76909

Лицевой нерв, его топография, ветви и области иннервации

Доклад

Биология и генетика

VII пара включает два нерва лицевой и промежуточный смешанные нервы двигательные парасимпатические и чувствительные. Промежуточный нерв нередко обозначают как XIII пару и тогда в VII паре остается только лицевой – двигательный нерв. Нерв выходит из мозга в поперечной борозде между мостом и продолговатым мозгом латерально от оливы направляясь по задней черепной яме к внутреннему слуховому проходу куда вступает вместе с VIII парой.

Русский

2015-02-01

181.44 KB

5 чел.


 Лицевой нерв

Лицевой нерв, его топография, ветви и области иннервации.

VII пара включает два нерва лицевой и промежуточный - смешанные нервы (двигательные, парасимпатические и чувствительные). Они развиваются вместе с производными второй висцеральной дуги - мимическими мышцами, слизистой оболочкой языка, лицевой артерией и веной, подъязычной костью и некоторыми слуховыми косточками. Промежуточный нерв нередко обозначают как XIII пару, и тогда в VII паре остается только лицевой – двигательный нерв.

Ядра:

1.Чувствительное ядро одиночного пути, общее с IX, X парой (боль, температура, осязание, вкус).

2. Двигательное ядро - для мимической мускулатуры.

3. Парасимпатическое - верхнее слюноотделительное ядро.

Ядра проецируются в краниальном отделе ромбовидной ямки: двигательное ядро – по медиальному возвышению внутрь от лицевого холмика, чувствительное – рядом с верхней ножкой мозжечка, парасимпатическое в ретикулярной формации – между двигательным и чувствительным ядрами. Отростки нейронов двигательного ядра образуют на уровне лицевого холмика петлю вокруг ядра VI пары.

Нерв выходит из мозга в поперечной борозде между мостом и продолговатым мозгом латерально от оливы, направляясь по задней черепной яме к внутреннему слуховому проходу, куда вступает вместе с VIII парой.

Через череп нерв проходит в лицевом канале височной кости (вход на дне внутреннего слухового прохода, выход в шилососцевидном отверстии). В конце канала нерв образует изгиб - коленце лицевого нерва, где находится чувствительный узелок коленца.

Парасимпатические и чувствительные ветви: большой каменистый нерв (парасимпатический), барабанная струна (вкусовые, общечувствительные и парасимпатические волокна), стременной (для гладкой одноименной мышцы слуховой косточки). Все они отходят внутри барабанной полости через отверстия лицевого канала и принадлежат промежуточному нерву.

Большой каменистый нерв состоит из преганглионарных волокон (отростки нейронов верхнего слюноотделительного ядра). Он начинается в области коленца лицевого нерва, выходит из барабанной полости височной кости через расщелину и борозду большого каменистого нерва на передней поверхности височной пирамиды. Пройдя по одноименной борозде, нерв через рваное отверстие покидает среднюю черепную яму и в наружном основании вступает в крыловидный канал, в котором сливается с глубоким каменистым нервом (симпатическим). После объединения возникает нерв крыловидного канала, проходящий в крыловидно-небную ямку. Преганглионарные волокна большого каменистого нерва заканчиваются в крыловидно-небном узле. Часть преганглионарных волокон проходит в язычном нерве (ветви тройничного), попадая в него через соединительную с барабанной струной веточку. Постганглионарные волокна от ушного узла к околоушной слюнной железе идут в составе ушно-височного нерва (из 3-й ветви тройничного). Постганглионарные волокна для подъязычной и поднижнечелюстной слюнных желез идут от одноименных узлов.

Барабанная струна состоит из преганглионарных волокон (аксоны нейронов верхнего слюноотделительного ядра) и длинных отростков псевдоуниполярных клеток узла коленца лицевого нерва. Барабанная струна выходит из барабанной полости через барабанно-каменистую щель и присоединяется к язычному нерву (из 3-й ветви тройничного нерва) в межкрыловидном мышечном промежутке. Струна обеспечивает иннервацию вкусовых сосочков на передних 2/3 слизистой языка — листовидных и грибовидных с восприятием кислого, сладкого и соленого. Часть ее парасимпатических волокон прерывается в поднижнечелюстном и подъязычном узлах. Короткие постганглионарые ветви узлов иннервируют одноименные слюнные железы.

Стременной нерв начинается на уровне нисходящей части лицевого канала. В барабанной полости снабжает гладкую стременную мышцу.

Двигательные ветви лицевого нерва: задний ушной нерв - для заднего брюшка двубрюшной и шилоподъязычной мышцы и околоушное сплетение с отходящими от него височными, скуловыми, щечными, краевыми нижнечелюстными, шейными нервами для мимических мышц лица и подкожной мышцы шеи. Сплетение образуется в толще околоушной слюнной железы тоже из двигательных ветвей. Из него веерообразно расходятся нервы для мимических мышц в ниже следующем порядке.

  1.  Височные стволики иннервируют круговую мышцу глаза, переднюю ушную мышцу, переднее брюшко надчерепной мышцы.
  2.  Скуловые ветви – для круговой мышцы глаза и скуловой.
  3.  Щечные – для скуловых мышц, поднимателей верхней губы и угла рта, круговой мышцы рта, носовой и щечной, мышцы смеха.
  4.  Краевые нижнечелюстные – для опускателей нижней губы и угла рта, подбородочной мышцы.
  5.  Шейные ветви – для подкожной мышцы шеи (платизмы). Эти ветви соединяются над серединой грудино-ключично-сосцевидной мышцы с кожным поперечным нервом из шейного сплетения, образуя поверхностную шейную петлю (смешанный нерв). Петля снабжает иннервацией кожу передней области шеи и платизму.

13  


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

52875. Особливості навчання англійської мови молодших школярів 216 KB
  У сучасних умовах іноземна мова розглядається як засіб спілкування і залучення до культури іншого народу. Це поступово стає домінуючою стратегією викладання іноземної мови в початковій школі. Особлива увага приділяється навчанню іноземної мови школярів в початкових класах, бо в дитинстві схильність до вивчення мов набагато більша.
52876. «В чарівній країні англійської мови» «In the Magic Land of English» Сценарій позакласного заходу з англійської мови (7 клас) 138 KB
  Every season is beautiful in its own way but Autumn is a wonderful season. It's like an old woman who is still beautiful and comes to breakfast in her diamonds. Who lights a million candles over the gabled roof and never looks back to see them black, The trees are beautiful in their fantastic yellow, red, golden and brown dresses. The ground is like a carpet of many colours.And everybody feels happy.
52877. The Week of English 1.46 MB
  Аfter World War II Pablo Picasso, was responsible for the decisive use of the dove of peace: his lithograph designed for the international peace congress in Paris, 1949, features the white ancestor of a new family of doves. Since then, graphic artists have produced an endless series of doves of peace in different shapes.
52878. Будемо святкувати. Let’s celebrate 228.5 KB
  Today's topic is «Let’s celebrate». Сьогодні нас запросили на вечірку до ведмедика. You are invited to the teddy bear birthday party. Але шлях до нього далекий і важкий. But this way is long and difficult. Він зачарований. It is magic. Тут ви можете побачити багато метеликів. Here you can see a lot of butterflies. Вони теж непрості, кожен має якесь завдання, яке нам треба виконати, щоб потрапити на свято. They are not simple, everyone has the task for you, which you should do to come to the party. Та вам треба бути дуже уважними. But you should be very attentive.
52880. Школа. School 1.18 MB
  Розробка уроку з англійської мови за темою School 2 клас Тема. Розвивальні цілі: розвивати лексичні навички та навички мовлення; формувати в учнів вміння переключатися на різні види діяльності; розвивати творче та логічне мислення память увагу; розвивати вміння римувати слова Виховні цілі: прищеплювати інтерес до вивчення англійської мови любов до школи Методи: ілюстративний аудіювання гра Засоби навчання: презентаціяілюстрації за темою завдання для виконання вправ під час аудіювання та розрізані...
52881. FOOD. SHOPPING. (3 клас) 51.5 KB
  Equipment: pictures of different kinds of food; texts for jigsaw reading; parts of the “puzzle pictures” in envelopes; a cassette, some sheets of paper with incomplete dialogues for pupils to fill in the gaps; a cap, some money and a basket for role-playing.
52882. Контроль читання з англійської мови у 3 класі за підручником “ New Let’s Learn English” 62 KB
  Hello. My name is Jim. I live in Eastbourne. I am nine. I like reading and playing football. I have got very nice toys. My favourite toys are a spaceship and a kite. I keep them in the cupboard. I also like watching videos. After school I like playing computer games.
52883. Святковий поїзд. Проектна робота 745 KB
  Закріпити вживання ЛО з теми «Місяці. Пори року». Розвивати лексичні, граматичні, мовленнєві навички, пам ять, мислення, фонетичний слух. Перевірити рівень мовної та мовленнєвої компетенції учнів. Тренувати в аудіюванні. Формувати здатність працювати в парі, групі.