7691

Предмет и задачи дидактики

Лекция

Педагогика и дидактика

ТЕМА: Предмет и задачи дидактики. План Общее понятие о дидактике. Возникновение и развитие теории обучения и образования. 1.Общее понятие о дидактике. Дидактика - раздел педагогической науки. Педагогика и дидактика находятся в соотн...

Русский

2013-01-27

35.11 KB

107 чел.

ТЕМА: Предмет и задачи дидактики.

План

  1.  Общее понятие о дидактике.
  2.  Возникновение и развитие теории обучения и образования.

1.Общее понятие о дидактике.

Дидактика – раздел педагогической науки. Педагогика и дидактика находятся в соотношении целого и частного. Слово «дидактика» происходит от греческого «дидаско», что в переводе означает «учить».

Дидактика – это теория обучения, которая исследует содержание, методы и формы организации обучения.

Исторически сложилось так, что термин «дидактика», введенный в научный оборот немецким педагогом В.Ратке (1571-1635), назвавший свой курс лекций «Краткий отчет из дидактики, или искусство обучения Ратихия». В широкое употребление термин «дидактика» ввел великий чешский педагог Ян Амос Коменский (1592-1670), опубликовавший в 1657 г. в Амстердаме свой знаменитый труд «Великая дидактика». Я.А.Коменский определял дидактику как «всеобщее искусство всех учить всему».

Предметом дидактики является обучение, понимаемое как единый процесс преподавания и учения.

Дидактика рассматривает процесс обучения в его неразрывном единстве с воспитанием учащегося.

Задачами дидактики являются:

  1.  Определение содержания образования и его объема на каждом уровне обучения.
  2.  Описание и объяснение процесса обучения.
  3.  Разработка теоретических моделей процесса обучения и проверка их на практике.
  4.  Разработка более совершенной организации процесса обучения, новых обучающих систем и новых технологий обучения.

Дидактика отвечает на 2 основных вопроса:

 «Чему учить?»                                                                            «Как учить?»

Вопрос касается                                                                          Этот вопрос касается

отбора содержания                                                                     принципов, методов,

обучения, разработки                                                                форм и средств

образовательных стандартов,                                                обучения, технологий

учебных планов и программ                                                       обучения

В процессе обучения и образования учащиеся овладевают системой научных знаний, умений и навыков, обеспечивается развитие качеств воспитанности и способностей школьников.

Дидактика тесно связана с отдельными методиками, которые рассматривают своеобразие обучения той или иной дисциплине.

Частные методики отличаются от дидактики большей конкретностью. Так, дидактика рассматривает общие вопросы организации учебной работы на уроке, экскурсиях и т.п. Методика преподавания русского языка, к примеру, изучает специфику организации и проведения уроков по чтению, грамоте, чистописанию.

Дидактика рассматривает наблюдение как метод наглядного обучения, применяемый на занятиях по всем дисциплинам. В методике преподавания природоведения этот метод конкретизируется раскрытием специфических особенностей наблюдений метеорологических, сезонных, дневных, ночных и.т.д.

Кроме общей дидактики, существует большое число частных дидактик, т.е. методики преподавания различных учебных предметов (например, методика преподавания математики, физики и т.д.) – они изучают особенности преподавания конкретных предметов.

Дидактика – основа частных методик. В свою очередь, она опирается на практику преподавания конкретных учебных дисциплин и обогащается ее данными.

2.   Возникновение и развитие теории обучения и образования.

Обучение как особый вид общественной деятельности возникло еще в Древнем мире и в средние века. В соответствии с изменившимися общественными потребностями создаются условия для становления теории обучения и образования, которая наиболее четкое оформление получила в труде великого чешского педагога Я.А. Коменского (1592-1670) «Великая дидактика» (1632).

Чешский педагог впервые выдвинул задачу «всех учить всему». Он подверг острой критике схоластическое догматическое обучение в условиях средневековья. Что можно прививать сознанию, отмечал он, «...навязывалось, вдалбливалось, даже вколачивалось насильно». Я.А. Коменский отмечал, что истина всех знаний - ощущения, чувственное восприятие, нет ничего в уме, чего ранее не было бы в ощущениях. Естественно, и учить детей следует путем наблюдений окружающих их вещей, выявления причинных связей.

Великий чешский педагог требовал, чтобы каждый ученик все изучал сам собственными чувствами, пробовал все произносить и делать, начинал все применять в соответствующих упражнениях в наблюдении, в речи, в практике. Я.А. Коменский впервые обосновал принципы, правила обучения, его формы и методы. Счастлив народ, утверждал он, богатый хорошими школами, учебниками, учреждениями и методами обучения и воспитания.

Английский педагог Д. Локк (1632-1704) «Мысли о воспитании» (1693) разработал концепцию воспитания джентльмена, формирования у него готовности к «взрослой жизни», ранней профессионализации.

За идею развития познавательной самостоятельности ребенка выступил французский педагог Ж.Ж. Руссо (1712-1778). В своем труде «Эмиль, или О воспитании» (1762) он выдвинул концепцию, согласно которой обучение детей следует проводить с учетом их интересов, запросов, потребностей. Ж.Ж. Руссо подверг критике современный ему книжный характер обучения, голословные объяснения, изложения. Мы, подчеркивал Ж.Ж. Руссо, придаем слишком большое значение словам: нашим болтливым воспитанием мы создаем только болтунов. Он призывал широко использовать живое созерцание детьми в процессе изучения ими окружающей природы. Труд, по его мнению, позволяет целенаправленно развивать умственные силы ребенка и обеспечивает процесс его социализации, воспитанник должен «работать, как крестьянин, а думать, как философ».

Немецкий педагог И.Ф. Гербарт (1776-1841) разработал теорию «воспитывающего обучения», объединяя процесс преподавания и учения личности. Он считал, что процесс обучения должно строить по четырем ступеням:

  1.  ясности - выделение материала, углубленное его рассмотрение;
  2.  ассоциации - связь нового материала с прошлыми знаниями;
  3.  системы - формирование выводов, понятий, законов;
  4.  методы - применение полученных знаний.

Швейцарский педагог И.Г. Песталоцци (1746-1827) в трудах «Лингард и Гертруда» (1781-1787), «Лебединая песнь» (1826) обосновал теорию элементарного образования. Им раскрыты основные элементы всякого познания: число, форма, слово. И.Г. Песталоцци выдвинул задачу развития у детей всех сил и способностей, дара речи, письма, наблюдательности, способности считать, измерять путем упражнений. Чтобы изменить людей, по его утверждению, их надо любить. Влияние на них пропорционально любви к ним. Труд, утверждал И.Г. Песталоцци, важнейший элемент всестороннего воспитания и развития детей.

Считая главной и высшей задачей обучения развитие у детей внимания, памяти, мышления, немецкий педагог А. Дистервег (1790-1866) в работе «Руководство для немецких учителей» (1835) рекомендует приучать школьников самостоятельно выполнять задания, развивать их дремлющие силы и способности. В школе, по его словам, должно царить мышление, вопросы, ответы, искания и нахождения. Только те знания, умения и навыки имеют ценность, подчеркивал он, которые приобретаются самостоятельным путем, собственными силами. Поэтому ученик всего должен достигнуть сам, чего он сам не приобретет и не выработает в себе, тем он не станет и того он не будет иметь.

Великий русский педагог К.Д. Ушинский (1824-1870) значительно продвинул вперед теорию обучения и образования по пути ее научного развития. В своем труде «Человек как предмет воспитания» (1868) он, в основном с материалистических позиций, раскрыл психолого-педагогические основы, содержание, принципы, формы, методы начального обучения. Чувственный опыт, по его утверждению, — основа, источник познания, ум ребенка развивается в процессе усвоения реальных знаний, умений и навыков. К основной закономерности детской природы К.Д. Ушинский относил стремление к деятельности. Он рекомендовал ставить детей в такие условия, при которых они могли бы «проявить самостоятельность ума», как можно больше самостоятельности в деле умственного приобретения, в поисках правильных выводов. Теоретическую разработку основ дидактики К.Д. Ушинский сочетал с созданием и применением учебных пособий. По его книгам, учебникам «Родное слово» (1864), «Детский мир» (1861) учились несколько поколений детей, многие десятилетия пользовались учителя начальных классов его методическими рекомендациями.

К.Д. Ушинский остро критиковал тех, кто недооценивал научные рекомендации и кичился своим большим стажем работы в школе. Нигилизм в педагогической науке может принести вред делу обучения и воспитания подрастающего поколения. Чем менее люди знакомы с теорией обучения и воспитания, отмечал он, тем они невежественнее.

Прогрессивные педагогические идеи К.Д. Ушинского нашли свое отражение в трудах В.П.Вахтерова (1853-1924), П.Ф. Каптерева (1849-1922).

Основное место они отводили развитию у младших школьников познавательной самостоятельности. До чего ученик дошел сам, подчеркивал В.П. Вахтеров, он усваивает более сознательно, больше ценит, дольше помнит и лучше применяет на практике. П.Ф. Каптерев требовал, чтобы ученик в процессе обучения проявлял необходимую собственную умственную деятельность, приобретал способность правильно логически мыслить и говорить, самостоятельно отыскивать ответы на вопросы, неизвестные результаты, новые выводы, умел учиться.

Значительно педагогическое наследие Л.Н. Толстого (1818-1910). Особое внимание он уделял развитию самостоятельности, творчества детей, формированию у них готовности «из частностей самим делать сообщения». В Яснополянской школе учащиеся писали сочинения о хлебе, селе, избе, дереве, событиях. «Если ученик в школе не научился сам ничего творить, - отмечал Л.Н. Толстой, - то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать».

В советский период проблема дальнейшего совершенствования содержания и методик начального образования, соединения образования и воспитания с общественно полезным трудом, с развитием у них способностей и интересов разрабатывали А.В. Луначарский (1875-1933), П.П. Блонский (1884-1941), С.Т.Шацкий (1878-1941), А.С.Макаренко (1888-1939), В.А.Сухомлинский (1918-1970).

В широком психолого-педагогическом плане рассмотрели актуальные проблемы дальнейшего совершенствования обучения и образования (А.М. Арсеньев, Э.И. Моносзон), обосновали целостность обучения как единства всех его компонентов, повышение эффективности процесса обучения, развитие познавательной самостоятельности учащихся (М.А. Данилов, Б.П. Есипов, И.Т. Огородников и др.), развитие познавательных интересов школьников (Г.И. Щукина).

Результаты исследований советских ученых нашли отражение в ряде концепций управления познавательной деятельностью школьников. Одна из этих концепций основывается на сочетании решения задач поискового характера, проблемного изложения учебного материала с усвоением готовых представлений, понятий, выводов (М.Н. Скаткин, М.М. Махмутов, И.Я. Лернер); творческом подходе к обучению, осознанному отбору и использованию оптимальных из ряда возможных форм, методов обучения, кратчайшим путем ведущих к решению поставленных задач, обеспечивающих достижение наилучших результатов (Ю.К. Бабанский).

Широкое распространение получила концепция  развивающего обучения. Опираясь на научные труды Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, Л.В. Занков показали возросшие познавательные возможности младших школьников, готовность их при определенном содержании и условиях обучения к более широкому обобщению, способность к абстракции, решению познавательных задач, к овладению большим теоретическим материалом, раскрыли некоторые пути сочетания усвоения учебного материала с ускорением развития психической деятельности.

Педагоги-новаторы внесли реальный вклад на ряде направлений теории обучения. Реализуется в практике обучения идея сотрудничества, гуманности, доброжелательного отношения к детям (Ш.А. Амонашвили), использование опорных схем (С.Н. Лысенкова, В.Ф. Шаталов), развития творческих способностей детей (И.П. Волков). Накапливается опыт работы авторских систем в школах развивающего обучения (№ 133, 429 -В.В. Давыдов, Л.В. Занков); адаптирующей педагогики (№ 109 Е.А. Ямбург); самоопределения (№ 734 А.Н.Тубельский); технологии обучения и воспитания (№ 825 В.А.Караковский); школа творчества (школа № 2 пос. Реутово - И.П. Волков); школа мастеров (№ 293 - А.Е. Глозман); агрошкола (А.А. Католиков) и др.

ТЕМА: Структура и основные категории дидактики.

План

  1.   Структура дидактики.
  2.  Основные категории дидактики.

1.Структура дидактики.

 В дидактике традиционно выделяют 7 разделов, ее структуру можно представить схемой.

Дидактика

Содержание образования

Процесс обучения

Принципы и закономерности обучения

Методы обучения и средства обучения

Организационные формы обучения

Методы контроля результатов обучения

Технологии обучения и дидактические системы

В первом разделе дидактики рассматривается вопросы содержания обучения, учебные планы и программы.

Во втором разделе исследуется процесс обучения в различных дидактических системах.

В третьем разделе рассматривается законы и закономерности, присущие процессу обучения и вытекающие из них принципы обучения.

В четвертом рассматриваются методы обучения и неразрывно с ними связанные средства обучения.

В пятом разделе рассматривается организация формы осуществления учебного процесса.

В шестом разделе рассматриваются методы контроля результатов обучения, которые обеспечивают обратную связь в педагогическом процессе.

В седьмом разделе рассматриваются существующие технологии и системы обучения, как традиционные, так и новаторские.

2.Основные категории дидактики.

Преподавание – процесс деятельности преподавателя в ходе обучения, направленный на передачу учащимся знаний, умений и навыков.

Учение – процесс познавательной деятельности ученика в ходе обучения.

Обучение – такая познавательная деятельность, в которой учащиеся по руководством учителя овладевают ЗУН, развивают свои познавательные способности, формируют мировоззрение.

Обучение рассматривается как единство двух процессов – преподавания и учения.

Образование - система приобретенных в процессе обучения ЗУН, способов мшления.

Знания – это усвоенная учебно-познавательная информация (факты, правила, законы, закономерности).

Умения – сформированная у учащихся способность совершать действия на основе полученных знаний.

Навыки – автоматизированные умения (быстрое и безошибочное выполнение).

Форма обучения – способ внешней организации процесса обучения (это урок, лекция, семинар, экскурсия, домашняя работа).

Цель обучения – то, к чему стремится обучение, будущее, на которое направлены усилия.

Содержание обучения (образования) – система научных знаний, практических умений и навыков, способов деятельности и мышления, которыми ученики овладевают в процессе обучения.

Метод обучения – способ достижения цели и задач обучения.

Средства обучения – предметная поддержка учебного процесса; это различные объекты, используемые учителем и учениками в процессе обучения; это разнообразнейшие материалы и орудия учебного процесса, благодаря использованию которых более успешно и за рационально сокращенное время достигаются поставленные цели обучения (учебники, компьютеры и т.д.). Результаты обучения – это то, к чему приходит обучение, следствие учебного процесса, степень реализации намеченной цели.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

6362. Створення і використання таблиць 43 KB
  Створення і використання таблиць Для створення таблиць необхідно відкрити вкладку Вставка і знайти групу команд Таблицы. Після клацання по кнопці Таблица відкриється меню з параметрами створення таблиці. З меню можна вибрати один із варіа...
6363. Структура і функції соціології як науки 67 KB
  Структура і функції соціології як науки План: Структура соціологічної науки. Функції соціології. Структура соціологічної науки Соціологія як наука про соціальні відносини, механізми та закономірності функціонування і розвитку різно...
6364. Соединительная ткань 1.47 MB
  Соединительная ткань Соединительная ткань преобладает в организме и очень важна. Среди её функций главные функции: защитная (противоинфекционная защита, ограничение тканевых повреждений, репарация) опорно-структурная. Задача настоящей лекции о...
6365. Організація індивідуально-виховної роботи в підрозділі 142.5 KB
  Загальне керівництво виховною роботою здійснює командир підрозділу. У підрозділах виховну роботу організують та проводять заступники командирів з виховної роботи. При плануванні, організації та проведенні виховної роботи враховуються типові за...
6366. Особливості професійного спілкування 69 KB
  Особливості професійного спілкування План Види, типи і форми професійного спілкування. Функції спілкування. Утруднення в спілкуванні. Спілкування завжди пов’язане з певним предметом спілкування, який визначає сутність, специфі...
6367. Психологічні особливості, типологія студентів і формування студентського колективу 124 KB
  Психологічні особливості, типологія студентів і формування студентського колективу План Психологічні особливості студентського віку. Типологія студентів. Діалектика становлення і розвитку студентського колективу: академічної групи,...
6368. Політичні партії і партійні системи зарубіжних країн 37.93 KB
  Політичні партії і партійні системи зарубіжних країн План 1. Політичні партії: поняття, сутність, функції. 2. Класифікація політичних партій, їх організаційна структура. 3. Інституціоналізація політичних партій. 4. Партійні системи зарубіжних країн....
6369. Політичні ідеї античого світу 95 KB
  Політичні ідеї античого світу 1 Вчення Платона державу Проблема державного ладу була, є і буде однією із самих складних і суперечливих проблем, що стоять перед людством. Безліч людей уже тисячі років намагаються зрозуміти, якою держава повинна бути ...
6370. Загальнотеоретичні аспекти організації роботи органів публічної влади в Україні 159.5 KB
  Загальнотеоретичні аспекти організації роботи органів публічної влади в Україні 1. Поняття, види та ознаки органів публічної влади . 2. Система органів публічної влади в Україні .3. Принципи організації й діяльності органів публічної влади в У...