76928

Сетчатая оболочка глаза. Проводящий путь зрительного анализатора

Доклад

Биология и генетика

Внутренняя или сетчатая оболочка глаза плотно срастается с сосудистой по всей площади соприкосновения. Центральная ямка макулы сосредотачивает только колбочковые нейросенсорные клетки и в нее ldquo;упираетсяrdquo; оптическая ось глаза. Проводящий зрительный путь Рецепторное поле это сетчатая оболочка глаза с палочко и колбочковидными клетками содержащими светочувствительный пигмент родопсин йодопсин.

Русский

2015-02-01

181.61 KB

0 чел.


 Сетчатая оболочка глаза

Сетчатая оболочка глаза. Проводящий путь зрительного анализатора.

Внутренняя или сетчатая оболочка глаза плотно срастается с сосудистой по всей площади соприкосновения. Присутствие фоторецепторных клеток по большей задней части оболочки превращает ее в зрительную, световоспринимающую. Отсутствие этих клеток в меньшей передней части, прилежащей к цилиарному телу и радужке, делает ее “слепой”. Анатомической границей между зрительной и “слепой” частями считается зубчатый край, соответствующий месту перехода собственно сосудистой оболочки в ресничный кружок.

В светочувствительной части сетчатой оболочки нервные клетки располагаются многослойно:

  1.  фотосенсорный слой палочек и колбочек; первые - рецепторы сумеречного зрения, вторые - дневного и цветного зрения (у человека их 6-7 млн.);
  2.  наружный ядерный слой, состоящий из ядросодержащих фоторецепторных клеток;
  3.  наружный сетчатый слой, включающий центральные отростки ядросодержащих фотосенсорных клеток;
  4.  внутренний ядерный слой из горизонтальных, биполярных, амакринных нейронов;
  5.  внутренний сетчатый слой из дендритов нейронов внутреннего ядерного слоя;
  6.  ганглионарный слой из крупных ганглионарнных клеток, отростки которых образуют слой нервных волокон, отделенный от стекловидного тела внутренней пограничной пластинкой.

Нейроглия сетчатки из волокноподобных радиальных глиоцитов образует два пограничных слоя: наружный и внутренний.

В сетчатке анатомически различают:

  1.  наружную пигментную часть - двойной слой пигментного эпителия из призматических полигональных клеток;
  2.  внутреннюю светочувствительную часть, состоящую из радиально расположенных нейронов: фоторецепторного, ассоциативного, ганглионарного и амакринного, которые включаются в радиальную цепочку.

В заднем, зрительном отделе сетчатой оболочки находятся диск зрительного нерва диаметром в 1,7 мм и латерально от него на 4 мм место наилучшего видения - пятно (макула) с центральной ямкой. Края диска приподняты, а центр имеет небольшое углубление. Диск состоит из миелиновых зрительных волокон, поэтому и цвет его белый. Поскольку на диске отсутствуют фоторецепторные клетки, то это место сетчатки называют “слепым пятном”.

Центральная ямка макулы сосредотачивает только колбочковые нейросенсорные клетки и в нее “упирается” оптическая ось глаза. Из-за цвета макулу нередко называют желтым пятном.

Проводящий зрительный путь

  1.  Рецепторное поле — это сетчатая оболочка глаза с палочко- и колбочковидными клетками, содержащими светочувствительный пигмент родопсин, йодопсин. Сюда же входят биполярные клетки; ассоциативные, амакринные и ганглионарные нейроциты. Длинные отростки последних формируют зрительный нерв.
  2.  Зрительный нерв имеет внутриглазную, глазничную, канальцевую, внутричерепную части. Глазничная часть нерва обладает наружной и внутренней влагалищными оболочками из твердой и паутинной мозговых оболоческ.
  3.  Внутричерепной перекрест зрительных нервов лежит вначале турецкого седла. В нём медиальные волокна уходят на противоположную сторону, латеральные идут по своей стороне.
  4.  Зрительные тракты выходят из зрительных нервов и направляются к подкорковым центрам зрения, перед вступлением в которые они делятся на медиальные и латеральные корешки.
  5.  Подкорковые центры зрения состоят из латерального коленчатого тела — метаталамус промежуточного мозга и верхних холмиков среднего мозга (переключение на зрачковый рефлекс).
  6.  Через конечный отдел задней ножки внутренней капсулы проходят зрительные волокна, образуя по выходе из нее зрительную лучистость. Её волокна направляются к корковым ядрам зрительного анализатора.
  7.  Корковые концы зрительного анализатора — это шпорная борозда затылочной доли (поля 17,18,19), средняя лобная извилина (задний отдел) поле 40.

Ядро шпорной борозды связано проводящими путями с латеральной половиной сетчатки правого глаза и медиальной половиной сетчатой оболочки левого. Левое шпорное ядро соответственно принимает импульсы от латеральной половины сетчатки левого глаза и медиальной половины сетчатки правого глаза. Только двустороннее поражение ядер зрительного анализатора приводит к полной корковой слепоте.

Поражение поля 17 нарушает зрительное восприятие, поля 18 - зрительную память, поля 19 - ориентировку в незнакомом месте.


Вспомогательный аппарат глазного яблока: мышцы, веки, слезный аппарат, конъюнктива, их сосуды и нервы.

10  


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

58541. Читання, запис, порівняння чисел. Одноцифрові та двоцифрові числа. Попереднє і наступне число до даного числа. Додавання і віднімання одиниці 55.5 KB
  Мета: продовжувати ознайомлювати учнів з одноцифровим та двоцифровими числами, їх записом, утворенням і читанням; формувати вміння утворювати числа шляхом додавання одиниці до наступного числа і віднімання одиниці від наступного; формувати вміння правильно називати попереднє та наступне число до даного...
58542. Умножение как действие, заменяющее сложение равных чисел. Знак умножения 93.5 KB
  Сколько цветов растет на 3 клумбах при помощи графической модели решим эту задачу. Сколько было клумб 3 Сколько цветов было на каждой клумбе. Сколько групп по 5 точек получилось 3 Сколько всего точек...
58543. Нахождение неизвестного вычитаемого. Нахождение значений выражений 54 KB
  Цель: совершенствовать вычислительные навыки и умение решать задачи; развивать логическое мышление и умение сравнивать, воображение. Формировать активность детей на уроке; повышать мотивацию обучения, интерес к математике...
58544. Організація навчання математики у початкових класах 239.5 KB
  Цій роботі відводять більшу частину уроку при цьому інші частини уроку також підпорядковані вивченню нового. Структура згаданого типу уроку може бути така: 1. Завдання до дому; Послідовність структури елементів може бути і іншою але основна частина уроку присвячена вивченню нового матеріалу. Структура цього уроку схожа на структуру уроку закріплення знань.
58545. Закрепление сложения и вычитания связанных с нумерацией чисел прямой угол. Задачи на нахождение третьего неизвестного слагаемого 60.5 KB
  Пропишем цифры 1 и 3 Какие числа можно составить из этих цифр 13 и 31 Сколько десятков в числе 13 один А единиц три сколько всего единиц тринадцать сколько десятков в числе 31 три а единиц одна Сколько всего едиництридцать одна Это чётные или не четные числа не чётные Открываем тетради....
58546. Числа от 20 до 100 79 KB
  Цели урока. Закрепить навык счета в пределах 100, формировать вычислительные навыки, упражняться в решении простых задач, в нахождении периметра геометрических фигур, в решении логических задач; воспитывать чувство взаимопомощи; развивать интерес к математике...
58547. Урок - основная форма организации обучения математики 64 KB
  Поэтому это влияет на построение урока математики и методики его проведения. Специфика уроков математики обуславливается особенностями освоения детьми материала: абстрактный характер материала требует тщательного отбора наглядных средств методов...
58549. Повторення усного віднімання двоцифрових чисел без переходу через десяток. Закріплення письмового додавання і віднімання 62 KB
  Мотивація навчальної діяльності Була у діда внучка дуже велика чомучка. Куди лізе комашка А як росте ромашка Куди заходить сонце Хто заглянув у віконце І ось одного разу коли Чомучка дуже надокучила діду своїми запитаннями він не витримав...