7698

Обучение как составная часть педагогического процесса. Сущность процесса обучения

Реферат

Педагогика и дидактика

Обучение как составная часть педагогического процесса. Сущность процесса обучения. План Понятие о процессе обучения. Функции процесса обучения структура процесса обучения. Основы деятельности учителя и учащихся в процессе обучения...

Русский

2013-01-27

55.5 KB

53 чел.

Обучение как составная часть педагогического процесса.

Сущность процесса обучения.

План

  1.  Понятие о процессе обучения.
  2.  Функции процесса обучения; структура процесса обучения.
  3.  Основы деятельности учителя и учащихся в процессе обучения.

1 Понятие о процессе обучения.

Процесс обучения – это целенаправленное взаимодействие учителя и ученика по решению задач образования, часть педагогического процесса.

Синонимом процесса обучения является учебный процесс.

Процесс обучения включает в себя 2 составляющие: преподавание (деятельность учителя в ходе обучения) и учение (деятельность ученика).

Процесс обучения характеризуется следующими признаками:

  •  наличием специальной организованной совместной деятельности учащихся и учителя по определенному плану;
  •  единством двустороннего процесса преподавания и учения;
  •  руководящей ролью со стороны учителя;
  •  управление процессом познавательной деятельности и формированием ЗУН, качеств личности обучаемых.

В процессе обучения происходит образование, воспитание и развитие ребенка. Все эти понятия тесно связаны между собой. Существует термин учебно-воспитательный процесс. Главное в этом термине – учение, а воспитание – приложение. Ш.А.Амонашвили предлагал использовать термин воспитательно-учебный процесс, ставя на первое место понятие воспитание. Амонашвили считает, что ребенок должен стать сначала человеком, а затем его нужно обучать. До Л.С.Выготского существовало мнение: обучаясь и воспитываясь, ребенок развивается. Л.С.Выготский считает, что так происходит не всегда. Он утверждал, чтобы ребенок развивался, обучение и воспитание должны идти впереди развития. Эти мысли Л.С.Выготский подкрепил созданием теории о двух зонах развития: актуального и ближайшего развития. Зона актуального развития – те учебные навыки, которые ребенок может использовать без помощи учителя, самостоятельно. Зона ближайшего развития – те учебные навыки, которые ребенок пока еще выполняет с помощью учителя, родителей. В обучении нужно ориентироваться на зону ближайшего развития.

Движущие силы процесса обучения: центральным противоречием, внутренне присущим учебному процессу, является противоречие между возникающими у учеников под влиянием учителя потребностями в усвоении определенных ЗУН и реальными возможностями по удовлетворению этих потребностей.

Специально организованное обучение ускоряет индивидуальное развитие ребенка: оно идет быстрее, шире, лучше, чем вне обучения. Вне обучения нельзя самостоятельно усвоить систему научных знаний.

Обучение имеет двусторонний характер – это совместная деятельность ученика и деятельность учителя. Именно благодаря деятельности учителя процесс обучения становится управляемым и контролируемым процессом.

2  Функции процесса обучения; структура процесса обучения.

Функции процесса обучения:

  •  образовательная;
  •  воспитательная;
  •  развивающая.

Образовательная – это сообщение, закрепление ЗУН; содержанием этой функции являются ЗУН по учебным предметам. Учащимся необходимо овладеть основами наук, получить представление о научной картине мира.

Воспитательная – содержанием этой функции является формирование качеств личности в процессе обучения (нравственных, эстетических, патриотический, волевых), мировоззрения. Например, чувство долга, ответственности, самостоятельности, трудолюбия, интерес к учению.

Развивающая – содержанием этой функции является умственное развитие учащихся, развитие и формирование познавательных качеств личности (природных способностей, развитие мыслительных способностей, овладение мыслительными операциями: анализ, синтез, сравнение, обобщение и др.), которые необходимы для продуктивной творческой деятельности и для общего развития личности.

Компоненты процесса обучения:

  1.  Целевой компонент определяется требованиями программы с учетом уровня развития учащихся. Он предполагает осознание целей и задач изучения (урока, темы, предмета) учащимися. Начинать урок следует с постановки цели и задач обучения, разъяснить их. Все учащиеся должны осознать свою учебную задачу.
  2.  Стимулирующе-мотивационный компонент служит для стимулирования интереса и положительных мотивов учения, потребности решать поставленные задачи. Осуществляется учителем в ходе обучения с использованием различных методов и средств.
  3.  Содержательный компонент определяется учебными планами, программами, учебниками и конкретным уроком.
  4.  Операционно - деятельный компонент – деятельность педагога и ученика в ходе передачи социального опыта человечества в процессе обучения. Этот компонент реализуется определенными методами, средствами и организованными формами обучения.
  5.  Контрольно-регулировочный компонент – обеспечивает обратную связь, является средством корректировки и регулировки процесса обучения. Реализуется он в деятельности учителя и ученика. Например, ученик выполняет работу над ошибками, повторяет, готовится к занятиям и т.д.
  6.  Оценочно-результативный компонент – оценка результатов обучения и соответствия их поставленным учебно-воспитательным задачам.

Все компоненты процесса обучения связаны между собой.

3. Основы деятельности учителя и учащихся в процессе обучения.

Основным назначением деятельности учителя в процессе обучения является управление познавательной деятельностью учащихся по усвоению учебного материала. Современная дидактика определяет учителя как организатора активной деятельности самих учеников по усвоению ЗУН. Это так называемый деятельностный подход к обучению.

Деятельность учителя как управленческая складывается из следующих элементов:

  •  планирование – составление календарно-тематических и поурочных планов. Обычно при этом учитель пользуется разработками из методических  пособий и журналов;
  •  организация работы учителя – состоит из подготовительного и исполнительного этапов, в ходе которых учитель готовит наглядность, классную доску, дидактические материалы, ТСО, решает задачи, подбирает литературу (подготовительный этап); организует и осуществляет процесс обучения (исполнительный этап);
  •  организация работы учеников – складывается из постановки цели и задач урока, создании благоприятных условий, инструкции о способах деятельности, своевременное оказание помощи и организация взаимопомощи;
  •  стимулирование активности учеников – это необходимо делать для привлечения внимания к теме, побуждения любознательности и интереса, индивидуализация и дифференциация. Стимулирование необходимо вести как в начале урока, так и по его ходу, и особенно во 2 части, когда у учащихся наступает утомление. Включение учащихся в постоянную деятельность: отвечают, проговаривают, объясняют, анализируют, классифицируют, обобщают.
  •  текущий контроль и коррекция – контроль выполняет функцию обратной связи и осуществляется путем наблюдения за деятельностью детей и их ответами на вопросы, индивидуальное собеседование, письменные опросы, организация взаимопомощи и взаимоконтроля. При этом необходимо выявлять типичные недостатки, ошибки, затруднения, чтобы принимать меры к их предупреждению.
  •  анализ результатов – ими завершается цикл преподавания и его надо проводить на каждом этапе обучения. При этом необходимо определить уровень формирования умения и навыков, изучать причины пробелов в ЗУН, намечать меры помощи слабым ученикам в усвоении нового материала, выявлять и исправлять недостатки, подведение общего итога работы.

Деятельность ученика в процессе обучения состоит из следующих основных элементов:

  1.  принятие учебных задач и плана деятельности, предложенного учителем, самопланирование;
  2.  осуществление учебных действий;
  3.  регулирование и коррекция своей учебной деятельности под влиянием контроля со стороны учителя или самоконтроля;
  4.  анализ результатов учебной деятельности: может осуществляться как руководством учителя, так и в ходе самоконтроля и взаимоконтроля (обменяйтесь тетрадями и помогите друг другу проверить написанное, внимательно слушайте ответ товарища и постарайтесь заметить, все ли правильно он сказал – такая установка формирует навык взаимоконтроля).

Процесс обучения надо выстраивать так, чтобы ориентировать его на зону ближайшего развития личности, то есть не на существующий актуальный уровень развития, а несколько более высокий уровень (ближайшего  развития), которого ученик может и должен достичь.

Структура процесса усвоения информации.

  •  чувственное познание («живое созерцание»)
    •  абстрактное мышление (понимание, осмысление, обобщение)
    •  применение знаний (практика)

В основе чувственного познания лежат первичные познавательные процессы: ощущение и восприятие.

Восприятие учебного материала: при организации восприятия как целенаправленной деятельности необходимо исходить из того, что наибольшей пропускной способностью обладает зрительный анализатор. На восприятие информации в процессе обучения оказывают влияние многие факторы (психическое состояние учащегося, его интересы, направленность, день недели, часы занятий и др.). Содержание восприятия зависит и от поставленной перед учеником задачи, мотивов его деятельности и установок, эмоций, которые могут изменять содержание восприятия.

Понимание сообщаемой информации: в основе понимания лежит установление связей между новым материалом и раннее изученным, что, в свою очередь, является основанием для более глубокого осмысления учебного материала.

Осмысление изучаемой информации: требует задействования общеучебных умений и навыков, опирающихся на такие приемы умственной деятельности, в основе которых лежат сложные мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, сопоставление и т.д.

Осмысление учеб.материала сопровождается формированием у школьника определенных отношений к нему, понимания его социального, практического значения и личностной значимости. Осмысление перерастает в процесс обобщения знаний.

Обобщение характеризуется выделением и систематизацией общих существенных признаков предметов и явлений. В школе обобщению уделяется недостаточно внимания.

Закрепление необходимо для прочного запоминания учебного материала.

Применение знаний может осуществляться в различных формах и видах деятельности в зависимости от специфики содержания изучаемого материала.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

54121. ІНТЕЛЕКТУАЛЬНО – ТВОРЧА ГРА «ВАМ НАДІЙШОВ ЛИСТ…» 407 KB
  Маршак Пошта Інтелектуально творча гра починається з ранку Ранок: після ранкової лінійки й зарядки оголошується завдання для загонів. І перше завдання для вас це вікторина на найкраще знання вірша Пошта Вікторина 1. Але ваші творчі завдання допоможуть стати справжніми поштарями або хоча б трішечки спробувати. Перше завдання Скласти розрізаного листа і прочитати Друге творче завдання Представити поштову марку для своєї посилки і захистити ескіз Третє творче завдання Образ поштаря та його творчий захист Заключне творче завдання...
54122. Сценарій позаурочного заходу для 5 класу «Різнобарвна книга життя і творчості Маршака» 88.5 KB
  Крім того запропоновані у сценарії твори Маршака дають змогу відпрацьовувати прийоми художнього читання віршів допомагають розвиткові естетичного чуття учнів. Сценарій позаурочного заходу для 5 класу Різнобарвна книга життя і творчості Маршака Мета: закріпити уявлення про багатогранність таланту Самуїла Яковича Маршака дати знання про основні віхи його біографії розвивати творче сприйняття художньої літератури естетичний смак прищеплювання навички вдумливого прочитання поезії і виразного виконання виховувати духовну культуру...
54123. Самомасаж та сучасні методи корекції, оздоровлення та загартування дітей дошкільного віку 38 KB
  Розвивати гнучкість спритність навички самомасажу а також слухову рухову зорову пам'ять мовленнєве дихання. А щоб з нами цього не трапилося ми будемо виконувати точковий масаж який допоможе стати вам здоровими. Почнемо масаж з носика: аВказівні пальчики поставили в ямочки які знаходяться під носиком і робимо кругові рухи.
54124. Машинобудування. Загальна характеристика. Важке та транспортне машинобудування 34.5 KB
  Мета: сформувати знання про значення місце машинобудування у господарстві держави його галузеву і територіальну структуру; пояснити чинники розміщення підприємств галузі; формувати навички роботи з економічними картами; виховувати економічну культуру та економічне мислення Очікувані результати: учень називає галузевий склад машинобудування; пояснює роль галузі в господарстві держави; характеризує галузі машинобудування та чинники їх розміщення; показує на карті великі центри окремих галузей...
54125. Масленица 402 KB
  Ход праздника Масленица - это проводы зимы встреча весны. 1 чтец К нам сюда скорее просим приходи честной народ Фейерверки зажигайте всех нас масленица ждёт 2 чтец Люди Велено до вас довести такой указ: Заготовленный самой нашей матушкой-зимой 1 чтец Каждый год сего числа как гласит указник Людям города села выходить на праздник Чтецы хором Спешите увидеть спешите смотреть спешите скорее на праздник успеть Колокольный звон Скоморох 1. Что встречает масленица Весну А что провожает Зиму Что является символом масленицы...
54126. Масляна. Сценарій виховного заходу 67 KB
  Святково одягнені в українські національні костюми діти збираються в рекреаційній залі школи. Починається дійство Діти стукають у двері Зими але ніхто не відповідає. Як же нам бути Чи підкоримось Зимі Чи не злякались ви її погроз Знаєте діти мені стало сумно від думки що я ніколи не побачу як пробуджується наша Матінка Земля від довгого зимового сну як зеленітимуть її луки горбочки. А ви діти хочете щоб на землі завжди була зима Діти: Ні не хочемо Ведуча: То що ж нам робити Може будемо штурмом брати цю фортецю і...
54127. Активізація пізнавальної діяльності при викладанні дисципліни «Автомобільні перевезення» з використанням інтерактивних технологій навчання 242.5 KB
  Однією з умов запоруки успіху в підготовці конкурентоспроможних фахівців є застосування інтерактивних форм навчання з метою активізації пізнавальної діяльності студентів. У Донецькому індустріальному технікумі широко застосовуються інтерактивні навчальні технології які забезпечують інтенсифікацію...
54128. МОДЕЛЮВАННЯ СУЧАСНОГО ЕФЕКТИВНОГО УРОКУ УКРАЇНСЬКОЇ ЛІТЕРАТУРИ 190.5 KB
  У застосуванні методів навчання треба бути обережним інакше ефективний урок може перетворитися на ефектний. Павленко Питання моделювання ефективного уроку є надзвичайно актуальним для сучасних педагогів що працюють в умовах особистісно орієнтованого підходу запроваджують інноваційні технології.Опрацювати методи і прийоми що...
54129. Хто працює, той і має. Майстер-клас 351.5 KB
  Українська мова Корінь слова. Спільнокореневі слова. формувати в учнів уявлення про спільнокореневі слова корінь на основі споріднених слів; розвивати вміння виділяти споріднені слова виділяти спільну частину; збагачувати словниковий запас учнів; розвивати вміння спостерігати аналізувати зіставляти; виховувати акуратність уважність у роботі. Які виросли паростки діти називають Що спільного з словом лісце корінь тому вони і називаються спільнокореневі слова.