76909

Лицевой нерв, его топография, ветви и области иннервации

Доклад

Биология и генетика

VII пара включает два нерва лицевой и промежуточный смешанные нервы двигательные парасимпатические и чувствительные. Промежуточный нерв нередко обозначают как XIII пару и тогда в VII паре остается только лицевой двигательный нерв. Нерв выходит из мозга в поперечной борозде между мостом и продолговатым мозгом латерально от оливы направляясь по задней черепной яме к внутреннему слуховому проходу куда вступает вместе с VIII парой.

Русский

2015-02-01

181.44 KB

7 чел.


 Лицевой нерв

Лицевой нерв, его топография, ветви и области иннервации.

VII пара включает два нерва лицевой и промежуточный - смешанные нервы (двигательные, парасимпатические и чувствительные). Они развиваются вместе с производными второй висцеральной дуги - мимическими мышцами, слизистой оболочкой языка, лицевой артерией и веной, подъязычной костью и некоторыми слуховыми косточками. Промежуточный нерв нередко обозначают как XIII пару, и тогда в VII паре остается только лицевой – двигательный нерв.

Ядра:

1.Чувствительное ядро одиночного пути, общее с IX, X парой (боль, температура, осязание, вкус).

2. Двигательное ядро - для мимической мускулатуры.

3. Парасимпатическое - верхнее слюноотделительное ядро.

Ядра проецируются в краниальном отделе ромбовидной ямки: двигательное ядро – по медиальному возвышению внутрь от лицевого холмика, чувствительное – рядом с верхней ножкой мозжечка, парасимпатическое в ретикулярной формации – между двигательным и чувствительным ядрами. Отростки нейронов двигательного ядра образуют на уровне лицевого холмика петлю вокруг ядра VI пары.

Нерв выходит из мозга в поперечной борозде между мостом и продолговатым мозгом латерально от оливы, направляясь по задней черепной яме к внутреннему слуховому проходу, куда вступает вместе с VIII парой.

Через череп нерв проходит в лицевом канале височной кости (вход на дне внутреннего слухового прохода, выход в шилососцевидном отверстии). В конце канала нерв образует изгиб - коленце лицевого нерва, где находится чувствительный узелок коленца.

Парасимпатические и чувствительные ветви: большой каменистый нерв (парасимпатический), барабанная струна (вкусовые, общечувствительные и парасимпатические волокна), стременной (для гладкой одноименной мышцы слуховой косточки). Все они отходят внутри барабанной полости через отверстия лицевого канала и принадлежат промежуточному нерву.

Большой каменистый нерв состоит из преганглионарных волокон (отростки нейронов верхнего слюноотделительного ядра). Он начинается в области коленца лицевого нерва, выходит из барабанной полости височной кости через расщелину и борозду большого каменистого нерва на передней поверхности височной пирамиды. Пройдя по одноименной борозде, нерв через рваное отверстие покидает среднюю черепную яму и в наружном основании вступает в крыловидный канал, в котором сливается с глубоким каменистым нервом (симпатическим). После объединения возникает нерв крыловидного канала, проходящий в крыловидно-небную ямку. Преганглионарные волокна большого каменистого нерва заканчиваются в крыловидно-небном узле. Часть преганглионарных волокон проходит в язычном нерве (ветви тройничного), попадая в него через соединительную с барабанной струной веточку. Постганглионарные волокна от ушного узла к околоушной слюнной железе идут в составе ушно-височного нерва (из 3-й ветви тройничного). Постганглионарные волокна для подъязычной и поднижнечелюстной слюнных желез идут от одноименных узлов.

Барабанная струна состоит из преганглионарных волокон (аксоны нейронов верхнего слюноотделительного ядра) и длинных отростков псевдоуниполярных клеток узла коленца лицевого нерва. Барабанная струна выходит из барабанной полости через барабанно-каменистую щель и присоединяется к язычному нерву (из 3-й ветви тройничного нерва) в межкрыловидном мышечном промежутке. Струна обеспечивает иннервацию вкусовых сосочков на передних 2/3 слизистой языка — листовидных и грибовидных с восприятием кислого, сладкого и соленого. Часть ее парасимпатических волокон прерывается в поднижнечелюстном и подъязычном узлах. Короткие постганглионарые ветви узлов иннервируют одноименные слюнные железы.

Стременной нерв начинается на уровне нисходящей части лицевого канала. В барабанной полости снабжает гладкую стременную мышцу.

Двигательные ветви лицевого нерва: задний ушной нерв - для заднего брюшка двубрюшной и шилоподъязычной мышцы и околоушное сплетение с отходящими от него височными, скуловыми, щечными, краевыми нижнечелюстными, шейными нервами для мимических мышц лица и подкожной мышцы шеи. Сплетение образуется в толще околоушной слюнной железы тоже из двигательных ветвей. Из него веерообразно расходятся нервы для мимических мышц в ниже следующем порядке.

  1.  Височные стволики иннервируют круговую мышцу глаза, переднюю ушную мышцу, переднее брюшко надчерепной мышцы.
  2.  Скуловые ветви – для круговой мышцы глаза и скуловой.
  3.  Щечные – для скуловых мышц, поднимателей верхней губы и угла рта, круговой мышцы рта, носовой и щечной, мышцы смеха.
  4.  Краевые нижнечелюстные – для опускателей нижней губы и угла рта, подбородочной мышцы.
  5.  Шейные ветви – для подкожной мышцы шеи (платизмы). Эти ветви соединяются над серединой грудино-ключично-сосцевидной мышцы с кожным поперечным нервом из шейного сплетения, образуя поверхностную шейную петлю (смешанный нерв). Петля снабжает иннервацией кожу передней области шеи и платизму.

13  


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

30080. Общая психология: Учебник для вузов 6.29 MB
  Павлова 82 Исследования функциональной асимметрии мозга 112 Теория научения 128 Теории слуха 192 Теории цветового зрения 196 Феноменальная память 280 Патология воли 381 Это интересно Что является механизмами сознания 96 Существует ли явление пси 154 Как происходит передача информации от рецептора в мозг 166 Как человек распознает объект ы 204 Что позволяет человеку адекватно воспринимать окружающий мир 226 Можно ли изучать представления 237 Как происходит кодирование и сохранение информации в памяти 256 Амнезия детства...
30081. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ. УЧЕБНИК ДЛЯ ВУЗОВ 3.36 MB
  Учебник освещает современные подходы к психологическим проблемам воспитания и обучения выражающиеся прежде всего в характеристике предмета задач принципов и методов педагогической психологии науки и сферы практической деятельности. Этический кодекс психолога в России еще не стал регулятором его профессиональной деятельности. Объектом педагогической деятельности являются процессы учения и воспитания а предметом выступает ориентировочная часть деятельности учащихся [10]. В связи со сложностью образовательного процесса существуют тенденции...
30082. ФІЛОСОФІЯ ПРАВА. Навчальний посібник 1.54 MB
  За радянських часів філософія права вважалась буржуазною наукою. Філософія права як дисципліна не вивчалась на юридичних факультетах університетів що звужувало метологічну підготовку майбутніх юристів. На кафедрі філософії Національної академії внутрішніх справ України розроблено навчальну програму з філософії права яка стала основою цього навчального посібника.
30083. Дефектология. Рабочая программа 2.21 MB
  Признаки предметов Закрепить и обобщить представления о свойствах предмета цвет форма размер. Понятия спереди сзади перед за между Закрепить понятия спереди сзади перед за между в практической деятельности. Закрепить представление о цифрах 1 и 2 сформировать умение соотносить их с количеством. Сравнение предметов по одному и двум признакам Закрепить и обобщить представления о свойствах предмета цвет форма размер.
30084. Теория и методика воспитания. Конспект лекций 879 KB
  Теория и методика воспитания. Конспект лекций Издательство: Эксмо год выпуска 2008ISBN: 9785699255900 Серия: Экзамен в кармане Описание: Основополагающими темами предложенными к изучению в данном учебном пособии являются история и сущность воспитания его закономерности и принципы система методов воспитания и личность воспитателя. В книге рассмотрены теория и методика воспитания в зарубежных странах а также недостатки и достоинства теории воспитания в России. Сущность воспитания и его место в целостной структуре образовательного...
30085. Специальная психология. Шпаргалка 1.04 MB
  Принципы психологического изучения аномальных детей. Методы психологического изучения аномальных детей. Обучение и воспитание детей с глубокой умственной отсталостью в России. Психологопедагогическая характеристика детей с олигофренией.
30086. Материальное обеспечение преподавания предмета «Окружающий мир» 38 KB
  Материальную базу обучения естествознанию составляют: кабинет естествознания с учебным оборудованием; уголок живой природы; пришкольный участок с экологической тропой; географическая площадка. Уголок живой природы это место для хранения живых растений и животных подготовки опытов с ними проведения внеурочных и внеклассных занятий. Уголок живой природы может быть в кабинете естествознания и являться его составной частью. Требования к уголку живой природы.
30087. Исторический экскурс в развитие отечественной методики преподавания естествознания 41 KB
  Естествознание как учебный предмет перестало существовать в общеобразовательной школе Возвращение естествознания в школу произошло после длительного перерыва лишь в 1852 г. Существенный вклад в развитие методики естествознания внес А. он опубликовал план построения школьного курса естествознания.
30088. Принципы и критерии отбора содержания 30 KB
  Принципы и критерии отбора содержания Одним из критериев отбора содержания образования являются принципы обучения. Принципы от лат. Коменский в своей Великой дидактике определил только два принципа: природосообразности и народности. В современных условиях основоположники дидактических систем и авторы учебных программ формулируют свои авторские принципы которых насчитывается несколько десятков.