76924

Внутреннее ухо: костный и перепончатый лабиринты. Спиральный (кортиев) орган. Проводящий путь слухового анализатора

Доклад

Биология и генетика

Они представлены волосковыми сенсорноэпителиальными клетками которые находятся внутри улитки в спиральном органе слуховой рецептор и внутри расширений преддверия и полукружных каналов вестибулярный рецептор. Костный и перепончатый лабиринт – скелет внутреннего уха располагается в пирамиде височной кости имеет следующие составные части: преддверие занимающее срединное положение; улитку лежащую кпереди от преддверия; три полукружных канала расположенных кзади от преддверия. Стенки отверстия и другие образования преддверия...

Русский

2015-02-01

184.04 KB

2 чел.


 Внутреннее ухо

Внутреннее ухо: костный и перепончатый лабиринты. Спиральный (кортиев) орган. Проводящий путь слухового анализатора.

Во внутреннем ухе располагаются рецепторы органа слуха и равновесия или иначе слухового и вестибулярного анализаторов. Они представлены волосковыми сенсорно-эпителиальными клетками, которые находятся внутри улитки в спиральном органе - слуховой рецептор и внутри расширений преддверия и полукружных каналов - вестибулярный рецептор.

Костный и перепончатый лабиринт – скелет внутреннего уха, располагается в пирамиде височной кости, имеет следующие составные части:

  1.  преддверие, занимающее срединное положение;
  2.  улитку, лежащую кпереди от преддверия;
  3.  три полукружных канала, расположенных кзади от преддверия.

Стенки, отверстия и другие образования преддверия

  1.  Латеральная стенка располагает двумя окнами: овальным (окно преддверия закрыто основанием стремени и кольцевой связкой), круглым (окно улитки закрыто вторичной барабанной перепонкой).
  2.  Задняя стенка отличается 5-ю мелкими отверстиями, через которые открываются полукружные каналы.
  3.  Передняя стенка имеет крупное отверстие канала улитки.
  4.  Медиальная стенка гребнем преддверия разделяет две ямки: переднюю - сферическую, и заднюю - эллиптическую, в которой имеется внутреннее отверстие водопровода преддверия.
  5.  Изнутри костные стенки преддверия выстланы фиброзной тканью, которая на медиальной стенке заключает эллиптический и сферический мешочки (утрикулус и саккулус).

Мешочки лежат в одноименных углублениях преддверия и связаны друг с другом протоком, от которого отходит эндолимфатический канал, а книзу еще и соединительный проток к улитковому каналу. В эллиптический мешочек открывается пять отверстий полукружных протоков.

При поражении лабиринта развивается синдром Меньера.

Улитка занимает горизонтальное положение и делится на следующие части:

  1.  основание - обращенное к внутреннему слуховому проходу; у начала барабанной лестницы имеющее внутреннее отверстие канальца улитки;
  2.  купол - направленный к барабанной полости;
  3.  стержень (модиолус) с продольными канальцами для улиткового нерва - внутренняя ось улитки, проходящая между основанием и куполом;
  4.  спиральная пластинка - вокруг стержня (оси улитки) в виде винтовой лестницы в 2,5 оборота;
  5.  спиральный канал - вокруг спиральной пластинки, в куполе имеющий овальное отверстие - хеликотрему;
  6.  барабанная и преддверная лестница.

Внутри костной улитки находится перепончатая, фиброзными перемычками срастающаяся с костной. Между костной и перепончатой частями находится перилимфа, внутри перепончатой - эндолимфа.

Костные полукружные каналы

  1.  Передний канал перпендикулярен продольной оси пирамиды, соответствует дугообразному возвышению на ее передней поверхности.
  2.  Задний канал - самый длинный, параллелен задней поверхности пирамиды.
  3.  Латеральный канал - самый короткий, имеет на лабиринтной стенке барабанной полости выступ. Этот канал соответствует плоскости естественной ориентировки головы.

Полукружные каналы имеют по две костные ножки, но у переднего и заднего они сливаются в одну общую, которая открывается в преддверие одним отверстием, остальные – четырьмя. Одна из полукружных ножек при впадении в преддверие расширяется, поэтому называется ампулярной, а другая - простой.

Перепончатый лабиринт находится внутри костного лабиринта. Стенка его образована тонкой фиброзной пластинкой с плоским эпителием на ней и, в основном, повторяет очертания костного лабиринта. Между костной и фиброзной стенкой лабиринта находится перилимфатическое пространство с перилимфой. Оно сообщается через перилимфатический проток канальца улитки с подпаутинным пространством головного мозга. Внутри перепончатого лабиринта циркулирует эндолимфа. Через эндолимфатический проток водопровода преддверия она оттекает в эндолимфатический мешок в толще твердой мозговой оболочки на задней поверхности пирамиды.

В преддверии перепончатая часть по медиальной стенке образует эллиптический и сферический мешочки, соединенные протоком. В эллиптический мешочек открываются полукружные каналы, а из сферического мешочка выходит эндолимфатический проток. Полукружные перепончатые протоки заканчиваются ампулами: передней, задней и латеральной. Пятна эллиптического и сферического мешочков, ампулярные гребешки полукружных каналов содержат волосковые сенсорные клетки, которые через отолитовую мембрану и желатинозную купулу воспринимают колебания эндолимфы. Это и есть рецепторный аппарат органа равновесия.

Перепончатый лабиринт улитки включает улитковый проток с барабанной и преддверной стенкой. Он занимает среднюю часть костного спирального канала и отделяет барабанную лестницу (нижнюю) от преддверной (верхней лестницы). Барабанная лестница заканчивается в основании улитки у овального окна, закрытого вторичной барабанной перепонкой. Лестница преддверия сообщается с перилимфатическим пространством преддверия. Между собой обе лестницы связаны в куполе через хеликотрему (просветленное отверстие).

Внутри улиткового протока находится спиральный орган из:

1) базилярной пластинки (124 тыс. натянутых коллагеновых волокон);

2) поддерживающих и волосковых сенсорно-эпителиальных клеток, погруженных в желатинозную массу;

3) покровной мембраны.

Взятое вместе и составляет рецепторный аппарат органа слуха – слухового анализатора.

Внутренние сенсорные волосковые эпителиоциты (около 3500) обладают микроворсинками (стереоцилиями), способными отклоняться при движениях эндолимфы, которые появляются после воздействия звуковой энергии на базилярную мембрану. Колебания стереоцилий возбуждают сенсорные эпителиоциты и вызывают рецепторный потенциал, который улавливается волокнами улиткового нерва, замыкающегося на рецепторе. Импульс по нерву достигает улитковых ядер в мосту. Из них передается по волокнам латеральной петли в нижние холмики среднего мозга и зрительный бугор. Таламо-кортикальные слуховые волокна образуют лучистость, занимающую конечный отдел задней ножки внутренней капсулы. Отсюда слуховые волокна приходят в поперечные бороздки и извилины, находящиеся на верхней височной извилине - в корковом конце слухового анализатора.

Сосуды внутреннего уха - это лабиринтные артерии из базилярной. Вены — лабиринтные, канальца улитки и водопровода впадают в верхний каменистый синус и внутреннюю яремную вену.

6  


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

55700. Самооцінювання учнів – один із способів розвитку їхньої пізнавальної самостійності і творчої активності на уроках математики 593 KB
  Навчальна мета уроку: Активізувати пізнавальну діяльність учнів; познайомити учнів з поняттями: пропорція члени пропорції; правильна і неправильна пропорція; з основною властивістю пропорції.
55701. Самостійна робота як засіб навчання, виховання і розвитку учнів 228 KB
  Успішне його виконання багато у чому залежить від методики навчання яка дає змогу озброїти учнів глибокими знаннями навчити їх працювати зацікавлено й самостійно. Методику сучасного уроку характеризує система самостійних робіт учнів. В цій статті описується певною мірою методи самостійного навчання учнів.
55702. Види диктантів і методика їх проведення 120 KB
  Текстуальні диктанти. Специфіка диктантів та класифікація їх видів Диктант -– це такий прийом організації навчальної діяльності на уроці в процесі якої учні відтворюють письмово сприйнятий ними на слух текст.
55703. Межпредметные связи на уроках русского языка и литературы 124.5 KB
  Приобщая школьников к наиболее высоким достижениям мировой культуры и литературы учитель литературы воспитывает общую культуру развивает художественно-образное мышление формирует творческую личность.
55705. Вивчення системи роботи вчителя 226.5 KB
  У роботі школи особливої уваги потребує вивчення адміністрацією,а також представниками атестаційної комісії системи роботи педагогічного колективу в цілому чи кожного педагога зокрема.
55706. Позакласна робота – вагома складова формування читацької компетентності молодших школярів 225 KB
  Шляхи формування навичок читання. Формування навиків читання вголос і мовчки на уроках читання. Аналіз твору – шлях до досягнення високого рівня читання16 Розвиток творчих здібностей на уроках читання. Формування читацького кругозору молодших школярів на уроках читання Роль уроків позакласного читання у розвитку читацької компетентності учнів молодших класів.
55707. Сучасні педагогічні технології навчання. Впровадження особистісно орієнтованої технології навчання на заняттях інженерної графіки 338 KB
  Методична розробка присвячена проблемі реалізації особистісно орієнтованого підходу на заняттях інженерної графіки студентами Слов’янського енергобудівного технікуму. Визначено та експериментально перевірено педагогічні умови...