7698

Обучение как составная часть педагогического процесса. Сущность процесса обучения

Реферат

Педагогика и дидактика

Обучение как составная часть педагогического процесса. Сущность процесса обучения. План Понятие о процессе обучения. Функции процесса обучения структура процесса обучения. Основы деятельности учителя и учащихся в процессе обучения...

Русский

2013-01-27

55.5 KB

53 чел.

Обучение как составная часть педагогического процесса.

Сущность процесса обучения.

План

  1.  Понятие о процессе обучения.
  2.  Функции процесса обучения; структура процесса обучения.
  3.  Основы деятельности учителя и учащихся в процессе обучения.

1 Понятие о процессе обучения.

Процесс обучения – это целенаправленное взаимодействие учителя и ученика по решению задач образования, часть педагогического процесса.

Синонимом процесса обучения является учебный процесс.

Процесс обучения включает в себя 2 составляющие: преподавание (деятельность учителя в ходе обучения) и учение (деятельность ученика).

Процесс обучения характеризуется следующими признаками:

  •  наличием специальной организованной совместной деятельности учащихся и учителя по определенному плану;
  •  единством двустороннего процесса преподавания и учения;
  •  руководящей ролью со стороны учителя;
  •  управление процессом познавательной деятельности и формированием ЗУН, качеств личности обучаемых.

В процессе обучения происходит образование, воспитание и развитие ребенка. Все эти понятия тесно связаны между собой. Существует термин учебно-воспитательный процесс. Главное в этом термине – учение, а воспитание – приложение. Ш.А.Амонашвили предлагал использовать термин воспитательно-учебный процесс, ставя на первое место понятие воспитание. Амонашвили считает, что ребенок должен стать сначала человеком, а затем его нужно обучать. До Л.С.Выготского существовало мнение: обучаясь и воспитываясь, ребенок развивается. Л.С.Выготский считает, что так происходит не всегда. Он утверждал, чтобы ребенок развивался, обучение и воспитание должны идти впереди развития. Эти мысли Л.С.Выготский подкрепил созданием теории о двух зонах развития: актуального и ближайшего развития. Зона актуального развития – те учебные навыки, которые ребенок может использовать без помощи учителя, самостоятельно. Зона ближайшего развития – те учебные навыки, которые ребенок пока еще выполняет с помощью учителя, родителей. В обучении нужно ориентироваться на зону ближайшего развития.

Движущие силы процесса обучения: центральным противоречием, внутренне присущим учебному процессу, является противоречие между возникающими у учеников под влиянием учителя потребностями в усвоении определенных ЗУН и реальными возможностями по удовлетворению этих потребностей.

Специально организованное обучение ускоряет индивидуальное развитие ребенка: оно идет быстрее, шире, лучше, чем вне обучения. Вне обучения нельзя самостоятельно усвоить систему научных знаний.

Обучение имеет двусторонний характер – это совместная деятельность ученика и деятельность учителя. Именно благодаря деятельности учителя процесс обучения становится управляемым и контролируемым процессом.

2  Функции процесса обучения; структура процесса обучения.

Функции процесса обучения:

  •  образовательная;
  •  воспитательная;
  •  развивающая.

Образовательная – это сообщение, закрепление ЗУН; содержанием этой функции являются ЗУН по учебным предметам. Учащимся необходимо овладеть основами наук, получить представление о научной картине мира.

Воспитательная – содержанием этой функции является формирование качеств личности в процессе обучения (нравственных, эстетических, патриотический, волевых), мировоззрения. Например, чувство долга, ответственности, самостоятельности, трудолюбия, интерес к учению.

Развивающая – содержанием этой функции является умственное развитие учащихся, развитие и формирование познавательных качеств личности (природных способностей, развитие мыслительных способностей, овладение мыслительными операциями: анализ, синтез, сравнение, обобщение и др.), которые необходимы для продуктивной творческой деятельности и для общего развития личности.

Компоненты процесса обучения:

  1.  Целевой компонент определяется требованиями программы с учетом уровня развития учащихся. Он предполагает осознание целей и задач изучения (урока, темы, предмета) учащимися. Начинать урок следует с постановки цели и задач обучения, разъяснить их. Все учащиеся должны осознать свою учебную задачу.
  2.  Стимулирующе-мотивационный компонент служит для стимулирования интереса и положительных мотивов учения, потребности решать поставленные задачи. Осуществляется учителем в ходе обучения с использованием различных методов и средств.
  3.  Содержательный компонент определяется учебными планами, программами, учебниками и конкретным уроком.
  4.  Операционно - деятельный компонент – деятельность педагога и ученика в ходе передачи социального опыта человечества в процессе обучения. Этот компонент реализуется определенными методами, средствами и организованными формами обучения.
  5.  Контрольно-регулировочный компонент – обеспечивает обратную связь, является средством корректировки и регулировки процесса обучения. Реализуется он в деятельности учителя и ученика. Например, ученик выполняет работу над ошибками, повторяет, готовится к занятиям и т.д.
  6.  Оценочно-результативный компонент – оценка результатов обучения и соответствия их поставленным учебно-воспитательным задачам.

Все компоненты процесса обучения связаны между собой.

3. Основы деятельности учителя и учащихся в процессе обучения.

Основным назначением деятельности учителя в процессе обучения является управление познавательной деятельностью учащихся по усвоению учебного материала. Современная дидактика определяет учителя как организатора активной деятельности самих учеников по усвоению ЗУН. Это так называемый деятельностный подход к обучению.

Деятельность учителя как управленческая складывается из следующих элементов:

  •  планирование – составление календарно-тематических и поурочных планов. Обычно при этом учитель пользуется разработками из методических  пособий и журналов;
  •  организация работы учителя – состоит из подготовительного и исполнительного этапов, в ходе которых учитель готовит наглядность, классную доску, дидактические материалы, ТСО, решает задачи, подбирает литературу (подготовительный этап); организует и осуществляет процесс обучения (исполнительный этап);
  •  организация работы учеников – складывается из постановки цели и задач урока, создании благоприятных условий, инструкции о способах деятельности, своевременное оказание помощи и организация взаимопомощи;
  •  стимулирование активности учеников – это необходимо делать для привлечения внимания к теме, побуждения любознательности и интереса, индивидуализация и дифференциация. Стимулирование необходимо вести как в начале урока, так и по его ходу, и особенно во 2 части, когда у учащихся наступает утомление. Включение учащихся в постоянную деятельность: отвечают, проговаривают, объясняют, анализируют, классифицируют, обобщают.
  •  текущий контроль и коррекция – контроль выполняет функцию обратной связи и осуществляется путем наблюдения за деятельностью детей и их ответами на вопросы, индивидуальное собеседование, письменные опросы, организация взаимопомощи и взаимоконтроля. При этом необходимо выявлять типичные недостатки, ошибки, затруднения, чтобы принимать меры к их предупреждению.
  •  анализ результатов – ими завершается цикл преподавания и его надо проводить на каждом этапе обучения. При этом необходимо определить уровень формирования умения и навыков, изучать причины пробелов в ЗУН, намечать меры помощи слабым ученикам в усвоении нового материала, выявлять и исправлять недостатки, подведение общего итога работы.

Деятельность ученика в процессе обучения состоит из следующих основных элементов:

  1.  принятие учебных задач и плана деятельности, предложенного учителем, самопланирование;
  2.  осуществление учебных действий;
  3.  регулирование и коррекция своей учебной деятельности под влиянием контроля со стороны учителя или самоконтроля;
  4.  анализ результатов учебной деятельности: может осуществляться как руководством учителя, так и в ходе самоконтроля и взаимоконтроля (обменяйтесь тетрадями и помогите друг другу проверить написанное, внимательно слушайте ответ товарища и постарайтесь заметить, все ли правильно он сказал – такая установка формирует навык взаимоконтроля).

Процесс обучения надо выстраивать так, чтобы ориентировать его на зону ближайшего развития личности, то есть не на существующий актуальный уровень развития, а несколько более высокий уровень (ближайшего  развития), которого ученик может и должен достичь.

Структура процесса усвоения информации.

  •  чувственное познание («живое созерцание»)
    •  абстрактное мышление (понимание, осмысление, обобщение)
    •  применение знаний (практика)

В основе чувственного познания лежат первичные познавательные процессы: ощущение и восприятие.

Восприятие учебного материала: при организации восприятия как целенаправленной деятельности необходимо исходить из того, что наибольшей пропускной способностью обладает зрительный анализатор. На восприятие информации в процессе обучения оказывают влияние многие факторы (психическое состояние учащегося, его интересы, направленность, день недели, часы занятий и др.). Содержание восприятия зависит и от поставленной перед учеником задачи, мотивов его деятельности и установок, эмоций, которые могут изменять содержание восприятия.

Понимание сообщаемой информации: в основе понимания лежит установление связей между новым материалом и раннее изученным, что, в свою очередь, является основанием для более глубокого осмысления учебного материала.

Осмысление изучаемой информации: требует задействования общеучебных умений и навыков, опирающихся на такие приемы умственной деятельности, в основе которых лежат сложные мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, сопоставление и т.д.

Осмысление учеб.материала сопровождается формированием у школьника определенных отношений к нему, понимания его социального, практического значения и личностной значимости. Осмысление перерастает в процесс обобщения знаний.

Обобщение характеризуется выделением и систематизацией общих существенных признаков предметов и явлений. В школе обобщению уделяется недостаточно внимания.

Закрепление необходимо для прочного запоминания учебного материала.

Применение знаний может осуществляться в различных формах и видах деятельности в зависимости от специфики содержания изучаемого материала.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

80647. ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ В РОССИИ 146 KB
  Свободные экономические зоны СЭЗ как форма международных экономических отношений получили широкое распространение и существенно изменили свое содержание от простых организационно-функциональных форм связанных с торговлей товарами к более сложным ориентированным на производство массовой потребительской продукции разработку и производство новых товаров предоставление различного рода услуг и т. В 80е годы в ряде регионов промышленно развитых стран появились специальные экономические зоны: технопарки НТ...
80648. ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В МИРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ 77.5 KB
  Экономическая интеграция определяется следующими функциями: интеграция производства и создание международных монополий нового типа к началу 90х годов на ТНК приходилось около 50 промышленного производства более 90 прямых частных вложений за рубежом; глубокие сдвиги в структуре международного разделения труда; НТР обусловившая необходимость международного обмена результатами достижений науки и техники; открытость национальных экономик и свобода торговли. Выделяют условно пять основных видов интеграционных объединений различающихся...
80649. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ 78.5 KB
  Приоритет в МЭО сохраняется за внешнеторговыми отношениями которые раньше строились на межстрановой узкорегиональной основе в основе которых строились принцип свободной внешней торговли и протекционизм. Глобализация МЭО обуславливает появление межрегиональных международных организаций: ОПЕК организация стран экспортеров нефти основанная в 1960 г. состоящая из 13 стран трех континентов; ОЭСР организация экономического сотрудничества и развития основанная в 1961 г. и состоящая из 24 стран четырех континентов.
80650. ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ 60 KB
  Глобальные проблемы носят универсальный характер так как они касаются всех стран независимо от их общественно-политического строя и не могут быть решены одной или группой государств. НИОКР направлено на военные цели; обеспечение экономической стабильности для государств путем перестройки и повышения эффективности международных экономических отношений снижение инфляции и безработицы стабильный товарообмен более открытый доступ на мировые рынки эффективные меры для стран строящих...
80652. МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВЛЯ И ВНЕШНЕТОРГОВАЯ ПОЛИТИКА 43 KB
  Международная торговля это обмен товарами и услугами между различными странами связанный с всеобщей интернационализацией хозяйственной жизни и интенсификацией международного разделения труда в условиях НТР. Необходимость развития международной торговли: Образование мирового рынка. Экономическому росту международной торговли способствовали: НТР стимулирующая расширение основного капитала создание новых отраслей реконструкцию старых производств; государственное...
80653. Организационные формы управления предприятием в международном менеджменте 129.5 KB
  Понятие организационной структуры управления ее элементы. Принципы проектирования организационных структур управления. Требования к структуре управления.
80654. Кросс – культурные проблемы международного менеджмента 29 KB
  Некоторые результативные критерии культуры: длина иерархической лестницы восприятие равенства между людьми в обществе в организации изображение состояния неопределенности отношение людей к своему будущему к попыткам взять судьбу в свои руки индивидуализм желание людей действовать независимо маскулинизм манера поведения и предпочтение мужских и женских ценностей в обществе. Отношение к собеседнику. В международном менеджменте имеют непосредственное значение 3 элемента: Отношение ко времени ; Отношение к достижениям;...
80655. Формирование команды в международной корпорации 31.5 KB
  Хорошо проявляется в критических ситуациях в которых не теряется а быстро ориентируется и принимает грамотные здравые решения. Доводчик решения Это человек у которого внутренняя тревога за дело занимает все его мысли; и его беспокоит все что может получиться не правильно. Оформитель решения Это лидер в выполнении конкретных задач. Он дает много оригинальных мыслей идей и постоянно ищет нестандартные решения для возникающих проблем но при этом детали решения его не интересуют.