76920

Органы чувств и учение И.П. Павлова. Характеристика органов чувств в свете Павловского учения об анализаторах

Доклад

Биология и генетика

Органы чувств являются периферической важнейшей рецепторной частью анализаторов первой сигнальной системы. В органах зрения и обоняния восприятие осуществляет и анализирует сама нейрочувствительная клетка и поэтому эти органы называют первично чувствующими. Поэтому эти органы называются вторично чувствующими.

Русский

2015-02-01

180.62 KB

8 чел.


 Органы чувств и учение И. П. Павлова

Характеристика органов чувств в свете Павловского учения об анализаторах.

Органы чувств являются периферической, важнейшей рецепторной частью анализаторов первой сигнальной системы.

И.П. Павлов – Российский нобелевский лауреат в области физиологии нервной высшей деятельности, считал анализатором совокупность нейронов, участвующих в восприятии раздражения, проведении возбуждения и анализе его свойств не только клетками коры головного мозга, но и рецепторными. Впервые он рассматривал анализатор как единую систему, состоящую из рецепторной, проводниковой и корковой частей. Причем, в корковом конце анализатора он различал ядро (первичную проекционную зону) и рассеянные, околоядерные элементы.

В органах зрения и обоняния в рецепторном отделе находятся нейросенсорные клетки, короткие отростки которых (дендриты) устроены специфически, и они способны к восприятию световых волн и молекул пахучих веществ. Длинные отростки (аксоны) формируют проводниковую часть анализаторов в виде зрительных и обонятельных нервов, которые синаптируют с подкорковыми и корковыми нейронами. В органах зрения и обоняния восприятие осуществляет и анализирует сама нейрочувствительная клетка, и поэтому эти органы называют первично чувствующими.

В органах вкуса, равновесия и слуха восприятие осуществляется чувствительными клетками другой специализации — сенсорными эпителиальными клетками, на которых замыкаются терминали нейронов, располагающихся в нервных ближайших узлах. От сенсоэптелиоцитов преобразованное раздражение через нервные окончания передается нервным клеткам рядом расположенных периферических узлов. Поэтому эти органы называются вторично чувствующими.

В органе осязания (коже и слизистых оболочках) тактильное раздражение принимают не свободные нервные окончания: пластинчатые, луковичные и др. тельца, а болевые раздражения воспринимаются через свободные нервные окончания (кустиковые и др.). Но важно знать, помнить и применять в медицинской практике важное анатомо-физиологическое правило о том ,что при нарастании боли, болевом шоке в передачу болевого ощущения включаются все нервные окончания и свободные и не свободные.

Для воспринимающих клеток не нервного происхождения является характерным присутствие микроворсинок: подвижных ресничек — киноцилий и неподвижных — стереоцилий, обеспечивающих восприятие специфических раздражений только при наличии специальных устройств в виде мембран, взаимодействующих с микроворсинками клеток благодаря эндолимфатической жидкости.

Органы чувств подразделяются:

  1.  на контактные (органы осязания, обоняния, равновесия);
  2.  на дистантные (органы зрения, слуха).

Учение о сенсорных системах и нервной высшей деятельности является основой философской теории отражения, в которой ощущение рассматривается как отражение в сознании человека предметов и явлений окружающей среды и собственного внутреннего состояния в результате воздействия на рецепторы органов чувств и интероцепторы. Те из них, что содержат в периферическом отделе нейросенсорные клетки, (органы зрения, обоняния) развиваются вместе с мозгом и рассматриваются “как ближайшие орудия мозга” - Ф. Энгельс.

Некоторые из органов чувств: кожа, глаз, ухо получают, обрабатывают и хранят информацию о состоянии внутренних органов, что известно из китайской, индийской медицины и философии. Теперь широко применяется и в западной медицине в виде иридодиагностики, аурикулодиагностики, кожной акупунктуры и др. Через непрямое (проекционное) представительство внутренних органов, сосудов, нервов, например, в коже можно воздействовать на них иглоукалыванием, прижиганием, слабым электрическим током, лазерным раздражением, изменяя функциональное состояние здорового и больного организма.

2  


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

55390. Міжнародні телекомунікаційні проекти як ефективний засіб формування комунікативної компетенції учнів 402 KB
  Життя ставить перед сучасною освітою завдання виховання та навчання учня, який може гнучко адаптуватися в життєвих ситуаціях, що динамічно змінюються, самостійно здобувати необхідні знання, уміло використовувати їх для вирішення різноманітних проблем на практиці, щоб протягом всього життя мати можливість знайти в ньому відповідне місце
55391. ПРОЕКТНА ДІЯЛЬНІСТЬ УЧНІВ НА УРОКАХ УКРАЇНСЬКОЇ МОВИ ТА ЛІТЕРАТУРИ 140 KB
  Метод проектів особливо на уроках української мови та літератури передбачає не тільки наявність субєктивно чи соціально значущої для учня проблеми не просто її дослідження пошук шляхів вирішення а й практичне впровадження отриманих результатів у тому чи іншому продукті діяльності.
55392. Проектная деятельность на уроке технологии 86 KB
  Обобщить знания о пищевом рационе режиме питания условиях приёма пищи и сформулировать правила рационального питания. Воспитывать бережное отношение к здоровью и продуктам питания.
55393. Метод проектов на уроках истории и во внеклассной деятельности 396 KB
  Материально-техническое обеспечение проекта: аудио видео стенд. Для подготовки учеников к настоящим проектам необходимо начать их знакомство с данной технологией на уровне второй ступени обучения.
55394. Використання проектної технології як засіб активізації пізнавальної діяльності учнів на уроках інформатики 339.5 KB
  Мій досвід роботи в школі показав що в розвитку зацікавленості до предмета не можна покладатися тільки на зміст виучуваного матеріалу уникаючи залучення учня до активної діяльності.
55395. Творчі проекти у початковій школі 44 KB
  Творчий проект Казка про народнопоетичні символи України Я і Україна 4 клас Мета проекту. Поглибити знання школярів про народнопоетичні символи України; розвивати творчу уяву звязне мовлення школярів; виховувати любов до Батьківщини. Учні ознайомлюються з народнопоетичними символами України; виконують завдання у групах Казкарі та Художники. Завдання Групі казкарів: скласти казки про рослинні та тваринні народнопоетичні символи України: вербу калину тополю соняшник соловейка лелеку та ін.
55396. У пошуках майбутньої професії 63 KB
  Мета: познайомити учнів з деякими професіями, стимулювати стійкий інтерес до здобуття професійних знань;розвивати ерудицію, кмітливість, винахідливість , артистизм, навики ділової гри; формувати свідоме ставлення до вибору професії.