76932

Классификация желез внутренней секреции

Доклад

Биология и генетика

Щитовидная и паращитовидные железы принадлежащие этой группе имеют энтодермальное происхождение и развиваются из эпителия глоточной части первичной кишки из закладки между 1й и 2й висцеральными дугами. В процессе развития формируется щитоязычный проток из дистальных отделов которого возникают доли и перешеек щитовидной железы после чего проток редуцируется. Паращитовидные железы развиваются из эпителия 34 висцеральных жаберных карманов глоточной кишки.

Русский

2015-02-01

181.69 KB

4 чел.

 Классификация желез внутренней секреции

По происхождению и развитию железы внутренней секреции подразделяются на несколько групп.

1. Бранхиогенная группа. Щитовидная и паращитовидные железы, принадлежащие этой группе, имеют энтодермальное происхождение и развиваются из эпителия глоточной части первичной кишки из закладки между 1-й и 2-й висцеральными дугами. В процессе развития формируется щитоязычный проток, из дистальных отделов которого возникают доли и перешеек щитовидной железы, после чего проток редуцируется. От его проксимального отдела остается слепое отверстие языка. При расстройствах эмбриогенеза протока на шее могут возникать срединные кисты и свищи. Паращитовидные железы развиваются из эпителия 3-4 висцеральных (жаберных) карманов глоточной кишки.

2. Энтодермальная группа. Панкреатические островки (внутрисекреторная часть поджелудочной железы) происходят из эпителия туловищной первичной кишки на уровне закладки поджелудочной железы. Они составляют 1-2% от массы железы и располагаются между её дольками.

3. Мезодермальная группа. Интерреналовые тела – добавочные надпочечники и корковое вещество надпочечников, интерстициальные клетки половых желез развиваются из мезодермальной спланхноплевры – закладка на уровне дорсальной брыжейки и мочеполовых складок.

4. Центральная неврогенная группа. Гипоталамус, гипофиз, эпифиз развиваются из эктодермы, являясь производными переднего отдела среднего мозгового пузыря. Гипофиз, кроме того, получает зачаток из первичной полости рта.

5. Симпатическая нервная группа. Мозговое вещество надпочечников, параганглии (гломусы, тельца) - сонный, аортальный, копчиковый, внутриганглионарные и внутриорганные развиваются из эктодермы при выселении невробластов из ганглиозной пластинки нервной трубки.

6. Диффузная эндокринная система, гормонопродуцирующие клетки которой располагаются во всех внутренних органах и мозге, имея происхождение:

нервное (эктодермальное) — система клеток АРUД — в английской абревиатуре или ПОДПА — в русской (поглощение, декарбоксилирование предшественников аминов), что раскрывает механизм образования гормонов в этих клетках);

не нервное — одиночные гормонообразующие клетки.

В зависимости от топографии, функционального главенства, общего и взаимного влияния по современной классификации эндокринные органы подразделяются на:

  1.  центральные: гипоталамус, гипофиз, эпифиз, глиоэпендимные железы (субфорникальные и субкомиссуральные), расположенные в головном мозге и интраспинальный орган, находящийся в крестцовом отделе спинного мозга;
  2.  периферические: щитовидная и паращитовидные железы, надпочечник; параганглии – гломусы, симпатические тельца;
  3.  смешанные эндоэкзокринные: гонады (яичко, яичник), плацента, поджелудочная железа, обладающие внутрисекреторной частью в виде панкреатических островков и интерстициальных клеток;
  4.  одиночные гормонопродуцирующие клетки внутренних органов, объединенные в диффузную эндокринную систему (АРУД, ПОДПА и систему клеток не нервного происхождения).

По функции железы внутренней секреции разделяются:

  1.  на железы смешанной эндо - и экзокринной функции: половые, поджелудочная, плацента;
  2.  железы только внутренней секреции – гипоталамус, гипофиз, эпифиз, глиоэпендимные (субфорникальные и субкомиссуральные) железы, интраспинальный орган, надпочечники, щитовидная и паращитовидные железы.

Гормоны желез внутренней секреции и диффузных эндокринных клеток изменяют проницаемость клеточных мембран, взаимодействуют с ферментами, влияют на гены и хромосомы. Все это они делают в очень малых дозах и по механизму действия могут быть:

пусковыми или кинетическими, включающими работу органов исполнителей;

метаболическими, влияющими на обмен веществ;

морфогенетическими, определяющими темпы и направления роста, развития, формообразования и дифференцировки тканей, органов и всего организма.

Гормоны железами и клетками выделяются в микрососудистое русло, разносятся кровью, лимфой и тканевой жидкостью. Они присутствуют в женском молоке, ликворе и других биологических жидкостях и действуют в малых дозах продолжительно и генерализованно. В мозге они переносятся внутри нервных волокон (аксонный транспорт), многие из них служат трансмиттерами – посредниками в передаче нервных импульсов.

Бранхиогенные железы внутренней секреции: щитовидная и околощитовидные, их строение, топография, кровоснабжение, иннервация.

2  


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

84358. Деление двузначного числа на однозначное 25.31 KB
  Цели урока: содействовать закреплению знаний по теме Деление суммы на число, развивать умение применять эти знания при решении примеров и задач; совершенствовать вычислительные навыки; умение осуществлять перенос ранее усвоенных знаний в новые условия...
84359. Глобальная компьютерная сеть Интернет 746.5 KB
  Цели и задачи: Общеобразовательные учащиеся должны освоить основные базовые понятия информатики: Интернет, браузер, поисковые системы, общение в сети Интернет, усвоить виды браузеров и их назначение, усвоить примеры поисковых систем и их назначение.
84360. Осевая симметрия 39.94 KB
  Цели: Образовательные Закрепить понятия о симметричных предметах и геометрических фигурах. Дать понятие о предметах и геометрических фигурах, симметрично расположенных относительно оси симметрии. Коррекционные Развивать предметно – практическую деятельность.
84361. Здоровье всему голова 23.25 KB
  Цель мероприятия: ознакомить детей с новыми понятиями качество товара потребитель срок годности товара; учить детей правильно совершать покупки; способствовать воспитанию в детях чувства гордости за кубанскую продукцию.
84362. Страна изучаемого языка и моя страна 54 KB
  Цель урока: Формирование навыков устно-речевого общения речевой деятельности через речевые ситуации связанные со страной изучаемого языка и родной страной. Цель которую ставит учитель: ориентировать учащихся на речевую деятельность создать атмосферу иноязычного общения через речевую ситуацию знакомство...
84363. Материк Австралия, урок 34.42 KB
  Коррекционно образовательные Закрепить понятия: о географическом положении материка Австралии океанах и морях омывающих данный материк. Покажите на карте материк Австралии. Назовите какими океанами омывается Австралия Скажите какие материки расположены ближе к Австралии. Определите где шаблон Австралии.
84364. Текст-повествование. Изложение по рассказу В. Бианки «Купание медвежат» 41 KB
  Цели урока: познакомить со структурой повествовательного текста; обучать учащихся письменной передаче текста; развивать устную и письменную речь учащихся; использовать в речи точный образный язык; развивать эмоциональную сферу детей их чувства эстетический вкус; воспитывать любовь к природе.
84365. Расстояние между двумя точками. Масштаб 26.71 KB
  Цель урока: формирование понятий расстояния между точками масштаб. Метапредметные: а познавательные сформированность познавательных интересов умение работать с различными источниками информации б регулятивные понимание смысла поставленной задачи умение выполнять учебные действия...
84366. Произведения зарубежных писателей о детях. Марк Твен «Приключения Тома Сойера» (отрывки) 75.5 KB
  Цель: продолжить знакомство с отрывками из произведения Марка Твена «Приключения Тома Сойера». Задачи: Познакомить с отрывком из 16 главы романа Марка Твена « Приключения Тома Сойера». Формировать умение читать выборочно и про себя. Формировать умение высказывать собственные суждения и давать им обоснование.