7695

Экскурсия как форма организации обучения и воспитания. Методика проведения экскурсий

Реферат

Педагогика и дидактика

Тема: Экскурсия как форма организации обучения и воспитания. Методика проведения экскурсий. План Сущность экскурсий. Функции экскурсий. Виды экскурсий. Методика проведения экскурсий. Виды экскурсий (примеры). Сущность экскурсий Наряд...

Русский

2013-01-27

84.5 KB

425 чел.

Тема: Экскурсия как форма организации обучения и воспитания.

Методика проведения экскурсий.

План

1. Сущность экскурсий.

2. Функции экскурсий.

3. Виды экскурсий.

4. Методика проведения экскурсий

5. Виды экскурсий (примеры)

1. Сущность экскурсий

Наряду с уроками учебная и воспитательная работа в школе проводится в форме экскурсий. Слово экскурсия (excursion) латинского происхождения и в переводе на русский язык означает вылазку, посещение какого-либо места или объекта с целью его изучения. В этом смысле под экскурсией понимается такая форма организации обучения и воспитания, при которой учащиеся воспринимают и усваивают знания путем перехода к месту расположения изучаемых объектов (природы, заводов, исторических памятников) и непосредственного ознакомления с ними.

2. Функции экскурсий

Экскурсии обеспечивают реализацию дидактического принципа связи теории с практикой.

Экскурсии являются весьма эффективной формой организации учебной работы и в этом отношении выполняют ряд существенных дидактических функций:

  •  с помощью экскурсий реализуется принцип наглядности обучения, ибо в процессе их учащиеся непосредственно знакомятся с изучаемыми предметами и явлениями;
  •  экскурсии позволяют повышать научность обучения и укреплять его связь с жизнью, с практикой;
  •  экскурсии способствуют политехническому обучению, так как дают возможность знакомить учащихся с производством, с применением научных знаний в промышленности и сельском хозяйстве;
  •  экскурсии играют важную роль в профессиональной ориентации учащихся на производственную деятельность и ознакомлении их с трудом и делами работников промышленности и сельского хозяйства.

3. Виды экскурсий

В учебных программах по каждому предмету устанавливается обязательный перечень экскурсий и их содержание. С этой точки зрения все проводимые в школе экскурсии условно разделяются на несколько видов.

К первому виду относятся производственные экскурсии. Это экскурсии учащихся по физике, химии, экономической географии, посещение учащихся промышленных предприятий (заводы и фабрики), в колхозы, совхозы, новостройки и т. д. производственные экскурсии помогают изучению производства, основ современной индустрии и способствуют расширению политехнического кругозора и трудовому воспитанию учащихся.

Вторым видом экскурсий являются естественнонаучные экскурсии.

Они проводятся по ботанике, зоологии, географии, по анатомии и физиологии человека. Это экскурсии в поле, лес, на луг, к речке, озеру, в зоопарк.

К третьему виду относятся историко-литературные экскурсии. Это экскурсии по литературе, истории и обществоведению в историко-литературные музеи, в исторические места, посещение художественных выставок, картинных галерей, книгохранилищ, архивов.

Четвертый вид составляют краеведческие экскурсии с целью изучения природы и истории родного края.

Пятый вид - комплексные экскурсии, которые охватывают сразу несколько предметов. Например, экскурсия на стеклозавод может проводиться одновременно по физике, химии, математике, географии, и по каждому из этих предметов изучаются специфические вопросы. Физик и химик знакомят учащихся с применением этих наук на производстве, географ рассказывает об экономических связях предприятия и т.д.

Однако классификация учебных экскурсий зависит также от того, какие дидактические задачи решаются в процессе их проведения. С этой точки зрения выделяются два типа экскурсий. Одни из них служат средством изучения нового материала учащимися, другие используются для закрепления того материала, который предварительно изучен в классе. Например, при изучении окружающего мира темы "Реки" экскурсия может проводиться с целью осмысления и усвоения нового материала. Учащиеся под руководством учителя выходят к реке, и он объясняет им основные вопросы о течении реки, учит определять левый и правый берега, разъясняет, почему один берег реки, как правило, бывает крутой, а другой пологий и т.д.

Отсюда вытекает, что основная задача данной экскурсии состоит в том, чтобы наглядно сообщить учащимся новые знания.

Но по этой, же теме экскурсия может быть проведена и в другом плане. Учитель, пользуясь картинами и схемами, излагает все эти вопросы на уроке, а затем организует с учащимися экскурсию к реке с целью закрепления изложенного на занятиях материала.

4. Методика проведения экскурсий

При проведении экскурсий важнейшая задача состоит в том, чтобы добиться обстоятельного осмысления и прочного усвоения изучаемого материала. Решению этой задачи должна быть подчинена методика экскурсий. В общем плане эта методика включает в себя: а) подготовку экскурсии, б) выход (выезд) учащихся к изучаемым объектам и усвоение (закрепление) учебного материала по теме занятий, в) обработка материалов экскурсии и подведение её итогов. Успех экскурсии определяется ее подготовкой: учитель должен предварительно ознакомиться с объектом, составить план её проведения, определить познавательные задания для учащихся в ходе экскурсии, определение маршрута и порядка движения, проведение инструктажа по технике безопасности. Если экскурсия на производство, то необходимо договориться о сопровождающем ответственном лице от предприятия, выяснить. Сколько учеников одновременно могут осматривать объект, и определить, следует ли разбивать класс на группы. Необходимо решить вопрос о том, кто будет давать объяснения во время экскурсии: учитель или сопровождающий от предприятия. Если учитель хорошо знает объект экскурсии, то лучше, чтобы объяснения он давал сам. Если объяснения даёт сопровождающий, то учитель следует заранее дать экскурсоводу необходимые методические советы о порядке проведения экскурсии.

При движении по территории предприятия и производственным помещениям во главе группы школьников должен идти сопровождающий, а учителю необходимо находиться на месте замыкающего и держать под наблюдением всех учеников. В ходе экскурсии следует делать остановки для объяснения, зарисовок, сбора материалов. Во время экскурсии на производство надо рассказывать не только об объектах экскурсии, но и о работниках, их квалификации, о характере выполняемой ими работы - этим осуществляется трудовое воспитание и профориентация. Длительность экскурсии не может превышать 1 часа, т.к. большая продолжительность утомляет учащихся, снижает их интерес и внимание, поэтому экскурсия не должна быть всеобъемлющей. В начальной школе практикуются экскурсии в природу имеют большое значение для развития наблюдательности. Учителю следует решительно пресекать разрушительные действия учащихся (собирать различные цветы, листья и травы, ловить ящериц, бабочек). Еще до начала экскурсии детей следует предупредить о недопустимости нарушения естественного состояния природной среды.

По завершении экскурсии следует обработать собранные материалы и наблюдения, подговорить коллекции, альбомы, выставки, стенгазеты, доклады, рефераты. Большой воспитательный эффект имеет указание фамилии и имени в подготовленных альбомах, на экспонатах выставки и др. материалах экскурсии, кем и когда они подготовлены. Эти сведения вместе с экспонатами и материалами обычно долго хранятся в школе и составляют предмет гордости ее выпускников. Некоторые экспонаты со временем могут представлять даже этнографический интерес. Подведение итогов, возможно, проводить в форме беседы с оценкой полученных знаний и выполняемых работ.

Итак, методика проведения экскурсии включает в себя следующие этапы:

I. Подготовительная работа к экскурсии:

а) четкое определение ее цели,

б) выбор объекта изучения;

в) постановка перед учащимися конкретных вопросов,

г) посещение зрителем объекта экскурсии, решение вопроса о том, кто будет выступать в качестве экскурсовода - он сам или работник предприятия. Договаривается с ним о цели экскурсии, ее содержании, методике объяснения.

П. Содержательная часть экскурсии. т.е. организация учебной работы по восприятию усвоению (или закреплению) изучаемого материала во время ее проведения с помощью методов рассказа, объяснения, беседы и демонстрации.

III. Подведение итогов, обобщение того, что учащиеся узнали нового во время ее проведения.

5. Виды экскурсий (примеры)

ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ЭКСКУРСИИ

МОСКОВСКИЙ ЧАСОВОЙ ЗАВОД "СЛАВА"

ХЛЕБОКОМБИНАТ Экскурсия включает в себя осмотр цехов по производству хлеба, в конце программы - чаепитие с выпечкой

КЛИН Экскурсия с посещением высоковской фабрики елочных игрушек

СОЮЗМУЛЬТФИЛЬМ Экскурсия с посещением цехов и музея студии

КИНОСТУДИЯ "МОСФИЛЬМ" Обзорная экскурсия по студии с посещением уникального музея костюмов, декорация, музея ретро автомобилей

АНИМАЦИОННЫЙ ЦЕНТР Экскурсия, в которой дети сами создают мультфильм. Готовую кассету с фильмом забирают домой

ГУСЬ ХРУСТАЛЬНЫЙ Экскурсия с посещением выставочного зала музея. По желанию возможно посещение производственных цехов завода

Естественно-научные экскурсии

Государственный Биологический музей им. К.А. Тимирязева. Музей расположен в зданиях бывшей городской усадьбы конца XIX века, принадлежавшей известному московскому промышленнику и коллекционеру П.И.Щукину. Для маленьких экскурсантов проводятся более 20 тематических экскурсий о природе, а самые любопытные приглашаются на занятия в «Комнату открытий», где ребята работают с микроскопами и выполняют различные задания.

Государственный Дарвиновский музей. Проводит экскурсии для младших школьников по следующим темам: В музее разработана особая экскурсия для самых маленьких посетителей - "Животные - герои русских народных сказок". Экскурсия необычна тем, что ее ведет хорошо знакомый всем детям сказочный герой Колобок. Вместе с Колобком малыши ходят по музею, узнают, что в биологическом музее есть не только чучела животных, но немаловажную роль играют картины и скульптуры, помогая нам больше узнать о природе, «Животные в сказках народов мира», «Животный мир Земли», «В мире древних животных», «Изобретатель-природа», «Я тебя не боюсь…», «Почему они такие разные?»

Минералогический музей им. А.Е. Ферсмана. Один из крупнейших музеев мира. Всего в собраниях – 135 000 образцов минералов из месторождений России и зарубежных стран. Предлагаются 4 тематические экскурсии по музею, рассчитанные на разные возрастные категории, в том числе и для младших школьников.

Историко-литературные экскурсии

Мемориальный музей космонавтики. В этом музее Вы увидите экспонаты, побывавшие в космосе, посмотрите редкие видеофильмы и слайдпрограммы. Космический скафандр Юрия Гагарина, образцы космического питания, сигнальная ракета, входящая в неприкосновенный запас космонавта, с автографом А.Леонова и многие другие экспонаты расскажут о величайших достижениях человечества в деле освоения космоса. На память можно даже сфотографироваться в космическом скафандре.

Музей истории городского освещения “Огни Москвы”. В старинных боярских палатах XVII века, что в начале Армянского переулка, находится этот музей. Во время экскурсии вы сможете увидеть как фонари пушкинских времен, керосиновые лампы, так и современные электрические светильники, узнать, почему электрический свет называли “русским”, как осуществлялось освещение в городе при Сталине. Школьников младших классов приглашают на замечательную программу “В гостях у старого уличного фонаря”. В течение часа, когда ребята будут “работать” с настоящими музейными экспонатами, они смогут узнать, каким веретеном укололась спящая красавица, изучить устройство самовара, написать письмо гусиным пером, примерить лапти.

Музей старинных автомобилей и мотоциклов Музей уникален. Только здесь можно увидеть “Хорьх” Геринга, Мерседес Геббельса, Сталинский ЗиС-110 1949 года, единственный в мире БМВ-303 1933 года, мотоцикл Пежо 1914 года, Харлей-ДаИгорьвидсон1942 года и другие редкости, такие, как единственный в мире ЗиС-6 “Катюша”.

МОСКВА ЛИТЕРАТУРНАЯ Экскурсия познакомит в богатой и многообразной литературной жизнью Москвы 19 века. Данный маршрут сочетает в себе автобусную экскурсию с пешеходными прогулками.

ВЫСОЦКИЙ В МОСКВЕ Экскурсия проходит по местам жизни и творчества В. Высоцкого

ЕСЕНИН В МОСКВЕ Экскурсия с посещением музея С. Есенина

ЛЕРМОНТОВ В МОСКВЕ Экскурсия по лермонтовским местам в Москве

МАЯКОВСКИЙ В МОСКВЕ Экскурсия по местам, связанным с Маяковским с посещением музея поэта

МОСКВА В СУДЬБЕ МАРИНЫ ЦВЕТАЕВОЙ Экскурсия с посещением дома-музея М. Цветаевой

МОСКВА ГРИБОЕДОВА И ГРИБОЕДОВ В МОСКВЕ Экскурсия с посещением дома, где родился Грибоедов, дома Фамусова, английского клуба.

ПО СТРАНИЦАМ РОМАНА "ВОЙНА И МИР" С посещением дома Ростовых, князя Волконских. Калужской заставы

ТОЛСТОЙ В МОСКВЕ Экскурсия с посещением музея-усадьбы Хамовники

ГОГОЛЬ В МОСКВЕ Экскурсия по местам, связанным с Гоголем (без музеев)

ДОСТОЕВСКИЙ В МОСКВЕ Экскурсия о московской жизни Достоевского

СКАЗКИ ПУШКИНА Экскурсия для маленьких школьников, посвященная сказкам А.С. Пушкина с посещением Елоховского собора и церкви Большого Вознесения

АХМАТОВА В МОСКВЕ Экскурсия посвящена местам, связанным с именем великой поэтессы

БУЛГАКОВ В МОСКВЕ Экскурсия представляет собой комбинированные пешие и автобусные маршруты, связанным с жизнью Булгакова и его литературных героев и образов

ПУШКИН В МОСКВЕ Экскурсия с посещением государственного музея А.С. Пушкина

ПУШКИНСКИЕ МЕСТА В МОСКВЕ Экскурсионный маршрут по пушкинским местам Москвы с посещением музея-квартиры А.С. Пушкина, памятника Пушкину А.С.

ДЕТСТВО А.С. ПУШКИНА Экскурсия по маршруту м. "Бауманская", Немецкая слобода, Старый Арбат, Кривоколенный переулок

ПАСТЕРНАК В МОСКВЕ Экскурсия по памятным местам в Москве с посещением музея в Переделкино

ЧЕХОВ В МОСКВЕ Вы посетите Трубную площадь и Малую Дмитровку, где жил и работал Чехов, знаменитый МХАТ, где ставились его пьесы. Это комбинированный маршрут, сочетающий автобусную экскурсию с посещением наиболее интересных объектов маршрута.

СЕРЕДНИКОВО Автобусное путешествие в мир романтиков и поэтов прошлых веков

АСТАФЬЕВО Экскурсия по уникальному памятнику русской усадебной культуры XIX века

ДОМ-МУЗЕЙ ПРИШВИНА М.М. Любовь в жизни Пришвина М.М.

МУЗЕЙ М.Е. САЛТЫКОВА-ЩЕДРИНА Храм Спас Преображение, родник Иорданка с целебной водой, усадебный парк, родовое кладбище Салтыковых. В экспозиции представлены предметы барского и крепостного быта.

БОЛЬШИЕ ВЯЗЕМЫ, ЗАХАРОВО Обзорная экскурсия с посещением государственного историко-литературного музея-заповедника А.С. Пушкина

МУЗЕЙ-УСАДЬБА А.П. ЧЕХОВА МЕЛИХОВО Посещение главного дома, старинного парка, флигеля

АБРАМЦЕВО, МУРАНОВО Экскурсия с посещением усадьбы Баратынского Е.А., Ф.И. Тютчева, историко-художественного музея-заповедника

ШАХМАТОВО, ТАРАКАНОВО Экскурсия связана с жизнью и творчеством в усадьбе А. Блока

ТАРУСА - ГОРОД ПИСАТЕЛЕЙ И ХУДОЖНИКОВ Экскурсия с посещением дома Паустовского и М. Цветаевой

ЯСНАЯ ПОЛЯНА Экскурсия с посещением усадьбы Л.Н. Толстого

ВЯЗЬМА, ХМЕЛИТА В составе музея-заповедника Хмелита усадьбы XVIII века, родовое имение Грибоедовых Хмелита., усадьба Городок - место рождения адмирала П.С.Нахимова. Центром музея-заповедника является

КОНСТАНТИНОВО Экскурсия посвящена детству и юности С. Есенина, включает в себя посещение литературного музея, земской школы, Казанской церкви

Краеведческие экскурсии

  1.  Государственный Зеленоградский историко-краеведческий музей
  2.  Дом «на набережной»
  3.  МУК Краеведческий музей МУК "Пущинский музей экологии и краеведения"

Комплексные экскурсии

СТРАУСИНАЯ ФЕРМА Путевая информация, экскурсия по страусиной ферме с кормлением страусов, тематическая викторина

В ГОСТИ К ЛЕСНИЧЕМУ Экскурсия по хозяйству лесничего с дегустацией каши и чая из трав

ПРИОКСКО-ТЕРРАСНЫЙ ЗАПОВЕДНИК Экскурсия с посещением музея природы и зубрового питомника

В ГОСТИ К КИНОЛОГАМ Экскурсия включает в себя посещение воинской части служебного собаководства

ПИТОМНИК СОБАК ПОВОДЫРЕЙ Экскурсия с посещением уникального кинологического питомника, где дрессируют и воспитывают собак-проводников для слепых

PAGE   \* MERGEFORMAT 7


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

20107. Статические и астатические САУ 31 KB
  Статические системы состоят из статических звеньев которые имеют зависимость Xвых = f Хвх Рассмотрим простейшую астатическую САР Степень открытия заслонки зависит от Q но поплавок при заданном значении уровня занимает одно и то же положение равного заданному. Особенности равновесие системы со астатическим регулированием имеет место при единственном значении РВ равной заданному. Различают системы статические и астатические по отношению к управляющему и возмущающему воздействиям.
20108. Математические модели САУ. Основные формы записи линеаризированных уравнений в автоматики 56.5 KB
  Для систем с распределёнными параметрами уравнение имеет вид уравнения в частных производных. Уравнение статики описывает поведение системы в установившемся режиме. Урие связи между вх и вых велми искомое урие то есть дифуравнение. В общем случае на динамическое звено кроме входной велны на выходную велну могут оказывать влияние возмущающие воздействия Пусть динамическое звено имеет статическую характеристику вида1 и описывается дифференциальным уравнением первого порядка.
20109. Временные характеристики линейных звеньев 49 KB
  Переходная функция и функция веса. Динамические свва звеньев можно определить по их переходным функциям и функциям веса. Переходная функция ht – такой переходной процесс который возникает на выходе динамического звена при подаче на вход звена единичного ступенчатого скачка. Весовая функция Rt представляет собой реакцию звена на единичную импульсную функцию поданную на вход.
20110. Передаточные функции динамических звеньев. Частотные передаточные функции и частотные характеристики 33 KB
  Их получают при рассмотрении вынужденного движения системы или звена когда на вход подаётся гармоническое воздействие вида : x1 = Aвхsin wt 1 Рассмотрим динамическое звено : При подаче на его вход сигнала 1 если звено линейное на выходе получается сигнал вида : y = Авыхsinwt j 2 j cдвиг фазы Для удобства принимают символическую форму записи sin or cos через ряд : sin wt = ejwt поэтому: sinwt j = еjwt ...
20111. Позиционные, интегрирующие и дифференцирующие типовые динамические звенья их частотные характеристики 45.5 KB
  Типовое динамическое звено описываемое уравнением не выше второго порядка так как реальные звенья составляются на основании законов выражаемых уравнениями не выше второго порядка.1 Безинерционное идеальное звено звено которое в установившемся режиме и в переходном режиме описывается уравнением y = kx На практике идеальным звеном принимают то звено у которого постоянная времени значительно меньше постоянной времени последующих звеньев 1.2 Апериодическое звено первого порядка звено которое...
20112. Структурные схемы систем автоматического управления 903 KB
  Структурной схемой называется схема отражающая взаимодействие динамических звеньев в процессе работы системы. Может содержать: 1 элемент с 1 входом и 1 выходом 1 элемент 2 входа и 1 выход узел сумматор сравнивающее устройство Последовательное соединение динамических звеньев Общая передаточная функция равна произведению составляющих функций динамических звеньев Параллельное соединение Встречнопараллельное соединение – общая передаточная функция если обратная связь отрицательна если обратная связь положительна Если в...
20113. Качество переходных процессов. Частотные показатели качества САР 44 KB
  При этом используют АЧХ замкнутой системы Фjw АЧХ разомкнутой системы Wjw ВЧХвещественночастотная характеристика замкнутой системы Uw.22π Wm 2Использование ВЧХ замкнутой системы для оценки качества. Для устойчивых автоматических систем ВЧХ связана с переходной функцией ht следующей зависимостью: Используя это соотношение можно косвенно оценить границы переходного процесса по амплитуде и длительности. Для того чтобы косвенно судить о качестве рассмотрим свойства ВЧХ и свойства и свойства соответствующих им переходных...
20114. Синтез последовательных корректирующих звеньев 130.5 KB
  Рассмотрим основные виды обр. Жесткая отрицательная обр. связь осуществляется за счет охвата некоторого элемента сисмы обр. связью с передаточной функцией усилительного звена то есть в цепи обр.
20115. Шлифовальные станки. Их классификация 7.26 MB
  Шлифовальные станки. В зависимости от вида обработки шлифовые станки подразделяются на: станки общего назначения; специализированные станки. Круглошлифовальные станкию.