76919

Симпатические сплетения живота. Симпатические сплетения брюшной полости и таза (чревное, верхнее и нижнее брыжеечные, верхнее и нижнее подчревные сплетения)

Доклад

Биология и генетика

Вегетативные и соматические нервы участвуют в иннервации внутренних органов сосудов через вне и интраорганные сплетения состоящие из нервных узлов и соединяющих их смешанных пучков из симпатических парасимпатических чувствительных нервных волокон. Сплетение направляет ветви по ходу селезеночных печеночных желудочных брыжеечных артерий к брюшным органам в воротах которых возникают органные сплетения. В составе сплетения присутствуют пять крупных нервных узлов.

Русский

2015-02-01

181.94 KB

0 чел.


 Симпатические сплетения живота

Симпатические сплетения брюшной полости и таза (чревное, верхнее и нижнее брыжеечные, верхнее и нижнее подчревные сплетения). Источники формирования,       узлы, ветви.

Вегетативные и соматические нервы участвуют в иннервации внутренних органов, сосудов через вне- и интраорганные сплетения, состоящие из нервных узлов и соединяющих их смешанных пучков из симпатических, парасимпатических, чувствительных нервных волокон.

Вокруг брюшной аорты находится брюшное, аортальное сплетение, которое образуется грудными, поясничными и крестцовыми внутренностными нервами, начинающимися от грудных, поясничных и крестцовых узлов симпатического ствола.

Чревное сплетение располагается вокруг крупных ветвей брюшной аорты: чревного ствола, верхней и нижней брыжеечной, почечной артерий. Оно содержит крупные нервные узлы: чревные, полулунной формы – 2, аортопочечные - 2, верхний брыжеечный узел – 1. Сплетение направляет ветви по ходу селезеночных, печеночных, желудочных, брыжеечных артерий к брюшным органам, в воротах которых возникают органные сплетения.

Чревное (солнечное) сплетение образуется чревными нервами: большими, малыми, низшими, начинающимися соответственно от 5-9, 10-12 грудных узлов. Они проходят в полость живота между мышечными пучками ножек диафрагмы и в области чревного ствола аорты и его ветвей сплетаются с верхними поясничными внутренностными нервами. В составе сплетения присутствуют пять крупных нервных узлов. От чревных узлов по ходу нижних диафрагмальных артерий отходят диафрагмальные симпатические ветви. Печеночные, селезеночные и желудочные ветви идут в органы по сосудам: общей и собственной печеночной, селезеночной и левой желудочной артериям. Надпочечниковые веточки (15-20) – по многочисленным одноименным артериям. Перечисленные ветви в органах формируют интраорганные сплетения.

Чревные и аортопочечные узлы направляют ветви к воротам почек, где на сосудах, лоханках, мочеточниках образуются почечные и мочеточниковые сплетения. Ветви аортального брюшного сплетения достигают по яичниковым и яичковым сосудам половых желез и образуют в них сплетения.

Ветви брыжеечных узлов и брюшного аортального сплетения создают межбрыжеечное сплетение. Оно расположено между верхней и нижней брыжеечной артерией - у места их начала от брюшной аорты. Свои нервы оно направляет по ходу брыжеечных артерий в тонкую и толстую кишку. Состав сплетения - преимущественно волоконный, макроузлов 1-2.

Подчревное сплетение: верхнее и нижнее (тазовое) возникает из брюшного аортального сплетения. Оно рсполагается в области бифуркации аорты и на общих подвздошных артериях - верхняя часть. В месте деления общих подвздошных артерий, между внутренней подвздошной артерией, прямой кишкой и диафрагмой таза лежит нижняя, тазовая часть этого сплетения. Обе: верхняя и нижняя часть связаны между собой за счет подчревных нервов. В сплетении имеется 1-3 узла; ветви уходят к органам таза по сосудам.

Внутриорганные сплетения органов живота и таза

  1.  Желудочное, тонко- и толстокишечное сплетение располагаются в оболочках органов. Мышечно-кишечные, мышечно-желудочное и подслизистое сплетения содержат многочисленные нервные микроскопические узлы, по составу клеток отличающиеся от всех остальных сплетений. Слизистое и серозное сплетения состоят из нервных волокон.
  2.  Печеночное, желчепузырное, поджелудочное, надпочечниковое и почечное, селезеночное сплетения начинаются в воротах, а внутри органов распадаются на сплетения вокруг протоков и сосудов. По ходу данных структур нервы проникают в глубину органов вплоть до структурно-функциональных единиц. Микроузлы в этих сплетениях встречаются редко.
  3.  Мочепузырное, предстательное, маточно-влагалищное сплетения; а также яичниковое, яичковое и семявыносящего протока; прямокишечное (верхнее, среднее, нижнее) сплетения тоже локализуются в оболочках органов или в их паренхиме. Мочепузырное и прямокишечные сплетения содержат многочисленные нервные микроузелки в подслизистом и межмышечных слоях. Остальные сплетения имеют преимущественно волоконный состав.

Чувствительные волокна к внутренним органам и серозным оболочкам проходят:

  1.  от серозных оболочек - в составе блуждающих, диафрагмальных, межреберных, подвздошно-подчревных, подвздошно-паховых нервов;
  2.  по соединительным ветвям между соматическими и вегетативными нервами - от спинномозговых нервов и далее по симпатическим и парасимпатическим внутренностным нервам;
  3.  серозные оболочки богато насыщены чувствительными нервными окончаниями, поэтому на раздражение реагируют сильным болевым ощущением вплоть до шока.

От интрамуральных структур внутренних органов чувствительные волокна идут в составе вегетативных нервов.

1  


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

14028. Степан Руданський. Співомовки. «Вовки» 44 KB
  УРОК № 19 Тема.Степан Руданський. Співомовки. Вовки. Мета:ознайомити учнів із життям і творчістю С. Руданського поняттям співомовка; розвивати навички виразного читання ліричних творів їх аналізу визначення головної думки; виховувати почуття гумору оптимістичн...
14029. Природные ресурсы, их классификация и оценка 485 KB
  Природные ресурсы – компоненты и свойства природы, которые непосредственно используются в хозяйственной деятельности как средства производства, предметы труда и потребления. Поиск, изучение и использование природных ресурсов объединяются в особый вид хозяйственной деятельности – ресурсопользование
14030. Руданський. «Козак і король», «Запорожці у короля» 30.5 KB
  УРОК № 20 Тема.С. Руданський. Козак і король Запорожці у короля. Мета:ознайомити учнів зі співомовками письменника допомогти їм побачити звязок гумористичного відображення дійсності із серйозними історичними фактами; розвивати навички виразного читання анал...
14031. Гамма-излучение 5.8 MB
  Однако для корректного проведения лучевой терапии необходимой является проверка качества облучения, иначе подведенная доза может оказаться завышенной или заниженной, что пагубно скажется на качестве облучения.
14032. «Окуляри» С. Руданський 28.5 KB
  УРОК № 21 Тема. С. Руданський. Окуляри. Мета: ознайомити учнів із твором письменника допомогти їм усвідомити його зміст; закріпити знання про гумор комічне; розвивати навички виразного читання аналізу співомовок співставлення головної думки твору з реальним життя...
14033. Понятие о закономерностях размещения 68.5 KB
  Развитые страны еще в доиндустриальную эпоху были культурно однородными и политически централизованными государствами с ориентацией общественного сознания на рационализм и научные факты. В отличие от них многие страны «Третьего мира» лишь недавно добились политической независимости
14034. Виразне читання напам’ять поезії Я. Щоголіва «Листопад» 71.5 KB
  УРОК № 22 Тема. Виразне читання напамять поезії Я. Щоголіва Листопад. Мета: розвивати память навички виразного читання коментування аналізу поетичних творів висловлення власної думки щодо прочитаного асоціативне мислення вміння робити словесне малювання по
14035. Учет и анализ основных средств на примере ООО «Меркурий» 45.36 KB
  Цель выпускной квалификационной работы - охарактеризовать основные средства, как экономическую категорию, рассмотреть принципы их бухгалтерского учета и проанализировать имеющиеся данные о составе и движении основных средств ООО «Меркурий», дать рекомендации, направленные на повышение эффективности использования основных средств.
14036. «Маленький горбань» С. Черкасенко 36 KB
  УРОК № 23 Тема. С. Черкасенко. Маленький горбань. Мета: ознайомити учнів із життям і творчістю письменника зі змістом його оповідання; розвивати навички виразного читання переказу епічних творів їх коментування висловлення своєї думки щодо прочитаного; виховуват