76916

Шейный симпатикус. Шейный отдел симпатического ствола: топография, узлы, ветви, области, иннервируемые ими

Доклад

Биология и генетика

Серые соединительные ветви выходят из шейных узлов в шейные спинномозговые нервы а с ними в нервы шейного и плечевого сплетений. Шейный верхний узел имеет веретенообразную форму в длину достигает 2 см в толщину 05 см лежит на длинной мышце головы впереди поперечных отростков IIго и IIIго шейных позвонков но позади внутренней сонной артерии и блуждающего нерва. Из него начинаются следующие симпатические нервы.

Русский

2015-02-01

183.18 KB

0 чел.


 Шейный симпатикус

Шейный отдел симпатического ствола: топография, узлы, ветви, области, иннервируемые ими.

Шейный отдел симпатического ствола состоит из верхних, средних и нижних узлов (правых и левых), связанных между узловыми ветвями. Причем межузловые соединения второго шейного и шейно-грудного (звездчатого) узлов нередко представлены 2-3 стволиками, то есть нижняя межузловая ветвь вокруг подключичной артерии раздваивается, образуя подключичную петлю. Шейные узлы расположены среди глубоких мышц шеи, впереди поперечных отростков шейных позвонков, но позади превертебральной фасции.

Белые соединительные ветви, состоящие из преганглионарных волокон, приходят из верхних отделов латерального промежуточного вещества спинного мозга, которые лежат на уровне VIII-го шейного и грудных верхних сегментов. Они до шейного верхнего узла поднимаются по межузловым ветвям.

Серые соединительные ветви выходят из шейных узлов в шейные спинномозговые нервы, а с ними в нервы шейного и плечевого сплетений.

Общее число узлов в шейном отделе колеблется от 2 до 6, самый маленький узел – средний, иногда может отсутствовать. Нижний узел нередко сливается с первым, вторым грудными узлами, образуя крупный узел звездчатой формы (ganglion stellatum).

Шейный верхний узел имеет веретенообразную форму, в длину достигает 2 см, в толщину - 0,5 см, лежит на длинной мышце головы впереди поперечных отростков II-го и III-го шейных позвонков, но позади внутренней сонной артерии и блуждающего нерва.

Из него начинаются следующие симпатические нервы.

  1.  Внутренний сонный нерв, который вокруг одноименной артерии формирует симпатическое околососудистое сплетение, распространяющееся по ветвям артерии ко всем органам ею кровоснабжаемым. В сонном канале от него начинаются сонно-барабанные нервы для слизистой барабанной полости. В пещеристом синусе сплетение нередко называют по имени синуса. По ходу глазничной артерии сплетение проникает в глазницу, где направляет симпатические волокна в ресничный узел, а из него по коротким ресничным нервам к ресничной мышце и дилататору зрачка для обеспечения зрачкового рефлекса. По передней и средней мозговой артерии сплетение проникает в мозг.
  2.  Глубокий каменистый нерв начинается по выходе сплетения из сонного канала. Через рваное отверстие он достигает крыловидного канала, где объединяется с большим каменистым парасимпатическим нервом в нерв крыловидного канала, выходящий в крылонебную ямку к одноименному с ямкой узлу. Симпатические волокна входят в верхнечелюстной нерв V пары и вместе с его ветвями распространяются в коже средней зоны лица, оболочках глаза, слизистой полости носа и придаточных пазух, небе и верхних зубах.
  3.  Наружный сонный нерв образует симпатическое сплетение по ходу одноименной артерии и её многочисленных ветвей. Они достигают органов лица, где иннервируют сосуды и железы кожи и слизистой, гладкие мышцы.
  4.  Внутреннее и наружное сонное сплетения переходят на общую сонную артерию, окружая ее мощным симпатическим сплетением.
  5.  Яремный нерв по стенке внутренней яремной вены поднимается к наружному основанию черепа в область яремного отверстия, где он отдает соединительные ветви к IX, X, XII паре черепных нервов и в чувствительные узлы языкоглоточного и блуждающего нервов.
  6.  Гортанно-глоточные нервы направляются в гортань и глотку, где участвуют в образовании внутриорганных сплетений.
  7.  Верхний сердечный нерв спускается в грудную полость почти параллельно симпатическому стволу, участвует в образовании глубокого сердечно-аортального сплетения.

Шейный средний узел (не постоянный), не более 0,5 см, лежит кпереди от VI поперечного отростка шейного позвонка и кзади от нижней щитовидной артерии. С верхним узлом он связан одной межузловой ветвью, а с нижним – или звездчатым узлом двумя-тремя ветвями, которые вокруг подключичной артерии образуют симпатическую подключичную петлю. От него отходят:

  1.  средний сердечный нерв, участвующий в формировании глубокого сердечно-аортального сплетения;
  2.  общий сонный и нижний щитовидный нервы - для сплетений одноименных сосудов и щитовидной железы.

Нижний узел (при слиянии с грудными - шейно-грудной или звездчатый узел) лежит на уровне головки первого ребра, в поперечнике достигает 8 мм. От него начинаются:

  1.  подключичные ветви для подключичного сплетения вокруг одноименной артерии и к щитовидной железе, трахее;
  2.  соединительные ветви к блуждающему и диафрагмальному нерву;
  3.  позвоночный нерв - позвоночной артерии, где образуется сплетение, содержащее у VI шейного позвонка маленький ганглий;
  4.  шейный нижний сердечный нерв для сердечно-аортального сплетения.

Все три симпатических сердечных нерва: верхний, средний и нижний могут сливаться в толстый сердечный нерв (ускоряющий нерв И.П. Павлова). При отсутствии среднего узла, что встречается не редко, средний сердечный нерв начинается от межузловой ветви.

Внеорганные сплетения головы и шеи располагаются на сосудах, например, каротидные: общее, наружное, внутреннее окружают одноименные артерии — общую, наружную, внутреннюю сонные и отходящие от них сосудистые ветви. В полости черепа внутреннее сонное сплетение делится на части: пещеристую и мозговую.

Подключичное сплетение находится вокруг подключичной артерии и ее ветвей.

Интраорганные сплетения головы и шеи:

  1.  оральное, глоточное, пищеводное, язычное, сплетения больших слюнных желез;
  2.  щитовидное, гортанное, трахеальное.

По составу волокон и нервных клеток сплетения считаются смешанными, так как имеют чувствительный, симпатический и парасимпатический компоненты.

21  


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

81755. Мотив дороги и его философское звучание в произведениях отечественной классики 19 века 31.76 KB
  Выражением концепции исторического пути народа или государства Н. Бричка Чичикова – символ однообразного кружения сбившейся с прямого пути души русского человека. А проселочные дороги по которым эта бричка колесит не только реалистическая картина российского бездорожья но и символ кривого пути национального развития. Птицатройка символ национальной стихии русской жизни символ великого пути России в мировом масштабе.
81756. Проблема ума в комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума». Особенности языка и стиха пьесы 36.33 KB
  В комедии Горе от ума кто умное действующее лицо ответ: Грибоедов А знаешь ли что такое Чацкий Пылкий благородный и добрый малый проведший несколько времени с очень умным человеком именно с Грибоедовым и напитавшийся его мыслями остротами и сатирическими замечаниями. Но Чацкий не только умнее всех прочих лиц но и положительно умен. Между тем Чацкий как личность несравненно выше и умнее Онегина и лермонтовского Печорина. Ими заканчивается их время а Чацкий начинает новый век и в этом все его значение и весь ум.
81757. Герои и проблематика одного из произведений А. И. Куприна 38.21 KB
  Куприна. Куприн пишет на эту тему повесть Олеся. Куприн наделяет ее ярким характером. Поэтизируя жизнь не ограниченную современными социальными культурными рамками Куприн стремился показать явные преимущества естественного человека в котором он видел духовные качества утраченные в цивилизованном обществе.
81758. Тема города и деревни в произведениях отечественной литературы 35.02 KB
  В рассказе от образов Матрены и ее односельчан автор переходит к изображению картины русской деревни которая предстает перед нами серой бесприютной опустошенной. Пьянство сплетни и постоянное стремление урвать кусок побольше и получше делают жителей деревни равнодушными ко всему что не касается материальной стороны их жалкой жизни и грозят привести к тому что обнищавшее село вотвот рухнет развалится. является Матрена одинокая хозяйка дома где снимает комнату герой рассказа женщина с интересной но невероятно сложной и несчастливой...
81759. Развитие лицейской темы в лирике А.С.Пушкина. (на примере 3 – 4 стихотворений). Разбор одного стихотворения 32.7 KB
  Творческая жизнь Пушкина начинается в годы национальнопатриотического подъема вызванного войной 1812г. Другим явлением определившим духовное и нравственное развитие Пушкина было начавшееся еще в годы его пребывания в Лицее освободительное движение в среде дворянской молодежи в дальнейшем – движение декабристов. Уже в Лицее Пушкин приобщается к вольнолюбивым идеям которые находили благодатную почву среди лицеистов. На развитие Пушкина большое влияние оказали произведения Радищева сочинения французских просветителей ХУШ века.
81760. Проблема добра и зла в прозе Л. Андреева ( на примере одного произведения 30.42 KB
  Образы и мотивы Нового завета проблему отношений идеала и действительности героя и толпы истинной и неистинной любви Андреев разработал и в рассказе Иуда Искариот 1907. Иуда верит Христу но сознает что он как идеал не будет понят человечеством. Предатель предстает у Андреева фигурой глубоко трагической: Иуда хочет чтобы люди уверовали в Христа но для этого толпе нужно чудо воскресение после мученической смерти. В трактовке Андреева предавая и принимая на себя навеки имя предателя Иуда спасает дело Христа.
81761. Мотив дуэли в произведениях отечественной классики 19 века 32.05 KB
  Пушкин Евгений Онегин В деревне куда едет О. Пушкин дал О. которого Пушкин таким родством снижает. Пушкин не раз подчеркивает этот мотив в истории дуэли.
81762. Вечные вопросы и их осмысление в лирике А.С.Пушкина (на примере 3 – 4 стихотворений). Разбор одного стихотворения 45.14 KB
  В петербургский период лирика Пушкина особенно вбирает в себя свободолюбивые политические идеи и настроения. Первым значительным произведением после выхода из лицея была написанная Пушкиным в самом конце 1817 г. Лирике лицейских лет Пушкин лротивопоставляет поэзию вольности и обличения порока у свободы он ищет вдохновения. Недаром Пушкин в одном из вариантов своего Памятника в конце жизни прямо указывает что вслед Радищеву восславил он свободу.
81763. Тема отцов и детей в произведениях отечественной классики 19 века 32.44 KB
  Отцов или детей обличает Т. дети не должны убивать отцов а отцы заставлять детей думать так же как они думают. потому что смешно и бессмысленно полагать что можно силой заставить молодое поколение думать так же как и поколение отцов.