76916

Шейный симпатикус. Шейный отдел симпатического ствола: топография, узлы, ветви, области, иннервируемые ими

Доклад

Биология и генетика

Серые соединительные ветви выходят из шейных узлов в шейные спинномозговые нервы а с ними в нервы шейного и плечевого сплетений. Шейный верхний узел имеет веретенообразную форму в длину достигает 2 см в толщину 05 см лежит на длинной мышце головы впереди поперечных отростков IIго и IIIго шейных позвонков но позади внутренней сонной артерии и блуждающего нерва. Из него начинаются следующие симпатические нервы.

Русский

2015-02-01

183.18 KB

0 чел.


 Шейный симпатикус

Шейный отдел симпатического ствола: топография, узлы, ветви, области, иннервируемые ими.

Шейный отдел симпатического ствола состоит из верхних, средних и нижних узлов (правых и левых), связанных между узловыми ветвями. Причем межузловые соединения второго шейного и шейно-грудного (звездчатого) узлов нередко представлены 2-3 стволиками, то есть нижняя межузловая ветвь вокруг подключичной артерии раздваивается, образуя подключичную петлю. Шейные узлы расположены среди глубоких мышц шеи, впереди поперечных отростков шейных позвонков, но позади превертебральной фасции.

Белые соединительные ветви, состоящие из преганглионарных волокон, приходят из верхних отделов латерального промежуточного вещества спинного мозга, которые лежат на уровне VIII-го шейного и грудных верхних сегментов. Они до шейного верхнего узла поднимаются по межузловым ветвям.

Серые соединительные ветви выходят из шейных узлов в шейные спинномозговые нервы, а с ними в нервы шейного и плечевого сплетений.

Общее число узлов в шейном отделе колеблется от 2 до 6, самый маленький узел – средний, иногда может отсутствовать. Нижний узел нередко сливается с первым, вторым грудными узлами, образуя крупный узел звездчатой формы (ganglion stellatum).

Шейный верхний узел имеет веретенообразную форму, в длину достигает 2 см, в толщину - 0,5 см, лежит на длинной мышце головы впереди поперечных отростков II-го и III-го шейных позвонков, но позади внутренней сонной артерии и блуждающего нерва.

Из него начинаются следующие симпатические нервы.

  1.  Внутренний сонный нерв, который вокруг одноименной артерии формирует симпатическое околососудистое сплетение, распространяющееся по ветвям артерии ко всем органам ею кровоснабжаемым. В сонном канале от него начинаются сонно-барабанные нервы для слизистой барабанной полости. В пещеристом синусе сплетение нередко называют по имени синуса. По ходу глазничной артерии сплетение проникает в глазницу, где направляет симпатические волокна в ресничный узел, а из него по коротким ресничным нервам к ресничной мышце и дилататору зрачка для обеспечения зрачкового рефлекса. По передней и средней мозговой артерии сплетение проникает в мозг.
  2.  Глубокий каменистый нерв начинается по выходе сплетения из сонного канала. Через рваное отверстие он достигает крыловидного канала, где объединяется с большим каменистым парасимпатическим нервом в нерв крыловидного канала, выходящий в крылонебную ямку к одноименному с ямкой узлу. Симпатические волокна входят в верхнечелюстной нерв V пары и вместе с его ветвями распространяются в коже средней зоны лица, оболочках глаза, слизистой полости носа и придаточных пазух, небе и верхних зубах.
  3.  Наружный сонный нерв образует симпатическое сплетение по ходу одноименной артерии и её многочисленных ветвей. Они достигают органов лица, где иннервируют сосуды и железы кожи и слизистой, гладкие мышцы.
  4.  Внутреннее и наружное сонное сплетения переходят на общую сонную артерию, окружая ее мощным симпатическим сплетением.
  5.  Яремный нерв по стенке внутренней яремной вены поднимается к наружному основанию черепа в область яремного отверстия, где он отдает соединительные ветви к IX, X, XII паре черепных нервов и в чувствительные узлы языкоглоточного и блуждающего нервов.
  6.  Гортанно-глоточные нервы направляются в гортань и глотку, где участвуют в образовании внутриорганных сплетений.
  7.  Верхний сердечный нерв спускается в грудную полость почти параллельно симпатическому стволу, участвует в образовании глубокого сердечно-аортального сплетения.

Шейный средний узел (не постоянный), не более 0,5 см, лежит кпереди от VI поперечного отростка шейного позвонка и кзади от нижней щитовидной артерии. С верхним узлом он связан одной межузловой ветвью, а с нижним – или звездчатым узлом двумя-тремя ветвями, которые вокруг подключичной артерии образуют симпатическую подключичную петлю. От него отходят:

  1.  средний сердечный нерв, участвующий в формировании глубокого сердечно-аортального сплетения;
  2.  общий сонный и нижний щитовидный нервы - для сплетений одноименных сосудов и щитовидной железы.

Нижний узел (при слиянии с грудными - шейно-грудной или звездчатый узел) лежит на уровне головки первого ребра, в поперечнике достигает 8 мм. От него начинаются:

  1.  подключичные ветви для подключичного сплетения вокруг одноименной артерии и к щитовидной железе, трахее;
  2.  соединительные ветви к блуждающему и диафрагмальному нерву;
  3.  позвоночный нерв - позвоночной артерии, где образуется сплетение, содержащее у VI шейного позвонка маленький ганглий;
  4.  шейный нижний сердечный нерв для сердечно-аортального сплетения.

Все три симпатических сердечных нерва: верхний, средний и нижний могут сливаться в толстый сердечный нерв (ускоряющий нерв И.П. Павлова). При отсутствии среднего узла, что встречается не редко, средний сердечный нерв начинается от межузловой ветви.

Внеорганные сплетения головы и шеи располагаются на сосудах, например, каротидные: общее, наружное, внутреннее окружают одноименные артерии — общую, наружную, внутреннюю сонные и отходящие от них сосудистые ветви. В полости черепа внутреннее сонное сплетение делится на части: пещеристую и мозговую.

Подключичное сплетение находится вокруг подключичной артерии и ее ветвей.

Интраорганные сплетения головы и шеи:

  1.  оральное, глоточное, пищеводное, язычное, сплетения больших слюнных желез;
  2.  щитовидное, гортанное, трахеальное.

По составу волокон и нервных клеток сплетения считаются смешанными, так как имеют чувствительный, симпатический и парасимпатический компоненты.

21  


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

85470. Вправи на закріплення таблиці множення числа 5. Розв’язування задач на збільшення та зменшення числа в кілька разів 79.5 KB
  Розвязування задач на збільшення та зменшення числа в кілька разів. Закріплювати знання табличного множення числа 5; удосконалювати обчислювальні навички вміння розвязувати задачі на збільшення та зменшення числа в кілька разів; розвивати логічне мислення; формувати вміння давати оцінку своїм знанням...
85472. Характери та емоції 71 KB
  Вислови про добро дружбу працелюбність; штучні дерева; ялинка прикрашена надписами Ставлення до людей Ставлення до справи Ставлення до себе Ставлення до власності; новорічні іграшки кольоровий картон; паперові сніжинки словник про риси характеру; аркуш на якому написані людські емоції...
85473. Организация проектной деятельности в начальной школе 202 KB
  Проектная деятельность способствует формированию ключевых компетентностей учащихся подготовки их к реальным условиям жизнедеятельности. Девизом этой деятельности могут служить слова выдающегося немецкого драматурга и философа Г. Слайд 7 Метод проектов это один из методов интегрированного обучения учащихся который базируется на их самостоятельной мотивированной целенаправленной познавательной творческой деятельности.
85474. РОЛЬ РУССКИХ ПРАЗДНИКОВ В ФОРМИРОВАНИИ ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ 74.5 KB
  На сегодняшнем уроке мы будем говорить об одном из самых ярких праздников русского народа - о Масленице Что вы знаете об этом празднике Ответы детей МОТИВАЦИЯ Просмотр мультфильма Ишь ты масленица Беседа Как вы думаете знала ли сторож что такое Масленица В какой конфуз она попала...
85475. «Ми творці життя – батьки і діти, невмирущий, мужній родовід» – до дня української родини 61.5 KB
  Мета: Формувати у студентів родинні почуття, прищепити відчуття приналежності до народу з міцним родовим корінням, багатими традиціями, звичаями; прослухати поезії та пісні про сенс людського життя, навчити студентів розуміти і збагачувати рідну мову; розвивати творчі здібності, активність, мислення...
85476. Здорова сім’я – здорова держава (родинне свято у 1 класі) 2.65 MB
  Мета: Вчити дітей здорового способу життя. Формувати навички доброзичливого спілкування з людьми. Виховувати потребу займатися фізкультурою і спортом заради зміцнення здоров’я. Свято проходить у спортивному залі. По обидва боки від плаката - українські народні загадки, приказки...
85477. Сценарій родинного свята «Щастя бути разом» 74.5 KB
  Прекрасно, коли в сім’ї панують мир і злагода, взаєморозуміння, повага, кохання, вірність, теплота, затишок. Через сім’ю ми – діти, виходимо в суспільство. В сім’ї нам вручають естафету досвіду поколінь, котру ми повинні нести далі, щоб передати її своїм дітям і тим самим майбутньому.
85478. Батько і мати 47.5 KB
  Є скарби, заховані в землю, є такі, що розташовані на поверхні і передаються з покоління в покоління. чаруючи людську душу. До таких скарбів належать пам’ять роду, його звичаї, традиції. Мамина пісня, батьківська хата, бабусина вишиванка, дідусева казка - все це наша родослівна пам’ять.