76908

Тройничный нерв. V пара черепных нервов, ее ветви, топография и области иннервации

Доклад

Биология и генетика

V пара тройничные нервы правый и левый смешанные: чувствительные двигательные вегетативные. Нервы развиваются вместе с производными первой висцеральной дуги челюстями и жевательными мышцами кожей лица слизистой полости носа и рта. Ствол тройничного нерва возникает при объединении чувствительного и двигательного корешков на выходе из мозга.

Русский

2015-02-01

185.93 KB

1 чел.


 Тройничный нерв 

V пара черепных нервов, ее ветви, топография и области иннервации.

V пара - тройничные нервы правый и левый - смешанные: чувствительные, двигательные, вегетативные. Парасимпатические волокна принимают после выхода из черепа. Нервы развиваются вместе с производными первой висцеральной дуги - челюстями и жевательными мышцами, кожей лица, слизистой полости носа и рта.

Ядра чувствительные - мезэнцефалическое, мостовое, спинальное проецируются по всей ромбовидной ямке вблизи от ножек мозжечка. Двигательное мостовое ядро проецируется на дно ромбовидной ямки в ее краниальном отделе по медиальному возвышению внутрь от голубоватого пятна.

Корешки: чувствительный (толстый - диаметром 3,5 мм), двигательный (тонкий - диаметром 1,5 мм) - выходят в борозде между мостом и средней мозжечковой ножкой. Первый содержит до 150 тыс. миелиновых волокон, второй - 6-15 тыс. волокон.

Ствол тройничного нерва возникает при объединении чувствительного и двигательного корешков на выходе из мозга. Короткий и толстый он направляется к верхушке височной пирамиды, где вступает в чувствительный тройничный узел, состоящий из псевдоуниполярных нейронов.

Узел тройничного нерва находится в средней черепной яме среди расщепленных листков твердой мозговой оболочки, что прикрепляются вместе с узлом к вершине пирамиды по её передней поверхности, образуя тройничное вдавление на кости.

Три ветви, выходящие из узла - глазничная, верхняя и нижняя челюстные дали название нерву.

1) Глазничная ветвь (глазной нерв) имеет диаметр в 2 мм и содержит до 54 тыс. миелиновых волокон, которые несут чувствительные импульсы – болевые, температурные, осязательные. Ветвь проходит в средней черепной яме через боковую стенку пещеристого синуса и через верхнюю глазничную щель поступает в полость глазницы, где принимает в себя соединительные парасимпатические постганглионарные волокна из ресничного узла (на латеральной полуокружности влагалища зрительного нерва). Глазная ветвь в глазнице распадается на отдельные нервы: менингеальный, слезный (имеет соединительную веточку от скулового нерва из верхнечелюстной ветви), лобный, носоресничный.

  1.  Лобный нерв делится на надглазничную и надблоковую веточки, которые иннервируют кожу лба, верхнего века, медиального угла глаза и корня носа.
  2.  Носоресничный нерв распадается на ветви: переднюю и заднюю решетчатые, носовые, длинную ресничную, подблоковую, соединительные к ресничному узлу. Перечисленные ветви участвуют в иннервации слизистой оболочки придаточных пазух (решетчатой и клиновидной) и верхних отделов полости носа, склеры и сосудистой оболочки глаза, кожи медиального угла глаза и корня носа.
  3.  Слезный нерв снабжает слезную железу и кожу с конъюнктивой на верхнем веке в области латерального угла глаза.
  4.  Менингеальный (оболочечный) нерв направляется назад для чувствительной иннервации намета мозжечка. Поэтому нерв называют тенториальной ветвью.

2) Верхнечелюстная ветвь (нерв) имеет диаметр в 2,5-4,5 мм и содержит 30-80 тыс. миелиновых волокон. Нерв проходит через круглое отверстие средней черепной ямы в крыловидно-небную ямку, где от одноименного узла принимает в себя парасимпатические волокна и распадается на отдельные ветви: подглазничный и скуловой нервы, узловые веточки крылонебного узла, оболочечный нерв (менингеальный).

  1.  Подглазничный нерв проходит из крыловидно-небной ямки в глазницу через нижнюю глазничную щель и ложится в подглазничную борозду и канал на нижней стенке глазницы, из которых выходит под кожу клыковой ямы через подглазничное отверстие и распадается на ветви: нижние вековые, наружные носовые, верхние губные - для иннервации кожи средней зоны лица. В борозде и канале от него отходят верхние альвеолярные нервы для иннервации верхней челюсти, верхних зубов и десны. Причем, передние и средние верхние альвеолярные нервы начинаются в подглазничном канале и борозде. Через альвеолярные канальцы верхней челюсти достигают передних и средних зубных ячеек, перед вступлением в которые делятся на ветви. Задние верхние альвеолярные нервы отходят от подглазничного нерва в крылонебной ямке и через альвеолярные отверстия в верхнечелюстном бугре по альвеолярным канальцам заднелатеральной стенки направляются к большим коренным зубам, которые иннервируют вместе с альвеолами и прилежащей частью десны. Каждый из трех верхних альвеолярных нервов распадается на веточки: верхние зубные, верхние десневые и верхние межальвеолярные. Зубные ветви образуют вокруг верхушек корней верхние зубные сплетения, из которых выходят пульпарные веточки, проникающие через корневой канал в полость зуба, где они разветвляются до микроскопического сплетения и нервных окончаний.
  2.  Скуловой нерв отходит в крыловидно-небной ямке и проникает через нижнюю глазничную щель в полость глазницы, где отдает соединительную ветвь с постганглионарными волокнами к слезному нерву из глазничной ветви тройничного нерва - для иннервации слезной железы. После прохождения через каналы скуловой кости нерв делится на скуло-височную и скуло-лицевую ветви для иннервации кожи латерального угла глаза, скуловой и щечной областей.
  3.  Узловые нервы верхнечелюстной ветви вступают в крыло-небный узел и выходят из него вместе с постганглионарными парасимпатическими волокнами. В результате появляются новые нервы - задние носовые ( нижние, медиальные и латеральные) для слизистой оболочки полости носа и придаточных пазух (верхнечелюстной, лобной). Кроме того, возникают большие и малые небные, носонебные нервы - для слизистой оболочки носа, мягкого и твердого неба.
  4.  Менингеальная ветвь сопровождает переднюю ветвь средней менингеальной артерии и обеспечивает иннервацию твердой мозговой оболочки в средней черепной яме.

3) Нижнечелюстная ветвь (нерв) имеет диаметр в 3,5-7,5 мм, содержит 50-120 тыс. миелиновых волокон. Из полости черепа выходит через овальное отверстие средней черепной ямы. На выходе получает парасимпатические постганглионарные волокна от ушного узла, который расположен у медиальной поверхности нерва снаружи овального отверстия. В полости рта такие же волокна вступают в язычный нерв от поднижнечелюстного и подъязычного вегетативных узлов головы. Нижнечелюстная ветвь распадается на чувствительные и двигательные нервы. К чувствительным нервам относятся оболочечный, щечный, ушно-височный, язычный, нижний альвеолярный нервы. Двигательные нервы – это мышечные ветви к жевательным мышцам, челюстно-подъязычной и переднему брюшку двубрюшной, напряжителям барабанной перепонки и мягкого неба.

  1.  Ушно-височный нерв двумя корешками охватывает среднюю менингеальную артерию в крыло-небной ямке и распадается на ветви:
  2.  передние ушные, барабанные, поверхностные височные - для кожи передней части ушной раковины и наружного слухового прохода, барабанной перепонки, кожи височной области;
  3.  околоушные веточки с постганглионарными волокнами от парасимпатического ушного узла - для околоушной слюнной железы.
  4.  Язычный нерв направляется к языку между медиальной и латеральной крыловидными мышцами. Он разветвляется
    1.  1) на язычные веточки, обеспечивающие болевую, температурную и осязательную чувствительность слизистой передних 2/3 языка, в том числе и через нитевидные и конические сосочки, а также передних участков нижней десны;
    2.  на подъязычные веточки - для слизистой оболочки задней трети языка, небно-язычной дужки и небной миндалины;
    3.  на узловые ветви, начинающиеся от поднижнечелюстного и подъязычного парасимпатических узлов и несущие постузловые волокна к одноименным слюнным железам;
    4.  на соединительную ветвь от барабанной струны из VII пары, несущую преганглионарные парасимпатические и вкусовые волокна. Барабанная струна вступает в язычный нерв на уровне межкрыловидного промежутка (между латеральной и медиальной крыловидными мышцами) и кроме желез иннервирует вкусовые луковицы в передних 2/3 языка - в листовидных (кислое)и грибовидных сосочках (соленое и сладкое).
  5.  Нижний альвеолярный нерв проходит по наружной поверхности латеральной крыловидной мышцы и перед входом в мандибулярный канал отдает челюстно-подъязычную ветвь для одноименной мышцы и переднего брюшка дигастрикуса. Далее вступает в мандибулярное отверстие и канал, в котором отходят от него нижние зубные ветви, образующие сплетения вокруг верхушек корней. Из сплетений начинаются пульпарные, десневые и межальвеолярные веточки. Из канала нерв выходит через подбородочное (ментальное) отверстие конечными подбородочными и нижними губными ветвями.
  6.  Щечный нерв проходит между верхней и нижней головками латеральной крыловидной мышцы. На щеку выходит у переднего края жевательной мышцы, следует по мимической щечной мышце, прободает ее и разветвляется в слизистой щеки и угла рта.
  7.  Менингеальная ветвь через остистое отверстие возвращается вместе со средней менингеальной артерией и веной в среднюю черепную яму, где иннервирует твердую мозговую оболочку.
  8.  Мышечные ветви к жевательным мышцам начинаются под овальным отверстием. По названию они совпадают с именами мышц: жевательные, глубокие височные, латеральные и медиальные крыловидные. Кроме того, нижнечелюстной нерв отдает мышечные ветви к напряжителям мягкого неба и барабанной перепонки

12  


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

64835. Педагогическое проектирование и педагогические технологии 241.5 KB
  Определить современное понимание и использование технологий профессионального обучения. Категории технология педагогическая технология технология обучения Сегодня в педагогической и психологической литературе часто встречается понятие технология.
64836. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОММУНИКАЦИЯ И ОСНОВЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГА 502.75 KB
  Сущность стили и генезис педагогического общения Сущность и генезис педагогического общения Педагогическое общение специфическая форма общения имеющая свои особенности и в то же время подчиняющаяся общим психологическим закономерностям присущим общению...
64837. СТРУКТУРА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 482.42 KB
  С учетом понимания деятельности в философии и психологии структуру педагогической деятельности можно представить как единство субъекта и объекта педагогической деятельности, их потребностей, целей, мотивов, методов и средств педагогической деятельности...
64838. Характеристики физических свойств грунтов 163.5 KB
  Такие грунты воспринимают довольно большую статистическую нагрузку, но при динамических нагрузках они теряют свою структуру (в водонасыщенном состоянии) и грунт переходит в суспензию (плывунное состояние).
64839. Устойчивость откосов 130.5 KB
  Причины приводящие к нарушению устойчивости массивов грунта в откосах. Увеличение крутизны откоса подмыв берегов реки Увеличение нагрузки на откос строительство на бровке Обводнение грунтов уменьшение механических характеристик...
64840. Инженерные методы улучшения свойств грунтов (искусственные основания) 319.5 KB
  Инженерные методы улучшения свойств грунтов искусственные основания Строительство линейных инженерных сооружений неизбежно связано с освоением новых территорий расположенных в том числе и на слабых грунтах. При необходимой толщине уплотнения грунта...
64841. Конструктивные меры улучшения оснований 90.5 KB
  Наиболее распространенным следует считать способ замены слабого грунта на достаточно хорошее надежное основание или устройство песчаных подушек. Замена слабого слоя грунта основания устройство песчаных подушек...
64842. Фундаменты глубокого заложения 127.5 KB
  Устройство колодца непосредственно на поверхности грунта. Разработка грунта опускание колодца. Наращивание колодца опускание происходит под собственным весом. Погружение колодца на проектную отметку и удаление из него грунта.
64843. Устройство фундаментов в районах распространения вечномерзлых грунтов 254 KB
  Возможно тиксотоническая трещина по которой прошла вода и оттаял слой грунта с большей теплопроводностью. Однако линзовая мерзлота может образоваться и искусственно на застраиваемых территориях при условии нарушения теплообмена между поверхностью грунта и атмосферой.