76912

Блуждающий нерв, его ядра, их топография; ветви и области иннервации

Доклад

Биология и генетика

Краниальная часть нерва отдает ветви: менингиальную веточку для твердой мозговой оболочки в задней черепной яме; ушную ветвь которая через сосцевидный каналец и барабаннососцевидную щель подходит к коже наружного слухового прохода и ушной раковине. Ветви шейной части: глоточные к глоточному сплетению и через него к слизистой мышцамконстрикторам глотки мышцам мягкого неба кроме напряжителя из тройничного нерва шейные верхние сердечные ветви к сердечным сплетениям гортанные верхние нервы к перстнещитовидной мышце наружная...

Русский

2015-02-01

181.14 KB

3 чел.


 Блуждающий нерв

Блуждающий нерв, его ядра, их топография; ветви и области иннервации.

X пара - правый и левый блуждающие нервы, n. n. vagi, – самые длинные и разветвленные черепные нервы. Они в брюшной полости называются вагальными стволами: передним и задним. Вагусы относятся к смешанным нервам и развиваются из заднего мозгового пузыря.

Ядра:

  1.  Чувствительное - ядро одиночного пути (боль, температура, осязание, вкус) - общее с VII, IX, X парами.
  2.  Двигательное - двойное ядро, общее с IX парой.
  3.  Парасимпатическое - заднее ядро.

Все ядра проецируются в нижней части ромбовидной ямки, залегая в продолговатом мозге; заднее ядро занимает треугольник блуждающего нерва.

Ядра X пары вместе с ретикулярными нейронами образуют дыхательный и сердечный центры.

Многочисленные корешки нерва выходят из задней боковой борозды продолговатого мозга, объединяются в ствол, который через заднюю черепную яму направляется к яремному отверстию. Через Х пара выходит из полости черепа вместе с IX, XI парами и внутренней яремной веной.

Чувствительные узлы: верхний и нижний лежат в стволе нерва под яремным отверстием, содержат псевдоуниполярные нейроны.

Блуждающий нерв имеет части: краниальную, шейную, грудную, брюшную (вагальные стволы - передний и задний). Из черепных нервов он самый длинный и разветвленный и обеспечивает чувствительную и парасимпатическую иннервацию почти всех внутренних органов, исключая тазовые. Его центральные нейроны в заднем ядре своими преганглионарными отростками достигают периферических, парасимпатических нейронов, расположенных внутри органов иннервируемых блуждающим нервом.

Краниальная часть нерва отдает ветви:

  1.  менингиальную веточку для твердой мозговой оболочки в задней черепной яме;
  2.  ушную ветвь, которая через сосцевидный каналец и барабанно-сосцевидную щель подходит к коже наружного слухового прохода и ушной раковине.

Шейная часть нерва находится между внутренней яремной веной и внутренней, общей сонными артериями, входя в состав сосудисто-нервного каротидного пучка шеи. Он проецируется по внутреннему краю грудино-ключично-сосцевидной мышцы.

Ветви шейной части:

  1.  глоточные - к глоточному сплетению и через него к слизистой, мышцам-констрикторам глотки, мышцам мягкого неба, кроме напряжителя (из тройничного нерва),
  2.  шейные верхние сердечные ветви к сердечным сплетениям,
  3.  гортанные верхние нервы к перстне-щитовидной мышце (наружная ветвь), к слизистой гортани и корню языка (внутренняя ветвь).
  4.  Гортанные возвратные нервы: правый начинается на уровне подключичной артерии, левый - на уровне нижнего края дуги аорты. Оба возвращаются на шею в борозде между трахеей и пищеводом, иннервируя трахею, гортань, щитовидную и паращитовидные железы.
  5.  Ветви гортанных возвратных нервов: трахеальные, пищеводные, нижние шейные сердечные. Конечная ветвь – это гортанный нижний нерв к слизистой гортани и всем ее мышцам, кроме перстне-щитовидной.

Грудная часть блуждающих нервов располагается в заднем средостении, имеет ветви: грудные сердечные, бронхиальные. Оба блуждающих нерва образуют пищеводное сплетение вокруг средней и нижней трети органа.

Брюшная часть нерва - вагальные стволы - через диафрагму проходят вместе с пищеводом, благодаря пищеводному отверстию.

  1.  Передний вагальный ствол отдает ветви передние желудочные и печеночные.
  2.  Задний вагальный ствол - задние желудочные и чревные.
  3.  Чревные ветви смешиваются с чревным (симпатическим) сплетением и вместе с его ветвями идут к печени, селезенке, поджелудочной железе, почкам, тонкой кишке и большей части толстой кишки (вплоть до нисходящего ее отдела), участвуя в образовании интраорганных сплетений и через них иннервируя перечисленные органы.

16  


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

82390. Обзор зарубежных публикаций по проблематике социальной поддержки 359 KB
  В реферативном обзоре рассматриваются различные теоретические подходы к определению и измерению социальной поддержки. Однако основой различных определений социальной поддержки являются три категории: ресурсы социальной сети оказание социальной поддержки и оценка принятой социальной поддержки.
82391. От значения слова – к правильному написанию 2.35 MB
  Место урока в системе урока 10 урок в главе И снова о главном работнике в языке - слове Форма и тип урока Урок зачёт Образовательная цель и задачи Цель: вспомнить способ подбора проверочных однокоренных слов для имён существительных имён прилагательных глаголов: от значения слова - к правильному...
82392. Типичная русская еда 49.5 KB
  Задачи направленные на достижение метапредметных результатов: регулятивные УУД формирование умения принимать и сохранять учебные задачи; формирование умения планировать контролировать и оценивать свою деятельность деятельность группы; познавательные УУД формирование умения использовать различные...
82393. Односоставные предложения 87.5 KB
  Обобщить изученный материал об односоставных предложениях. В чём же преимущество увиденной рекламы Чем она больше всего запоминается Простотой изложения лаконичностью легкостью ненавязчивостью Какие предложения использованы в этом рекламном ролике Односоставные В этой рекламе прозвучали стихи...
82394. Н.В.Гоголь «Мертвые души». История замысла, жанр и композиция поэмы, логика последовательности ее глав 38.91 KB
  Цели: помочь учащимся разобраться в замысле, композиции, смысле названия, жанре произведения Н.В.Гоголя; создать условия, способствующие развитию культуры монологической речи, умения обобщать, сопоставлять и делать выводы; воспитывать духовно-нравственную личность, адаптированную к современным...
82395. Неравенства. Конспект урока математики в 8 классе 684 KB
  Цель урока: развивать умение обобщать правильно отбирать способы решения неравенств; расширять общий кругозор. Задачи урока: Образовательные: Расширить обобщить и систематизировать знания о линейных неравенствах; Повторить понятие неравенства алгоритм решения неравенства с одной переменной...
82396. Герб. Флаг. Гимн 32.05 KB
  Цель: формирование представлений о происхождении и истории символики государства России; формирование устойчивой учебно-познавательной мотивации к предмету. Оборудование: компьютер физическая карта России мультимедиапроектор энциклопедия книги о символике.
82397. Волны в океане 57.5 KB
  Цели и задачи: объяснить образование ветровых волн цунами приливов; Описание строения ветровых волн; Практическое использование приливной волны; Совершенствовать умение работы с картами атласа. Приходилось ли вам наблюдать волны на поверхности реки моря Что вы можете о них вспомнить?
82398. А.И. Куприн «Барбос и Жулька» 44.55 KB
  Так о каком же животном пойдёт речь сегодня Какие породы собак вам известны И тема нашего урока А. На свете множество собак И на цепи и просто так: Собак служебных пограничных Дворовых шариков обычных И молодых пугливых шавок Что тявкать любят из подлавок И тех изнеженных болонок Чей нос курнос...