76920

Органы чувств и учение И.П. Павлова. Характеристика органов чувств в свете Павловского учения об анализаторах

Доклад

Биология и генетика

Органы чувств являются периферической важнейшей рецепторной частью анализаторов первой сигнальной системы. В органах зрения и обоняния восприятие осуществляет и анализирует сама нейрочувствительная клетка и поэтому эти органы называют первично чувствующими. Поэтому эти органы называются вторично чувствующими.

Русский

2015-02-01

180.62 KB

8 чел.


 Органы чувств и учение И. П. Павлова

Характеристика органов чувств в свете Павловского учения об анализаторах.

Органы чувств являются периферической, важнейшей рецепторной частью анализаторов первой сигнальной системы.

И.П. Павлов – Российский нобелевский лауреат в области физиологии нервной высшей деятельности, считал анализатором совокупность нейронов, участвующих в восприятии раздражения, проведении возбуждения и анализе его свойств не только клетками коры головного мозга, но и рецепторными. Впервые он рассматривал анализатор как единую систему, состоящую из рецепторной, проводниковой и корковой частей. Причем, в корковом конце анализатора он различал ядро (первичную проекционную зону) и рассеянные, околоядерные элементы.

В органах зрения и обоняния в рецепторном отделе находятся нейросенсорные клетки, короткие отростки которых (дендриты) устроены специфически, и они способны к восприятию световых волн и молекул пахучих веществ. Длинные отростки (аксоны) формируют проводниковую часть анализаторов в виде зрительных и обонятельных нервов, которые синаптируют с подкорковыми и корковыми нейронами. В органах зрения и обоняния восприятие осуществляет и анализирует сама нейрочувствительная клетка, и поэтому эти органы называют первично чувствующими.

В органах вкуса, равновесия и слуха восприятие осуществляется чувствительными клетками другой специализации — сенсорными эпителиальными клетками, на которых замыкаются терминали нейронов, располагающихся в нервных ближайших узлах. От сенсоэптелиоцитов преобразованное раздражение через нервные окончания передается нервным клеткам рядом расположенных периферических узлов. Поэтому эти органы называются вторично чувствующими.

В органе осязания (коже и слизистых оболочках) тактильное раздражение принимают не свободные нервные окончания: пластинчатые, луковичные и др. тельца, а болевые раздражения воспринимаются через свободные нервные окончания (кустиковые и др.). Но важно знать, помнить и применять в медицинской практике важное анатомо-физиологическое правило о том ,что при нарастании боли, болевом шоке в передачу болевого ощущения включаются все нервные окончания и свободные и не свободные.

Для воспринимающих клеток не нервного происхождения является характерным присутствие микроворсинок: подвижных ресничек — киноцилий и неподвижных — стереоцилий, обеспечивающих восприятие специфических раздражений только при наличии специальных устройств в виде мембран, взаимодействующих с микроворсинками клеток благодаря эндолимфатической жидкости.

Органы чувств подразделяются:

  1.  на контактные (органы осязания, обоняния, равновесия);
  2.  на дистантные (органы зрения, слуха).

Учение о сенсорных системах и нервной высшей деятельности является основой философской теории отражения, в которой ощущение рассматривается как отражение в сознании человека предметов и явлений окружающей среды и собственного внутреннего состояния в результате воздействия на рецепторы органов чувств и интероцепторы. Те из них, что содержат в периферическом отделе нейросенсорные клетки, (органы зрения, обоняния) развиваются вместе с мозгом и рассматриваются “как ближайшие орудия мозга” - Ф. Энгельс.

Некоторые из органов чувств: кожа, глаз, ухо получают, обрабатывают и хранят информацию о состоянии внутренних органов, что известно из китайской, индийской медицины и философии. Теперь широко применяется и в западной медицине в виде иридодиагностики, аурикулодиагностики, кожной акупунктуры и др. Через непрямое (проекционное) представительство внутренних органов, сосудов, нервов, например, в коже можно воздействовать на них иглоукалыванием, прижиганием, слабым электрическим током, лазерным раздражением, изменяя функциональное состояние здорового и больного организма.

2  


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

68589. ОТНОШЕНИЕ К МЕДИАЦИИ У МУЖЧИН И ЖЕНЩИН В ПРОЦЕССЕ РАЗВОДА 139 KB
  Приводятся результаты исследования отношения к медиации у мужчин и женщин в процессе развода в Республике Беларусь. Приводятся данные указывающие на интерес к медиации у разводящихся супругов. В России и Казахстане уже приняты законы о медиации и идет активное внедрение ее в суды создаются...
68590. ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ-ПЕДАГОГОВ 33.91 KB
  В статье представлены результаты исследования особенностей мотивации профессиональной деятельности у студентов-педагогов 4 курса. У большинства студентов выявлена внешняя положительная мотивация педагогической деятельности. ученых занимающихся проблемой мотивации учебной деятельности студентов...
68591. ИМПЛИЦИТНАЯ МОДЕЛЬ ЛИЧНОСТИ ОДАРЕННОГО УЧЕНИКА У ПЕДАГОГОВ ГУМАНИТАРНЫХ И ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫХ ДИСЦИПЛИН 101 KB
  В статье излагаются результаты моделирования имплицитных теорий личности ИТЛ одаренных школьников существующих в сознании педагогов. Теперь педагог является не только источником знаний но и человеком который организует и направляет образовательный процесс в рамках которого осуществляется...
68592. СТРУКТУРА И ТИПОЛОГИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ИНИЦИАТИВЫ СТУДЕНТОВ 77 KB
  В статье анализируется структура и типология интеллектуальной инициативы студентов. Креативный тип интеллектуальной инициативы обусловлен на доминантном уровне общими умственными способностями на субдоминантном ценностями и смыслами самоактуализации.
68593. ФОРМИРОВАНИЕ ТЕКСТОВОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ 63.5 KB
  В статье рассматривается понятие текстовой компетентности ее роль место и пути формирования в структуре иноязычной подготовки будущих экономистов. Подчеркивается что формирование текстовой компетентности как особого уровня владения иностранным языком возможно...
68594. СПОСОБЫ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ИСХОДОВ СОЦИАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ 36.86 KB
  Психология как наука на протяжении своего существования решает одну из важнейших прикладных задач прогнозирование реакций намерений поведения людей прогностика как научно-практическое направление изучает законы и способы прогнозирования в различных отраслях жизнедеятельности человека.
68595. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ: МИФ ИЛИ РЕАЛЬНОСТЬ 118 KB
  В работе впервые изучены особенности профессионального выгорания в повседневной деятельности связанной с экстремальными условиями ее реализации на примере работников офицерского состава министерства по чрезвычайным ситуациям МЧС. Результаты проведенного исследования позволят администрации...
68596. ИМПУЛЬСИВНОСТЬ/РЕФЛЕКТИВНОСТЬ: К ПРОБЛЕМЕ ЭФФЕКТА МОБИЛЬНОСТИ КОГНИТИВНЫХ СТИЛЕЙ СТУДЕНТОВ 73.5 KB
  Установлено что одним из факторов вызывающим эффект мобильности импульсивности рефлективности молодых людей выступает когнитивный стиль преподавателя с которым они в данный момент находятся в ситуации учебного взаимодействия. Впервые термин когнитивный стиль появился...