7694

Урок как основная форма организации обучения. Подготовка учителя к уроку

Реферат

Педагогика и дидактика

Тема:Урок как основная форма организации обучения. Подготовка учителя к уроку. ПЛАН Общая характеристика классно-урочной системы. Характеристика урока как основной формы организацииобучения. Современные требования...

Русский

2013-01-27

253.18 KB

120 чел.

Тема: Урок как основная форма организации обучения. 

Подготовка учителя к уроку.

ПЛАН

  1.  Общая характеристика классно-урочной системы.
  2.  Характеристика урока как основной формы организации обучения.
  3.  Современные требования к уроку.
  4.  Типы и структуры  уроков.
  5.  Основные звенья современного урока.
  6.  Подготовка учителя к уроку.
  7.  Рекомендация по проведению уроков.

  1.  Общая характеристика классно-урочной системы.

    Классной - она называется потому, что все учащиеся сгруппированы по классам, соответственно возрасту и уровню знаний.

Урочной называется потому, что учебный курс по каждому предмету расчленяется на ряд разделов, а те, в свою очередь, на ряд последовательных, равномерно идущих один за другим урокам.

Попытки модернизировать классно-урочную систему или вовсе отойти от нее продолжаются, но она до сих пор остается самой массовой системой обучения в мире благодаря своим преимуществам.

Признаки классно-урочной системы:

  1.  Обучение проводится в группах учащихся постоянного состава, одинакового возраста и уровня подготовки, которые объединяются в класс.
  2.  Обучение проводится по четкому расписанию, составленному на основе учебного плана.
  3.  Основной формой обучения является урок, проводимый в течение 40-45 минут.
  4.  Каждый отдельный урок отводится только одному предмету.
  5.  Места проведения уроковклассные комнаты, мастерские, спортивные залы.
  6.  Ведущая роль в обучении принадлежит учителю.

Преимущества урока перед другими формами:

  1.  Простая организация и управление.
  2.  Четкость и последовательность работы.
  3.  Экономичность, так как  учитель одновременно работает с большой группой учеников.
  4.  Стимулирующее воздействие на учеников со стороны классного коллектива.
  5.  Возможность сочетания индивидуальных и групповых форм работы.

К главному недостатку классно-урочной системы можно отнести недостаточный учет индивидуальных различий учащихся, так как рассчитана она на среднего ученика, в ней трудно учиться «слабым», а «сильные» ученики не догружены работой, что тормозит их развитие. Тем не менее классно-урочная система остается самой массовой в современной школе.

2. Характеристика урока как основной формы организации обучения.

Форма обученияэто способ организации учебного процесса, который осуществляется в определенном порядке и режиме; это способ внешней организации деятельности учителя и учащихся в процессе обучения. 

В современной школе основная  форма организации учебной работы - урок, умеющий следующие признаки:

  •  урок проводится в соответствии с учебным планом, программой, определяющей содержание обучения;
  •  урокорганическая часть в системе уроков по теме, разделу, курсу, на котором осуществляется закрепление, повторение ранее изученного материала, усвоение новых ЗУН, подготовка к овладению материалом по следующей  теме; 
  •  на уроке сочетается индивидуальная, групповая, коллективная форма работы, разнообразные методы обучения, создаются благоприятные условия для активного общения детей, коллективной работы;
  •  в учебно-воспитательной работе на уроке создается атмосфера делового сотрудничества учителя и учащихся (при ведущей роли педагога);
  •  точно установленная продолжительность (40-45 минут), но в 1 классе 30-35 минут.
  •  урок проводится по определенному расписанию с группой детей постоянного состава, одинакового возраста и уровня подготовки;
  •  на уроке осуществляется систематическая проверка и оценка ЗУН учащихся.
  •  уроки различных типов имеют свою чётную структуру, которая представляет все компоненты учебно-воспитательного процесса. Главное в каждом уроке – это то, что он обеспечивает непосредственное взаимодействие учителя и учащихся, в результате которого идёт овладение ЗУН. 
  •  урок является достаточно законченным этапом процесса обучения и выполняет важную функцию - обеспечивает достижение дидактической цели. В каждом уроке есть своя логическая структура, определяемая дидактической целью, методами и средствами обучения. 
  •  Главное при подготовке урока - определение его цели.

  1.  К современному уроку предъявляется ряд требований

(по Г.М.Коджаспировой)

 1. Дидактические (образовательные) требования к уроку.

  •  Четкое определение места урока в системе уроков и задач данного урока.
  •  Определение оптимального содержания урока в соответствии с учебной программой, с учётом уровня подготовки  учащихся.
  •  Выбор наиболее рациональных методов, приёмов и средств обучения, стимулирования и контроля. 
  •  Осуществление различных форм коллективной, групповой и индивидуальной работы.
  •  Реализация на уроке всех дидактических принципов.

2. Развивающие требования к уроку.

  •  Развитие всех психических процессов учащихся.
  •  Развитие познавательных интересов, положительных мотивов учебной деятельности.
  •  Всесторонний учет уровня развития и психологических особенностей учащихся.
  •  Формирование потребности в знаниях, готовности к самообразованию.
  •  Формирование учебной деятельности учащихся.

. Воспитательные требования к уроку.

  •  Формирование мировоззрения и самостоятельных мировоззренческих позиций.
  •  Воспитание нравственных качеств, эстетического восприятия мира.
  •  Соблюдение учителем педагогического такта, выдержки, терпения.
  •  Создание положительного эмоционального  фона.
  •  Обогащения опыта общения и отношений.

.Организационные требования к уроку.

  •  Наличие продуманного плана проведения урока.
  •  Организационная четкость проведения урока: своевременное начало и окончание, высокая плотность урока, оптимальный темп обучения, логическая стройность и законченность.
  •  Сознательная рабочая дисциплина у учащихся.
  •  Подготовка и рациональное использование различных средств обучения, ТСО и информационных технологий.
  •  Структурная гибкость и подвижность урока.
  •  Целостность, завершенность отдельного урока и их системы внутри темы, раздела

. Гигиенические требования к уроку( Кукушин «Теория  и  методика  обучения»).

  •  Температурный режим.
  •  Физико-химическое свойства воздуха (необходимость проветривания).
  •  Освещение.
  •  Предупреждение утомления и переутомления.
  •  Чередование видов деятельности (смена слушания, выполнения вычислительных, графических и практических работ).
  •  Своевременное и качественное проведение физминуток.
  •  Соблюдение правильной рабочей позы учащегося.
  •  Соответствие классное мебели росту школьника.

  1.  Типы и структуры уроков.

Типы уроков:

  1.  урок объяснения нового материала.
  2.  урок формирование  умений  и  навыков.
  3.  урок обобщения и систематизации знаний.
  4.  урок закрепления и повторения ЗУН
  5.  контрольно-проверочный урок
  6.  комбинированный урок

Тип урока меняется в зависимости от элементов.

Структура урока совокупность элементов урока, обеспечивающих целостность урока и сохранение его основных характеристик при различных вариантах сочетания.

Структура комбинированного урока.

  1.  Организация начала урока: подготовка школьников к учебной работе.
  2.  Постановка задач урока (учителем или детьми).
  3.  Объяснение нового учебного материала.
  4.  Закрепление и повторение.
  5.  Подведение итогов урока.
  6.  Задание на дом и краткая инструкция как его выполнить.

Структура  урокаобъяснения нового материала.

  1.  Организация начала урока.
  2.  Подготовка к усвоению нового материала: проверка ранее усвоенного материала при помощи специальных вопросов, заданий или опроса.
  3.  Постановка задач урока.
  4.  Объяснение нового.
  5.  Вопросы, задания, упражнения, самостоятельные  и  практические  работы  с  целью  анализа  результатов  усвоения  нового  материала  и  закрепления.
  6.  Подведение  итогов  урока.
  7.  Задание  на  дом.

Структура  урокаформирование  умений  и  навыков.

  1.  Организация  начала  урока.
  2.  Проверка  домашнего  задания.
  3.  Сообщение  темы, цели  урока.
  4.  Изучение  теоретической  основы  умения  и  навыка, объяснение, показ.
  5.  Выполнение  упражнений  по  образцу.
  6.  Выполнение  тренировочных  упражнений.
  7.  Выполнение  творческих  упражнений.
  8.  Подведение  итогов  урока.
  9.  Задание  на  дом.

Структура  уроказакрепления, повторения ЗУН.

  1.  Организация  начала  урока.
  2.  Постановка  задач  урока.
  3.  Проверка  домашнего  задания.
  4.  Закрепление  учебного  материала, выполнение  упражнений, самостоятельных  работ.
  5.  Подведение  итогов  урока.  
  6.  Задание  на  дом.

Структура  урокаобобщения  и  систематизации  знаний.

  1.  Организация  начала  урока.
  2.  Сообщение  темы, цели  урока.
  3.  Обобщение, систематизация  знаний  в  конце  темы, раздела, курса, проведение  обобщающих  бесед, упражнений, работ  творческого  характера.
  4.  Подведение  итогов  урока.
  5.  Задание  на  дом.

Структура  урокаконтрольно-проверочного.

  1.  Организация  начала  урока.
  2.  Сообщение  темы, постановка  задач  урока.
  3.  Изложение  контрольного  задания.
  4.  Выполнение  контрольного  задания.
  5.  Подведение  итогов  урока.
  6.  Задание  на  дом.

ТИП  И  СТРУКТУРА  УРОКА  ЗАВИСИТ:

  1.  от  дидактической  цели;
  2.  от  содержания  учебного  материала;
  3.  от  подготовленности  учащихся;
  4.  от  места  данного  урока  в  системе  той  или  иной  темы.

5.  Основные звенья современного урока.

 1. Организация  начала  урока:

*  определение  готовности  к  совместной  деятельности

*  мобилизующее  начало

            2. Постановка цели и  задач  урока:

*  формулировка  цели  и  задач  урока

*  осознание  и  принятие  цели  и  задач  урока  

 3. Проверка домашнего задания:

*  определение  степени  усвоения  изученного  и  готовности  к  восприятию  нового

*  выявление  возникших  затруднений  в  усвоении  изученного

*  выяснение  степени  ответственности  учащихся

 4.  Объяснение:

*  научная, увлекательная и доступная подача учебного материала с активным привлечением учащихся

 5.  Закрепление:

*  специальные  задания  после  объяснения  нового  материала

*  акцентирование  внимания  на  опорных  моментах  материала

*  связь  теоретического  материала  с  практикой

*  выработка  умений  и  навыков  применения  знаний

          

6.  Повторение:

*  систематизация, обобщение, воспроизведение  учебного  материала  по  темам  и  разделам

*  введение  элементов  поискового  характера

           7.  Подведение  итогов  урока:

*  выяснение: чему  научились  на  уроке, что  узнали  нового

*  оценка  качества  работы  на  уроке

8.  Домашнее  задание:

*  сообщение  задания  на  дом

*  разъяснение  основных  идей

*  разъяснение  способов  его  выполнения

6.  Подготовка учителя к уроку.

Подготовка учителя к уроку делится на два этапа.

1. Планирование системы урока по теме.

. Планирование каждого конкретного урока.

Тематическое планирование - планирование системы уроков по теме должно начинаться с изучения учебной программы по предмету и содержания образовательного стандарта.

Система уроков отражается в календарно-тематическом плане, который составляется в начале учебного года.

При планировании урока следует в начале проработать материал параграфа учебника, изучить методическую литературу, подобрать средства обучения, проверить их соответствие содержанию материалу урока.

Поурочное планирование - для учителя обязательным является написание плана - конспекта (поурочного плана).

Примерная  структура  планаконспекта:

1.  название  темы  урока, его  номер, дата  проведения, тип  урока;

.  цель  и  задачи  урока;

.  оснащение  урока  средствами  наглядности, ТСО, оборудованием;

.  структура  урока  по  этапам  с  указанием  распределения  времени;

.  содержание  учебного  материала  с  соблюдением  последовательности;

.  домашнее  задание;

.  список  используемых  литературных  источников.  

*В плане-конспекте продумать вариант распределения записей на доске (в конспекте эту информацию для доски выделить цветной ручкой).

 *Важным моментом при планировании урока является учёт возможностей учащихся (выбор методов и средств обучения, распределение времени на уроке для опроса и объяснения нового материала). 

Этапы планирования урока

  1.  Разработка системы уроков по теме или разделу.
  2.  Определение образовательно-воспитательно-развивающих задач урока на основе программы, методических пособий, школьного учебника и дополнительной литературы.
  3.  Отбор оптимального содержания материала урока, расчленение его на ряд законченных в смысловом отношении блоков, частей. Выделение опорных знаний, дидактическая обработка.
  4.  Выделение главного материала, который ученик должен понять и запомнить на уроке.
  5.  Разработка структуры урока, определение его типа и наиболее целесообразных методов и приёмов на нём.
  6.  Нахождение связей данного материала с другими предметами и использование этих связей при изучении нового материала и при формировании новых знаний и умений учащихся.
  7.  Планирование всех действий учителя и учащихся на всех этапах урока, и прежде всего при овладении новыми знаниями и умениями, а также при применении их в нестандартных ситуациях.
  8.  Подбор дидактических средств урока (кино - и диафильмов, картин, плакатов, карточек, схем, вспомогательной литературы и др.)
  9.  Проверка оборудования и технических средств обучения.
  10.  Планирование записей и зарисовок на доске учителем и выполнение аналогичной работы учащимися на доске и в тетрадях.
  11.  Предусмотрение объема и форм самостоятельной работы учащихся на уроке и её направленности на развитие их самостоятельности.
  12.  Определение форм и приемов закрепления полученных знаний и приобретенных умений на уроке и дома, приемов обобщения и систематизации знаний.
  13.  Составление списка учеников, знания которых будут проверять соответствующими формами и методами с учетом уровней их сформированности, планирование проверки умений учащихся.
  14.  Определение содержания, объема и форм домашнего задания, продумывание методики, задавание уроков на дом.
  15.  Продумывание формы подведения итогов урока. 
  16.  Запись плана и хода урока в соответствии с требованиями.

7.  Рекомендация по проведению уроков.

  1.  Перед началом урока проверить - всё ли готово к уроку.
  2.  Всегда начинать урок с организационного приветствия.
  3.  Обращаться к ученикам по имени - это располагает их к учителю.
  4.  Не начинайть урок с вопроса: "Кто не выполнил Д/З?" чтобы не приучать учеников к  мысли, что невыполнение Д/З есть обыденное дело.
  5.  Не стремитесь включить в урок как можно больше информации. Педагогическая притча: молодой учитель озабочен тем, что бы не упустить что-либо в обучении, а старый - не сказать что-либо лишнего.
  6.  Лучшее средство поддержания дисциплины - это интересный и  содержательный  учебный материал и увлекательное объяснение учителя.
  7.  Чаще обращайтесь с вопросами, просьбами и поручениями к тем ученикам, которые склонны к нарушению дисциплины и отвлечению на посторонние дела.
  8.  Выбирайте в классе себе такое место, откуда все ученики могут вас хорошо  видеть  и  Вы  можете  все  видеть.
  9.  Не употребляйте бранных слов, не делайте длинных нравоучений, старайтесь не делать лишних замечаний.
  10.  Не допускайте появление любимчиков, доносчиков, изгоев.
  11.  Старайтесь, чтобы на уроке был опрошен каждый ученик, или к каждому вы хотя бы обратились по ходу урока. 
  12.  Выставление отметки мотивируйте и комментируйте, указывайте ученику над чем еще поработать, что ему необходимо сделать, чтобы  повысить  свои  оценки.
  13.  Всегда заканчивайте урок общей оценкой работы класса и отдельных учеников.
  14.  Всегда заканчивайте урок со звонком.
  15.  Повышайте своё мастерство.

ВЫВОД: четко организованный урок имеет самоценное обучающее, развивающее, воспитательное значение.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

76448. Приемная семья (понятие, значение, приемные дети и приемные родители) 16.33 KB
  Приемная семья дает возможность максимально приблизить воспитание детейсирот и детей оставшихся без попечения родителей к реальной жизни. Она формирует у детей навыки преодоления трудных жизненных ситуаций психологическую защиту и правильное поведение при стрессах а также моральноэтическую установку на создание собственной стабильной семьи что важно и для некоторых взрослых граждан прежде всего для тех кто видит в воспитании детей свое призвание кто небезразличен к судьбе обездоленных детей и считает что у него хватит сил умения и...
76449. Договор о приемной семье 14.61 KB
  152 Семейного кодекса РФ приемной семьей признается опека или попечительство над ребенком которые осуществляются по договору о приемной семье заключаемому между органом опеки и попечительства и приемными родителемями. Так как к отношениям возникающим из договора о приемной семье применяются положения Главы 20 Семейного кодекса РФ об опеке ниже под опекуном попечителем подразумевается и приемныйе родительи. Договор о приемной семье заключается в соответствии с Правилами заключения договора об осуществлении опеки или попечительства...
76450. Основания и последствия прекращения договора приемной семье 14.86 KB
  Прекращение договора о приемной семье. При необходимости срок действия договора может быть продлен по соглашению сторон. Основанием прекращения может быть и неисполнение или ненадлежащее исполнение договора одной из сторон.
76451. Патронатная семья 24.61 KB
  Необходимо отметить, что патронатное воспитание существует ТОЛЬКО при наличии службы, профессионально занимающейся патронатным воспитанием и имеющей «качество» уполномоченной организации органа опеки и попечительства, на которую органом опеки и попечительства возложена работа по патронату.
76452. Предмет и метод семейного права 16.62 KB
  Совокупность этих отношений и составляет предмет семейного права являющегося самостоятельной отраслью российского права. Круг тех отношений которые регулируются нормами семейного права предмет семейного права определен непосредственно в законе Семейном кодексе РФ. Статья 2 СК РФ относит к предмету семейного права установление условий и порядка вступления в брак прекращения брака и признания его недействительным; регулирование личных неимущественных и имущественных отношений между членами семьи: супругами родителями и детьми а также...
76453. Понятие семейного права 14.42 KB
  Семейный кодекс РФ гарантирует охрану семейных прав граждан запрещает чьелибо произвольное вмешательство в дела семьи прописывает правовые механизмы выполнения гражданами семейных обязанностей.
76454. Соотношение семейного и гражданского права 17.22 KB
  Различие предметов семейного и гражданского права состоит в следующем: имущественные отношения в гражданском праве в отличие от семейного носят в основном стоимостный характер и строятся на возмездной основе; имущественные отношения регулируемые брачносемейным законодательством тесно связаны с личными отношениями; в гражданском праве такой связи нет; семейные правоотношения складываются между строго определенными субъектами; юридические лица в семейных правоотношениях не участвуют; во многих гражданских правоотношениях срок имеет...
76455. Принципы семейно-правового регулирования 17.66 KB
  Признание брака заключенного только в органах загса. Религиозный обряд брака венчание и фактические брачные отношения не имеют правового значения и не влекут взаимных прав и обязанностей супругов. Добровольность брачного союза предполагает свободное волеизъявление мужчины и женщины которое будущие супруги выражают дважды: при подаче заявления в загс и во время регистрации брака. Для выяснения подлинности свободы волеизъявления регистрация брака производится в присутствии обоих вступающих в брак лиц п.
76456. Действующее семейное законодательство 14.11 KB
  Конституции РФ о защите материнства и детства семьи государством. Отсюда основной целью правового регулирования семейных отношений является укрепление семьи построение семейных отношений на чувствах взаимной любви и уважения взаимопомощи и ответственности перед семьей всех ее членов. Защита семьи осуществляется не только семейноправовыми нормами но и нормами других отраслей права: социального обеспечения трудового жилищного и др. Нормы семейного законодательства призваны также обеспечить беспрепятственное осуществление членами...