76910

Преддверно-улитковый нерв. VIII пара черепных нервов и топография ее ядер. Проводящие пути органов слуха и равновесия

Доклад

Биология и генетика

Преддверная и улитковая части VIII пары объединяются во внутреннем слуховом проходе и направляются через заднюю черепную яму к мозговому стволу к его поперечной борозде между мостом и продолговатым мозгом где латеральнее лицевого и промежуточного нервов входят во внутрь моста и заканчиваются синапсами на ядрах вестибулярного поля моста. Вестибулярное поле находится в латеральных углах ромбовидной ямки на него проецируются два улитковых и четыре вестибулярных ядра залегающих в вентролатеральных отделах моста. Улитковые ядра: переднее и...

Русский

2015-02-01

183.89 KB

3 чел.


 Преддверно-улитковый нерв

VIII пара черепных нервов и топография ее ядер. Проводящие пути органов слуха и равновесия.

VIII пара - преддверно-улитковые нервы - чувствительные, развиваются вместе с органом слуха и равновесия из заднего мозгового пузыря и представляют часть проводящего пути слухового и вестибулярного анализаторов.

Воспринимающий аппарат в рецепторном поле в виде эпителиально-сенсорных (волосковых), поддерживающих и базальных клеток располагается внутри височной кости – в улитке и полукружных каналах внутреннего уха, а именно:

  1.  в спиральном органе на барабанной лестнице и базиллярной пластинке улитки - для органа слуха;
  2.  в пятнах эллиптического и сферического мешочков, ампулярных гребешках в полукружных протоках (каналах) - для органа равновесия.

На клетках рецепторного поля замыкаются синапсами короткие периферические отростки нейронов, расположенных в преддверном и спиральном узлах внутреннего уха.

Преддверный узел лежит на дне внутреннего слухового прохода, периферические отростки его нейронов образуют короткие нервы: ампулярные - передний, задний и латеральный и мешотчатые – эллиптический, сферический, которые заканчиваются в рецепторном поле.

Спиральный узел лежит в спиральном канале улитки, и его нервы через каналы модиолуса достигают рецепторного слоя.

Преддверная и улитковая части VIII пары объединяются во внутреннем слуховом проходе и направляются через заднюю черепную яму к мозговому стволу – к его поперечной борозде между мостом и продолговатым мозгом, где латеральнее лицевого и промежуточного нервов входят во внутрь моста и заканчиваются синапсами на ядрах вестибулярного поля моста.

Вестибулярное поле находится в латеральных углах ромбовидной ямки, на него проецируются два улитковых и четыре вестибулярных ядра, залегающих в вентролатеральных отделах моста.

Улитковые ядра: переднее и заднее располагаются одно вентральнее другого и сбоку от ядер органа равновесия.

Вестибулярные ядра: медиальное (ядро Швальбе), латеральное (ядро Дейтерса), верхнее (ядро Бехтерева), нижнее (ядро Роллера) занимают медиальную позицию по отношению к улитковым ядрам.

Периферический отдел вестибулярного анализатора состоит из двух микроанатомических частей отолитовой мембраны и желатинозной купулы с воспринимающими импульсы волосковыми, эпителиальными сенсорными клетками.

  1.  Волосковые клетки, расположенные в пятнах эллиптического и сферического мешочков, принимают линейные гравитационные ускорения и вибрацию, а также противостоящие им мышечные усилия и мышечный тонус, что необходимо для определения пространственного положения тела.
  2.  Волосковые сенсоэпителиоциты в ампулярных гребешках полукружных каналов воспринимают угловые ускорения и положение тела при перемещениях его в пространстве.

Сенсорные эпителиоциты обеих частей взаимодействуют между собой, т.к. объединены эфферентными отростками нейронов преддверного узла.

Плод с 14-15 недель уже воспринимает и корректирует свое положение, т.к. эфферентные узловые волокна миелинизированы и быстро проводят импульсы.

Сенсорные гребешки в ампулах у человека имеют полулунную форму. Отроги их заполняют окружность ампулы наполовину. Над гребешком нависает эллиптическая купула (студневидный колпачок), канальцы которой пронизаны волосковыми отростками сенсорных эпителиоцитов. Субкупулярное пространство заполнено эндолимфой, благодаря движениям которой купула способна перемещаться и вызывать колебания волосков (стерео- и киноцилий). Эндолимфа вызывает перемещения отолитовой мембраны и желатинозной купулы по стерео- и киноцилиям волосковых эпителиоцитов, что вызывает раздражение, улавливаемое нервами преддверного узла.

Вестибулярный проводящий путь

Восходящая часть состоит из аксонов клеток вестибулярных ядер, расположенных в латеральном углу ромбовидной ямки – это вторые нейроны. В преддверных узлах лежат первые нейроны, центральные отростки которых формируют часть VIII пары.

Главный путь - вестибуломозжечковый - волокна его проходят по нижней мозжечковой ножке в кору червя (узелок). Задний продольный пучок направляется к подкорковым центрам зрения, имеет ответвление в мозжечок для координации со зрительным анализатором. Третьи нейроны - грушевидные нейроны мозжечковой коры заканчиваются отростками в зубчатом ядре и ядре шатра, где находятся четвертые нейроны.

Нисходящая часть пути состоит из нейронов ядер шатра и зубчатого, от которых начинаются волокна мозжечково-преддверного пути, проходящие в составе мозжечково-ядерного пути по нижней мозжечковой ножке в латеральное вестибулярное ядро. Из латерального вестибулярного ядра импульс переключается на преддверно-спинномозговой путь в боковых канатиках спинного мозга и на задний продольный пучок.

Из зубчатого ядра начинаются также денто-рубральный и денто-таламический пути. Оба они устанавливают связи с экстрапирамидной системой.

Вестибулярные импульсы в кору большого мозга приходят через мозжечок по денто-таламическому и таламо-кортикальному путям, попадая в верхнюю и среднюю височные извилины, в нижнюю часть постцентральной извилины.

Слуховой проводящий путь

Воспринимающий аппарат слухового анализатора — волосковые клетки на базилярной мембране в спиральном органе. От них импульс получают терминальные окончания биполярных нейронов, лежащих в спиральном узле улитки.

Центральные отростки биполярных клеток спирального узла формируют улитковую часть нерва, которая вместе с преддверной выходит через внутренний слуховой проход в заднюю черепную яму и вступает в борозду между мостом и продолговатым мозгом, направляясь к нейронам улитковых ядер заднего мозга. Переднее и заднее слуховые (улитковые) ядра находятся в вестибулярном поле ромбовидной ямки, что занимает латеральный угол.

Отростки клеток переднего ядра переходят на противоположную сторону, образуя трапециевидное тело моста. Отростки клеток заднего ядра формируют мозговые полоски IV желудочка, которые по срединной борозде ромбовидной ямки погружаются в глубину мозга и присоединяются к волокнам трапециевидного тела.

В мосту волокна переднего ядра изгибаются в латеральную сторону (начало латеральной петли) и идут в ее составе вместе с волокнами заднего слухового ядра к подкорковым центрам. Медиальное коленчатое тело и нижние холмики - подкорковые центры слуха - принимают аксоны улитковых ядер. Слуховой путь проходит через заднюю ножку внутренней капсулы. Конечный пункт восходящего слухового пути - верхняя височная извилина с ее короткими поперечными бороздами и извилинами.

В нижних холмиках среднего мозга происходит переключение слухового пути на нисходящий экстрапирамидный путь - тектоспинальный тракт.

14  


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

22093. СОЦИАЛИЗАЦИЯ КАК СОЦИАЛНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ 46 KB
  Сущность социализации состоит в том что в ее процессе человек формируется как член того общества к которому он принадлежит. Эмиль Дюркгейм один из первых обративший внимание на проблему социализации подчеркивал что любое общество стремится сформировать человека в соответствии с имеющимися у него моральными интеллектуальными и даже физическими идеалами. Процесс социализации неразрывно связан с общением и совместной деятельностью людей.Парыгин: Процесс социализации вхождение в социальную среду приспособление к ней освоение...
22094. СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НЕДОСТАТКАМИ В УМСТВЕННОМ И ФИЗИЧЕСКОМ РАЗВИТИЯХ 27 KB
  Главной и основной целью всего процесса реабилитации является включение нетипичного ребенка в жизнь социума и его реабилитация. Воздействие идет на тело и психику ребенка. При этом должны учитываться возможность включения компенсаторных механизмов самого ребенка с ограниченными возможностями. Основная цель этого уровня достичь наибольшего физического оздоровления ребенка помочь ему в осознании своей личности поэтому работу необходимо проводить совместно с медицинскими и психологическими службами.
22095. СПЕЦИФИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА 26 KB
  Действительно в профессиональной деятельности учителя и соц. Учитель выполняет главным образом образовательную функцию передает молодому поколению знания и социокультурный опыт накопленный обществом. В центре же внимания соц.
22096. СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С ПОДРОСТКАМИ, СКЛОННЫМИ К СУИЦИДАЛЬНОМУ ПОВЕДЕНИЮ 61 KB
  Суицидальное поведение включает в себя кроме самого суицидального акта еще и покушения попытки и проявления. Суицидальные попытки молодежи в подавляющем большинстве имеют оттенок манипулятивности в чем проявляется принципиальное отличие суицидального поведения у лиц этой возрастной категории. К внешним формам суицидального поведения относят: суицидальные попытки; завершенный суицид.Личко выделяет три типа суицидального поведения у подростков: демонстративное аффективное и истинное.
22097. МЕТОДИКА И ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 73.5 KB
  Выражение соц. технология появилась в 7080е годы в связи с необходимостью разработки социальных проблем в обществе. Социальнопедагогическая технология совокупность приемов и методов применяемых соц.
22098. ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ПОДРОСТКАМИ С АДДИКТИВНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ 80.5 KB
  Основные понятие и виды аддиктивного поведения 2. Этапы становления аддиктивного поведения. Основные понятия и виды аддиктивного поведения. Аддиктивное поведение одна из форм деструктивного поведения которая выражается в стремлении к уходу от реальности путем изменения своего психического состояния посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксации внимания на определенных предметах или активностях видах деятельности что сопровождается развитием интенсивных эмоций.
22099. Особенности социально-педагогической профилактики молодежного вандализма 63 KB
  В угоду идеологическим стереотипам явление вандализма достаточно долго связывали у нас в стране с не нашим образом жизни термин вандализм до 80х годов использовался только для обозначения противоправных действий подростков в зарубежных странах а коль проблема стыдливо умалчивалась естественно она не изучалась. Данные статистики показывают что характерной чертой вандализма является то что в его актах участвуют прежде всего молодые люди. Пик молодежного вандализма приходится на 11 13 лет и занимает заметное место в структуре...
22100. ГРУППА СВЕРСТНИКОВ КАК ФАКТОР СОЦИАЛИЗАЦИИ. МОЛОДЕЖНАЯ СУБКУЛЬТУРА 50 KB
  В процессе социализации личности группа сверстников выполняет следующие функции: приобщение к культуре и нормам данного общества; научение полоролевому поведению; научение поведению соответствующему этнической религиозной региональной социальной принадлежности членов группы; помощь членам группы в достижении автономии от общества; создание условий для развития самосознания самоопределения а также для самореализации и самоутверждения. Любой класс дифференцируется на подгруппы по разным признакам: социальному расслоению по...
22101. ДЕВИАЦИЯ КАК СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА 306 KB
  Девиантное поведение один из видов отклоняющегося поведения связанный с нарушением социальных норм и правил поведения. выделил следующие стадии развития отклоняющегося поведения: неодобряемое поведение эпизодические шалости озорство; порицаемое поведение систематические проступки осуждение со стороны воспитателей; девиантное поведение; делинквентное предпреступное поведение; преступное поведение; деструктивное поведение. Девиантные поступки вначале бывают ситуативными спровоцированные обстоятельствами затем изменения в...