76924

Внутреннее ухо: костный и перепончатый лабиринты. Спиральный (кортиев) орган. Проводящий путь слухового анализатора

Доклад

Биология и генетика

Они представлены волосковыми сенсорноэпителиальными клетками которые находятся внутри улитки в спиральном органе слуховой рецептор и внутри расширений преддверия и полукружных каналов вестибулярный рецептор. Костный и перепончатый лабиринт – скелет внутреннего уха располагается в пирамиде височной кости имеет следующие составные части: преддверие занимающее срединное положение; улитку лежащую кпереди от преддверия; три полукружных канала расположенных кзади от преддверия. Стенки отверстия и другие образования преддверия...

Русский

2015-02-01

184.04 KB

2 чел.


 Внутреннее ухо

Внутреннее ухо: костный и перепончатый лабиринты. Спиральный (кортиев) орган. Проводящий путь слухового анализатора.

Во внутреннем ухе располагаются рецепторы органа слуха и равновесия или иначе слухового и вестибулярного анализаторов. Они представлены волосковыми сенсорно-эпителиальными клетками, которые находятся внутри улитки в спиральном органе - слуховой рецептор и внутри расширений преддверия и полукружных каналов - вестибулярный рецептор.

Костный и перепончатый лабиринт – скелет внутреннего уха, располагается в пирамиде височной кости, имеет следующие составные части:

  1.  преддверие, занимающее срединное положение;
  2.  улитку, лежащую кпереди от преддверия;
  3.  три полукружных канала, расположенных кзади от преддверия.

Стенки, отверстия и другие образования преддверия

  1.  Латеральная стенка располагает двумя окнами: овальным (окно преддверия закрыто основанием стремени и кольцевой связкой), круглым (окно улитки закрыто вторичной барабанной перепонкой).
  2.  Задняя стенка отличается 5-ю мелкими отверстиями, через которые открываются полукружные каналы.
  3.  Передняя стенка имеет крупное отверстие канала улитки.
  4.  Медиальная стенка гребнем преддверия разделяет две ямки: переднюю - сферическую, и заднюю - эллиптическую, в которой имеется внутреннее отверстие водопровода преддверия.
  5.  Изнутри костные стенки преддверия выстланы фиброзной тканью, которая на медиальной стенке заключает эллиптический и сферический мешочки (утрикулус и саккулус).

Мешочки лежат в одноименных углублениях преддверия и связаны друг с другом протоком, от которого отходит эндолимфатический канал, а книзу еще и соединительный проток к улитковому каналу. В эллиптический мешочек открывается пять отверстий полукружных протоков.

При поражении лабиринта развивается синдром Меньера.

Улитка занимает горизонтальное положение и делится на следующие части:

  1.  основание - обращенное к внутреннему слуховому проходу; у начала барабанной лестницы имеющее внутреннее отверстие канальца улитки;
  2.  купол - направленный к барабанной полости;
  3.  стержень (модиолус) с продольными канальцами для улиткового нерва - внутренняя ось улитки, проходящая между основанием и куполом;
  4.  спиральная пластинка - вокруг стержня (оси улитки) в виде винтовой лестницы в 2,5 оборота;
  5.  спиральный канал - вокруг спиральной пластинки, в куполе имеющий овальное отверстие - хеликотрему;
  6.  барабанная и преддверная лестница.

Внутри костной улитки находится перепончатая, фиброзными перемычками срастающаяся с костной. Между костной и перепончатой частями находится перилимфа, внутри перепончатой - эндолимфа.

Костные полукружные каналы

  1.  Передний канал перпендикулярен продольной оси пирамиды, соответствует дугообразному возвышению на ее передней поверхности.
  2.  Задний канал - самый длинный, параллелен задней поверхности пирамиды.
  3.  Латеральный канал - самый короткий, имеет на лабиринтной стенке барабанной полости выступ. Этот канал соответствует плоскости естественной ориентировки головы.

Полукружные каналы имеют по две костные ножки, но у переднего и заднего они сливаются в одну общую, которая открывается в преддверие одним отверстием, остальные – четырьмя. Одна из полукружных ножек при впадении в преддверие расширяется, поэтому называется ампулярной, а другая - простой.

Перепончатый лабиринт находится внутри костного лабиринта. Стенка его образована тонкой фиброзной пластинкой с плоским эпителием на ней и, в основном, повторяет очертания костного лабиринта. Между костной и фиброзной стенкой лабиринта находится перилимфатическое пространство с перилимфой. Оно сообщается через перилимфатический проток канальца улитки с подпаутинным пространством головного мозга. Внутри перепончатого лабиринта циркулирует эндолимфа. Через эндолимфатический проток водопровода преддверия она оттекает в эндолимфатический мешок в толще твердой мозговой оболочки на задней поверхности пирамиды.

В преддверии перепончатая часть по медиальной стенке образует эллиптический и сферический мешочки, соединенные протоком. В эллиптический мешочек открываются полукружные каналы, а из сферического мешочка выходит эндолимфатический проток. Полукружные перепончатые протоки заканчиваются ампулами: передней, задней и латеральной. Пятна эллиптического и сферического мешочков, ампулярные гребешки полукружных каналов содержат волосковые сенсорные клетки, которые через отолитовую мембрану и желатинозную купулу воспринимают колебания эндолимфы. Это и есть рецепторный аппарат органа равновесия.

Перепончатый лабиринт улитки включает улитковый проток с барабанной и преддверной стенкой. Он занимает среднюю часть костного спирального канала и отделяет барабанную лестницу (нижнюю) от преддверной (верхней лестницы). Барабанная лестница заканчивается в основании улитки у овального окна, закрытого вторичной барабанной перепонкой. Лестница преддверия сообщается с перилимфатическим пространством преддверия. Между собой обе лестницы связаны в куполе через хеликотрему (просветленное отверстие).

Внутри улиткового протока находится спиральный орган из:

1) базилярной пластинки (124 тыс. натянутых коллагеновых волокон);

2) поддерживающих и волосковых сенсорно-эпителиальных клеток, погруженных в желатинозную массу;

3) покровной мембраны.

Взятое вместе и составляет рецепторный аппарат органа слуха – слухового анализатора.

Внутренние сенсорные волосковые эпителиоциты (около 3500) обладают микроворсинками (стереоцилиями), способными отклоняться при движениях эндолимфы, которые появляются после воздействия звуковой энергии на базилярную мембрану. Колебания стереоцилий возбуждают сенсорные эпителиоциты и вызывают рецепторный потенциал, который улавливается волокнами улиткового нерва, замыкающегося на рецепторе. Импульс по нерву достигает улитковых ядер в мосту. Из них передается по волокнам латеральной петли в нижние холмики среднего мозга и зрительный бугор. Таламо-кортикальные слуховые волокна образуют лучистость, занимающую конечный отдел задней ножки внутренней капсулы. Отсюда слуховые волокна приходят в поперечные бороздки и извилины, находящиеся на верхней височной извилине - в корковом конце слухового анализатора.

Сосуды внутреннего уха - это лабиринтные артерии из базилярной. Вены — лабиринтные, канальца улитки и водопровода впадают в верхний каменистый синус и внутреннюю яремную вену.

6  


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

34503. Искусство Древней Греции. Ранняя классика (480-450-е гг. до н. э.) Скульптура. Храм Зевса в Олимпии. Мирон. Вазопись и живопись 13.98 KB
  Мастер Брига: белофонный килик из Вульчи Пляшущая менада Мюнхен Гос. Античные собрания килик Последствия симпосия Вюрцбург Музей Мартина фон Вагнера; Дурис: килик из Капуи Эос с телом Мемнона Париж Лувр Монументальная живопись этого периода.
34504. Искусство Древней Греции. Высокая классика. Афинский акрополь. Фидий. Поликлет. Искусство Древней Греции. Поздняя классика. Скульптура Скопаса, Праксителя, Леохара, Лисиппа 17.09 KB
  Статуи атлетов Дорифор Диадумен Раненая амазонка Гера Аргосская. Произведения Фидия: хризоэлефантинные из золота и слоновой кости статуи Афиныдевы Афина Парфенос и Зевса Олимпийского бронзовые статуи Афинывоительницы Афина Промахос Афины Лемнии дар жителей ова Лемнос Раненой амазонки.э: Аполлона в Фигалии архитектор Иктин – фриз Амазономахия; Ники Бескрылой Аптерос на Акрополе архитектор Калликрат – фриз Битва греков с персами рельефы баллюстрады; Эрехтейона архитекторы Архилох и Филокл – статуи...
34505. Искусство этрусков. Архитектура. Отличие этрусского храма от греческого. Скульптура. Роспись гробниц 15.34 KB
  Искусство этрусков. и в которой наиболее интересным и развитым было искусство этрусков. Происхождение и язык этрусков до сих пор полностью не выяснены. Города этрусков были прекрасно укреплены соединялись благоустроенными дорогами и мостами.
34506. Искусство Древнего Рима. Значение, особенности художественной культуры Древнего Рима. Хронология. Отличия римского искусства от греческого. Основные типы римской архитектуры. Римский скульптурный портрет 17.81 KB
  Росписи дома Ливии на Палатине дома на Эсквилине IIго стиля. IIIго стиля в Помпеях. Вместо перспективных архитектурных построений IIго стиля фантастические трельяжи и “канделябры†IIIго стиля. Характерные особенности декоративного стиля I в.
34507. Искусство Византии. Раннехристианское искусство. Античные образы, христианское содержание. Символика. Орнаментика. Период иконоборчества. Связь византийского искусства с религией. Символизм. Трансцендентность. Расцвет византийского искусства в эпоху Маке 19.47 KB
  Мозаики св. Софии мозаики монастыря Дафнии. Немногие дошедшие до нас иконы VI века написанные восковыми красками некоторые из них происходят из Синайского монастыря как например Христос Пантократор хранящийся на Синае Богоматерь с младенцем Мозаики церкви Успения в Никее. Эти утраченные теперь мозаики принадлежали к числу самых замечательных произведений византийской монументальной живописи.
34508. Романское искусство. Искусство эпохи развитого феодализма. Термин «романский». Романская архитектура: ведущая роль, строительные принципы, стилистические черты. Типы церквей 22.24 KB
  С развитием торговли и ремесла в XI XII вв. С XII в. XI XIII века время расцвета монументального искусства как живописи так и скульптуры. В XI XII вв.
34509. Готическое искусство Франции. Термин «готика». Ведущая роль архитектуры. Принципы готической каркасной конструкции, ее элементы. Роль скульптуры. Причины появления витражной живописи 18.95 KB
  Особое внимание уделялось сторожевой башне ратуши беффруа которая была символом независимости республики как городской собор был символом благосостояния граждан коммуны. На площади перед собором происходили диспуты лекции разыгрывались мистерии. Самым большим храмом периода ранней готики был Собор Парижской Богоматери пятинефный храм вмещал до 9000 человек. Раннеготический собор в Лане 1174 1226.
34510. Искусство Проторенессанса. Скульптура. Н. Пизано. Живопись П. Каваллини. Джотто – реформатор итальянской живописи. Принципы творчества Фрески Капеллы дель Арена в Падуе 20.03 KB
  Мозаичный цикл в церкви Санта Мариа ин Трастевере 1291. Фрагмент фрески “Страшный суд†в церкви Санта Чечилиа ин Трастевере 1293. Ассизи Житийный цикл фресок в верхней церкви Сан Франческо посвященных св. Фрески в трансепте верхней церкви св.
34511. Искусство Раннего Возрождения. Формирование новых принципов изобразительного языка. Переплетение ренессансных принципов и средневековых традиций в искусстве ХV в. Мазаччо – основоположник живописи Кватроченто. А. дель Кастаньо. П. дела Франческо. Проблема 21.58 KB
  Стефана 1425 1426 ниш церкви Ор Сан Микеле. Георгий†1415 1417 для ниш церкви Ор Сан Микеле. “Благовещение†алтаря Кавальканти в церкви Санта Кроче 1я пол. Полиптих для церкви кармелиток в Пизе 1426 ныне в различных музеях: готическая экспрессия и ее преодоление.