7698
Обучение как составная часть педагогического процесса. Сущность процесса обучения
Реферат
Педагогика и дидактика
Обучение как составная часть педагогического процесса. Сущность процесса обучения. План Понятие о процессе обучения. Функции процесса обучения структура процесса обучения. Основы деятельности учителя и учащихся в процессе обучения...
Русский
2013-01-27
55.5 KB
52 чел.
Сущность процесса обучения.
План
1 Понятие о процессе обучения.
Процесс обучения это целенаправленное взаимодействие учителя и ученика по решению задач образования, часть педагогического процесса.
Синонимом процесса обучения является учебный процесс.
Процесс обучения включает в себя 2 составляющие: преподавание (деятельность учителя в ходе обучения) и учение (деятельность ученика).
Процесс обучения характеризуется следующими признаками:
В процессе обучения происходит образование, воспитание и развитие ребенка. Все эти понятия тесно связаны между собой. Существует термин учебно-воспитательный процесс. Главное в этом термине учение, а воспитание приложение. Ш.А.Амонашвили предлагал использовать термин воспитательно-учебный процесс, ставя на первое место понятие воспитание. Амонашвили считает, что ребенок должен стать сначала человеком, а затем его нужно обучать. До Л.С.Выготского существовало мнение: обучаясь и воспитываясь, ребенок развивается. Л.С.Выготский считает, что так происходит не всегда. Он утверждал, чтобы ребенок развивался, обучение и воспитание должны идти впереди развития. Эти мысли Л.С.Выготский подкрепил созданием теории о двух зонах развития: актуального и ближайшего развития. Зона актуального развития те учебные навыки, которые ребенок может использовать без помощи учителя, самостоятельно. Зона ближайшего развития те учебные навыки, которые ребенок пока еще выполняет с помощью учителя, родителей. В обучении нужно ориентироваться на зону ближайшего развития.
Движущие силы процесса обучения: центральным противоречием, внутренне присущим учебному процессу, является противоречие между возникающими у учеников под влиянием учителя потребностями в усвоении определенных ЗУН и реальными возможностями по удовлетворению этих потребностей.
Специально организованное обучение ускоряет индивидуальное развитие ребенка: оно идет быстрее, шире, лучше, чем вне обучения. Вне обучения нельзя самостоятельно усвоить систему научных знаний.
Обучение имеет двусторонний характер это совместная деятельность ученика и деятельность учителя. Именно благодаря деятельности учителя процесс обучения становится управляемым и контролируемым процессом.
2 Функции процесса обучения; структура процесса обучения.
Функции процесса обучения:
Образовательная это сообщение, закрепление ЗУН; содержанием этой функции являются ЗУН по учебным предметам. Учащимся необходимо овладеть основами наук, получить представление о научной картине мира.
Воспитательная содержанием этой функции является формирование качеств личности в процессе обучения (нравственных, эстетических, патриотический, волевых), мировоззрения. Например, чувство долга, ответственности, самостоятельности, трудолюбия, интерес к учению.
Развивающая содержанием этой функции является умственное развитие учащихся, развитие и формирование познавательных качеств личности (природных способностей, развитие мыслительных способностей, овладение мыслительными операциями: анализ, синтез, сравнение, обобщение и др.), которые необходимы для продуктивной творческой деятельности и для общего развития личности.
Компоненты процесса обучения:
Все компоненты процесса обучения связаны между собой.
3. Основы деятельности учителя и учащихся в процессе обучения.
Основным назначением деятельности учителя в процессе обучения является управление познавательной деятельностью учащихся по усвоению учебного материала. Современная дидактика определяет учителя как организатора активной деятельности самих учеников по усвоению ЗУН. Это так называемый деятельностный подход к обучению.
Деятельность учителя как управленческая складывается из следующих элементов:
Деятельность ученика в процессе обучения состоит из следующих основных элементов:
Процесс обучения надо выстраивать так, чтобы ориентировать его на зону ближайшего развития личности, то есть не на существующий актуальный уровень развития, а несколько более высокий уровень (ближайшего развития), которого ученик может и должен достичь.
Структура процесса усвоения информации.
В основе чувственного познания лежат первичные познавательные процессы: ощущение и восприятие.
Восприятие учебного материала: при организации восприятия как целенаправленной деятельности необходимо исходить из того, что наибольшей пропускной способностью обладает зрительный анализатор. На восприятие информации в процессе обучения оказывают влияние многие факторы (психическое состояние учащегося, его интересы, направленность, день недели, часы занятий и др.). Содержание восприятия зависит и от поставленной перед учеником задачи, мотивов его деятельности и установок, эмоций, которые могут изменять содержание восприятия.
Понимание сообщаемой информации: в основе понимания лежит установление связей между новым материалом и раннее изученным, что, в свою очередь, является основанием для более глубокого осмысления учебного материала.
Осмысление изучаемой информации: требует задействования общеучебных умений и навыков, опирающихся на такие приемы умственной деятельности, в основе которых лежат сложные мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, сопоставление и т.д.
Осмысление учеб.материала сопровождается формированием у школьника определенных отношений к нему, понимания его социального, практического значения и личностной значимости. Осмысление перерастает в процесс обобщения знаний.
Обобщение характеризуется выделением и систематизацией общих существенных признаков предметов и явлений. В школе обобщению уделяется недостаточно внимания.
Закрепление необходимо для прочного запоминания учебного материала.
Применение знаний может осуществляться в различных формах и видах деятельности в зависимости от специфики содержания изучаемого материала.
А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать | |||
5474. | Понятие о доказательной медицине. Основы теории вероятностей | 76 KB | |
Понятие о доказательной медицине. Основы теории вероятностей. Разновидность лекции: аудиторная. Методы обучения: Время: 2 (час.) Значение темы лекцииблагодаря развитию доказательной медицины и информационных технологий появилась возможность ос... | |||
5475. | Сырьё, вода и энергия в промышленности | 432.5 KB | |
Сырьё, вода и энергия в промышленности. План: Промышленные сырьевые ресурсы, их характеристика. Вода в промышленности. Производство и потребление энергии. Основные тенденции развития энергетики РФ на рубеже 21 века. Сырьевая база и структу... | |||
5476. | Коммутация в цифровых сетях | 532.5 KB | |
Коммутация в цифровых сетях Для предприятий малого и среднего бизнеса коммуникации на основе передачи данных, голоса и видео является критически важной составляющей ведения бизнеса. Следовательно, правильно спроектированная ЛВС (LAN) - это фунд... | |||
5477. | Історія економіки та економічної думки. Конспект лекцій | 999.5 KB | |
Історія економіки та економічної думки Предмет курсу, метод та функції Економічне життя суспільства є надзвичайно багатогранним. Його вивчає система економічних наук, яка об'єднує науки про загальні закони економічного розвитку, галузеві економ... | |||
5478. | Общая характеристика стратегического управления | 64 KB | |
Общая характеристика стратегического управления Значение стратегического управления в общем менеджменте. Основные этапы развития менеджмента. Содержание и характеристика стратегического менеджмента. Значение стратегического у... | |||
5479. | Теория предела. Числовые последовательности. | 227.5 KB | |
Теория предела. Числовые последовательности. Функция, заданная на множестве натуральных чисел, называется числовой последовательностью. Т.е., если каждому натуральному числу n поставлено в соответствие определенное число, то говорят, что зада... | |||
5480. | Информационно-коммуникационные сети. Курс лекций | 2.23 MB | |
Инфо-коммуникационные сети Лекция 1. Сети связи, их характеристики, место корпоративных сетей В соответствии с ФЗ О связи сеть связи – это технологическая система, включающая в себя средства и линии связи. В научной литературе дается др... | |||
5481. | Особенности организации труда | 77.5 KB | |
Теоретические основы организации труда. Основные понятия организации труда. Организация труда или организационные отношения - это форма, в которой реализуются экономические результаты трудовой деятельности. Поэтому организация труда... | |||
5482. | Анатомо-физиологические особенности и морфофункциональное обеспечение двигательной активности детей | 102.5 KB | |
Анатомо-физиологические особенности и морфофункциональное обеспечение двигательной активности детей План Закономерности роста и развития детей Анатомо-физиологические особенности Внутриутробное развитие двигательной активности... | |||