76912

Блуждающий нерв, его ядра, их топография; ветви и области иннервации

Доклад

Биология и генетика

Краниальная часть нерва отдает ветви: менингиальную веточку для твердой мозговой оболочки в задней черепной яме; ушную ветвь которая через сосцевидный каналец и барабаннососцевидную щель подходит к коже наружного слухового прохода и ушной раковине. Ветви шейной части: глоточные к глоточному сплетению и через него к слизистой мышцамконстрикторам глотки мышцам мягкого неба кроме напряжителя из тройничного нерва шейные верхние сердечные ветви к сердечным сплетениям гортанные верхние нервы к перстнещитовидной мышце наружная...

Русский

2015-02-01

181.14 KB

3 чел.


 Блуждающий нерв

Блуждающий нерв, его ядра, их топография; ветви и области иннервации.

X пара - правый и левый блуждающие нервы, n. n. vagi, – самые длинные и разветвленные черепные нервы. Они в брюшной полости называются вагальными стволами: передним и задним. Вагусы относятся к смешанным нервам и развиваются из заднего мозгового пузыря.

Ядра:

  1.  Чувствительное - ядро одиночного пути (боль, температура, осязание, вкус) - общее с VII, IX, X парами.
  2.  Двигательное - двойное ядро, общее с IX парой.
  3.  Парасимпатическое - заднее ядро.

Все ядра проецируются в нижней части ромбовидной ямки, залегая в продолговатом мозге; заднее ядро занимает треугольник блуждающего нерва.

Ядра X пары вместе с ретикулярными нейронами образуют дыхательный и сердечный центры.

Многочисленные корешки нерва выходят из задней боковой борозды продолговатого мозга, объединяются в ствол, который через заднюю черепную яму направляется к яремному отверстию. Через Х пара выходит из полости черепа вместе с IX, XI парами и внутренней яремной веной.

Чувствительные узлы: верхний и нижний лежат в стволе нерва под яремным отверстием, содержат псевдоуниполярные нейроны.

Блуждающий нерв имеет части: краниальную, шейную, грудную, брюшную (вагальные стволы - передний и задний). Из черепных нервов он самый длинный и разветвленный и обеспечивает чувствительную и парасимпатическую иннервацию почти всех внутренних органов, исключая тазовые. Его центральные нейроны в заднем ядре своими преганглионарными отростками достигают периферических, парасимпатических нейронов, расположенных внутри органов иннервируемых блуждающим нервом.

Краниальная часть нерва отдает ветви:

  1.  менингиальную веточку для твердой мозговой оболочки в задней черепной яме;
  2.  ушную ветвь, которая через сосцевидный каналец и барабанно-сосцевидную щель подходит к коже наружного слухового прохода и ушной раковине.

Шейная часть нерва находится между внутренней яремной веной и внутренней, общей сонными артериями, входя в состав сосудисто-нервного каротидного пучка шеи. Он проецируется по внутреннему краю грудино-ключично-сосцевидной мышцы.

Ветви шейной части:

  1.  глоточные - к глоточному сплетению и через него к слизистой, мышцам-констрикторам глотки, мышцам мягкого неба, кроме напряжителя (из тройничного нерва),
  2.  шейные верхние сердечные ветви к сердечным сплетениям,
  3.  гортанные верхние нервы к перстне-щитовидной мышце (наружная ветвь), к слизистой гортани и корню языка (внутренняя ветвь).
  4.  Гортанные возвратные нервы: правый начинается на уровне подключичной артерии, левый - на уровне нижнего края дуги аорты. Оба возвращаются на шею в борозде между трахеей и пищеводом, иннервируя трахею, гортань, щитовидную и паращитовидные железы.
  5.  Ветви гортанных возвратных нервов: трахеальные, пищеводные, нижние шейные сердечные. Конечная ветвь – это гортанный нижний нерв к слизистой гортани и всем ее мышцам, кроме перстне-щитовидной.

Грудная часть блуждающих нервов располагается в заднем средостении, имеет ветви: грудные сердечные, бронхиальные. Оба блуждающих нерва образуют пищеводное сплетение вокруг средней и нижней трети органа.

Брюшная часть нерва - вагальные стволы - через диафрагму проходят вместе с пищеводом, благодаря пищеводному отверстию.

  1.  Передний вагальный ствол отдает ветви передние желудочные и печеночные.
  2.  Задний вагальный ствол - задние желудочные и чревные.
  3.  Чревные ветви смешиваются с чревным (симпатическим) сплетением и вместе с его ветвями идут к печени, селезенке, поджелудочной железе, почкам, тонкой кишке и большей части толстой кишки (вплоть до нисходящего ее отдела), участвуя в образовании интраорганных сплетений и через них иннервируя перечисленные органы.

16  


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

76511. Формы контроля знаний, умений и навыков учащихся на уроках русского языка 33 KB
  Формы контроля знаний умений и навыков учащихся на уроках русского языка. Устный опрос На уроках контроль знаний учащихся осуществляется в виде фронтальной и индивидуальной проверки. При фронтальном опросе за короткое время проверяется состояние знаний учащихся всего класса по определенному вопросу или группе вопросов. Индивидуальный устный опрос позволяет выявить правильность ответа по содержанию его последовательность самостоятельность суждений и выводов степень развития логического мышления культуру речи учащихся.
76512. Понятие «компетенция» в методике русского языка. Виды компетенций 28 KB
  Понятие компетенция в методике русского языка. Введение понятия компетенция в методику преподавания русского языка в школе связано с поисками более точного строгого определения целей обучения с выявлением уровней владения языком иначе говоря с ответом на вопрос как ученик владеет языком. Коммуникативная компетенция предполагает овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения....
76513. Методическое наследие и его роль в развитии методики русского языка 33 KB
  Методическое наследие и его роль в развитии методики русского языка Возникновение методики преподавания русского языка датируют 1844 годом годом выхода в свет книги Федора Ивановича Буслаева О преподавании отечественного языка но еще задолго до этого исследования появлялись работы которые сейчас мы могли бы называть методическими пособиями. Срезневского 1812-–1870 больше известного как автора словаря древнерусского языка но ему принадлежат и методические работы. Автор рекомендует не ограничиваться в школе изучением литературного...
76514. Внеклассная работа по русскому языку 29.5 KB
  Дети по своему усмотрению выбирают тот или другой вид внеклассной работы. Второй принцип принцип равного права как сильных так и слабых школьников на участие во внеклассной работе. Интерес к внеклассной работе не возникает стихийно; он развивается при определенных условиях которые создаются учителем т. Принцип развития способностей детей лежит в основе любой внеклассной работы в том числе и работы по русскому языку и литературе.
76515. Факультативные занятия по русскому языку 33.5 KB
  Как показано в главе о содержании образования в учебные планы общеобразовательных школ включены факультативные занятия по предметам которые изучаются по выбору самих учащихся. Следовательно факультативные занятия проводятся на добровольных началах и по выбору самих учащихся параллельно с изучением обязательных предметов. С помощью факультативных занятий школа призвана решать следующие задачи: а удовлетворять запросы в более глубоком изучении отдельных предметов которые интересуют учащихся б развивать учебнопознавательные интересы...
76516. Формирование языковой и лингвистической компетенции на уроках русского языка 26.5 KB
  Формирование языковой и лингвистической компетенции на уроках русского языка.:Языковая компетенция способность учащихся употреблять слова их формы синтаксические структуры в соответствии с нормами литературного языка использовать его синонимические средства в конечном счете владение богатством языка как условие успешной речевой деятельности. В преподавании русского языка как родного и как неродного формирование языковой компетенции занимает неодинаковое место. В первом случае дети усваивают звуковую и лексическую системы...
76517. Формирование коммуникативной компетенции на уроках русского языка 38 KB
  Формирование коммуникативной компетенции на уроках русского языка. Однако охарактеризованные знания и умения еще не обеспечивают общения адекватного коммуникативной ситуации. Очень важное место в коммуникативной компетенции занимают собственно коммуникативные умения и навыки выбрать нужную языковую форму способ выражения в зависимости от условий коммуникативного акта33 т. умения и навыки речевого общения сообразно коммуникативной ситуации.
76518. Формирование культуроведческой компетенции на уроках русского языка 26 KB
  Формирование культуроведческой компетенции на уроках русского языка. УЧЕБНИК: Культуроведческая компетенция предполагает осознание языка как формы выражения национальной культуры взаимосвязи языка и истории народа национальнокультурной специфики русского языка владение нормами русского речевого этикета культурой межнационального общения. Быстрова:Современный период развития методики преподавания языков характеризует обостренный интерес к культуроносной кумулятивной функции языка к обучению языку как средству приобщения к...
76519. Методы исследования в методике русского языка 26 KB
  Эксперимент: 1 поисковый ориентирующий эксперимент выявление проблемных зон в процессе обучения определенному предмету разделу теме; 2 констатирующий эксперимент экспериментальный срез проводящийся для подтверждения определенной гипотезы посредством тестирования и анкетирования; 3 обучающий эксперимент процесс обучения определенной группы учащихся по какойлибо новой методике программе учебному пособию и т.; 4 корректирующий эксперимент устранение недостатков выявленных в процессе обучающего эксперимента; 5 контрольный...