7696

Домашняя работа учащихся и её роль в овладении знаниями

Реферат

Педагогика и дидактика

Тема: Домашняя работа учащихся и её роль в овладении знаниями. План Сущность домашней работы учащихся и её роль в овладении знаниями. Основные недостатки домашней работы школьников. Правила домашней работы школьников.Сущность домаш...

Русский

2013-01-27

65.5 KB

18 чел.

Тема: Домашняя работа учащихся и её роль в овладении знаниями.

План

  1.  Сущность домашней работы уч-ся и её роль в овладении знаниями.
  2.  Основные недостатки домашней работы школьников.
  3.  Правила домашней работы школьников.

1.Сущность домашней работы и её роль в овладении знаниями.

Домашняя учебная работа – это форма организации самостоятельного, индивидуального изучения школьниками учебного материала во внеучебное время.

Специальные исследования показывают, что проблема повышения эффективности обучения может быть успешно решена только при условии, если высокое качество уроков будет подкрепляться хорошо организованной домашней работой учащихся. Призывы отдельных учителей и родителей организовывать обучение без домашнего задания - результат модных влияний, не учитывающих реалий практической работы в школе. Учеба без домашнего задания резко снижает качество обучения, поэтому отказаться от многовековой практики нельзя. Дело в том, что познание идет не по кругу, а по спирали и каждое последующее обращение к изучению одного и того же материала открывает в нем новые грани и смысловые оттенки, что, естественно, указывает на необходимость организации домашней учебной работы. На уроках, как бы хорошо они ни проводились, имеет место концентрированное запоминание, и знания переводятся лишь в оперативную, кратковременную память. Чтобы перевести их в память долговременную, учащимся необходимо осуществить их последующее повторение, что так же требует организации  их домашней работы. Необходимость воспроизведения домашних заданий вытекает из учета в процессе обучения объективной закономерности - кривой забывания. Больше всего материала (информации) забывается в первые часы и сутки после восприятия изучаемого материала, поэтому чтобы предупредить забывание  изученного на уроке материала, его следует повторять в ходе выполнения домашнего задания.

Выполнение домашних заданий помогает глубже понять учебный материал, способствует закреплению знаний, умений и навыков благодаря тому, что учащийся самостоятельно воспроизводит изученный на уроке материал и ему становится более ясно, что он знает, а чего не понимает.

Домашние задания для младших школьников – это первый шаг к самостоятельному добыванию знаний.

Таким образом,  домашняя работа школьников является весьма важной составной частью процесса обучения и выступает одной из существенных форм его организации. Эта форма самостоятельной работы учащихся с целью повторения, закрепления и углубления знаний, полученных на уроке, а так же для подготовки к  восприятию нового учебного материала.

Выполнение домашней работы позволяет решить следующие задачи:

  1.  Закрепление и расширение полученных на уроке знаний.
    1.   Выполнение д/заданий способствует воспитанию самостоятельности, ответственности, добросовестности ученика.
    2.  Домашняя работа активизирует мыслительную деятельность ученика, так как ему приходится самому искать пути, приемы, средства рассуждений и доказательств.
    3.   Дети приучаются к самоконтролю, ведь рядом нет учителя, ни товарищей, которые могли бы помочь разъяснениями.
    4.  Способствует формированию умений и навыков организации труда: учащиеся должны самостоятельно организовывать свое рабочее место, соблюдать установленный режим времени, подготавливать необходимые учебные материалы.

Домашнее задание по своему содержанию включают в себя:

а) усвоение изучаемого материала по учебнику;

б) выполнение устных упражнений (придумывание примеров на изучаемые правила, определение признаков делимости чисел по математике и т.д.)

в) выполнение письменных упражнений по иностранному языку, математике и др. предметам;

г) выполнение творческих работ;

д) подготовка докладов по изучаемому материалу;

е) проведение наблюдений по окружающему миру;

ж)выполнение практических и лабораторных работ;

з) изготовление таблиц, схем по изучаемому материалу и т.д.

Основные требования к организации выполнения домашних заданий:

  1.  Домашние задания следует давать лишь после сформирования первоначальных умений по предмету. В начале любую учебную работу дети выполняют под руководством учителя в классе.
  2.  Домашние задания следует давать систематически, иначе дети привыкают к непоследовательности учителя, огорчаются, если, допустим, сегодня получают д/задание, и радуются, если заданий не задают. Такая ситуация не способствует воспитанию положительных мотивов учения. Если учитель считает целесообразным не перегружать в данный день домашней работой, то лучше дать легко выполнимое задание.
  3.  Не следует давать задания на выходные и праздничные дни – дети в эти дни отдыхают вместе с родителями и могут совершать прогулки, посещать музеи, парки; полезно один день в неделю дать отдых от напряженной учебной работы.
  4.  Логика д/работы должна быть легче классной работы.
  5.  Использовать дифференцированные, индивидуальные и творческие задания.
  6.  Домашние задания должны вызывать интерес учащихся путем включения занимательных заданий и задач на смекалку, работ творческого характера. Чем младше возраст, тем интереснее должно быть само задание.
  7.  Давать инструкцию по выполнению д/з. Опытные учителя на комментированные д/з тратят 3-4- мин. (Какое правило повторить и как пользоваться им в процессе выполнения упражнений; как записать задачу, примеры, предложения. Очень полезно в классе выполнить пример, задачу подобные тем, которые включены в домашнее задание. Домашнее задание всегда должно быть связано с работой детей на уроке). Учителю нужно проверять, все ли дети записали д/задания.
  8.  Систематически проверять выполнение д/работу, иначе учащиеся перестают их делать. Систематический контроль помогает учителю выявить уровень усвоения материала и приучает ученика к ответственности.
  9.  Соблюдать нормативы на объём д/заданий суммарно по всем предметам:

1кл. не рекомендуется задавать домашнее задание.

2-3кл. – 1,5  часа

4-5кл.  - 2 часа

6-8кл. – 2,5 часа

9-11кл. - до 3,5 часов

НЕ допускать перегрузок учащихся!

  1.  Консультировать родителей по посильной и целесообразной помощи детям.

Для первоклассников и их родителей целесообразно составить памятку правил выполнения д/з.

  1.  Задания не следует выдавать в расчете на сильного ученика (будет перегружен), ни на слабого (будет недогружен и бездельничать), ни даже на среднего. Единственный выход выдача дифференцированного домашнего задания со свободным выбором учениками варианта.

Наряду с общими, для всех учащихся, нередко даются индивидуальные домашние задания. Они рассчитаны на преодоление пробелов в знаниях учащихся по отдельным темам, на усиление тренировочных упражнений по выработке практических умений и навыков. Кроме того, даются задания повышенной трудности для хорошо успевающих школьников с целью развития их творческих способностей и склонностей.

  1.  Основные недостатки домашней работы школьников.
  2.  Многие учащиеся при подготовке д/з по учебнику сбиваются на полумеханическое чтение изучаемого материала, не умеют расчленять его на отдельные смысловые части и не осуществляют самоконтроль за усвоением знаний.

Например, с экспериментальными целями И.Ф.Харламов известный педагог и ученый, преподавал историю в 5-м классе 10-й средней школы г.Гомеля. Ученица Таня Л. нередко получала двойки, хотя нельзя было сказать, что она имела низкие умственные способности. Наоборот, она задавала глубокие вопросы, свидетельствовавшие о ее любознательности. Пришлось проверить, как она готовит д/з. И выявилось, что главным при подготовке д/з для нее было не осмысление и усвоение изучаемого материала, а полумеханическое чтение учебника. Ученица не пыталась  выделять главное в изучаемом материале, не применяла приемов самоконтроля при подготовке уроков. Подобные недостатки допускали и другие пятиклассники.

  1.  Недочетом домашней работы многих учащихся является неумение организовывать свое рабочее время, отсутствие твердо установленного режима, связанного с выполнением домашних заданий. Это приводит к поспешности в работе и поверхностному усвоению изучаемого материала.
  2.  Выполнение письменных заданий многими школьниками осуществляется без предварительного усвоения теоретического материала, на котором основаны эти задания. Вследствие этого учащиеся не только допускают существенные недочеты и ошибки в выполняемых заданиях, но и не осмысливают той связи, которая существует между теоретическим материалом и практическими упражнениями.
  3.  Отрицательно сказывается и перегрузка учащихся домашними заданиями. Отдельные учителя, стремятся к тому, чтобы учащиеся больше работали по их предмету, дают слишком объёмные и чрезмерно сложные задания.

3.Правила домашней работы школьников.

Качество и культура учебного труда школьников по выполнению д/з включает в себя соблюдение и выполнение ряда правил и требований, основывающихся на психолого-педагогических закономерностях учебно-познавательной деятельности по овладению изучаемым материалом. Рассмотрим важнейшие из этих правил.

  1.  Учащимся необходимо знать, что процесс осмысления знаний должен носить рассредоточенный характер. Это значит, что для всестороннего осмысления и прочного усвоения программного материала следует вдумчиво учить уроки не в один «присест», а обращаться  к их изучению несколько раз в течение некоторого времени. Только при этом условии в памяти останется «глубоко проторенный след», а знания сохранятся на долгое время.
  2.  Домашнее задание необходимо выполнять в день их получения. Усвоенный на уроке материал интенсивно забывается в первые 10-12 часов после восприятия. Это доказано психологическими опытами. Немецкий психолог Герман Эббингауз (1850-1909) давал обучающимся задания заучить 13 лишенных смысла слов и не требовал в дальнейшем повторять их. При контрольных проверках оказалось, что через час испытуемые могли воспроизвести около 44% этих слов, а через 2.5 – 3 часа – только 28%.

Это  психологическое явление находит свое объяснение в физиологии. И.П.Павлов и его ученики доказали, что образующиеся новые нервные связи непрочны и легко тормозятся. Торможение сильнее всего проявляется сразу после образования временной связи. Следовательно, и забывание происходит наиболее интенсивно сразу же после восприятии изучаемого материала. Вот почему, чтобы предупредить забывание знаний, усвоенных на уроке, необходимо провести работу по их закреплению в день их восприятия. Именно поэтому и необходимо выполнять д/з в день их получения.

  1.  Приступая к подготовке домашних заданий, обязательно нужно создать психологический настрой на их аккуратное выполнение и прочное усвоение изучаемого материала. Как это сделать? Нужно детально продумать ту цель, которую необходимо достичь при выполнении д/з. Одно дело, когда побыстрее его хочется выполнить и пойти гулять, и другое - когда поставить цель как можно лучше выполнить задание, не проявлять торопливости и стремиться к глубокому осмыслению и освоению материала. Этот настрой побуждает ученика к прилежной работе, проявлению умственных и волевых усилий, что, естественно, значительно повышает качество домашнего учения. Чтобы сделать этот настрой более действенным, определенную и детально продуманную цель нужно проговорить несколько раз вслух, чтобы она более прочно укрепилась в сознании и превратилась в мысленную программу действий. В дальнейшем, когда установка закрепится, необходимость в таком проговаривании отпадает.
  2.  Если д/з включает в себя усвоение материала по учебнику и выполнение различных упражнений, то его подготовку нужно начинать с работы над учебником. Порядок работы с учебником следующий: в начале нужно попытаться припомнить то, что осталось в памяти от урока. Затем следует вдумчиво прочитать параграф учебника, выделяя в нем важнейшие положения, правила, выводы, стремясь к их глубокому осмыслению и усвоению. После этого нужно применить приемы воспроизведения и самоконтроля: пересказ материала вслух и про себя, составление плана прочитанного, ответы на вопросы учебника и т.д. Если в процессе самоконтроля возникают затруднения, необходимо ещё раз поработать с учебником и добиться свободного и полного воспроизведения материала.
  3.  Приступая к выполнению практических заданий, следует внимательно просмотреть те упражнения, которые выполнялись на уроке по изучаемой теме, и продумать, какие теоретические положения использовались в процессе их выполнения. Этот прием помогает учащимся устанавливать связь домашней работы с тренировочными упражнениями в классе и содействует самостоятельному выполнению письменных заданий.
  4.  Между подготовкой дом. заданий по отдельным предметам необходимо делать перерывы в 10-12 мин. Для отдыха и психологического переключения на другой вид деятельности. Установлено, что после восприятия и усвоения изучаемого материала процесс его закрепления в сознании продолжается и после того, как учебная деятельность прекращается. Это «скрытое затвердевание знаний» происходит в течение 10-20 мин., что и вызывает необходимость перерыва.
  5.  Очень важно, чтобы дом. задания выполнялись ежедневно в одно и тоже время и на постоянном месте. Это правило при всей кажущейся его простоте имеет существенное значение для успеха дом. работы. Оно содействует быстрому сосредоточению внимания на выполнении учебных заданий, приучает к дисциплине и упорядоченности процесса обучения.
  6.  Весьма полезно, чтобы уч-ся непосредственно перед сном уделяли 8-10 мин. беглому просмотру изученного материала по учебникам и, не подвергая себя никаким дополнительным раздражителям, в спокойном состоянии ложились спать. Это создаёт условия для дальнейшего протекания во сне внутримолекулярных процессов в нейронах (нервных клетках) головного мозга, связанных с более глубоким усвоением изучаемого материала.

Таковы наиболее существенные правила умственного труда, которые следует знать учащимся и которых они должны придерживаться в процессе домашней учебной работы.

PAGE   \* MERGEFORMAT 6


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

30682. Тема чести в произведениях отечественной классики XIX века 18.92 KB
  Проблема чести была актуальна во все времена но особенно ярко это проявилось в литературе 19го века.Тема чести одна из основных в романе А. Кодекс дворянской чести требовал чтобы герой отдал за императрицу свою жизнь и Гринев был готов на это.
30683. Тематика и художественные особенности «Сказок» М. Е. Салтыкова-Щедрина 15.75 KB
  Известно что Салтыков-Щедрин начал писать свои политические сказки еще в шестидесятые годы и что именно эти небольшие по объему произведения стали вершиной его творчества итоговым произведением. Одной из самых известных сказок Салтыкова-Щедрина является Повесть о том как один мужик двух генералов прокормил. Спасенные и разбогатевшие генералы проявляют свою благодарность высылают ему пятак серебром да рюмку водки веселись мужчина Во многих других сказках Салтыкова можно встретить применение...
30684. Тип «гордого человека» и его воплощение в произведениях отечественной литературы 14.8 KB
  Гордость один из семи смертных грехов. Все эти герои несмотря на разнообразие их характеров обладают одной ведущей чертой гордостью. Своей гордостью и эгоизмом он приносит несчастья многим героям даже совершает убийство друга на дуэли. Любовь и гордость находятся на разных полюсах.
30685. Людмила Улицкая «Дочь Бухары» 42.42 KB
  Бухара так прозвал двор анонимную красавицу не терпела чужих взглядов а пока забор не был выстроен ни одна соседка не упускала случая проходя заглянуть в притягательные окна. Женился на головешке азиятской Одно слово Бухара Видно Паша еще не прониклась до конца духом полного и окончательного интернационализма. Я сама родилась от младшей жены не поднимая глаз сказала Бухара. С его уходом Паша окончательно переехала в докторский флигель а Бухара пошла работать по своей почти утраченной специальности.
30686. Фантастические мотивы и образы в произведениях отечественной литературы 13 KB
  В отечественной литературе к данным мотивам обращались писатели различных направлений. Так, например, в романтических поэмах Лермонтова присутствуют образы потустороннего мира. В «Демоне» художник изображает протестующий Дух Зла. В произведении проводится идея протеста против божества как создателя существующего миропорядка.
30687. «Вечные» вопросы и их осмысление в лирике А. С. Пушкина. Философское звучание стихотворения «…Вновь я посетил…» 14.6 KB
  Во многих стихотворениях автор размышляет о жизни и смерти о смысле человеческого существования о радостях и горестях жизни об отношениях к ним размышляет о творчестве в частности о поэзии о любви. Вечный закон жизни это постоянное течение.Многое изменилось и в Михайловском и в жизни самого поэта. По мысли автора каждый человек должен оставить определенный след в жизни и у него есть надежда на то что он не будет забыт.
30688. Философское звучание стихотворения Ф.И. Тютчева «Молчание». Восприятие, истолкование, оценка. Выразительное чтение наизусть SILENTIUM! (Молчание) 15.19 KB
  Тютчева Молчание. Эта склонность к познанию окружающего мира и самопознанию привела Тютчева к совершенно оригинальной философской и поэтической концепции.Лирику Тютчева тематически можно представить как философскую гражданскую пейзажную и любовную.Для мировосприятия Тютчева характерно восприятие мира как двойственной субстанции.
30689. Художественное мастерство Н.В. Гоголя в повести «Ночь перед Рождеством» 17.04 KB
  Гоголя в повести Ночь перед Рождеством. События в повести необычны фантастичны похожи на сказку. Завязкой повести можно считать разговор Оксаны первой красавицы села с Вакулой влюбленным в нее до беспамятства. Кульминационным моментом повести бесспорно является чудесный полет Вакулы на черте до Петербурга и обратно.