонятельного и зрительного анализаторов.
  2.  Оба имеют общее происхождение, т.к. развиваются как производные переднего мозгового пузыря, его нижней стенки.
  3.  Оба несут восходящие (чувствительные) нервные волокна, соединяющие рецепторные поля анализаторов с подкорковыми центрами обоняния и зрения и, таким образом, входят в сенсорную систему.

I пара - обонятельные нервы связывают обонятельное поле (рецептор анализатора) с периферическим отделом обонятельного мозга.

Рецепторное поле находится в обонятельной области полости носа (слизистая оболочка верхней носовой раковины и верхней части перегородки носа). Оно состоит из обонятельных нейросенсорных, поддерживающих, базальных клеток и обонятельных желез. На коротких отростках нейрообонятельных клеток находятся утолщения (обонятельные булавы), из которых вырастают короткие обонятельные реснички с микротрубочками внутри. Они омываются обонятельной жидкостью.

Длинные центральные отростки обонятельных нейросенсорных клеток формируют 15-20 обонятельных нервов, которые проходят через отверстия продырявленной пластинки решетчатой кости в переднюю черепную яму и вступают в обонятельную луковицу (нижняя поверхность лобной доли, начало обонятельной борозды).

Обонятельная луковица содержит митральные клетки, которые своими длинными отростками формируют обонятельный тракт и треугольник, погружающийся в переднее продырявленное мозговое вещество. Все это вместе взятое составляет периферический отдел обонятельного мозга. В центральный отдел этого мозга: гиппокамп, парагиппокампальную борозду с крючком приходят из периферического отдела обонятельные полоски — латеральная, промежуточная, медиальная и диагональная.

Восприятие камфарного, мускусного, мятного, цветочного и эфирного запахов обеспечивается стереохимическим эффектом, возникающим в обонятельных микротрубочках нейросенсорных клеток – обонятельных рецепторах. Молекулы гнилостного и едкого запаха действуют по мере нарастания концентрации.

На основе обонятельного мозга и его анализатора у человека сложилась лимбическая система, обеспечивающая эмоционально-мотивационное поведение, память, интуицию, адаптационно-приспособительные реакции на подкорковом и корковом, бессознательном и сознательном уровнях.

II пара - зрительные нервы - часть зрительного проводящего пути, соединяющие зрительный рецептор с подкорковыми центрами зрения.

Многослойное рецепторное поле находится в сетчатой оболочке глаза и состоит из палочко- и колбочковидных световоспринимающих клеток, биполярных и ганглиозных нейронов, других нервных и глиальных клеток.

Длинные центральные отростки ганглиозных нейроцитов формируют зрительный нерв, имеющий внутриглазную, глазничную, канальцевую, внутричерепную части. В глазнице нерв окружен влагалищной оболочкой, прирастающей к склере. Она имеет наружный и внутренний листки, соответствующие твердой и паутинной оболочкам мозга. Между листками циркулирует спинномозговая жидкость, выполняя для нерва роль второй питательной среды.

Зрительные нервы из глазниц выходят через зрительные каналы в подпаутинное пространство средней черепной ямы, где образуют перекрест, расположенный в перекрестной борозде турецкого седла. Внутричерепную часть нерва и перекрест покрывает ёще и мягкая мозговая оболочка.

Перекрест возникает за счет того, что медиальные волокна каждого нерва переходят на противоположную сторону, а латеральные идут по своей стороне.

Зрительные тракты выходят из перекреста и направляются, огибая ножки мозга, к подкорковым центрам зрения - в латеральное коленчатое тело метаталамуса и верхние холмики крыши среднего мозга. Перед вступлением в них каждый тракт разделяется на медиальный и латеральные корешки.

Зрительный проводящий путь проходит через заднюю ножку внутренней капсулы, на выходе из нее образуя зрительную лучистость.

Корковый конец зрительного анализатора находится:

  1.  в затылочной доле (шпорная борозда - 17, 18, 19 поля - общего зрительного восприятия, ориентировки в незнакомом месте, зрительной памяти);
  2.  в задних отделах средней лобной извилины - центр сочетанного поворота глаз и головы,;
  3.  в угловой извилине верхней теменной дольки - поле 39 письменной речи.

10  


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

52403. Чайные традиции народов мира (I часть) 67.5 KB
  Цель: познакомить с происхождением слова чай возникновением чайной церемонии; расширить знания о чайных традициях народов мира о целебных веществах чая; прививать интерес и эстетический подход к чайной церемонии; способствовать развитию здорового образа жизни. Литература и оборудование: буклет Чайные традиции народов мира; иллюстрации о чайной традиции в Японии Англии России Узбекистане Иране Тибете Америке китайского иероглифа чай; бейджики с надписями: Этимолог Хранитель легенд Целитель Этнограф Японии Этнограф...
52404. Исследование особенностей развития внимания школьников 367.5 KB
  Наша работа посвящена, прежде всего, описанию видов внимания, а также изучению особенностей свойств внимания у учащихся на уроках физической культуры. Цель: исследовать особенности развития внимания школьников. Объект: внимание как психический процесс. Предмет: специфика развития внимания школьников на уроках физической культуры.
52405. Сценарий воспитательного мероприятия на знание культуры Чехии 349 KB
  Речь идет о Золотом сердце Европы о Чехии. Никто Ведущий – Наш 1 тур окончен прошу жюри огласить его результаты Жюри объявляет результаты 1 тура Музыка 2 тур Великие люди и Чехия Ведущий – Наш 2 тур посвящен известным людям жившим когдато в Чехии. О ком идет речь Ольгерд Кейстут Свидригайло Витовт Ведущий – Как вы видите Чехии есть чем гордиться.
52406. БЫТЬ ЧЕЛОВЕКОМ НА ЗЕМЛЕ 108.5 KB
  Ученик 1. Всем людям свойственно познавать самого себя и мыслить Гераклит Ученик 3. Декарт Ученик 4.Брехт Ученик 5.
52407. Економіко - географічне положення Чернігівської області, його вплив на господарську спеціалізацію. Природні умови та ресурси, їх оцінка 99 KB
  Мета: навчити давати характеристику ЕГП Чернігівської області; зясувати вплив ЕГП на господарську спеціалізацію області; показати особливості природних умов і ресурсів області; оцінити їх вплив на життя та діяльність населення; закріпити вміння і навички оцінювати ЕГП області природні умови і ресурси; продовжити формувати науковий світогляд учнів; визначити еколого географічне положення області екологічне виховання; ...
52408. Chernobyl Tragedy 76.5 KB
  On April 26, 1986, the number four reactor at the Chernobyl nuclear plant in the former Soviet Union exploded, causing the worst nuclear accident in history. Further explosions and the resulting fire released more than eight tons of highly radioactive fallout into the atmosphere. Nearly thirty to forty times more fallout was released than had been by the atomic bombings of Hiroshima and Nagasaki.
52409. Урок-змагання з теми “Черви” 89.5 KB
  Пояснення до уроку: Урок змагання передбачає роботу в групах, тому на попередньому уроці слід поділити клас на 4 рівноцінні групи-команди.Кожна команда вибирає собі капітана, назву команди та готує відповідні емблеми.
52410. Чесність та правдивість 41.5 KB
  Під час роздумів аналізу підвести дітей до висновків: будь-який обман із часом викривають і тому він не є виходом із критичної ситуації; неправда обман викликають негативні почуття та асоціації і тому компрометують того хто говорить неправду в очах інших; людина яка себе поважає не стане нікого обманювати. Проаналізувати типові ситуації коли учні говорять неправду знайти інший спосіб поведінки.Брехня або неправда підступна особа яка здатна замаскуватися під правду переконати людину що в даний момент саме вона брехня є...
52411. Честь, совість, гідність людини. Інтелігентність і порядність. Правда, хиба, істи 132.5 KB
  Честь совість гідність людини. Основою відношення людини до світу є визнана суспільством значущість ряду предметів та подій що служать певними суспільними взірцями мірами вимогами ідеалами. Істотна особливість таких уявлень полягає в тому що вони впливають на самопочування людини у світі людей зворушують почуття.