7694

Урок как основная форма организации обучения. Подготовка учителя к уроку

Реферат

Педагогика и дидактика

Тема:Урок как основная форма организации обучения. Подготовка учителя к уроку. ПЛАН Общая характеристика классно-урочной системы. Характеристика урока как основной формы организацииобучения. Современные требования...

Русский

2013-01-27

253.18 KB

103 чел.

Тема: Урок как основная форма организации обучения. 

Подготовка учителя к уроку.

ПЛАН

  1.  Общая характеристика классно-урочной системы.
  2.  Характеристика урока как основной формы организации обучения.
  3.  Современные требования к уроку.
  4.  Типы и структуры  уроков.
  5.  Основные звенья современного урока.
  6.  Подготовка учителя к уроку.
  7.  Рекомендация по проведению уроков.

  1.  Общая характеристика классно-урочной системы.

    Классной - она называется потому, что все учащиеся сгруппированы по классам, соответственно возрасту и уровню знаний.

Урочной называется потому, что учебный курс по каждому предмету расчленяется на ряд разделов, а те, в свою очередь, на ряд последовательных, равномерно идущих один за другим урокам.

Попытки модернизировать классно-урочную систему или вовсе отойти от нее продолжаются, но она до сих пор остается самой массовой системой обучения в мире благодаря своим преимуществам.

Признаки классно-урочной системы:

  1.  Обучение проводится в группах учащихся постоянного состава, одинакового возраста и уровня подготовки, которые объединяются в класс.
  2.  Обучение проводится по четкому расписанию, составленному на основе учебного плана.
  3.  Основной формой обучения является урок, проводимый в течение 40-45 минут.
  4.  Каждый отдельный урок отводится только одному предмету.
  5.  Места проведения уроковклассные комнаты, мастерские, спортивные залы.
  6.  Ведущая роль в обучении принадлежит учителю.

Преимущества урока перед другими формами:

  1.  Простая организация и управление.
  2.  Четкость и последовательность работы.
  3.  Экономичность, так как  учитель одновременно работает с большой группой учеников.
  4.  Стимулирующее воздействие на учеников со стороны классного коллектива.
  5.  Возможность сочетания индивидуальных и групповых форм работы.

К главному недостатку классно-урочной системы можно отнести недостаточный учет индивидуальных различий учащихся, так как рассчитана она на среднего ученика, в ней трудно учиться «слабым», а «сильные» ученики не догружены работой, что тормозит их развитие. Тем не менее классно-урочная система остается самой массовой в современной школе.

2. Характеристика урока как основной формы организации обучения.

Форма обученияэто способ организации учебного процесса, который осуществляется в определенном порядке и режиме; это способ внешней организации деятельности учителя и учащихся в процессе обучения. 

В современной школе основная  форма организации учебной работы - урок, умеющий следующие признаки:

  •  урок проводится в соответствии с учебным планом, программой, определяющей содержание обучения;
  •  урокорганическая часть в системе уроков по теме, разделу, курсу, на котором осуществляется закрепление, повторение ранее изученного материала, усвоение новых ЗУН, подготовка к овладению материалом по следующей  теме; 
  •  на уроке сочетается индивидуальная, групповая, коллективная форма работы, разнообразные методы обучения, создаются благоприятные условия для активного общения детей, коллективной работы;
  •  в учебно-воспитательной работе на уроке создается атмосфера делового сотрудничества учителя и учащихся (при ведущей роли педагога);
  •  точно установленная продолжительность (40-45 минут), но в 1 классе 30-35 минут.
  •  урок проводится по определенному расписанию с группой детей постоянного состава, одинакового возраста и уровня подготовки;
  •  на уроке осуществляется систематическая проверка и оценка ЗУН учащихся.
  •  уроки различных типов имеют свою чётную структуру, которая представляет все компоненты учебно-воспитательного процесса. Главное в каждом уроке – это то, что он обеспечивает непосредственное взаимодействие учителя и учащихся, в результате которого идёт овладение ЗУН. 
  •  урок является достаточно законченным этапом процесса обучения и выполняет важную функцию - обеспечивает достижение дидактической цели. В каждом уроке есть своя логическая структура, определяемая дидактической целью, методами и средствами обучения. 
  •  Главное при подготовке урока - определение его цели.

  1.  К современному уроку предъявляется ряд требований

(по Г.М.Коджаспировой)

 1. Дидактические (образовательные) требования к уроку.

  •  Четкое определение места урока в системе уроков и задач данного урока.
  •  Определение оптимального содержания урока в соответствии с учебной программой, с учётом уровня подготовки  учащихся.
  •  Выбор наиболее рациональных методов, приёмов и средств обучения, стимулирования и контроля. 
  •  Осуществление различных форм коллективной, групповой и индивидуальной работы.
  •  Реализация на уроке всех дидактических принципов.

2. Развивающие требования к уроку.

  •  Развитие всех психических процессов учащихся.
  •  Развитие познавательных интересов, положительных мотивов учебной деятельности.
  •  Всесторонний учет уровня развития и психологических особенностей учащихся.
  •  Формирование потребности в знаниях, готовности к самообразованию.
  •  Формирование учебной деятельности учащихся.

. Воспитательные требования к уроку.

  •  Формирование мировоззрения и самостоятельных мировоззренческих позиций.
  •  Воспитание нравственных качеств, эстетического восприятия мира.
  •  Соблюдение учителем педагогического такта, выдержки, терпения.
  •  Создание положительного эмоционального  фона.
  •  Обогащения опыта общения и отношений.

.Организационные требования к уроку.

  •  Наличие продуманного плана проведения урока.
  •  Организационная четкость проведения урока: своевременное начало и окончание, высокая плотность урока, оптимальный темп обучения, логическая стройность и законченность.
  •  Сознательная рабочая дисциплина у учащихся.
  •  Подготовка и рациональное использование различных средств обучения, ТСО и информационных технологий.
  •  Структурная гибкость и подвижность урока.
  •  Целостность, завершенность отдельного урока и их системы внутри темы, раздела

. Гигиенические требования к уроку( Кукушин «Теория  и  методика  обучения»).

  •  Температурный режим.
  •  Физико-химическое свойства воздуха (необходимость проветривания).
  •  Освещение.
  •  Предупреждение утомления и переутомления.
  •  Чередование видов деятельности (смена слушания, выполнения вычислительных, графических и практических работ).
  •  Своевременное и качественное проведение физминуток.
  •  Соблюдение правильной рабочей позы учащегося.
  •  Соответствие классное мебели росту школьника.

  1.  Типы и структуры уроков.

Типы уроков:

  1.  урок объяснения нового материала.
  2.  урок формирование  умений  и  навыков.
  3.  урок обобщения и систематизации знаний.
  4.  урок закрепления и повторения ЗУН
  5.  контрольно-проверочный урок
  6.  комбинированный урок

Тип урока меняется в зависимости от элементов.

Структура урока совокупность элементов урока, обеспечивающих целостность урока и сохранение его основных характеристик при различных вариантах сочетания.

Структура комбинированного урока.

  1.  Организация начала урока: подготовка школьников к учебной работе.
  2.  Постановка задач урока (учителем или детьми).
  3.  Объяснение нового учебного материала.
  4.  Закрепление и повторение.
  5.  Подведение итогов урока.
  6.  Задание на дом и краткая инструкция как его выполнить.

Структура  урокаобъяснения нового материала.

  1.  Организация начала урока.
  2.  Подготовка к усвоению нового материала: проверка ранее усвоенного материала при помощи специальных вопросов, заданий или опроса.
  3.  Постановка задач урока.
  4.  Объяснение нового.
  5.  Вопросы, задания, упражнения, самостоятельные  и  практические  работы  с  целью  анализа  результатов  усвоения  нового  материала  и  закрепления.
  6.  Подведение  итогов  урока.
  7.  Задание  на  дом.

Структура  урокаформирование  умений  и  навыков.

  1.  Организация  начала  урока.
  2.  Проверка  домашнего  задания.
  3.  Сообщение  темы, цели  урока.
  4.  Изучение  теоретической  основы  умения  и  навыка, объяснение, показ.
  5.  Выполнение  упражнений  по  образцу.
  6.  Выполнение  тренировочных  упражнений.
  7.  Выполнение  творческих  упражнений.
  8.  Подведение  итогов  урока.
  9.  Задание  на  дом.

Структура  уроказакрепления, повторения ЗУН.

  1.  Организация  начала  урока.
  2.  Постановка  задач  урока.
  3.  Проверка  домашнего  задания.
  4.  Закрепление  учебного  материала, выполнение  упражнений, самостоятельных  работ.
  5.  Подведение  итогов  урока.  
  6.  Задание  на  дом.

Структура  урокаобобщения  и  систематизации  знаний.

  1.  Организация  начала  урока.
  2.  Сообщение  темы, цели  урока.
  3.  Обобщение, систематизация  знаний  в  конце  темы, раздела, курса, проведение  обобщающих  бесед, упражнений, работ  творческого  характера.
  4.  Подведение  итогов  урока.
  5.  Задание  на  дом.

Структура  урокаконтрольно-проверочного.

  1.  Организация  начала  урока.
  2.  Сообщение  темы, постановка  задач  урока.
  3.  Изложение  контрольного  задания.
  4.  Выполнение  контрольного  задания.
  5.  Подведение  итогов  урока.
  6.  Задание  на  дом.

ТИП  И  СТРУКТУРА  УРОКА  ЗАВИСИТ:

  1.  от  дидактической  цели;
  2.  от  содержания  учебного  материала;
  3.  от  подготовленности  учащихся;
  4.  от  места  данного  урока  в  системе  той  или  иной  темы.

5.  Основные звенья современного урока.

 1. Организация  начала  урока:

*  определение  готовности  к  совместной  деятельности

*  мобилизующее  начало

            2. Постановка цели и  задач  урока:

*  формулировка  цели  и  задач  урока

*  осознание  и  принятие  цели  и  задач  урока  

 3. Проверка домашнего задания:

*  определение  степени  усвоения  изученного  и  готовности  к  восприятию  нового

*  выявление  возникших  затруднений  в  усвоении  изученного

*  выяснение  степени  ответственности  учащихся

 4.  Объяснение:

*  научная, увлекательная и доступная подача учебного материала с активным привлечением учащихся

 5.  Закрепление:

*  специальные  задания  после  объяснения  нового  материала

*  акцентирование  внимания  на  опорных  моментах  материала

*  связь  теоретического  материала  с  практикой

*  выработка  умений  и  навыков  применения  знаний

          

6.  Повторение:

*  систематизация, обобщение, воспроизведение  учебного  материала  по  темам  и  разделам

*  введение  элементов  поискового  характера

           7.  Подведение  итогов  урока:

*  выяснение: чему  научились  на  уроке, что  узнали  нового

*  оценка  качества  работы  на  уроке

8.  Домашнее  задание:

*  сообщение  задания  на  дом

*  разъяснение  основных  идей

*  разъяснение  способов  его  выполнения

6.  Подготовка учителя к уроку.

Подготовка учителя к уроку делится на два этапа.

1. Планирование системы урока по теме.

. Планирование каждого конкретного урока.

Тематическое планирование - планирование системы уроков по теме должно начинаться с изучения учебной программы по предмету и содержания образовательного стандарта.

Система уроков отражается в календарно-тематическом плане, который составляется в начале учебного года.

При планировании урока следует в начале проработать материал параграфа учебника, изучить методическую литературу, подобрать средства обучения, проверить их соответствие содержанию материалу урока.

Поурочное планирование - для учителя обязательным является написание плана - конспекта (поурочного плана).

Примерная  структура  планаконспекта:

1.  название  темы  урока, его  номер, дата  проведения, тип  урока;

.  цель  и  задачи  урока;

.  оснащение  урока  средствами  наглядности, ТСО, оборудованием;

.  структура  урока  по  этапам  с  указанием  распределения  времени;

.  содержание  учебного  материала  с  соблюдением  последовательности;

.  домашнее  задание;

.  список  используемых  литературных  источников.  

*В плане-конспекте продумать вариант распределения записей на доске (в конспекте эту информацию для доски выделить цветной ручкой).

 *Важным моментом при планировании урока является учёт возможностей учащихся (выбор методов и средств обучения, распределение времени на уроке для опроса и объяснения нового материала). 

Этапы планирования урока

  1.  Разработка системы уроков по теме или разделу.
  2.  Определение образовательно-воспитательно-развивающих задач урока на основе программы, методических пособий, школьного учебника и дополнительной литературы.
  3.  Отбор оптимального содержания материала урока, расчленение его на ряд законченных в смысловом отношении блоков, частей. Выделение опорных знаний, дидактическая обработка.
  4.  Выделение главного материала, который ученик должен понять и запомнить на уроке.
  5.  Разработка структуры урока, определение его типа и наиболее целесообразных методов и приёмов на нём.
  6.  Нахождение связей данного материала с другими предметами и использование этих связей при изучении нового материала и при формировании новых знаний и умений учащихся.
  7.  Планирование всех действий учителя и учащихся на всех этапах урока, и прежде всего при овладении новыми знаниями и умениями, а также при применении их в нестандартных ситуациях.
  8.  Подбор дидактических средств урока (кино - и диафильмов, картин, плакатов, карточек, схем, вспомогательной литературы и др.)
  9.  Проверка оборудования и технических средств обучения.
  10.  Планирование записей и зарисовок на доске учителем и выполнение аналогичной работы учащимися на доске и в тетрадях.
  11.  Предусмотрение объема и форм самостоятельной работы учащихся на уроке и её направленности на развитие их самостоятельности.
  12.  Определение форм и приемов закрепления полученных знаний и приобретенных умений на уроке и дома, приемов обобщения и систематизации знаний.
  13.  Составление списка учеников, знания которых будут проверять соответствующими формами и методами с учетом уровней их сформированности, планирование проверки умений учащихся.
  14.  Определение содержания, объема и форм домашнего задания, продумывание методики, задавание уроков на дом.
  15.  Продумывание формы подведения итогов урока. 
  16.  Запись плана и хода урока в соответствии с требованиями.

7.  Рекомендация по проведению уроков.

  1.  Перед началом урока проверить - всё ли готово к уроку.
  2.  Всегда начинать урок с организационного приветствия.
  3.  Обращаться к ученикам по имени - это располагает их к учителю.
  4.  Не начинайть урок с вопроса: "Кто не выполнил Д/З?" чтобы не приучать учеников к  мысли, что невыполнение Д/З есть обыденное дело.
  5.  Не стремитесь включить в урок как можно больше информации. Педагогическая притча: молодой учитель озабочен тем, что бы не упустить что-либо в обучении, а старый - не сказать что-либо лишнего.
  6.  Лучшее средство поддержания дисциплины - это интересный и  содержательный  учебный материал и увлекательное объяснение учителя.
  7.  Чаще обращайтесь с вопросами, просьбами и поручениями к тем ученикам, которые склонны к нарушению дисциплины и отвлечению на посторонние дела.
  8.  Выбирайте в классе себе такое место, откуда все ученики могут вас хорошо  видеть  и  Вы  можете  все  видеть.
  9.  Не употребляйте бранных слов, не делайте длинных нравоучений, старайтесь не делать лишних замечаний.
  10.  Не допускайте появление любимчиков, доносчиков, изгоев.
  11.  Старайтесь, чтобы на уроке был опрошен каждый ученик, или к каждому вы хотя бы обратились по ходу урока. 
  12.  Выставление отметки мотивируйте и комментируйте, указывайте ученику над чем еще поработать, что ему необходимо сделать, чтобы  повысить  свои  оценки.
  13.  Всегда заканчивайте урок общей оценкой работы класса и отдельных учеников.
  14.  Всегда заканчивайте урок со звонком.
  15.  Повышайте своё мастерство.

ВЫВОД: четко организованный урок имеет самоценное обучающее, развивающее, воспитательное значение.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

69258. Методика формування в учнів поняття про техніку 136 KB
  Наступність у вивченні техніки у 59 класах. Формування в учнів поняття про типові і спеціальні деталі види та призначення типових деталей машин: опори осі вали підшипники зубчасті колеса кріпильні деталі; їх умовні позначення; види з’єднань деталей: рухомі і нерухомі рознімні і нерознімні.
69259. Методика навчання учнів основним видам технологічних процесів 123.5 KB
  Ознайомлення учнів із знаряддями праці для ручної обробки матеріалів різанням способами отримання виробів заданої форми і розмірів. Методика удосконалення в учнів прийомів вимірювання лінійкою кутником складним метром; формування вмінь виконувати розмічання за допомогою шаблонів та інструментів.
69260. Методика навчання електротехнічних робіт і елементів автоматики 203.5 KB
  Методика формування в учнів шостого класу поняття про квартирну освітлювальну мережу. Методика ознайомлення учнів з побутовими електронагрівальними приладами. Методика ознайомлення учнів з будовою принципом дії та призначенням колекторного електродвигуна.
69261. Методика навчання учнів складанню та оздобленню виробів 179.5 KB
  Методика навчання учнів п’ятого класу прийомів з'єднання деталей за допомогою цвяхів, клею ПВА, зачищенню з’єднань та остаточної обробка виробів з фанери. Методика ознайомлення учнів шостого класу з прийомами та способами з’єднання деталей з тонколистового металу...
69262. Методика навчання моделювання. Екологічний аспект обґрунтування об’єкта проектування 294 KB
  Таким чином вирішальне значення має не об’єкт роботи а ті завдання які учні розв’язують у процесі його виготовлення. Отже під технічним моделюванням у школі слід розуміти діяльність учнів пов’язану з виготовленням різних виробів у тому числі моделей якщо при цьому виконуються такі основні умови...
69263. Урок трудового навчання в умовах проектно-технологічної системи 156.5 KB
  Традиційна методика трудового навчання головну увагу приділяла діяльності вчителя вдосконаленню процесу передачі ним знань а не учінню діям учня із засвоєння цих знань. Ці сходинки етапи процесу навчання: цілеутворення мотивація зміст форми і методи результат.
69264. Методика вивчення об’єктів технологічної діяльності 338 KB
  Методика ознайомлення учнів п’ятого класу з використанням знарядь праці у процесі технологічної діяльності та об’єктами технологічної діяльності: машини, книги, меблі тощо. Вибір об’єкту технологічної діяльності залежно від потреб людини.
69265. Методи проектно-технологічної діяльності. Методика навчання учнів проектуванню та виготовленню об’єктів технологічної діяльності 180.5 KB
  Отже сьогодні мова очевидно буде йти не лише про ті методи які традиційно застосовував учитель і якими володів лише учитель але й про методи та прийоми активної та інтерактивної діяльності якими мають також володіти учні. Враховуючи інтереси учнів учитель складає банк навчальних...
69266. Методика вивчення в основній школі конструкційних матеріалів 58.5 KB
  Методика вивчення у п’ятому класі видів конструкційних матеріалів, які застосовуються для виготовлення виробів: деревина, метал, пластмаса, резина тощо; способів вибору конструкційних матеріалів для виготовлення виробів; формування в учнів поняття про 5х властивості.