76911

Языкоглоточный нерв. IX пара черепных нервов, их ядра, топография и области иннервации

Доклад

Биология и генетика

IX пара языкоглоточные нервы смешанные развиваются из заднего мозгового пузыря. Корешки нерва 45 выходят позади оливы продолговатого мозга и сливаются в короткий ствол. Чувствительные узлы нерва: верхний в яремном отверстии нижний в области каменистой ямки височной кости содержат псевдоуниполярные нейроны центральные отростки которых формируют чувствительный корешок нерва.

Русский

2015-02-01

180.17 KB

1 чел.


 Языкоглоточный нерв 

IX пара черепных нервов, их ядра, топография и области иннервации.

IX пара - языкоглоточные нервы - смешанные, развиваются из заднего мозгового пузыря.

Ядра:

  1.  Чувствительное ядро одиночного пути, общее для VII, IX, X пары (боль, температура, осязание, вкус).
  2.  Двигательное - двойное ядро, общее для IX, X пары.
  3.  Парасимпатическое - нижнее слюноотделительное ядро. Все ядра проецируются в нижней части ромбовидной ямки, располагаясь в дорзальной части продолговатого мозга. Нижнее слюноотделительное ядро лежит в ретикулярной формации между нижним оливным и двойным ядрами.

Ядра IX пары вместе с нейронами ретикулярной формации и ядром XII пары образуют глотательно-рвотный центр.

Корешки нерва (4-5) выходят позади оливы продолговатого мозга и сливаются в короткий ствол. Он проходит в задней черепной яме до яремного отверстия, через которое покидает полость черепа вместе с X, XI парами и внутренней яремной веной.

Чувствительные узлы нерва: верхний (в яремном отверстии), нижний (в области каменистой ямки височной кости) содержат псевдоуниполярные нейроны, центральные отростки которых формируют чувствительный корешок нерва. После выхода из яремного отверстия черепа языкоглоточный нерв ложится позади внутренней сонной артерии, а ниже – между внутренней яремной веной и внутренней сонной артерией. Затем нерв, дугообразно изгибаясь, направляется вниз и вперед и проходит к языку и глотке между шилоглоточной и шилоязычной мышцами. В языке и глотке распадается на конечные ветви.

Ветви IХ пары:

  1.  барабанный нерв,
  2.  синусная ветвь к сонному синусу и сонному клубочку общей сонной артерии,
  3.  глоточные ветви для глоточного сплетения и двигательная ветвь для шилоглоточной мышцы;
  4.  миндаликовые ветви к небным дужкам и небным миндалинам,
  5.  соединительная ветвь для связи с ушной ветвью блужающего нерва.

Барабанный нерв начинается из нижнего узла языкоглоточного нерва. Через барабанный каналец височной кости входит в барабанную полость, где образует в слизистой оболочке барабанное сплетение с участием симпатических сонно-барабанных нервов. Конечная его ветвь - малый каменистый нерв, содержащий преганглионарные парасимпатические волокна, выходит из черепа через одноименную расщелину височной кости и рваное отверстие. Нерв заканчивается в ушном узле (под овальным отверстием), откуда постганглионарные волокна идут в составе ушно-височного нерва к околоушной слюнной железе.

Язычные ветви распространяются в корне языка, обеспечивая иннервацию слизистой задней трети органа, где находятся валикообразные сосочки (восприятие горького) и по краю языка листовидные сосочки, вкусовые луковицы которых воспринимают кислое.

15  


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

82767. Царство Грибов. Плесневые грибы 40.08 KB
  Дидактическая цель: Создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации средствами критического мышления. Тип урока: комбинированный( изучения нового материала и первичное закрепление); Методы обучения: частично – поисковый, репродуктивный...
82768. С любовью на все времена. Ко Дню 8 Марта 41 KB
  Без солнца не цветут цветы без любви нет счастья без женщин нет любви без матери нет ни поэта ни героя. Горький Ведущий что может быть на свете священнее имени матери Человек еще не сделавший ни одного шага по земле и только только начинающий лопотать неуверенно и старательно складывает...
82769. «Literary quiz». Внеклассное мероприятие для учащихся 9-ых классов 28.43 KB
  Выбор темы внеклассного мероприятия по английскому языку обусловлен ее актуальностью и местом в системе уроков английского языка. Время проведения мероприятия: 40 минут Место проведения: кабинет английского языка. Содержание и методика мероприятия: учащиеся делятся на две команды соответствующие...
82770. Русский лес. Иван Соколов-Микитов. Е. Баратынский. Где сладкий шепот… 299.5 KB
  Цель: учить выразительно читать, оценивать качество чтения и содержание прочитанного, находить нужные части содержания; развивать речь, чувство прекрасного, эстетический вкус и художественное восприятие; воспитывать бережное отношение к природе.
82771. Твоя домівка 196.5 KB
  Підручник з основ здоров’я ноутбук проектор екран слайд-шоу фрагменти з мультфільмів виставка Візитна карточка моєї домівки. Тож і ми часу не гаймо Урок основ здоров’я починаймо. Повторення вивченого Мозковий штурм Що ви зробили сьогодні зранку щоб бути здоровими Що зробите для цього ввечері...
82772. Овочі і фрукти, молочні продукти, їх значення для росту і розвитку 774 KB
  Вчити учнів розпізнавати корисні і шкідливі продукти харчування пояснити чому дітям потрібно вживати овочі фруктимолочні продукти щодня; пояснити значення харчування для здоров’’я; виховувати свідоме ставлення до свого здоров’’я. Сюжетні малюнки: овочі фрукти молочні і м’ясні продукти тістечка цукерки торти...
82773. Я і Україна. Довкілля 78 KB
  Мета уроку: розширити знання учнів про пори року; збагачувати уявлення молодших школярів про красу рідної природи; розвивати спостережливість, допитливість, творчу уяву, мислення, зв’язне мовлення; збагачувати словниковий запас; прищеплювати любов до природи та бережливе ставлення до довкілля.
82774. Досліджую свою оселю 107.5 KB
  Мета: вчити учнів досліджувати своє довкілля, робити висновки зі своїх досліджень, формувати у дітей уявлення про різноманітність архітектурних споруд, викликати інтерес до пізнання через дослідження, розвивати прагнення прикрасити, зробити комфортнішою свою оселю, виховувати активну позицію...
82775. В. Берестов Альбом для рисования. А. Лельевр Белые гуси 103 KB
  Какого цвета были гуси Почему люди говорили что они синие Как изменился цвет гусей ночью в Выборочное чтение. Рассказ учителя о цветах и их оттенках. Но люди заметили что цветовое разнообразие основано на трех цветах желтом красном синем.