76913

Прибавочный и подъязычный нервы

Доклад

Биология и генетика

Обе пары XI XII по выходе из черепа идут между внутренней яремной веной и внутренней сонной артерией и ложатся под заднее брюшко двубрюшной мышцы. Из черепа ствол нерва выходит через яремное отверстие вместе с IX X парами и внутренней яремной веной занимая при этом латеральное положение. Внутренняя веточка для соединения с блуждающим нервом; наружная ветвь – для трапециевидной и грудиноключичнососцевидной мышц; Наружная ветвь проходит между внутренней яремной веной и внутренней сонной артерией а затем уходит под заднее брюшко...

Русский

2015-02-01

181.56 KB

0 чел.


 Прибавочный и подъязычный нервы

XI, XII пары черепных нервов, их ядра, топография и области иннервации.

Обе пары (XI, XII) по выходе из черепа идут между внутренней яремной веной и внутренней сонной артерией и ложатся под заднее брюшко двубрюшной мышцы. Но после этого XI пара устремляется к грудино-ключично-сосцевидной и трапециевидной мышцам, в которых и заканчивается своими разветвлениями. XII пара, дугообразно изгибаясь, направляется в корень языка для иннервации его интраорганных мышц.

XI пара - добавочные нервы (прибавочные) - двигательные нервы, развиваются из заднего мозгового пузыря и шейной части нервной трубки.

Ядра двигательные — два: одно - в продолговатом мозге и проецируется на медиальное возвышение в нижней части ромбовидной ямки, другое - в передних рогах шейных верхних сегментов спинного мозга.

Корешки - черепные и спинномозговые, выходят из задней латеральной борозды продолговатого и спинного мозга, объединяясь в ствол, который находится в задней черепной яме у яремного отверстия.

Из черепа ствол нерва выходит через яремное отверстие вместе с IX, X парами и внутренней яремной веной, занимая при этом латеральное положение.

Ветви.

  1.  Внутренняя веточка - для соединения с блуждающим нервом; наружная ветвь – для трапециевидной и грудино-ключично-сосцевидной мышц;
  2.  Наружная ветвь проходит между внутренней яремной веной и внутренней сонной артерией, а затем уходит под заднее брюшко дигастрикуса и направляется к грудино-ключично-сосцевидной мышце.

XII пара - подъязычные нервы - двигательные, развиваются из заднего мозгового пузыря и верхнего шейного отдела нервной трубки.

Двигательное ядро находится в подъязычном треугольнике ромбовидной ямки продолговатого мозга и передних рогах первого шейного сегмента. Вместе с ядрами IX пары и ретикулярными нейронами образует глотательно-рвотный центр.

Многочисленные корешки выходят в борозде между пирамидой и оливой продолговатого мозга. В задней черепной яме объединяются в единый ствол перед выходом из полости черепа, которую ствол покидает через канал подъязычного нерва под мыщелками затылочной кости. После выхода из канала нерв направляется книзу и вперед, огибает блуждающий нерв и внутреннюю сонную артерию с латеральной стороны, потом проходит между внутренней сонной артерией и внутренней яремной веной. Под шилоподъязычной мышцей и задним брюшком двубрюшной мышцы вступает в поднижнечелюстной треугольник и, дугообразно изгибаясь, поднимается к языку.

Подъязычный нерв своей дугой в поднижнечелюстном треугольнике шеи участвует в образовании маленького (3х4 мм), но важного язычного треугольника Н. И. Пирогова. Впереди и медиально он ограничен задним краем челюстно-подъязычной мышцы, сзади и латерально – подъязычным нервом и язычной веной, внизу – промежуточным сухожилием двубрюшной мышцы. Дном треугольника является подъязычно-язычная мышца. Если раздвинуть волокна этой мышцы, то обнажается язычная артерия. Ее перевязку в язычном треугольнике и предложил знаменитый хирург и анатом Н. И. Пирогов, подробно описав ориентиры – стороны и дно треугольника, которые становятся хорошо заметными только при максимальной запрокинутой и повернутой в противоположную сторону голове.

Ветви подъязычного нерва: язычные - к мышцам языка и нисходящая ветвь для подподъязычных мышц. Она соединяется с передними ветвями 1-го и 3-го шейных спинномозговых нервов и образует глубокую шейную петлю для иннервации 4-х инфрагиоидных мышц. Петля располагается под грудино-ключично-сосцевидной мышцей. Она проходит впереди общей сонной артерии, отдавая ветви к грудино-подъязычной, грудино-щитовидной, щитовидно-подъязычной, лопаточно-подъязычной мышцам.

17  


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

13103. Сабақтың тақырыбы: ЕР ТАРҒЫН 47.5 KB
  4 Ана тілі 4сынып Сабақтың тақырыбы: ЕР ТАРҒЫН Сабақтың мақсаты: Батырлар жыры туралы оқушыларға жанжақты түсінік беру. Елін қорғау Отанын халқын сүю батырлар жырының басты қасиеттері екендігін оқушыларға ұғындыру. Ер Тарғынның ...
13104. Сыныптарға арналған «Соңғы қоңырау» салтанатты жиынының сценарийі 59.5 KB
  11 сыныптарға арналған Соңғы қоңырау салтанатты жиынының сценарийі. 2008 жыл. Фанфары Жүргізушілер шығады: Медетов М.О. және Құдайбергенова Шұғыла. Мият: Армысыздар ұстаздар оқушылар Қош бол алтын ұя мектебім атты салатанатты жиынға жиналған қауым.
13105. 1917-1941 ж.ж.кеңес мектебі мен педагогикасы 83.5 KB
  1917-1941 ж.ж.кеңес мектебі мен педагогикасы. Мектептің революциялық қайта құрылуы және алғашқы қадамдары. Халық ағарту ісінің барлық жүйесін қайта құру революцияның алғашқы күндерінен басталады. 1917 жылы 9 қарашадағы декрет бойынша Ағарту ісінің мемлекеттік комисс...
13106. 1941-1970 жж. кеңес мектебі мен педагогикасы 99.5 KB
  1941-1970 жж. кеңес мектебі мен педагогикасы. Ұлы Отан соғысы жылдарындағы мектеп және педагогика. Кеңес халқының фашистік Германияға қарсы соғысы көптеген материалдық күшті керек етті. Еңбекке жарайтын миллиондаған адамдарды бейбіт еңбектен бөлді. Соғыстың ауыр зар...
13107. 1980-1991 ж.ж. Кеңес мектебі мен педагогикасы 57 KB
  1980-1991 ж.ж. Кеңес мектебі мен педагогикасы. Жалпы білім беретін және кәсіби мектеп реформасының егізгі бағыттары 1984. Білім берудің жаңа сипаты мен түрлері дамуы. Жаңашыл мұғалімдердің ғылымитеориялық және әдістемелік ізденісі. Жалпы білім б...
13108. Коменскийдің Ян Амос педагогикалық қызметі мен теориясы. (1592-1670жж) 102.5 KB
  Ян Амос Коменскийдің педагогикалық қызметі мен теориясы. 1592-1670жж. Я.А.Коменскийдің қысқаша ғұмырнамалық деректері. Я.А.Коменскийдің көзқарасының қалыптастыруы. Табиғатқа сәйкес тәрбиелеу қағидасы туралы. Жас кезеңдері. Мектеп жүйесі және оқытудың маз...
13109. А.Құнанбаев, Ш.Құдайбердиев, М.Әуезов шығармаларындағы педагогикалық идеялардың сабақтастығы және оны оқу-тәрбие үрдісіне ендіру 230.5 KB
  СУЛТАНОВА НУРГУЛЬ КАМИЛЬЕВНА А.Құнанбаев Ш.Құдайбердиев М.Әуезов шығармаларындағы педагогикалық идеялардың сабақтастығы және оны оқутәрбие үрдісіне ендіру 13.00.01 Жалпы педагогика педагогика және білім тарихы этнопедагогика Педагогика ғылымдарының кандидаты...
13110. Макаренконың А.С. өмірі мен педагогикалық қызметі 73.5 KB
  А.С.Макаренконың өмірі мен педагогикалық қызметі. Аса көрнекті кеңес педагогі А.С.Макаренко Белополье қаласы бұрынғы Харьков губерниясы темір жол шеберханасының майлау цехының шебері жанұясында дүниеге келді. Кременчук қаласындағы қалалық училищені және пед...
13111. Абай Құнанбаевтың педагогикалық көзқарасы 45.5 KB
  Абай Құнанбаевтың педагогикалық көзқарасы. 18451904 Абай Құнанбаев – қазақ халқының ұлы классик ақыны ағартушы демократы ұлтымыздың рухани мақтанышы. Абай өз ауылында арабша хат танығаннан кейін он жасында Семей қаласындағы Ахмет Ризаның медресесінде 3 жыл оқиды.