76928

Сетчатая оболочка глаза. Проводящий путь зрительного анализатора

Доклад

Биология и генетика

Внутренняя или сетчатая оболочка глаза плотно срастается с сосудистой по всей площади соприкосновения. Центральная ямка макулы сосредотачивает только колбочковые нейросенсорные клетки и в нее ldquo;упираетсяrdquo; оптическая ось глаза. Проводящий зрительный путь Рецепторное поле это сетчатая оболочка глаза с палочко и колбочковидными клетками содержащими светочувствительный пигмент родопсин йодопсин.

Русский

2015-02-01

181.61 KB

0 чел.


 Сетчатая оболочка глаза

Сетчатая оболочка глаза. Проводящий путь зрительного анализатора.

Внутренняя или сетчатая оболочка глаза плотно срастается с сосудистой по всей площади соприкосновения. Присутствие фоторецепторных клеток по большей задней части оболочки превращает ее в зрительную, световоспринимающую. Отсутствие этих клеток в меньшей передней части, прилежащей к цилиарному телу и радужке, делает ее “слепой”. Анатомической границей между зрительной и “слепой” частями считается зубчатый край, соответствующий месту перехода собственно сосудистой оболочки в ресничный кружок.

В светочувствительной части сетчатой оболочки нервные клетки располагаются многослойно:

  1.  фотосенсорный слой палочек и колбочек; первые - рецепторы сумеречного зрения, вторые - дневного и цветного зрения (у человека их 6-7 млн.);
  2.  наружный ядерный слой, состоящий из ядросодержащих фоторецепторных клеток;
  3.  наружный сетчатый слой, включающий центральные отростки ядросодержащих фотосенсорных клеток;
  4.  внутренний ядерный слой из горизонтальных, биполярных, амакринных нейронов;
  5.  внутренний сетчатый слой из дендритов нейронов внутреннего ядерного слоя;
  6.  ганглионарный слой из крупных ганглионарнных клеток, отростки которых образуют слой нервных волокон, отделенный от стекловидного тела внутренней пограничной пластинкой.

Нейроглия сетчатки из волокноподобных радиальных глиоцитов образует два пограничных слоя: наружный и внутренний.

В сетчатке анатомически различают:

  1.  наружную пигментную часть - двойной слой пигментного эпителия из призматических полигональных клеток;
  2.  внутреннюю светочувствительную часть, состоящую из радиально расположенных нейронов: фоторецепторного, ассоциативного, ганглионарного и амакринного, которые включаются в радиальную цепочку.

В заднем, зрительном отделе сетчатой оболочки находятся диск зрительного нерва диаметром в 1,7 мм и латерально от него на 4 мм место наилучшего видения - пятно (макула) с центральной ямкой. Края диска приподняты, а центр имеет небольшое углубление. Диск состоит из миелиновых зрительных волокон, поэтому и цвет его белый. Поскольку на диске отсутствуют фоторецепторные клетки, то это место сетчатки называют “слепым пятном”.

Центральная ямка макулы сосредотачивает только колбочковые нейросенсорные клетки и в нее “упирается” оптическая ось глаза. Из-за цвета макулу нередко называют желтым пятном.

Проводящий зрительный путь

  1.  Рецепторное поле — это сетчатая оболочка глаза с палочко- и колбочковидными клетками, содержащими светочувствительный пигмент родопсин, йодопсин. Сюда же входят биполярные клетки; ассоциативные, амакринные и ганглионарные нейроциты. Длинные отростки последних формируют зрительный нерв.
  2.  Зрительный нерв имеет внутриглазную, глазничную, канальцевую, внутричерепную части. Глазничная часть нерва обладает наружной и внутренней влагалищными оболочками из твердой и паутинной мозговых оболоческ.
  3.  Внутричерепной перекрест зрительных нервов лежит вначале турецкого седла. В нём медиальные волокна уходят на противоположную сторону, латеральные идут по своей стороне.
  4.  Зрительные тракты выходят из зрительных нервов и направляются к подкорковым центрам зрения, перед вступлением в которые они делятся на медиальные и латеральные корешки.
  5.  Подкорковые центры зрения состоят из латерального коленчатого тела — метаталамус промежуточного мозга и верхних холмиков среднего мозга (переключение на зрачковый рефлекс).
  6.  Через конечный отдел задней ножки внутренней капсулы проходят зрительные волокна, образуя по выходе из нее зрительную лучистость. Её волокна направляются к корковым ядрам зрительного анализатора.
  7.  Корковые концы зрительного анализатора — это шпорная борозда затылочной доли (поля 17,18,19), средняя лобная извилина (задний отдел) поле 40.

Ядро шпорной борозды связано проводящими путями с латеральной половиной сетчатки правого глаза и медиальной половиной сетчатой оболочки левого. Левое шпорное ядро соответственно принимает импульсы от латеральной половины сетчатки левого глаза и медиальной половины сетчатки правого глаза. Только двустороннее поражение ядер зрительного анализатора приводит к полной корковой слепоте.

Поражение поля 17 нарушает зрительное восприятие, поля 18 - зрительную память, поля 19 - ориентировку в незнакомом месте.


Вспомогательный аппарат глазного яблока: мышцы, веки, слезный аппарат, конъюнктива, их сосуды и нервы.

10  


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

8210. Система географических знаний учащихся средней школы. Этапы, методы и средства их формирования 25 KB
  Под системой знаний понимается комплекс взаимосвязанных знаний, образующих определенную целостность. В состав географических знаний о современном мире включают основные теории и учения, знания о процессах и явлениях, знания об объектах. Логика их фо...
8211. Особенности педагогической профессии: виды педагогической деятельности, структура, ценностные характеристики 27 KB
  Особенности педагогической профессии: виды педагогической деятельности, структура, ценностные характеристики. Традиционно основными видами педагогической деятельности являются преподавание и воспитательная работа, в профессиональной школе целесообраз...
8212. Специфика педагогического общения 34.5 KB
  Специфика педагогического общения обусловлена различными социально-ролевыми и функциональными позициями его субъектов. Стиль общения и руководства в существенной мереопределяет эффективность обучения и воспитания, а также особенностиразвития личност...
8213. Формирование системы знаний и умений при изучении рельефа,геологического строения и полезных ископаемых в школьном курсе географии 28.5 KB
  При изучении раздела Литосфера ученики узнают о строении Земли, о месте литосферы среди др. оболочек и о движениях земной коры, систематизируются понятия о горных породах путем их деления на осадочные, магматические и метаморфические, изучаются крупны...
8214. Электрический ток. Источники тока. Электрическая цепь и ее составные части 35.5 KB
  Урок физики по теме: Электрический ток. Источники тока. Электрическая цепь и ее составные части в 8 классе. Цель урока: Рассмотреть физическую природу электрического тока и выяснить, из каких частей состоит электрическая цепь. Задачи: Дидактические...
8215. Вопросы государственного экзамена по теории и методике обучения географии 277 KB
  Вопросы государственного экзамена по теории и методике обучения географии, 2010 г. Методика обучения географии как наука: предмет и задачи, этапы развития. Методика обучения географии - одна из педагогических наук. От греч. слова methodike...