76916

Шейный симпатикус. Шейный отдел симпатического ствола: топография, узлы, ветви, области, иннервируемые ими

Доклад

Биология и генетика

Серые соединительные ветви выходят из шейных узлов в шейные спинномозговые нервы а с ними в нервы шейного и плечевого сплетений. Шейный верхний узел имеет веретенообразную форму в длину достигает 2 см в толщину 05 см лежит на длинной мышце головы впереди поперечных отростков IIго и IIIго шейных позвонков но позади внутренней сонной артерии и блуждающего нерва. Из него начинаются следующие симпатические нервы.

Русский

2015-02-01

183.18 KB

0 чел.


 Шейный симпатикус

Шейный отдел симпатического ствола: топография, узлы, ветви, области, иннервируемые ими.

Шейный отдел симпатического ствола состоит из верхних, средних и нижних узлов (правых и левых), связанных между узловыми ветвями. Причем межузловые соединения второго шейного и шейно-грудного (звездчатого) узлов нередко представлены 2-3 стволиками, то есть нижняя межузловая ветвь вокруг подключичной артерии раздваивается, образуя подключичную петлю. Шейные узлы расположены среди глубоких мышц шеи, впереди поперечных отростков шейных позвонков, но позади превертебральной фасции.

Белые соединительные ветви, состоящие из преганглионарных волокон, приходят из верхних отделов латерального промежуточного вещества спинного мозга, которые лежат на уровне VIII-го шейного и грудных верхних сегментов. Они до шейного верхнего узла поднимаются по межузловым ветвям.

Серые соединительные ветви выходят из шейных узлов в шейные спинномозговые нервы, а с ними в нервы шейного и плечевого сплетений.

Общее число узлов в шейном отделе колеблется от 2 до 6, самый маленький узел – средний, иногда может отсутствовать. Нижний узел нередко сливается с первым, вторым грудными узлами, образуя крупный узел звездчатой формы (ganglion stellatum).

Шейный верхний узел имеет веретенообразную форму, в длину достигает 2 см, в толщину - 0,5 см, лежит на длинной мышце головы впереди поперечных отростков II-го и III-го шейных позвонков, но позади внутренней сонной артерии и блуждающего нерва.

Из него начинаются следующие симпатические нервы.

  1.  Внутренний сонный нерв, который вокруг одноименной артерии формирует симпатическое околососудистое сплетение, распространяющееся по ветвям артерии ко всем органам ею кровоснабжаемым. В сонном канале от него начинаются сонно-барабанные нервы для слизистой барабанной полости. В пещеристом синусе сплетение нередко называют по имени синуса. По ходу глазничной артерии сплетение проникает в глазницу, где направляет симпатические волокна в ресничный узел, а из него по коротким ресничным нервам к ресничной мышце и дилататору зрачка для обеспечения зрачкового рефлекса. По передней и средней мозговой артерии сплетение проникает в мозг.
  2.  Глубокий каменистый нерв начинается по выходе сплетения из сонного канала. Через рваное отверстие он достигает крыловидного канала, где объединяется с большим каменистым парасимпатическим нервом в нерв крыловидного канала, выходящий в крылонебную ямку к одноименному с ямкой узлу. Симпатические волокна входят в верхнечелюстной нерв V пары и вместе с его ветвями распространяются в коже средней зоны лица, оболочках глаза, слизистой полости носа и придаточных пазух, небе и верхних зубах.
  3.  Наружный сонный нерв образует симпатическое сплетение по ходу одноименной артерии и её многочисленных ветвей. Они достигают органов лица, где иннервируют сосуды и железы кожи и слизистой, гладкие мышцы.
  4.  Внутреннее и наружное сонное сплетения переходят на общую сонную артерию, окружая ее мощным симпатическим сплетением.
  5.  Яремный нерв по стенке внутренней яремной вены поднимается к наружному основанию черепа в область яремного отверстия, где он отдает соединительные ветви к IX, X, XII паре черепных нервов и в чувствительные узлы языкоглоточного и блуждающего нервов.
  6.  Гортанно-глоточные нервы направляются в гортань и глотку, где участвуют в образовании внутриорганных сплетений.
  7.  Верхний сердечный нерв спускается в грудную полость почти параллельно симпатическому стволу, участвует в образовании глубокого сердечно-аортального сплетения.

Шейный средний узел (не постоянный), не более 0,5 см, лежит кпереди от VI поперечного отростка шейного позвонка и кзади от нижней щитовидной артерии. С верхним узлом он связан одной межузловой ветвью, а с нижним – или звездчатым узлом двумя-тремя ветвями, которые вокруг подключичной артерии образуют симпатическую подключичную петлю. От него отходят:

  1.  средний сердечный нерв, участвующий в формировании глубокого сердечно-аортального сплетения;
  2.  общий сонный и нижний щитовидный нервы - для сплетений одноименных сосудов и щитовидной железы.

Нижний узел (при слиянии с грудными - шейно-грудной или звездчатый узел) лежит на уровне головки первого ребра, в поперечнике достигает 8 мм. От него начинаются:

  1.  подключичные ветви для подключичного сплетения вокруг одноименной артерии и к щитовидной железе, трахее;
  2.  соединительные ветви к блуждающему и диафрагмальному нерву;
  3.  позвоночный нерв - позвоночной артерии, где образуется сплетение, содержащее у VI шейного позвонка маленький ганглий;
  4.  шейный нижний сердечный нерв для сердечно-аортального сплетения.

Все три симпатических сердечных нерва: верхний, средний и нижний могут сливаться в толстый сердечный нерв (ускоряющий нерв И.П. Павлова). При отсутствии среднего узла, что встречается не редко, средний сердечный нерв начинается от межузловой ветви.

Внеорганные сплетения головы и шеи располагаются на сосудах, например, каротидные: общее, наружное, внутреннее окружают одноименные артерии — общую, наружную, внутреннюю сонные и отходящие от них сосудистые ветви. В полости черепа внутреннее сонное сплетение делится на части: пещеристую и мозговую.

Подключичное сплетение находится вокруг подключичной артерии и ее ветвей.

Интраорганные сплетения головы и шеи:

  1.  оральное, глоточное, пищеводное, язычное, сплетения больших слюнных желез;
  2.  щитовидное, гортанное, трахеальное.

По составу волокон и нервных клеток сплетения считаются смешанными, так как имеют чувствительный, симпатический и парасимпатический компоненты.

21  


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

55266. Комп’ютерна презентація 107.5 KB
  Мета: 1) ввести поняття “презентація”, навчити учнів проектувати презентації, ознайомити з програмою Power Point та її можливостями. З’ясувати призначення комп’ютерної презентації. 2) розвивати алгоритмічне та логічне мислення, вміння порівнювати, виділяти головне, роботи узагальнення і висновки. Розвивати пізнавальну, комунікативну та інформаційну компетентності.
55268. Принципи економічного районування України. Районний господарський комплекс та його галузева структура (три групи галузей) 25.18 KB
  Спеціалізація як основна народногосподарська функція (спеціалізація району на певних виробництвах і послугах певною мірою відповідає його географічному розташуванню, природним, економічним і соціальним умовам та спирається на раціональний поділ праці з іншими районами);
55269. Пригоди в осінньому лісі 44 KB
  Любі гості мами й тата В дитсадку у нас розвага Починаємо увага Під музику заходять діти сідають. Погляньте діти у віконце: Де сховалось наше сонце Хмарини у небі пропливають Холодним дощиком лякають. Кукловська Діти виконують пісню Осінь сл. Діти давайте разом попросимо дощик щоб він перестав.
55270. Казкові пригоди 40 KB
  Математика: продовжувати вчити дітей орієнтуватись в просторі; розвязувати цікаві математичні задачі; формувати навички орієнтування в часі; закріплювати знання цифр у межах 10 вміння їх відшукувати на картинках; назви геометричних фігур та їхні ознаки; назви днів тижня частини доби місяців.
55272. НОВОРІЧНІ ПРИГОДИ В ЛІСІ 40 KB
  Мета: продовжити знайомити дітей із традиціями відзначання свята Нового року;підтримувати інтерес до музично-рухової творчості та художнього слова;викликати у вихованців святковий,піднесений настрій.
55273. Здоровим будь, або пригоди одного хлопчика 48.5 KB
  Мета: Розширювати знання дітей про складові здоров’я, ознаки хвороби та здоров’я, взаємозв’язок між поведінкою та здоров’ям людини. Розвивати світогляд, артистичність. Виховувати прагнення до здорового способу життя, почуття дружби і товаришування.
55274. Пригоди у королівстві Кровоносної системи 79 KB
  Мета: - продовжувати формувати уявлення про імунітет як реакцію – відповідь організму на проникнення в нього чужорідних тіл; - встановити біологічну роль імунної системи у збереженні гомеостазу; - ознайомити учнів з історією розвитку імунітету, роллю вчених (І.І.Мечников, П. Ерліх) у створені вчення про імунітет