76916

Шейный симпатикус. Шейный отдел симпатического ствола: топография, узлы, ветви, области, иннервируемые ими

Доклад

Биология и генетика

Серые соединительные ветви выходят из шейных узлов в шейные спинномозговые нервы а с ними в нервы шейного и плечевого сплетений. Шейный верхний узел имеет веретенообразную форму в длину достигает 2 см в толщину 05 см лежит на длинной мышце головы впереди поперечных отростков IIго и IIIго шейных позвонков но позади внутренней сонной артерии и блуждающего нерва. Из него начинаются следующие симпатические нервы.

Русский

2015-02-01

183.18 KB

0 чел.


 Шейный симпатикус

Шейный отдел симпатического ствола: топография, узлы, ветви, области, иннервируемые ими.

Шейный отдел симпатического ствола состоит из верхних, средних и нижних узлов (правых и левых), связанных между узловыми ветвями. Причем межузловые соединения второго шейного и шейно-грудного (звездчатого) узлов нередко представлены 2-3 стволиками, то есть нижняя межузловая ветвь вокруг подключичной артерии раздваивается, образуя подключичную петлю. Шейные узлы расположены среди глубоких мышц шеи, впереди поперечных отростков шейных позвонков, но позади превертебральной фасции.

Белые соединительные ветви, состоящие из преганглионарных волокон, приходят из верхних отделов латерального промежуточного вещества спинного мозга, которые лежат на уровне VIII-го шейного и грудных верхних сегментов. Они до шейного верхнего узла поднимаются по межузловым ветвям.

Серые соединительные ветви выходят из шейных узлов в шейные спинномозговые нервы, а с ними в нервы шейного и плечевого сплетений.

Общее число узлов в шейном отделе колеблется от 2 до 6, самый маленький узел – средний, иногда может отсутствовать. Нижний узел нередко сливается с первым, вторым грудными узлами, образуя крупный узел звездчатой формы (ganglion stellatum).

Шейный верхний узел имеет веретенообразную форму, в длину достигает 2 см, в толщину - 0,5 см, лежит на длинной мышце головы впереди поперечных отростков II-го и III-го шейных позвонков, но позади внутренней сонной артерии и блуждающего нерва.

Из него начинаются следующие симпатические нервы.

  1.  Внутренний сонный нерв, который вокруг одноименной артерии формирует симпатическое околососудистое сплетение, распространяющееся по ветвям артерии ко всем органам ею кровоснабжаемым. В сонном канале от него начинаются сонно-барабанные нервы для слизистой барабанной полости. В пещеристом синусе сплетение нередко называют по имени синуса. По ходу глазничной артерии сплетение проникает в глазницу, где направляет симпатические волокна в ресничный узел, а из него по коротким ресничным нервам к ресничной мышце и дилататору зрачка для обеспечения зрачкового рефлекса. По передней и средней мозговой артерии сплетение проникает в мозг.
  2.  Глубокий каменистый нерв начинается по выходе сплетения из сонного канала. Через рваное отверстие он достигает крыловидного канала, где объединяется с большим каменистым парасимпатическим нервом в нерв крыловидного канала, выходящий в крылонебную ямку к одноименному с ямкой узлу. Симпатические волокна входят в верхнечелюстной нерв V пары и вместе с его ветвями распространяются в коже средней зоны лица, оболочках глаза, слизистой полости носа и придаточных пазух, небе и верхних зубах.
  3.  Наружный сонный нерв образует симпатическое сплетение по ходу одноименной артерии и её многочисленных ветвей. Они достигают органов лица, где иннервируют сосуды и железы кожи и слизистой, гладкие мышцы.
  4.  Внутреннее и наружное сонное сплетения переходят на общую сонную артерию, окружая ее мощным симпатическим сплетением.
  5.  Яремный нерв по стенке внутренней яремной вены поднимается к наружному основанию черепа в область яремного отверстия, где он отдает соединительные ветви к IX, X, XII паре черепных нервов и в чувствительные узлы языкоглоточного и блуждающего нервов.
  6.  Гортанно-глоточные нервы направляются в гортань и глотку, где участвуют в образовании внутриорганных сплетений.
  7.  Верхний сердечный нерв спускается в грудную полость почти параллельно симпатическому стволу, участвует в образовании глубокого сердечно-аортального сплетения.

Шейный средний узел (не постоянный), не более 0,5 см, лежит кпереди от VI поперечного отростка шейного позвонка и кзади от нижней щитовидной артерии. С верхним узлом он связан одной межузловой ветвью, а с нижним – или звездчатым узлом двумя-тремя ветвями, которые вокруг подключичной артерии образуют симпатическую подключичную петлю. От него отходят:

  1.  средний сердечный нерв, участвующий в формировании глубокого сердечно-аортального сплетения;
  2.  общий сонный и нижний щитовидный нервы - для сплетений одноименных сосудов и щитовидной железы.

Нижний узел (при слиянии с грудными - шейно-грудной или звездчатый узел) лежит на уровне головки первого ребра, в поперечнике достигает 8 мм. От него начинаются:

  1.  подключичные ветви для подключичного сплетения вокруг одноименной артерии и к щитовидной железе, трахее;
  2.  соединительные ветви к блуждающему и диафрагмальному нерву;
  3.  позвоночный нерв - позвоночной артерии, где образуется сплетение, содержащее у VI шейного позвонка маленький ганглий;
  4.  шейный нижний сердечный нерв для сердечно-аортального сплетения.

Все три симпатических сердечных нерва: верхний, средний и нижний могут сливаться в толстый сердечный нерв (ускоряющий нерв И.П. Павлова). При отсутствии среднего узла, что встречается не редко, средний сердечный нерв начинается от межузловой ветви.

Внеорганные сплетения головы и шеи располагаются на сосудах, например, каротидные: общее, наружное, внутреннее окружают одноименные артерии — общую, наружную, внутреннюю сонные и отходящие от них сосудистые ветви. В полости черепа внутреннее сонное сплетение делится на части: пещеристую и мозговую.

Подключичное сплетение находится вокруг подключичной артерии и ее ветвей.

Интраорганные сплетения головы и шеи:

  1.  оральное, глоточное, пищеводное, язычное, сплетения больших слюнных желез;
  2.  щитовидное, гортанное, трахеальное.

По составу волокон и нервных клеток сплетения считаются смешанными, так как имеют чувствительный, симпатический и парасимпатический компоненты.

21  


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

84383. Н. Сладков «Каждый год мы путешествуем вокруг Солнца». И. Бунин «Сегодня на пустой поляне…». О. Высотская «Что нам осень принесла?». Загадка 29.5 KB
  Цели: совершенствовать умения и навыки детей в быстром и выразительном чтении, развивать читательскую компетентность учащихся, пополнять словарный и лексический запас детей, воспитывать любовь к природе.
84384. «Художник-осень» по И. Соколову-Микитову 30 KB
  Золотая осень вырезанные из бумаги листья осины дуба клена; краски Ход урока I Организация класса II Проверка домашнего задания III Мотивация учебной деятельности учащихся Мозговой штурм Прочитайте слова. Кем предстала Осень у поэтессы Маргариты Алигер Осень только взялась за работу...
84385. Де гурт – там і сила. (Німецька народна казка «Бременські музиканти») 48.5 KB
  Мета: удосконалювати навички правильного і виразного читання та навички літературного аналізу твору; вчити дітей працювати в парах; збагачувати словниковий запас учнів; розвивати уміння самостійно працювати з текстом; виховувати почуття товариськості уміння цінувати дружбу.
84386. Невмирущий Кобзар. Тарас Григорович Шевченко – великий народний поет і художник 62 KB
  Ознайомити учнів із творчістю Т. Г. Шевченка, викликати бажання розповідати, слухати вірші, вчити, сприймати зміст поезії на слух та знаходити її відображення в малюнках; розвивати зв’язне мовлення, пам’ять, увагу, вміння виразно читати вірші, збагачувати словниковий запас.
84387. Theatre of the 20th century and beyond 22.06 KB
  The achievements of realism at the end of the 19th century continued to resonate through the turn of the 21st century, but the most influential innovations in early 20th-century theatre came from a vigorous reaction against realism.
84388. Post-modern literature 13.7 KB
  The term Postmodern literature is used to describe certain tendencies in post-World War II literature. It is both a continuation of the experimentation championed by writers of the modernist period (relying heavily, for example, on fragmentation, paradox, questionable narrators, etc.)...
84389. XX Century Literature 22.69 KB
  The lecture introduces the student to British modernism, beginning in the late nineteenth century, and ending with the third decade of the twentieth. We do this by reading fiction, poetry, and some manifestos. Second, we will focus on embodiment: how are body, self, and psyche distinguished for these authors?
84390. 1901-1939 Modernism 17.25 KB
  The movement known as English literary modernism grew out of a general sense of disillusionment with Victorian era attitudes of certainty, conservatism, and objective truth. The movement was greatly influenced by the ideas of Romanticism...
84391. 1940 to the 21st Century 14.67 KB
  Among British writers in the 1940s and 1950s were novelist Graham Greene whose works span the 1930s to the 1980s and poet Dylan Thomas, while Evelyn Waugh, W.H. Auden and T. S. Eliot continued publishing significant work.