7693

Средства обучения и их классификации

Реферат

Педагогика и дидактика

ТЕМА: Средства обучения и их классификации. План: Понятие о средствах обучения и их сущность. Классификации средств обучения. Виды средств обучения и их характеристика. Современные информационные средства обучения. Электронные журналы и эл...

Русский

2013-01-27

79.5 KB

947 чел.

ТЕМА: Средства обучения и их классификации.

План:

1.Понятие о средствах обучения и их сущность.

2.Классификации средств обучения.

З.Виды средств обучения и их характеристика.

4.Современные информационные средства обучения.

5.Электронные журналы и электронные дневники.

1 .Понятие о средствах обучения и их сущность.

Средства обучения - это составная часть метода обучения. Они обеспечивают реализацию принципа наглядности и содействуют повышению эффективности учебного процесса, дают учащимся материал в форме наблюдений и впечатлений для осуществления учебного познания и мыслительной деятельности на всех этапах обучения.

В педагогике сегодня нет однозначного определения понятия «Средств обучения».

Средства обучения - это различные объекты, используемые учителем и учениками в процессе обучения.

Под средствами обучения следует понимать разнообразнейшие материалы и орудия учебного процесса, благодаря использованию которых более успешно и за рационально сокращенное время достигаются поставленные цели обучения.

Главное дидактическое назначение средств - ускорить процесс усвоения учебного материала.

Выбор средств обучения определяется:

  •  задачами урока или занятия;
  •  содержанием учебного материала;
  •  применяемыми методами обучения;
  •  предпочтениями учителя.

Функции средств обучения:

1. Познавательная функция состоит в том, что средства обучения служат непосредственному познанию действительности; обеспечивают передачу более точной и полной информации об изучаемом объекте и явлении, позволяют наблюдать объекты и явления, недоступные или труднодоступные непосредственному наблюдению с помощью органов чувств (например, школьный микроскоп позволяет увидеть объекты, недоступные невооруженному глазу).

2.Формирующая функция заключается в том, что средства обучения формируют познавательные способности, чувства и волю учащихся, их эмоциональную сферу.

3. Дидактическая функция состоит в том, что средства обучения являются важным источником знаний и умений, облегчают проверку и закрепление учебного материала, активизируют познавательную активность.

Все функции выступают в учебном процессе в единстве, дополняя друг друга.

         2.Классификации средств обучения:

1.По характеру воздействия на обучаемых:

  •  визуальные: предметы, макеты, карты, диафильмы, слайды, ИКТ - презентации;
  •  аудиальные:  музыкальный центр, радио;
  •  аудиовизуальные: телевидение, кинофильмы, ИКТ - презентации.

2.По степени сложности:

  •  простые: учебники, печатные пособия, картины, модели;
  •  сложные: механические визуальные средства, лингафонные кабинеты, компьютеры.

3.По происхождению:

  •  натуральные природные средства (предметы, непосредственно взятые из самой действительности: коллекция камней, растений, шишек, желудей, семечек);
  •  символические (представляют действительность с помощью символов, знаков: рисунки, схемы, карты;
  •  технические:  визуальные, аудиальные, аудиовизуальные средства.

4.Классификация А.Е.Дмитриева и Ю.А.Дмитриева:

  •  естественная: натуральные объекты или их изображения (реальные предметы, картины, портреты, произведения искусств);
  •  объемная (геометрические фигуры, чучела);
  •  изобразительная (фото, кадры кино-, теле-, диафильмов, диапозитивов);
  •  графическая (схемы, чертежи, таблицы, диаграммы);
  •  символическая (географические карты, глобус);
  •  звуковая (магнитофонная запись);
  •  мультимедиа, основанная на компьютерных технологиях, использующая интерактивность и средства дистанционного обучения.

НО!   Учителю   надо   иметь   в   виду,   что   перегрузка  урока или занятия  наглядностью,   разнообразными средствами обучения приводит к снижению эффективности процессе обучения за счет рассеяния внимания учащихся, отвлечения их на второстепенные детали.

З. Виды средств обучения и их характеристика.

I.Вербальные средства обучения:

  •  Остаются главным в арсенале: устное слово, речь учителя.
  •  Главный инструмент общения, передача знаний.

2.Визуальные средства обучения позволяют реализовать принцип наглядности в обучении.

Учащиеся более 80 % информации воспринимают зрительно.

К визуальным средствам относятся:

  •  Естественные предметы и объекты в природной и искусственной среде (гербарии, коллекции).
  •  Карты, схемы, диаграммы, модели, дорожные знаки, математические символы, наглядные пособия.
  •  Диафильмы, диапозитивы, кинофильмы, видеофильмы.

При использовании наглядных средств (иллюстраций, таблиц, схем) необходимо соблюдать ряд условий:

  •  применяемая наглядность должна соответствовать возрасту учащихся;
  •  наглядность должна использоваться в меру и показывать ее следует только в соответствующий момент занятия или урока;
  •  необходимо четко выделять главное, существенное при показе иллюстраций;
  •  детально продумывать пояснения, даваемые в ходе демонстрации объектов;
  •  демонстрируемая наглядность должна быть точно согласована с содержанием материала;
  •  наглядность должна быть эстетически выполнена;
  •  наглядность должна быть хорошо видна с последней парты;
  •  привлекать самих учащихся к нахождению желаемой информации в наглядном пособии или демонстрационном устройстве.  

К проведению демонстраций предъявляют следующие требования:

  1.  Демонстрируемые на классной доске или учительском столе предметы должны иметь достаточные размеры для хорошей видимости даже с последней парты. Для малых объектов применяют различного вида проекции, оптическое увеличение или организуют поочередное наблюдение с вызовом учащегося к демонстрационному столу.
  2.  Во время демонстрации учителю следует выбирать позицию лицом к классу, чтобы видеть реакцию учащихся. При показе не следует стоять спиной к учащимся и загораживать демонстрируемое, иначе возможны ошибки в представлении материала, нарушения дисциплины.
  3.  Количество и объем демонстрации должен быть оптимальным: недостаток наглядности снижает качество обучения, а избыток наглядности рассеивает внимание, утомляет, снижает степень познавательного интереса.

З.Технические средства обучения:

ТСО - это приборы и устройства, используемые в процессе обучения. В ряде случаев ТСО незаменимы, т.к. позволяют показать явления, быстро протекающие процессы. Их не следует применять там, где без них можно обойтись (провести опыт или наблюдения).

Рационально сочетать компьютерную технику, ИКТ с другими средствами обучения, не преувеличивать значимость использования новых информационных технологий. Они, несмотря на высокую эффективность, не могут заменить живое слово учителя, общение, недооценка которых может привести к сдерживанию развития личности.

Методика использования ТСО.

При использовании ТСО необходимо обучать учащихся пользоваться ими и воспринимать их. Например, перед просмотром видеофильма дать учащимся инструктаж: когда и на что обратить внимание; дать задание: что запомнить, что записать.

Демонстрацию видео - кинофильмов надо проводить с соблюдением следующих рекомендаций:

  1.  Перед началом демонстрации сделать вступительное слово, а после демонстрации провести собеседование по итогам просмотра.
  2.  Избегать длительного показа учебных фильмов, так как учащиеся быстро утомляются и их внимание рассевается (в младших классах рекомендуемая длительность не более 10 минут, в старших классах не более 30 минут).
  3.  Использовать прием немого демонстрирования фильмов с комментарием учителя.
  4.  При демонстрации сложного материала следует делать паузы для комментария учителя и записи учениками информации.

4. Современные информационные средства обучения.

1. Использование персональных компьютеров в обучении приобретает широкое распространение. Современные персональные компьютеры являются мультимедийными: позволяют показывать цветное динамическое изображение со стереозвуком. Имеется большое количество разнообразных компьютерных обучающих программ по большинству школьных предметов.

С помощью Интернета ученики могут получать информацию с любого компьютера и баз данных – все это значительно расширяет возможности учителя и учащихся на уроке.

  1.  Обычный кодоскоп теперь стал портативным и в сложенном виде имеет толщину менее 10см, и вместо прозрачной пленки помещают жидкокристаллическую панель, подсоединяемую к компьютеру или видеомагнитофону.
  2.  Появились электронные проекторы (их называют еще мультимедиа-проекторы), которые подключаются к компьютер и позволяют демонстрировать яркие цветные динамически компьютерные изображения с высоким разрешением, иногда с аудиосистемой (динамики и звуковые колонки).
  3.  Появились электронные копировальные классные доски. Такие доски внешне выглядят как обычные белые доски. Все что пишется учителем на ее поверхности мгновенно переносится на компьютер и может быть сохранено в его памяти или распечатано на обычном принтере. Надписи на доске могут делаться специальными цветными маркерами, а копии распечатываться на цветном принтере.

Есть копировальные доски, позволяющие выдавать бумажную копию на специальную термобумагу. Нажатием одной кнопки на устройстве, встроенном в доску, написанную информацию можно распечатать и раздать классу.

  1.  Классная доска то же претерпела сильное изменение, она теперь имеет магнитную поверхность и стала светлой, на ней пишут вовсе не мелом, а разноцветными фломастерами, а написанное стирают мокрой губкой.

5.Электронные журналы и электронные дневники.

Система электронных журналов - это удобный инструмент для создания единого информационно-образовательного пространства учебного заведения и взаимодействия образовательного учреждения с родителями учащихся.

Это комплекс  закрытых интернет-сайтов  для каждого класса в школе, включающий в себя функции: электронный дневник школьника и электронный журнал учителя.

Система предназначена для пользования в школах. Доступы к системе разделены на 2 модуля:

  •  административный (для директора, завуча и учителей)
  •  просмотровый (для родителей и учеников)

Возможности системы:

 Для учеников и их родителей «ИН-КЛАСС» предлагает:

  •  информирование о новостях, мероприятиях в классе или школе;
  •  информирование об оценках, о содержании уроков и домашних заданий с возможностью прикрепления файлов с картинками или видео-уроками посредством электронного дневника школьника, посещаемости, рейтинге успеваемости, различные графики для оценки успеваемости;
  •  информирование о расписании и заменах уроков;
  •  возможность переписки с педагогами и получения от них сообщений массового характера и смс-сообщений;
  •  возможность общения родителей, учеников посредством форума или личных сообщений;
  •  возможность  отразить свое мнение по определенному вопросу с помощью ответов на опросы, организуемые сотрудниками школы или администраторами класса, от самого простого (да/нет) до выбора ответа из картинок; 
  •  родители могут отмечать дистанционно период болезни ребенка, эта информация сразу появляется у учителя в журнале.

      Перечисленные возможности электронного дневника помогают родителям контролировать успеваемость и посещаемость детей, отслеживать пройденный и пропущенный материал,  не дожидаясь собраний решать необходимые вопросы, быть в курсе всех новостей и событий в классе, получать срочные смс на сотовый.

      Электронный дневник дисциплинирует учеников и создает мотивацию в обучении, что ведет к повышению качества учебы.

Возможности для педагогов

     В интересах педагога система «ИН-КЛАСС» решает следующие задачи:

  •  легкое и быстрое занесение оценок в электронный журнал (одна оценка - один клик мышки);
  •  легкое занесение данных об отсутствующих, опоздавших, болеющих;
  •  построение отчетов по успеваемости и посещаемости;
  •  удобное расписание для учителя, легкое в заполнении; также возможность загрузить расписание из Excel-файла, сформированного специальной программой для составления расписания;
  •  удобная массовая рассылка с большими возможностями выбора адресатов и прикрепления файлов;
  •  формирование необходимых опросов с получением результатов в виде таблицы;
  •  персональный форум для общения классного руководителя с родителями учеников, а также личная переписка между ними;
  •  контроль над получением всей информации родителями;
  •  возможность формирования поурочного планирования, не привязанного к датам, ускоряющего заполнение страницы "домашнее задание" для учеников, а также возможного для использования в последующие годы; 
  •  размещение учебных и методических материалов для подготовки к занятиям и выполнения учащимися домашних заданий (заполняется с помощью шаблонов);
  •  удобное размещение различных новостей, мероприятий с возможностью переложить это на классного администратора (к примеру, родительский комитет).  

     В интересах руководителей, завучей система «ИН-КЛАСС» решает следующие задачи:

  •  построение административных отчетов о контроле качества заполнения учителями электронных журналов и дневников;
  •  анализ успеваемости, посещаемости учащихся и построение соответствующих отчетов;
  •  построение открытых отчетов школы с возможностью публикации их на сайте школы;
  •  простая обратная связь с родителями учащихся.

 


 

 

PAGE   \* MERGEFORMAT 3


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

8637. Западная философия 19 века (философия жизни, экзистенциализм, позитивизм, психоанализ) 174.5 KB
  Западная философия 19 века (философия жизни, экзистенциализм, позитивизм, психоанализ) Вопросы: 1. Сформулируйте основной тезис экзистенциализма. Какие виды экзистенциализма следует различать? 2. Раскройте содержание основных принципов экзисте...
8638. Философия античности. Диалектика мифа. Квантовая теория и истоки учения об атоме и другие 305.5 KB
  Философия античности. Лосев А.Ф.Диалектика мифа. Гейзенберг. В.Квантовая теория и истоки учения об атоме. Платон: Природа души и ее свойства. Мир идеей и его познание. Теоретическое знание и философское познание. Философия как стремление...
8639. Философия Ренессанса. Гайденко П.П. Культура эпохи Возрождения. И другие 214.5 KB
  Философия Ренессанса. Гайденко П.П. Культура эпохи Возрождения. Джованни Пико делла Мирандола. Речь о достоинстве человека. Никколо Макиавелли. Государь. Лосев А.Ф. Бытовые типы Возрождения. Оборотная сторона титанизма. Гайденко П.П. Культура ...
8640. Немецкая классическая философия. Теория познания. Нравственная философия 263.5 KB
  Немецкая классическая философия. И. Кант: Теория познания. Нравственная философия. Г.В.Ф. Гегель: Наука логики. О природе диалектического. Всемирная история. В конце XVIII – XIX вв. в Германии наступил расцвет философии, который можно сравнит...
8641. Философия Нового времени и Просвещения. Экспериментальный метод научного познания 158 KB
  Философия Нового времени и Просвещения. Черникова И.В. Механизм – образ природы Нового времени. Рене Декарт: Научное познание: методология рационализма. Интеллектуальная интуиция. Френсис Бэкон: Цель научного познания. Экспериментальный метод н...
8642. Философия Средневековья. Августин Аврелий и Фома Аквинский 225 KB
  Философия Средневековья. Августин Аврелий и Фома Аквинский: О философии. Поиск Бога и доказательство Его бытия. Теодицея: причины возникновения зла в мире. Теория познания: вера и разум. Августин Аврелий. Время и вечность. Библия. Первая книга ...
8643. Определение философии. Речь Гегеля. Энциклопедия философских наук 181 KB
  Определение философии. Гегель Г.В.Ф. Речь Гегеля. Энциклопедия философских наук. Соловьев Вл. Исторические дела философии. Хайдеггер М. Основные понятия метафизики. Мамардашвили М.К. Философия - это сознание вслух. Г.В.Ф. Гегель (1770 - 18...
8644. Античная греческая философия 92.5 KB
  Античная греческая философия. ПЛАН 1. Становление античной философии. Философия досократиков (Милетская школа, Пифагор, Гераклит, Элейская школа, Демокрит). Философия классической эпохи (Софисты, Сократ, Платон, Аристотель). Фи...
8645. Основные направления современной западной философии 104 KB
  Основные направления современной западнойфилософии. План 1. Философия позитивизма: этапы развития 2. Прагматизм 3. Герменевтика 4.Сциентизм и антисциентизм 5.Философия жизни 6.Психоанализ и неофрейдизм 7. Экзистенциализм Позитивизм (от л...