7698

Обучение как составная часть педагогического процесса. Сущность процесса обучения

Реферат

Педагогика и дидактика

Обучение как составная часть педагогического процесса. Сущность процесса обучения. План Понятие о процессе обучения. Функции процесса обучения структура процесса обучения. Основы деятельности учителя и учащихся в процессе обучения...

Русский

2013-01-27

55.5 KB

40 чел.

Обучение как составная часть педагогического процесса.

Сущность процесса обучения.

План

  1.  Понятие о процессе обучения.
  2.  Функции процесса обучения; структура процесса обучения.
  3.  Основы деятельности учителя и учащихся в процессе обучения.

1 Понятие о процессе обучения.

Процесс обучения – это целенаправленное взаимодействие учителя и ученика по решению задач образования, часть педагогического процесса.

Синонимом процесса обучения является учебный процесс.

Процесс обучения включает в себя 2 составляющие: преподавание (деятельность учителя в ходе обучения) и учение (деятельность ученика).

Процесс обучения характеризуется следующими признаками:

  •  наличием специальной организованной совместной деятельности учащихся и учителя по определенному плану;
  •  единством двустороннего процесса преподавания и учения;
  •  руководящей ролью со стороны учителя;
  •  управление процессом познавательной деятельности и формированием ЗУН, качеств личности обучаемых.

В процессе обучения происходит образование, воспитание и развитие ребенка. Все эти понятия тесно связаны между собой. Существует термин учебно-воспитательный процесс. Главное в этом термине – учение, а воспитание – приложение. Ш.А.Амонашвили предлагал использовать термин воспитательно-учебный процесс, ставя на первое место понятие воспитание. Амонашвили считает, что ребенок должен стать сначала человеком, а затем его нужно обучать. До Л.С.Выготского существовало мнение: обучаясь и воспитываясь, ребенок развивается. Л.С.Выготский считает, что так происходит не всегда. Он утверждал, чтобы ребенок развивался, обучение и воспитание должны идти впереди развития. Эти мысли Л.С.Выготский подкрепил созданием теории о двух зонах развития: актуального и ближайшего развития. Зона актуального развития – те учебные навыки, которые ребенок может использовать без помощи учителя, самостоятельно. Зона ближайшего развития – те учебные навыки, которые ребенок пока еще выполняет с помощью учителя, родителей. В обучении нужно ориентироваться на зону ближайшего развития.

Движущие силы процесса обучения: центральным противоречием, внутренне присущим учебному процессу, является противоречие между возникающими у учеников под влиянием учителя потребностями в усвоении определенных ЗУН и реальными возможностями по удовлетворению этих потребностей.

Специально организованное обучение ускоряет индивидуальное развитие ребенка: оно идет быстрее, шире, лучше, чем вне обучения. Вне обучения нельзя самостоятельно усвоить систему научных знаний.

Обучение имеет двусторонний характер – это совместная деятельность ученика и деятельность учителя. Именно благодаря деятельности учителя процесс обучения становится управляемым и контролируемым процессом.

2  Функции процесса обучения; структура процесса обучения.

Функции процесса обучения:

  •  образовательная;
  •  воспитательная;
  •  развивающая.

Образовательная – это сообщение, закрепление ЗУН; содержанием этой функции являются ЗУН по учебным предметам. Учащимся необходимо овладеть основами наук, получить представление о научной картине мира.

Воспитательная – содержанием этой функции является формирование качеств личности в процессе обучения (нравственных, эстетических, патриотический, волевых), мировоззрения. Например, чувство долга, ответственности, самостоятельности, трудолюбия, интерес к учению.

Развивающая – содержанием этой функции является умственное развитие учащихся, развитие и формирование познавательных качеств личности (природных способностей, развитие мыслительных способностей, овладение мыслительными операциями: анализ, синтез, сравнение, обобщение и др.), которые необходимы для продуктивной творческой деятельности и для общего развития личности.

Компоненты процесса обучения:

  1.  Целевой компонент определяется требованиями программы с учетом уровня развития учащихся. Он предполагает осознание целей и задач изучения (урока, темы, предмета) учащимися. Начинать урок следует с постановки цели и задач обучения, разъяснить их. Все учащиеся должны осознать свою учебную задачу.
  2.  Стимулирующе-мотивационный компонент служит для стимулирования интереса и положительных мотивов учения, потребности решать поставленные задачи. Осуществляется учителем в ходе обучения с использованием различных методов и средств.
  3.  Содержательный компонент определяется учебными планами, программами, учебниками и конкретным уроком.
  4.  Операционно - деятельный компонент – деятельность педагога и ученика в ходе передачи социального опыта человечества в процессе обучения. Этот компонент реализуется определенными методами, средствами и организованными формами обучения.
  5.  Контрольно-регулировочный компонент – обеспечивает обратную связь, является средством корректировки и регулировки процесса обучения. Реализуется он в деятельности учителя и ученика. Например, ученик выполняет работу над ошибками, повторяет, готовится к занятиям и т.д.
  6.  Оценочно-результативный компонент – оценка результатов обучения и соответствия их поставленным учебно-воспитательным задачам.

Все компоненты процесса обучения связаны между собой.

3. Основы деятельности учителя и учащихся в процессе обучения.

Основным назначением деятельности учителя в процессе обучения является управление познавательной деятельностью учащихся по усвоению учебного материала. Современная дидактика определяет учителя как организатора активной деятельности самих учеников по усвоению ЗУН. Это так называемый деятельностный подход к обучению.

Деятельность учителя как управленческая складывается из следующих элементов:

  •  планирование – составление календарно-тематических и поурочных планов. Обычно при этом учитель пользуется разработками из методических  пособий и журналов;
  •  организация работы учителя – состоит из подготовительного и исполнительного этапов, в ходе которых учитель готовит наглядность, классную доску, дидактические материалы, ТСО, решает задачи, подбирает литературу (подготовительный этап); организует и осуществляет процесс обучения (исполнительный этап);
  •  организация работы учеников – складывается из постановки цели и задач урока, создании благоприятных условий, инструкции о способах деятельности, своевременное оказание помощи и организация взаимопомощи;
  •  стимулирование активности учеников – это необходимо делать для привлечения внимания к теме, побуждения любознательности и интереса, индивидуализация и дифференциация. Стимулирование необходимо вести как в начале урока, так и по его ходу, и особенно во 2 части, когда у учащихся наступает утомление. Включение учащихся в постоянную деятельность: отвечают, проговаривают, объясняют, анализируют, классифицируют, обобщают.
  •  текущий контроль и коррекция – контроль выполняет функцию обратной связи и осуществляется путем наблюдения за деятельностью детей и их ответами на вопросы, индивидуальное собеседование, письменные опросы, организация взаимопомощи и взаимоконтроля. При этом необходимо выявлять типичные недостатки, ошибки, затруднения, чтобы принимать меры к их предупреждению.
  •  анализ результатов – ими завершается цикл преподавания и его надо проводить на каждом этапе обучения. При этом необходимо определить уровень формирования умения и навыков, изучать причины пробелов в ЗУН, намечать меры помощи слабым ученикам в усвоении нового материала, выявлять и исправлять недостатки, подведение общего итога работы.

Деятельность ученика в процессе обучения состоит из следующих основных элементов:

  1.  принятие учебных задач и плана деятельности, предложенного учителем, самопланирование;
  2.  осуществление учебных действий;
  3.  регулирование и коррекция своей учебной деятельности под влиянием контроля со стороны учителя или самоконтроля;
  4.  анализ результатов учебной деятельности: может осуществляться как руководством учителя, так и в ходе самоконтроля и взаимоконтроля (обменяйтесь тетрадями и помогите друг другу проверить написанное, внимательно слушайте ответ товарища и постарайтесь заметить, все ли правильно он сказал – такая установка формирует навык взаимоконтроля).

Процесс обучения надо выстраивать так, чтобы ориентировать его на зону ближайшего развития личности, то есть не на существующий актуальный уровень развития, а несколько более высокий уровень (ближайшего  развития), которого ученик может и должен достичь.

Структура процесса усвоения информации.

  •  чувственное познание («живое созерцание»)
    •  абстрактное мышление (понимание, осмысление, обобщение)
    •  применение знаний (практика)

В основе чувственного познания лежат первичные познавательные процессы: ощущение и восприятие.

Восприятие учебного материала: при организации восприятия как целенаправленной деятельности необходимо исходить из того, что наибольшей пропускной способностью обладает зрительный анализатор. На восприятие информации в процессе обучения оказывают влияние многие факторы (психическое состояние учащегося, его интересы, направленность, день недели, часы занятий и др.). Содержание восприятия зависит и от поставленной перед учеником задачи, мотивов его деятельности и установок, эмоций, которые могут изменять содержание восприятия.

Понимание сообщаемой информации: в основе понимания лежит установление связей между новым материалом и раннее изученным, что, в свою очередь, является основанием для более глубокого осмысления учебного материала.

Осмысление изучаемой информации: требует задействования общеучебных умений и навыков, опирающихся на такие приемы умственной деятельности, в основе которых лежат сложные мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, сопоставление и т.д.

Осмысление учеб.материала сопровождается формированием у школьника определенных отношений к нему, понимания его социального, практического значения и личностной значимости. Осмысление перерастает в процесс обобщения знаний.

Обобщение характеризуется выделением и систематизацией общих существенных признаков предметов и явлений. В школе обобщению уделяется недостаточно внимания.

Закрепление необходимо для прочного запоминания учебного материала.

Применение знаний может осуществляться в различных формах и видах деятельности в зависимости от специфики содержания изучаемого материала.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

23858. Оды 16.41 KB
  Первая ода Ломоносова На взятие Хотина 1739 посвящена победе над турками. Полная мифология российской истории разворачивается в одах посвящённых императрице Елисавете Петровне. Хотя по временам Он насылает на неё Свой гневно затем переменяет его на милость: Я в гневе Россам был ТворецНо ныне паки им Отец Ода 1742 г. Бог как и в прежних одахсокрушает злобу разрушая умыслы врагов России там же и в других местах.
23859. Повесть о Горе и Злочастии, как Горе-Злочастие довело молодца во иноческий чин 13.93 KB
  Молодец же пытается жить своим умом а объясняет автор это желание тем что молодец был в то время се мал и глуп не в полном разуме и несовершенен разумом.Хозяевам нравится что молодец ведёт себя по писанному учениюто есть так как и учили его родители.Но молодец кручинится а после признаётся при всех в том что ослушался родителей и спрашивает совета как жить на чужой стороне. Молодец слушается ГореЗлочастие пропивает все деньги и только после этого спохватывается и пытается избавиться от своего спутника ГоряЗлочастия.
23860. Повесть о Петре и Февронии Муромских 15.5 KB
  Змий рассказал княгине что смерть его будет от Петрова плеча от Агрикова меча. У князя был брат по имени Петр. Однажды Петр пришел к брату.
23861. Повесть о разорении Рязани Батыем 14.34 KB
  Через два года после перенесения иконы Николы Чудотворца на Русь приходит безбожный царь Батый. Батый посылает послов к рязанскому князю Юрию Ингоревичу предлагая следующие условия: рязанский князь сразу же отдаст по десятой части всего земли людей богатств. Безбожный царь Батый был льстив и немилостив.Узнав от одного предателя рязанского вельможи что у самого Федора Юрьевича есть красавица жена Батый обращается к нему с такимпредложением.
23862. Сказание о Дракуле воеводе 16.23 KB
  который за свою жестокость имел прозвище ЦепешСажатель на кол и Дракула Дракон. Был на Мунгьянской земле область Румынии восточная часть Валахиивоевода христианин греческой веры имя его повалашски Дракулаа понашему Дьявол. Дракула спросил их почему так поступили такое бесчестье ему нанесли. Дракула воздал послу тому пышные почести показал ему своё богатство сказав что не только готов платить дань царюно со всем воинством готов пойти к нему на службу.
23863. Слово о походе Игоревом, Игоря, сына Святославова, внука Ольгова 17.03 KB
  В самом начале Игорева похода случилось затмение солнца но князь пренебрег этим дурным знамением: все превозмогла жажда искусить Дона Великого.И начали князья про малое говорить: Это великое и сами на себя крамолу ковать. Великая печаль настала по всей русской земле: Игорькнязь погубил то чего добился отец его Святослав Ольгович пленивший половецкого хана Кобяка. А киевский князь Святослав видел смутный сон: одевали его черным покрывалом на кровати тисовой черпали синее вино с горем смешанноесыпали пустыми колчанами крупный...
23864. Специфика древнерусской литературы (ДРЛ) и этапы развития. 11-17 века 34.5 KB
  Время перехода от средневекового типа литературы к новому. Характеризуется появлением новых жанров и нового понимания задач литературы. Условия возникновения письменной литературы: письменность крещение Руси.
23865. Хождение за три моря 16.74 KB
  Купцов предупреждают что караван подстерегают татары.Хасанбек дает подарки осведомителям чтобы они провели их безопасным путем. В Дербенте Афанасий просит помощи у Василия Панина который благополучно дошел до Каспия и Хасанбека чтоб заступились за людейзахваченных в плен и вернули товары. Считалось то что пришло с моря собственность владельца побережья.
23866. Основные особенности древне-русской литры 42 KB
  Литературный этикет слагается:из представлений о том как должен был совершаться тот или иной ход событийН: князь дб торжественен его конь не мб хромым он не может болетьиз представлений о том как дБ вести себя действующее лицо в соотв со своим положениемиз представлений о том какими словами должно описываться событие.Летопись дает историю госва содержит точные документальные сведения о князьях создает легитимность правомочность власти подтверждает власть.Легенда о призвании варягов: 3 брата старший Рюрик = все русские...