76907

Глазодвигательный, блоковый, отводящий нервы

Доклад

Биология и генетика

Глазодвигательный блоковый и отводящий нервы связаны в одну группу по причинам: единого происхождения и развития обусловленного передними головными миотомами из которых возникают мышцы глазного яблока; схожим строением волокон которые имеют нисходящее направление и по функции являются двигательными; общностью иннервации глазных мышц. Корешки нерва выходят на основании головного мозга в межножковой ямке по медиальной поверхности ножек мозга где для них имеется борозда. Ресничный узел лежит на латеральной полуокружности влагалища...

Русский

2015-02-01

181.24 KB

1 чел.


 Глазодвигательный, блоковый, отводящий нервы

III, IV, VI пары черепных нервов, области иннервации. Пути зрачкового рефлекса.

Глазодвигательный, блоковый и отводящий нервы связаны в одну группу по причинам:

  1.  единого происхождения и развития, обусловленного передними головными миотомами, из которых возникают мышцы глазного яблока;
  2.  схожим строением волокон, которые имеют нисходящее направление и по функции являются двигательными;
  3.  общностью иннервации глазных мышц.

III пара - глазодвигательные нервы - двигательные и парасимпатические, развиваются вместе с головными миотомами (передними).

Ядра: двигательное и парасимпатическое добавочное залегают в центральном сером веществе вокруг водопровода на уровне верхних холмиков покрышки среднего мозга.

Корешки нерва выходят на основании головного мозга в межножковой ямке по медиальной поверхности ножек мозга, где для них имеется борозда. Нерв проходит по верхней стенке пещеристого синуса в средней черепной яме, достигая верхней глазничной щели.

Из черепа в глазницу выходит через верхнюю глазничную щель. В глазнице делится на верхнюю и нижнюю ветви. От последней отходит к ресничному узлу парасимпатический глазодвигательный корешок. Ресничный узел лежит на латеральной полуокружности влагалища зрительного нерва.

Иннервация. Верхняя ветвь снабжает мышцу, поднимающую верхнее веко и прямую верхнюю мышцу глаза, нижняя ветвь – медиальную и нижнюю прямые; нижнюю косую мышцы. Парасимпатическая иннервация осуществляется постганглионарными волокнами ресничного узла, которые следуют по коротким ресничным нервам к цилиарной мышце и сфинктеру (сжимателю) зрачка.

При поражении (параличе) нерва возникает триада симптомов: опущенное верхнее веко - птоз, наружное косоглазие - наружный стробизм, широкий зрачок - мидриаз.

IV пара - блоковые нервы - двигательные, развиваются вместе с передними головными миотомами.

Ядра двигательные - лежат в центральном сером веществе, окружающем водопровод, на уровне правого и левого нижних холмиков покрышки среднего мозга.

Стволики нерва выходят из головного мозга латерально от уздечки верхнего мозгового паруса, огибают снаружи ножки мозга, проходят по боковой стенке пещеристого синуса до верхней орбитальной щели. Нерв входит в полость глазницы через верхнюю глазничную щель. В глазнице лежит сверху и латерально от глазодвигательного нерва.

Иннервирует верхнюю косую мышцу глаза. При поражении нерва появляется двоение в глазах (диплопия).

VI пара - отводящие нервы - двигательные, развиваются вместе с передними головными миотомами.

Ядро двигательное залегает в покрышке моста (задний мозг), в глубине лицевого холмика ромбовидной ямки, окружено волокнами петли лицевого нерва.

Стволик нерва выходит из мозга в борозде между мостом и продолговатым мозгом, имея медиальное положение. Нерв проходит через пещеристый синус сбоку от внутренней сонной артерии и достигает верхней орбитальной щели, через которую вступает в глазницу. Иннервирует прямую латеральную мышцу глаза. При поражении нерва развивается внутреннее косоглазие (внутренний стробизм).

Пути зрачкового рефлекса принадлежат нервной вегетативной системе. Они состоят из парасимпатической и симпатической рефлекторных дуг. Каждая из них имеет по два нейрона: центральный (ядерный) с преганглионарным отростком, периферический (узловой) с постганглионарным отростком, который достигает сфинктера и дилататора зрачка.

Путь зрачкового рефлекса состоит из парасимпатической и симпатической рефлекторной дуги.

  1.  Центральные парасимпатические нейроны находятся в добавочном ядре III пары. Их длинные отростки - преганглионарные волокна проходят в глазодвигательном нерве до ресничного узла.
  2.  Периферические парасимпатические нейроны лежат в ресничном узле глазницы на латеральной полуокружности зрительного нерва. Их длинные отростки - постганглионарные волокна идут в коротких ресничных нервах к цилиарной мышце и сфинктеру зрачка.
  3.  Центральные симпатические нейроны лежат в латеральном промежуточном веществе спинного мозга на уровне 8-го шейного сегмента. Их отростки - преганглионарные волокна в составе белых соединительных ветвей 8-го шейного спинального нерва и шейных межузловых ветвей достигают шейного верхнего симпатического узла.
  4.  Периферические нейроны – в шейном верхнем симпатическом узле. Их отростки - постганглионарные волокна в составе внутреннего сонного нерва, его глазничной ветви и коротких ресничных нервов приходят к дилататору зрачка и цилиарной мышце.

Реакцией на болевой шок всегда является расширение зрачка. При потере сознания зрачок реагирует на свет сужением (мало света) или расширением (много света). При наступлении смерти зрачок равномерно расширяется и на свет не реагирует.

11  


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

67062. Закріплення знань про звукові значення букви «ц». Опрацювання тексту «Циркова залізниця» 46 KB
  Мета. Закріпити знання дітей про звукове значення літери «ц», формувати навички читання тексту; розвивати мовлення учнів, розвивати вміння відповідати на запитання поширеними реченнями, самостійно ставити питання за змістом прочитаного; виховувати почуття доброзичливості.
67063. Інтелектуальна гра з інформатики «Найрозумніший» 169.5 KB
  Представлення учасників А допомагати у проведенні конкурсу нам буде шановане журі представлення журі Розпочинаємо І тур. Журі стежить за відповідями учасників та веде підрахунки. У випадку невизначеності учасників ІІ туру задаються додаткові питання.
67064. Урок навчання грамоти «В гості прийшла білосніжна зима» 138.5 KB
  Мета: закріплювати в учнів уміння читати слова і текст з вивченими буквами методами ейдетики; розвивати фонематичний слух, спостережливість, увагу, логічне мислення, пам’ять, творчу фантазію; виховувати любов до природи, до тварин. Обладнання: ілюстрації зими, магнітофонний запис, сніжинки, малюнки різних тварин, таблиці складів, роздатковий матеріал.
67066. Інтегрований урок з хімії 53.5 KB
  Мета: поглибити знання учнів по хімії, сформувати уявлення про тісний зв'язок хімії з іншими навчальними предметами та про важливість знань з хімії для освіченої, ерудованої людини; формувати пізнавальний інтерес, розвивати логічне мислення, розширити кругозір учнів...
67067. Искусство эффективного слушания 34 KB
  Применить на практике навыки эффективного слушания на занятиях Оценить приоритеты эффективного слушания для говорящего и слушающего Материалы: листы бумаги маркер. Напишите на бумаге цветными маркерами основные понятия искусства слушать: Находиться рядом с говорящим; Узнавать мнение и позицию говорящего...
67068. Материки южного полушария 3.34 MB
  Цели и задачи: систематизировать и обобщить знания о материках южного полушария (общие географические закономерности, рельеф, климатические условия, гидроресурсы, растительный и животный мир, природные комплексы материков); применять имеющиеся знания в поисках решения проблемных ситуаций...
67070. Свято дитячої іграшки 198.66 KB
  Захід проводиться у святково-прикрашеній актовій залі гімназії. Учням запропоновано прийти на захід з своїми улюбленими іграшками. Ведуча. Доброго дня, дорогі друзі, шановні гості! Щиро вітаємо вас в нашій залі та гостинно запрошуємо на ... Богдан. Зачекай, Насте, нехай присутні самі здогадаються, який захід чекає на них сьогодні.